Герма (Ксенакис)
«Герма» (от греческого ἕρμα «связка, основа») — пьеса для фортепиано соло , написанная Яннисом Ксенакисом в 1961 году. Продолжительностью около десяти минут. [1] он основан на формулировке алгебраических уравнений булевой алгебры , а также является примером того, что Ксенакис называл символической музыкой.
Состав
[ редактировать ]«Герма» стала первым крупным произведением композитора для фортепиано. Он был написан после визита в Японию в 1961 году, где Ксенакис подружился с пианистом и композитором Юдзи Такахаси . Ксенакис завершил произведение по возвращении в Париж и посвятил его Такахаши, премьера которого состоялась 2 февраля 1962 года. Впечатление пианиста от этого концерта заключалось в том, что произведение «вызвало у одних волнение и удивление, у других - боль». [2]
Булева алгебра — основной математический принцип, лежащий в основе Herma . [3] Ксенакис определяет несколько наборов тонов и приступает к применению к ним различных логических операций . Результаты включаются в музыку с использованием последовательностей и комбинаций различных наборов. Стохастические процедуры используются для выбора порядка и места нот внутри каждого набора. [4]
охарактеризовала это произведение Пианистка и критик Сьюзан Брэдшоу как «[заслуживающее] звание самого сложного фортепианного произведения из когда-либо написанных» из-за его чрезвычайного темпа. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бузи и Хоукс .
- ^ Харли 2004 , 26.
- ^ Чунг 2003 , 33.
- ^ Харли 2004 , 27.
- ^ Брэдшоу 1972 , 349.
Источники
- Бузи и Хоукс . «Ксенакис, Яннис – Герма (1960–61)» .
- Брэдшоу, Сьюзен (1972). «Двадцатый век». Мэтьюз, Денис (ред.). Клавиатурная музыка . Пингвин. ISBN 0-14-021250-7 . OCLC 16196425 .
- Чунг, Иммин (2003). Математические и архитектурные концепции, проявленные в фортепианной музыке Янниса Ксенакиса (DMA). Остин: Техасский университет. HDL : 2152/511 .
- Харли, Джеймс . 2004. Ксенакис: Его жизнь в музыке . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-97145-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хилл, Питер . 1975. «Ксенакис и исполнитель». Темп 112:17–22.
- Монтегю, Юджин. 1995. «Пределы логики: структура и эстетика в Герме Ксенакиса ». Магистерская диссертация. Амхерст: Массачусетский университет в Амхерсте. Исследование на основе диссертации, доступной в Интернете.
- Севретт, Дэниел. 1973. «Статистическое исследование Гермы». [ нужна полная цитата ] Диссертация, Школа певцов. (на французском языке)
- Соломос, Макис . «О ранних произведениях (1953–69) И. Ксенакиса». [ нужна полная цитата ] Диссертация, Парижский университет. (на французском языке)
- Сквиббс, Рон. 1996. «Аналитический подход к музыке Янниса Ксенакиса». [ нужна полная цитата ] Диссертация. Нью-Хейвен: Йельский университет.
- Свард, Розали. 1981. «Исследование математических систем, использованных в избранных сочинениях Милтона Бэббита и Янниса Ксенакиса». [ нужна полная цитата ] Диссертация. Эванстон: Северо-Западный университет.
- Ванамейкер, Роберт. 2001. «Структура и восприятие Гермы Янниса Ксенакиса» . Теория музыки онлайн 7/3.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео на YouTube , Антон Герценберг, Фестиваль Музыкальной Академии Киджиана , 2019 , Сиена
- Анимированный звук на YouTube, [Мартин фон дер Хейдт, 2009]