Страдан
Страданус , Иоганнес Страданус , Ян ван дер Стрет или Джованни Страдано [1] [2] [3] 16 века (1523 – 2 ноября 1605) был фламандским художником, работавшим в основном во Флоренции , Италия. Он был разносторонним талантом, работал станковистом и фресковистом, дизайнером гобеленов, рисовальщиком, дизайнером гравюр и декоратором керамики. Его тематический диапазон был разнообразен и включал исторические сюжеты, мифологические сцены, аллегории, пейзажи, жанровые сцены, портреты, архитектурные сцены и животных. [2] После обучения в родной Фландрии он покинул родную страну и в конце концов поселился во Флоренции, Италия. Он стал выдающимся придворным художником Медичи во второй половине 16 века и работал над многими декоративными проектами двора. [4] Страдан также создавал большие алтари для самых важных церквей Флоренции. [5]
Он был плодовитым дизайнером гравюр, которые на протяжении многих столетий широко распространялись по всей Европе. [4] Благодаря своим знаниям флорентийского и итальянского искусства и международным контактам с граверами и редакторами в Антверпене Страданус внес свой вклад в развитие гравюры. [6] Он был одним из первых членов выдающейся Академии е Compagnia delle Arti del Disegno, основанной во Флоренции в 1563 году. Страдан также работал в различных комиссиях в Риме и проживал в Неаполе с 1576 по 1580 год. После этого он вернулся во Флоренцию и умер там. в 1605 году. [7]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Брюгге и начал свое обучение в магазине своего отца. Впоследствии он продолжил обучение в мастерской неизвестного мастера из Брюгге Максимилиана Франкена (с 1535 по 1537 год). Позже он переехал в Антверпен, где с 1537 по 1540 год учился в мастерской Питера Аэрсена , голландского художника-жанриста, работавшего в этом городе. Там он овладел изобразительным языком эпохи Возрождения и умением изображать сложные композиции. [8] В 1545 году он был зарегистрирован под именем Ганс вандер Стратен как мастер-художник антверпенской гильдии Святого Луки . [3] В Антверпене он вращался в кругу романистов , т. е. северных художников, которые путешествовали по Италии и по возвращении на родину создали стиль Возрождения, ассимилировавший итальянский формальный язык. [5] [9]
Как это было принято в то время, Страдан покинул свою родину, чтобы завершить обучение в Италии. [8] Сначала он отправился в Лион, где, возможно, работал с голландским художником Корнелем де ла Хэем . Затем он переехал в Венецию, где провел несколько месяцев. [10] В Венеции он познакомился с фламандским ковроткачом Яном Ростом , который возглавил недавно созданную Arazzeria Medicea, личную ткацкую мастерскую во Флоренции великого герцога Тосканы Козимо I Медичи . Рост посоветовал Страдану поехать во Флоренцию на работу. Он последовал совету и в 1550 году прибыл во Флоренцию, где поступил на службу к великим герцогам Медичи . Он стал одним из главных помощников Джорджо Вазари , художника, архитектора и главного советника Медичи по вопросам искусства. Страдан выполнил свои первые заказы в качестве дизайнера гобеленов в Arazzeria Medicea. [5] Он разработал ряд сцен для гобеленов и фресок для украшения Палаццо Веккьо во Флоренции и виллы Медичи в Поджо-а-Кайано , проектов, которые находились под общим руководством Вазари и выполнялись примерно 20 помощниками в мастерской Вазари. [8]
В период с 1550 по 1553 год он проводил время в Риме, работая над заказами. [11] Здесь он помогал Франческо Сальвиати , а также работал с Даниэле да Вольтерра над украшением ватиканского Бельведера . [10] Где-то между 1550 и 1555 годами Страдан женился на Лукреции ди Лоренцо Гвардьери. Двумя детьми от этого брака были Лукреция (до 1556 г.) и Сципион (1556–1612 гг.). Сципионе стал художником и сотрудничал со своим отцом в некоторых проектах. [12] Страдан добился финансового успеха и смог приобрести дом и другое имущество, а также пожертвовать значительные суммы религиозным учреждениям. Одним из них был монастырь Сант-Агата, где в 1569 году стала монахиней его дочь Лукреция. [8]
