Воскресший Христос (Микеланджело, Санта-Мария-сопра Минерва)
Христос, несущий крест | |
---|---|
Английский: Христос Минервы | |
Художник | Микеланджело |
Год | 1519–1521 |
Тип | Мрамор |
Размеры | 205 см (81 дюйм) |
Расположение | Санта-Мария-сопра-Минерва , Рим. |
Предшественник | Крадущийся мальчик |
С последующим | Брут (Микеланджело) |
Воскресший Христос , Кристо делла Минерва по-итальянски, также известный как Христос-Искупитель или Христос, несущий крест , — мраморная скульптура итальянского Высокого Возрождения мастера Микеланджело , законченная в 1521 году. Она находится в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме. , слева от главного алтаря.
Работа была заказана в июне 1514 года римским патрицием Метелло Вари, который оговорил только то, что стоящая обнаженная фигура будет держать крест на руках, но полностью оставил композицию Микеланджело. [1] Микеланджело работал над первой версией этой статуи в своей мастерской в Маселло деи Корви около 1515 года, но отказался от нее в черновом виде, когда обнаружил черную прожилку в белом мраморе, о которой заметил Вари в письме, а затем и Улиссе Альдрованди . [2] Новая версия была спешно заменена в 1519–1520 годах для выполнения условий договора. Микеланджело работал над ним во Флоренции , а переезд в Рим и последние штрихи были поручены ученику Пьетро Урбано ; последний, однако, повредил работу, и его пришлось быстро заменить Федерико Фриззи по предложению Себастьяно дель Пьомбо . [3]
Первую версию, какой бы грубой она ни была, попросил Метелло Вари, и она была вручена ему в январе 1522 года для небольшого садового дворика его палаццетто возле Санта-Мария-сопра-Минерва, Come suo grandissimo onore, Come fosse d'oro, что переводится как « Как его величайшая честь, словно из золота», «знак уважения, которым пользовался Микеланджело». Там он и остался, описанный Альдрованди в 1556 году. [а] и в некоторых современных письмах отмечалось, что он, по-видимому, был выставлен на продажу в 1607 году, после чего он был совершенно потерян из виду. В 2000 году Ирен Балдрига признала утерянную первую версию, законченную в начале семнадцатого века, в ризнице церкви Сан-Винченцо Мартире в Бассано-Романо недалеко от Витербо ; на левой щеке Христа отчетливо различима черная жилка. [2] Сейчас его часто называют Христом Джустиниани . Части, законченные позже, — это «правая рука, части лица и спины». [4] : 51
Несмотря на все эти проблемы, вторая версия произвела впечатление на современников. Себастьяно дель Пьомбо заявил, что одни только колени достойны большего, чем весь Рим, что Уильям Уоллес назвал «одной из самых любопытных похвал, когда-либо воспетых в адрес произведения искусства». [5] Христос изображен Микеланджело обнаженным в стоячей позе. Половые органы Христа обнажаются, чтобы показать, что его сексуальность не испорчена похотью и полностью контролируется его волей, чтобы в своем воскресшем теле он показал свое торжество как над грехом, так и над смертью. [6] В 1546 году была добавлена плавающая бронзовая набедренная повязка, которая скрывает гениталии от глаз. [7]
Нога согнута, а голова повернута назад по принципу контрапоста . По сравнению с первой версией, более активная поза позволяет получить более разнообразные впечатления, когда статую рассматривают под разными углами, «не только активизируя пространство вокруг себя, но и предполагая разворачивающуюся историю». Первая версия была выставлена в Национальной галерее в Лондоне в 2017 году в той же комнате, что и слепок второй версии, рисунки к ней и письмо, относящееся к ней. [4] : 49–55
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ in una corticella или un orticello , «в маленьком дворике или маленьком саду»: Альдрованди, Delle Statue antica, che по всему Риму, в разных местах и домах (Венеция, 1556 г.)
- ^ Балдрига 2000 , с. 740: «в том отношении, которое кажется упомянутому Микеланджело» ,
- ^ Jump up to: а б Балдрига 2000 , стр. 740–745.
- ^ «Микеланджело Буонарроти» . Интернет-галерея искусств . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Выставка Микеланджело и Себастьяно» . Национальная галерея, Лондон . 25 июня 2017 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Уоллес 1997 , с. 1251: « Потому что дзеноккии стоят больше, чем тот человек, который не стоит всего Рима », цитируя Себастьяно.
- ^ Стейнберг 2014 , с. 146.
- ^ Ставракопулу, Франческа (2021). Бог: Анатомия (1-е изд.). Лондон: Пикадор. ISBN 978-1-5098-6734-9 .
- Балдрига, Ирен (декабрь 2000 г.). «Первая версия Христа Микеланджело для Санта Марии сопра Минервы» . Журнал Берлингтон . 142 (1173): 740–745. ISSN 0007-6287 . Проверено 3 ноября 2017 г.
- Стейнберг, Лео (2014). Сексуальность Христа в искусстве Возрождения и в современном забвении . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-22631-6 .
- Уоллес, Уильям Э. (1997). «Воскресший Христос Микеланджело». Журнал шестнадцатого века . 28 (4): 1251–1280. дои : 10.2307/2543577 . ISSN 0361-0160 . JSTOR 2543577 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с «Кристо Спасителем» работы Микеланджело (Рим) на Викискладе?