Вторая битва при Симтоха Дзонге
Второе тибетское вторжение в Бутан | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть объединения Бутана и Цангпа Нгаванг - Намгьял Конфликт | |||||||||
![]() Реконструированный Симтокха Дзонг . | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
силы Шабдрунга Ринпоче Нгаванга Намгьяла | |||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
(главнокомандующий) | |||||||||
Сила | |||||||||
Пять тибетских дивизий [ б ] Неизвестное количество ламаистских войск. [ 1 ] | Неизвестно, но, вероятно, небольшое [ 10 ] | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Цангпа: вероятно тяжелый [ 4 ] «Пять лам»: неизвестно. | Неизвестный |
Второе тибетское вторжение в Бутан [ 4 ] или Вторая битва при Симтокхе Дзонге [ 11 ] было военное противостояние в 1634 году между сторонниками Жабдрунга Нгаванга Намгьяла и силами тибетской династии Цангпа и несколькими союзными против него бутанскими ламами . Последний первоначально завоевал место Жабдрунга, Симтокха Дзонг , угрожая уничтожить его молодое владычество. Однако во время битвы случайно загорелись склады боеприпасов в замке, что привело к взрыву, уничтожившему Симтокха Дзонг и большую часть тибетской армии. Воспользовавшись этим шансом, последователи Жабдрунга сплотили и вытеснили тибетцев со своей территории, превратив битву в решающую стратегическую победу Нгаванга Намгьяла, открывшую путь к объединению Бутана под его властью.
Прелюдия
[ редактировать ]
В результате теологического и политического спора в Тибете по поводу реинкарнации держателя линии Друкпа в начале 17 века появилось два человека, которые утверждали, что являются законными 18-м настоятелем монастыря Ралунг : Нгаванг Намгьял и Гьялванг Пагсам Вангпо . Оба были поддержаны различными группами внутри секты Друкпа, но последняя также пользовалась поддержкой династии Цангпа, которая доминировала в то время в центральном Тибете. Конфликт в конечном итоге обострился, и Нгаванг Намгьял, чей «высокий уровень интеллекта, харизма и амбиции воспринимались как серьезная угроза истеблишменту», решил отправиться в добровольное изгнание в 1616/17 году. По приглашению ламы Гасы он и его свита поселились в регионе, который позже стал западным Бутаном. [ 12 ] [ 13 ] В то время эта территория была разделена между несколькими различными вождествами, мелкими королевствами и буддийскими сектами, которые постоянно боролись за господство. Нгаванг Намгьял был хорошо принят местным духовенством Друкпа Кагью и начал завоевывать поддержку среди местного населения, продолжая открыто бросать вызов своим соперникам в Тибете, включая династию Цангпа . [ 14 ] По мере того как его слава и популярность росли, «он получил прозвище « Шабдрунг Ринпоче », буквально «драгоценный драгоценный камень, у ног которого склоняются». [ 13 ]
Его растущее влияние возмутило не только его тибетских врагов, но и несколько могущественных конкурирующих буддийских школ западного Бутана, таких как секта Лхапа . В конце концов, Цангпа вторглись в Бутан в сотрудничестве с иерархами Лхапы, чтобы уничтожить Нгаванга Намгьяла в 1619 году. Это первое вторжение было в конечном итоге разбито бутанскими вождями, которые сплотились на поддержку Шабдрунга, но конфликт между ним и Цангпа продолжался, особенно после того, как оспа эпидемия, унесшая жизни короля Кармы Пунцока Намгьяла и многих других членов тибетской Династия была приписана предполагаемым магическим способностям Нгаванга Намгьяла. [ 15 ]
