Характеристики дислексии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Дислексия характеризующееся проблемами визуальной записи речи — это расстройство , , которые в большинстве языков европейского происхождения представляют собой проблемы с алфавитными системами письма , имеющими фонетическую конструкцию. [1] Примерами этих проблем могут быть проблемы с речью полными предложениями, проблемы с правильным произношением R и L, а также M и N, путаница звуков в многосложных словах (например: aminal для животного, спагетти для спагетти, heilcopter для вертолета, Hangaberg для гамбургер, аджин для журнала и т. д.), проблемы незрелой речи, такие как «свадьба и гвин» вместо «красное и зеленое».
Характеристики дислексии были выявлены в основном в результате исследований языков с алфавитной письменностью, в первую очередь английского. Однако многие из этих характеристик можно перенести и на другие типы систем письма .
Причины дислексии не согласованы, хотя нейробиологи сходятся во мнении, что дислексия — это нарушение фонологической обработки и что у дислексиков возникают трудности с чтением, поскольку они не могут видеть или слышать слово, разбивать его на отдельные звуки, а затем ассоциировать каждый звук. с буквами, из которых состоит слово. Некоторые исследователи полагают, что у некоторых дислексиков помимо нарушений обработки фонем есть зрительные нарушения, но эта точка зрения не является общепринятой. В любом случае, нет никаких доказательств того, что дислектики буквально «видят» буквы внутри слов задом наперед или в обратном порядке. Дислексия — это языковое расстройство, а не нарушение зрения.
Плохая рабочая память может быть еще одной причиной того, что людям с дислексией трудно запоминать новые словарные слова. Запоминание устных инструкций также может оказаться трудным. Дислексики, которым не давали структурированных языковых инструкций, могут начать зависеть от изучения отдельных слов по памяти, а не от декодирования слов путем сопоставления фонем (звуков речи) с графемами (буквами и буквосочетаниями, которые представляют отдельные звуки речи). [2]
Аудирование, речь и язык
[ редактировать ]Некоторые общие симптомы нарушений речи или слуха и дислексии: [3]
- Путаница с «до/после», «право/лево» и т. д.
- Трудности в изучении алфавита
- Трудности с поиском слов или проблемы с называнием
- Трудности с определением или составлением рифмующихся слов или с подсчетом слогов в словах ( фонологическая осведомленность ).
- Трудности со слухом и манипулированием звуками в словах ( фонематическая осведомленность ).
- Трудности в различении разных звуков в словах (слуховая дискриминация)
- Трудности в изучении звуков букв (В алфавитных системах письма)
- Трудно связать отдельные слова с их правильными значениями.
- Трудности с хронометражем и понятием времени.
- Путаница с сочетаниями слов
- Трудности с организаторскими способностями.
Выявление этих факторов является результатом изучения закономерностей во многих клинических наблюдениях за детьми с дислексией. В Великобритании важную роль в такой работе сыграл Томас Ричард Майлз , и его наблюдения привели его к разработке Бангорского диагностического теста на дислексию. [4]
Чтение и правописание
[ редактировать ]Что касается чтения и правописания, обнаружено, что общие характеристики включают в себя: [5] [ необходимы дополнительные ссылки ]
- Орфографические ошибки. Из-за трудностей с изучением соответствия букв и звуков люди с дислексией могут иметь тенденцию писать слова с ошибками или оставлять гласные в словах.
- Порядок букв. Люди с дислексией могут также изменить порядок двух букв, особенно если последнее, неправильное слово похоже на предполагаемое слово.
- Сложение/вычитание букв. Люди с дислексией могут воспринимать слова с добавленными, вычтенными или повторенными буквами. Это может привести к путанице между двумя словами, содержащими большую часть одинаковых букв.
- Сильно фонетизированное правописание. Люди с дислексией также часто пишут слова непоследовательно, но в очень фонетической форме, например, пишут «shud» вместо «следует». Людям с дислексией также обычно трудно различать омофоны , такие как «их» и «там».
- Иногда человек видит слова задом наперед. Иногда человек может видеть слова наоборот.
Письмо и моторика
[ редактировать ]Из-за проблем с грамотностью у человека с дислексией могут возникнуть трудности с почерком. Это может включать в себя более медленную скорость письма, чем в среднем, плохой почерк, характеризующийся неправильным написанием букв, или неспособность писать прямо на чистом листе бумаги без каких-либо инструкций.
В некоторых исследованиях также сообщалось о нарушениях грубой моторики при дислексии, включая расстройства моторики . На эту трудность указывают неуклюжесть и плохая координация. Связь между двигательными навыками и трудностями чтения плохо изучена, но может быть связана с ролью мозжечка и внутреннего уха в развитии навыков чтения и моторики. [6]
Математические способности
[ редактировать ]Дислексия и дискалькулия — это два расстройства обучения с разными когнитивными профилями.Дислексия и дискалькулия имеют отдельные когнитивные профили, в основном фонологический дефицит в случае дислексии и дефицит числового модуля в случае дискалькулии. [7]
Люди с дислексией могут быть одаренными в математике, но при этом иметь плохие навыки чтения. У них могут возникнуть трудности с решением задач по обработке текста (например, задачи по описательной математике, инженерии или физике, которые основаны на письменном тексте, а не на числах или формулах).
