Фантастический концерт
Concerto Fantastique — оркестровое произведение в четырёх частях американского композитора Ральфа Шейпи . Произведение было заказано Чикагским симфоническим оркестром , впервые исполнившим произведение под управлением композитора 21 ноября 1991 года. [1] Он стал финалистом Пулитцеровской премии в области музыки 1992 года . [2] [3]
Состав
[ редактировать ]Concerto Fantasticique длится около часа и состоит из четырех частей :
- Вариации
- Элегия
- Интерлюдия
- Рондо
Первая часть, «Вариации», посвящена Чикагскому университету . [4] в котором Шейпи работал на факультете с середины 1960-х годов до выхода на пенсию в 1991 году. [5] Вторая часть, «Элегия», посвящена покойному филантропу из Чикаго Полу Фромму . Две последние части, «Интермеццо» и «Рондо», посвящены Чикагскому симфоническому оркестру. [4]
Шейпи описал процесс сочинения, отметив: «Я начал писать концерт, но по мере того, как я писал произведение, становилось все более и более очевидным, что это не просто концерт. Именно так слово «Фантастика» к названию было добавлено . Я написал пьесу для виртуозного оркестра и виртуозных исполнителей. Вторая, третья и четвёртая части вытекают непосредственно из первой. Каждая часть самодостаточна, но всё произведение можно рассматривать и как большую форму сонаты-аллегро . " [4]
Прием
[ редактировать ]Мировая премьера
[ редактировать ]Concerto Fantasticique получил неоднозначную реакцию публики на мировой премьере. Винн Делакома из « Чикаго Сан-Таймс» заметила: «В начале вечера зал был полон, возможно, потому, что Альфред Брендель открывал программу Листа Фортепианным концертом № 2 . Часть публики не вернулась с концерта. антракт, чтобы услышать, как Шейпи дирижирует свою работу, и еще больше осталось в паузах между четырьмя частями». [6] Музыкальный критик Джон фон Рейн из Chicago Tribune аналогичным образом писал: «Между частями часовой работы Шейпи и разрозненным улюлюканьем в конце произошел заметный отток зрителей». Несмотря на это, Рейн добавил: «Но аплодисменты были значительными, и самый выдающийся композитор Чикаго, снова предстоявший перед CSO спустя 22 года, явно наслаждался моментом». [1]
Критический ответ
[ редактировать ]Произведение получило очень положительные отзывы музыкальных критиков. Рецензируя мировую премьеру, Джон фон Рейн написал: « Фантастический концерт — самая большая работа [Шейпи] на сегодняшний день, и хотя я не думаю, что это его самая успешная работа, я предпочитаю Шейпи из острых, кратких пьес, которые он написал для своих Современные камерные исполнители — я бы не стал отрицать жилистую выразительность произведения или его упрямое нежелание звучать как кто-либо другой, кроме Шейпи». Он добавил:
Строго вылепленный абстрактный экспрессионизм Шейпи стоит далеко от того, что делает большинство сегодняшних молодых композиторов. Он жесткий, агрессивный, громкий, бескомпромиссный в своих требованиях к исполнителям и слушателям. Однако под типичной запутанной структурой и свирепыми гармониями концерта бьется сердце пылкого романтика. Шейпи – чуть ли не единственный восторженный провидец, все еще работающий в серьезной музыке; он современный Икар , который не задумывается о том, чтобы летать в опасной близости от Солнца при каждой возможности. [1]
Пулитцеровский спор
[ редактировать ]Жюри Пулитцеровской премии в области музыки 1992 года , в состав которого входили Джордж Перл , Роджер Рейнольдс и Харви Соллбергер , единогласно решило представить на рассмотрение премии только Concerto Fantasticique , несмотря на то, что правила Пулитцера требовали, чтобы жюри представило на рассмотрение совета три произведения. Жюри отметило: «Г-н Шейпи, долгое время являвшийся создателем оригинальных и дальновидных произведений в широком диапазоне музыкальных средств, добился в этой работе поразительного обобщения, которое объединяет в большом масштабе отрывистые и бескомпромиссные материалы очень личного языка». [7]
Когда правление Пулитцера потребовало альтернативы, угрожая отказаться от музыкальной премии за год, жюри представило Уэйна Петерсона «Лик ночи, сердце тьмы» . К недовольству жюри, правление выбрало «Лик ночи, Сердце тьмы», а не «Фантастический концерт» . победителем [8] [9]
Джордж Перл прокомментировал инцидент, отметив: «Я не хочу умалять работу Петерсона, она изумительна. Она абсолютно достойна Пулитцеровской премии. Но Пулитцеровская премия должна присуждаться за лучшую работу года». , и в этом случае мы почувствовали, что есть работа, которая была более впечатляющей. Мы были полностью единодушны в этом вопросе и не ожидали, что нас отклонят». [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рейн, Джон фон (22 ноября 1991 г.). «Шейпи ставит сложную мировую премьеру» . Чикаго Трибьюн . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Райх, Ховард (9 апреля 1992 г.). «Пулитцер проиграл, поскольку правление меняет мелодию» . Чикаго Трибьюн . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «Ральф Шейпи, 81 год; известен своими атональными композициями» . Лос-Анджелес Таймс . 25 июня 2002 года . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Рейн, Джон фон (10 ноября 1991 г.). «Это 'Fantastique': Ральф Шейпи становится смягчённым – даже по отношению к CSO» . Чикаго Трибьюн . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Стернс, Дэвид (17 июня 2002 г.). «Ральф Шейпи: композитор-авангардист, осмелившийся быть трудным» . Хранитель . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Делакома, Винн (22 ноября 1991 г.). «ЧСО великолепен и труден в «Фантастическом концерте» ». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Ротштейн, Эдвард (19 апреля 1992 г.). «КЛАССИЧЕСКАЯ ВЗГЛЯД: В скандале из-за приза никто не выиграл» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Козинн, Аллан (9 апреля 1992 г.). «Пулитцеровский спор: следует ли оставить музыкальную премию экспертам?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ МакМинн, Алин (9 апреля 1992 г.). "Музыка" . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 декабря 2015 г.