После периода добровольного уединения Жабдрунг объявил о своем намерении стать духовным и светским правителем Бутана. В то время как школы Друкпа Кагью, Сакья и Ньингма, а также многие вожди признали его политическое господство, несколько других лам этого не сделали и продолжали ему сопротивляться. [ 16 ] [ 17 ] Укрепив свой контроль над западными долинами, Жабдрунг начал строить стратегически расположенный дзонг в качестве резиденции своей власти в 1629 году. [ 18 ] Именно во время строительства пять ламаистских фракций [ а ] напал на его партию и его сторонников. Следующая Первая битва при Симтокха-Дзонге привела к решительной победе сил Нгаванга Намгьяла, а строительство дзонга было завершено в 1631 году. Поскольку их собственные усилия по устранению Шабдрунга потерпели неудачу, ламы обратились к новому правителю Цангпы, Карме Тенкьонгу , с просьбой начать новое вторжение. Бутана, чтобы свергнуть своего соперника. [ 19 ] [ 20 ] Однако в течение нескольких лет между тибетцами и последователями Нгаванга Намгьяла велись переговоры, чтобы избежать войны. Это оказалось безрезультатным, и в результате цангпа начали свое второе вторжение в 1634 году. Это заставило бутанцев заявить, что тибетский правитель никогда не хотел мира и что переговоры были просто стратегической уловкой. [ 21 ] Однако точные мотивы вторжения короля Кармы Тенкьонга остаются неясными: Карма Пунцо предполагает, что он либо хотел захватить Шабдрунг, дестабилизировать свое правление в Бутане, либо заполучить почитаемые тибетские реликвии, находившиеся во владении Бутана. [ 4 ] В любом случае новое вторжение, судя по всему, было гораздо масштабнее и лучше подготовленным, чем вторжение 1619 года. [ 21 ]
Кампания
[ редактировать ]
При поддержке бутанских ламаистских ополчений король Карма Тенкьонг направил в Бутан пять тибетских дивизий: четыре из них возглавили наступление через долины Паро и Гаса , нацеливаясь на Симтокха Дзонг, а пятая оккупировала долину Бумтанг , хотя эта долина была домом для нейтральное Королевство Бумтанг . Почему династия Цангпа также оккупировала Бумтанг, неизвестно, но Джон А. Ардусси предполагает, что либо у Нгаванга Намгьяла там было много последователей, либо тибетцы, по крайней мере, так считали. [ 10 ] [ 21 ] Сторонники Жабдрунга снова сплотились на его защиту, но быстро стало очевидно, что тибетско-ламаистская коалиция намного сильнее. Поручив свои политические и военные обязанности своему доверенному лицу Тензину Друкгьялу, Нгаванг Намгьял отступил в Джароганг в Кхотангке, решив бежать в Индию, если его владения будут разрушены. Поскольку ситуация для сил Шабдрунга становилась все более тяжелой, тибетские войска атаковали Симтокха Дзонг. [ 10 ] Оснащен большим количеством фитильных замков , а также китайскими требушетами . [ 23 ] Войска Кармы Тенкёнга быстро штурмовали дворец. Тибетцы потребовали заложников у Нгаванга Намгьяла, но тот дал лишь вызывающий ответ. Однако, пока тибетские солдаты грабили дзонг, его пороховые склады были подожжены, возможно, случайно. Симтокха-дзонг, построенный всего три года назад, взорвался, убив большую часть присутствовавших тибетских сил. [ 6 ] Поскольку тибетцы не знали о боеприпасах, а взрыв, казалось бы, произошел из ниоткуда, среди выживших быстро распространилась паника. Осознав этот шанс, силам Жабдрунга удалось сокрушить оставшихся тибетцев в контратаке. Бутанские источники даже утверждают, что «некоторые [оккупанты], которым удалось выжить, вернулись в Тибет с известием о страшном поражении». [ 4 ] Ардусси, однако, утверждает, что «[нет] уверенности в том, что рассредоточение тибетской и союзной бутанской армий было полным» и что спорадические бои в западном Бутане, вероятно, продолжались до 1639 года. [ 5 ] После победы при Симтокха Дзонге Нгаванг Намгьял и его последователи также изгнали монахов Барава из их крепостей в долине Газа, навсегда уничтожив одну конкурирующую секту из Бутана. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на то, что его войска одержали победу над тибетскими захватчиками и он остался у власти, победа Нгаванга Намгьяла стоила дорого. Его режим почти рухнул, а его новый центр власти был разрушен, в то время как династия Цангпа и конкурирующие ламы оставались постоянной угрозой его королевству. [ 5 ] Тем не менее, Нгаванг Намгьял возобновил «с неослабевающей решимостью продолжать свою задачу государственного строительства». Помолившись за павших воинов в монастыре Чагри , он сразу же начал искать место для строительства еще более величественного дзонга, чем Симтокха. фундамент нового Пунакха Дзонга ; После того, как он нашел один из них, в 1637 году был заложен [ 24 ] после его завершения он оставался административным центром и резиденцией правительства Бутана до 1955 года, когда столица была перенесена в Тхимпху . [ 25 ] С другой стороны, Симтокха Дзонг был перестроен только в 1671 году. [ 4 ] В то время как Нгаванг Намгьял продолжал объединять Бутан, тибетцы и их бутанские союзники-диссиденты предприняли последнее вторжение в 1639 году, но эта война быстро зашла в тупик. Тем временем Цангпа все чаще сталкивался с конфликтами в Тибете, так что Карма Тенкьонг в конечном итоге инициировал переговоры о прекращении конфликта. Жабдрунг Ринпоче Нгаванг Намгьял был признан тибетцами правителем западного Бутана, и за годы до своей смерти он уничтожил враждебные ему секты, а также завоевал большую часть восточного Бутана. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хотя среди ученых существует относительное согласие в том, что ламы Лхапа , Неньингпа и Чагзампа были среди врагов Шабдрунга, остается неясным, какие еще секты могли воевать против него или их было хотя бы пять. Среди ламаистских групп, которые считались возможными членами «Пяти лам», можно назвать: Гедан Шингтапа ( Гелуг ), Барава, Катхогпа и Сакьяпа, хотя от двух последних часто отмахиваются, поскольку они продолжали процветать под правлением Нгаванга Намгьяла. [ 3 ]
- ↑ Четыре дивизии присутствовали в битве при Симтокха Дзонг, а пятая оккупировала королевство Бумтанг . [ 1 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Карма Пунцо (2013) , с. 228.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 228, 235.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 235, 236.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Карма Пхунцо (2013) , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с Ардусси (1977) , с. 220
- ^ Jump up to: а б Арис (1979) , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с Ардусси (1977) , стр. 220, 262.
- ^ Ардусси (1977) , с. 262.
- ^ Ардусси (1977) , стр. 219, 220.
- ^ Jump up to: а б с Карма Пхунцо (2013) , с. 228, 229.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 227.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 212-217.
- ^ Jump up to: а б Харрисон (2011) , с. 41.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 217, 218.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 218-220.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 222, 223.
- ^ Ардусси (1977) , с. 217
- ^ Харрисон (2011) , с. 43.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 227, 228.
- ^ Ардусси (1977) , стр. 218, 219.
- ^ Jump up to: а б с Ардусси (1977) , с. 219.
- ^ Харрисон (2011) , с. 12, 42.
- ^ Харрисон (2011) , с. 42, 43.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 229, 230.
- ^ Дорджи Вангмо (2006) , стр. 40–41, 102.
- ^ Карма Пхунцо (2013) , с. 232-237.
Библиография
[ редактировать ]- Ардусси, Джон А. (1977). Бутан до британцев: историческое исследование . Актон, столичная территория Австралии : Австралийский национальный университет .
- Карма Пунцо (2013). История Бутана . Нодия: Random House India. ISBN 9788184003116 .
- Арис, Майкл (1979). Бутан. Ранняя история Гималайского королевства . Уорминстер : Исследования Центральной Азии Aris & Phillips. ISBN 978-0856681998 .
- Дорджи Вангмо (2006). Сокровища громового дракона: портрет Бутана . Книги Пингвина , Викинг Пресс . ISBN 0-670-99901-6 .
- Харрисон, Питер (2011). Крепостные монастыри Гималаев. Тибет, Ладакх, Непал и Бутан . Оксфорд : Издательство Osprey . ISBN 978-1849083966 .