Адаптивные атрибуты
[ редактировать ]Исследование показало, что предприниматели в пять раз чаще страдают дислексией, чем среднестатистические граждане. [8] [ нужен лучший источник ]
В Соединенных Штатах, по оценкам исследователей, распространенность дислексии среди детей школьного возраста колеблется от трех до десяти процентов, хотя некоторые считают, что эта цифра достигает 17 процентов. [9] [10] Недавние исследования показывают, что дислексия особенно распространена среди владельцев малого бизнеса : ею страдают примерно 20–35 процентов предпринимателей в США и Великобритании. [11]
Данные, основанные на случайно выбранных группах детей, показывают, что дислексия одинаково затрагивает мальчиков и девочек; Тот факт, что дислексия чаще диагностируется у мальчиков, по-видимому, является результатом систематической ошибки выборки в выборке, определенной в школе. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ремиен, Кейли; Марваха, Раман (2022). «Дислексия». СтатПерлс . Издательство StatPearls. ПМИД 32491600 . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ «Трейси П. Аллоуэй, доктор философии | Психология сегодня» .
- ^ «Каковы некоторые признаки неспособности к обучению?» . 11 сентября 2018 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Майлз, Т.Р. (1983). Дислексия: модель трудностей . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 0-246-11345-6 .
- ^ ФЛЕТЧЕР, ДЖЕК М. (2009). «Дислексия: эволюция научной концепции» . Журнал Международного нейропсихологического общества . 15 (4): 501–508. дои : 10.1017/S1355617709090900 . ISSN 1355-6177 . ПМК 3079378 . ПМИД 19573267 .
- ^ Николсон Р. и Фосетт А. (ноябрь 1999 г.). «Дислексия развития: роль мозжечка». Дислексия . 5 (3): 155–7. doi : 10.1002/(SICI)1099-0909(199909)5:3<155::AID-DYS143>3.0.CO;2-4 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ландерл, Карин; Барбара Фюссенеггер; Кристина Молл; Эдит Уиллбургер (3 июля 2009 г.). «Дислексия и дискалькулия: два нарушения обучения с разными когнитивными профилями». Журнал экспериментальной детской психологии . 103 (3): 309–324. дои : 10.1016/j.jecp.2009.03.006 . ПМИД 19398112 . [ мертвая ссылка ]
- ^ cass.city.ac.uk. Архивировано 20 августа 2009 г. в Wayback Machine Предприниматели в пять раз чаще страдают дислексией.
- ^ Шайвиц, Салли Э.; Беннетт А. Шайвиц (август 2001 г.). «Нейробиология чтения и дислексия» . Сосредоточьтесь на основах . 5 (А). Национальный центр изучения обучения и грамотности взрослых.
- ^ Нарушение обучаемости: многопрофильные исследовательские центры, Руководство NIH, том 23, номер 37, 21 октября 1994 г., полный текст HD-95-005 («Продольные эпидемиологические исследования LDRC показывают, что РЗ (дислексия) затрагивает как минимум 10 миллионов детей, или примерно 1 ребенок из 5.")
- ^ Брент Бауэрс (6 декабря 2007 г.). «От деловой хватки до дислексии» . Нью-Йорк Таймс . Цитирует исследование Джули Логан , профессора предпринимательства в Cass Business School в Лондоне, среди другой литературы.
- ^ Шайвиц, Салли Э., доктор медицинских наук, и Беннетт А. Шайвиц, доктор медицинских наук (2001) Нейробиология чтения и дислексии . Национальный центр изучения обучения и грамотности взрослыхВ центре внимания основы, том 5, выпуск A – август 2001 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эллис А.В. (25 февраля 2014 г.). Чтение, письмо и дислексия: когнитивный анализ . Психология Пресс. ISBN 978-1-317-71630-3 .
- Эллиотт Дж.Г. , Григоренко Е.Л. (24 марта 2014 г.). Дебаты о дислексии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-11986-3 .
- Агнью С., Стюарт Дж., Редгрейв С. (8 октября 2014 г.). Дислексия и мы: Сборник личных историй . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 978-1-78333-250-2 .
- Нортон Э.С., Бич С.Д., Габриэли Дж.Д. (февраль 2015 г.). «Нейробиология дислексии» . Современное мнение в нейробиологии . 30 : 73–8. дои : 10.1016/j.conb.2014.09.007 . hdl : 1721.1/102416 . ПМЦ 4293303 . ПМИД 25290881 .