Реляционный вид
В менеджменте реляционная точка зрения Джеффри Х. Дайера и Харбира Сингха представляет собой теорию, рассматривающую сети и диады фирм как единицу анализа для объяснения реляционной ренты, т.е. превосходной производительности отдельной фирмы, генерируемой внутри этой сети/диады. [1] Позднее эта точка зрения была расширена Лави (2006). [2]
Сравнение с другими теориями
[ редактировать ]Реляционное представление дополняет существующие представления. В то время как взгляд на структуру отрасли объясняет высокую прибыльность, связанную с принадлежностью фирмы к отрасли с особыми структурными характеристиками, [3] а подход, основанный на ресурсах, объясняет высокую прибыль при неоднородности фирм. [4] [5] [6] [7] реляционная точка зрения утверждает, что своеобразные межфирменные связи являются источником реляционной ренты. [1]
Относительная рента
[ редактировать ]Дайер и Сингх определяют реляционную ренту как «сверхнормальную прибыль, совместно получаемую в отношениях обмена, которая не может быть получена ни одной фирмой в отдельности и может быть создана только за счет совместных идиосинкразических вкладов конкретных партнеров по альянсу». [8] Достижение ренты подвержено реляционному риску. [9] Более поздние исследования показали, что компании принимают реляционную стратегическую ориентацию и разрабатывают стратегии для создания и извлечения реляционной ренты. [10]
Источники реляционной ренты
[ редактировать ]Дайер и Сингх предлагают четыре источника реляционной ренты:
- активы, специфичные для отношений,
- процедуры обмена знаниями,
- дополнительные ресурсы/возможности и
- эффективное управление.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дайер Дж. Х., Сингх Х. (1998): Реляционный взгляд: стратегия сотрудничества и источники межорганизационного конкурентного преимущества. Обзор Академии менеджмента, Vol. 23, стр. 660–679.
- ^ Лави, Д. (2006): Конкурентное преимущество взаимосвязанных фирм: расширение взгляда, основанного на ресурсах. Обзор Академии менеджмента, Vol. 31, стр. 638–658.
- ^ Портер, Мэн (1980): Конкурентная стратегия. Нью-Йорк.
- ^ Румелт, Р.П. (1984): На пути к стратегической теории фирмы. В: Р.Б. Лэмб (ред.): Конкурентный стратегический менеджмент. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси. стр. 556-571.
- ^ Румелт, Р.П. (1991): Насколько важна промышленность? Журнал стратегического менеджмента, Vol. 12, стр. 167-185.
- ^ Вернерфельт, Б. (1984): Взгляд на фирму, основанный на ресурсах. Журнал стратегического менеджмента, Vol. 5, стр. 171-180.
- ^ Барни, Дж. Б. (1991): Надежные ресурсы и устойчивое конкурентное преимущество. Журнал менеджмента, Vol. 17, стр. 99-120.
- ^ Дайер, Джеффри Х.; Сингх, Харбир (1998). «Реляционный взгляд: стратегия сотрудничества и источники межорганизационного конкурентного преимущества». Обзор Академии менеджмента . 23 (4). Академия управления: 662. doi : 10.2307/259056 . ISSN 0363-7425 . JSTOR 259056 .
- ^ Климчак, Кароль Марек; Маховяк, Войцех; Шачмурове, Йоханан; Станец, Ивона (28 августа 2020 г.). «Воспринимаемый совместный риск на малых и средних технологических предприятиях». Журнал управления малым бизнесом . 61 (2). Информа UK Limited: 540–559. дои : 10.1080/00472778.2020.1799305 . ISSN 0047-2778 . S2CID 225238339 .
- ^ Закшевская-Белявская, Агнешка (21 мая 2018 г.). «Признание содержания реляционной стратегии: взгляд с точки зрения менеджеров» . Евразийское Бизнес Обзор . 9 (2). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 193–211. дои : 10.1007/s40821-018-0109-9 . ISSN 1309-4297 .