Страданус работал во Флоренции в среде, в которую входили Вазари, Бронзино , Аллори и Сальвиати. Страдан был одним из первых членов Академии е Compagnia delle Arti del Disegno вместе с вышеупомянутыми художниками после того, как ее учреждение было одобрено двором Медичи 13 января 1563 года по просьбе Вазари. Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno действовала одновременно как гильдия для всех работающих художников Флоренции и как учреждение для получения художественного образования. Страдан позже стал консулом этого учреждения. Он также преподавал в Академии, и одним из его учеников был Антонио Темпеста . Он сыграл ключевую роль в оформлении гробницы Микеланджело, умершего в 1564 году. [13] Страдан также работал над различными эфемерными произведениями, созданными для важных общественных мероприятий во Флоренции. В 1565 году он был членом бригады художников и скульпторов, выполнявших масштабные украшения по случаю въезда во Флоренцию Иоанны Австрийской, великой герцогини Тосканской, по случаю ее свадьбы с Франческо I Медичи. , великий герцог Тосканы . Общее руководство проектом находилось в руках Джорджо Вазари. [11]
Страданус был одним из художников, участвовавших в оформлении Студио Франческо I , небольшой комнаты с цилиндрическим сводом без окон в Палаццо Веккьо, заказанной Франческо I Медичи и завершенной между 1570 и 1575 годами по проекту Вазари. Комната представляла собой Wunderkammer (Зал чудес), содержащий обширную коллекцию редких и драгоценных предметов, таких как драгоценные камни, медали, драгоценные металлы, резные изделия, фармацевтические препараты и экспонаты животных. [14] Каждую стену покрывали изображения четырех элементов (земли, воздуха, огня и воды). Страдан внес в украшение Студио две картины: «Мастерская алхимика» и «Цирцея, превращающая спутников Улисса» . [15]
В начале 1570-х годов Страдан, кажется, стал независимым от двора и Вазари. К этому времени отношения между Страданом и Вазари испортились, и Вазари даже пытался помешать Страдану получить определенные комиссионные. В этот период он создал ряд станковых картин. Он начал получать собственные заказы на большие алтари для самых важных церквей Флоренции, начиная с Санта-Кроче в 1569 году, за которым последовали Сантиссима Аннунциата , Санто-Спирито, Санта-Мария-Новелла и другие церкви. Он также постепенно стал работать за пределами Флоренции, в таких местах, как Пиза, Прато, Ареццо и Форли. [8] В 1576 году он переехал в Неаполь, где работал у недавно назначенного вице-короля Неаполя Иоанна Австрийского . Он посетил Антверпен около 1578 года, возможно, путешествуя из Неаполя в компании Иоанна Австрийского, который был назначен губернатором Испанских Нидерландов. В то время Антверпен был важнейшим центром полиграфии и издательского дела в Европе. После этого визита он начал создавать гравюры для типографий Антверпена, в конечном итоге создав большое количество рисунков, предназначенных для перевода в гравюры. [16] Страданус сотрудничал с граверами Иеронимом Коком и семьей Галле в Антверпене, чтобы создать сотни гравюр на самые разные темы, большинство из которых неоднократно воспроизводились и часто объединялись в тома. [6]
К 1583 году Страдан вернулся во Флоренцию. В том же году он работал на семью Пацци , для которой написал обширную серию фресок для часовни на вилле Пацци аль Паруджано в Монтемурло недалеко от Флоренции. Между 1585 и 1587 годами он работал по заказу Алессандро Оттавиано Медичи (впоследствии Папы Льва XI ) над фресками для часовни Палаццо Делла Герардеска во Флоренции. [10]
Он умер во Флоренции 2 ноября 1605 года. [2] Он был похоронен в капелле делла Компанья ди Санта-Барбара де Сантиссима Аннунциата во Флоренции. По сей день его могилу украшает бюст художника , выполненный по портрету его сына Сципиона, вместе с надписью, указывающей на его фламандские корни. [8]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Страдан был разносторонним художником, работавшим станковистом и фресковистом, дизайнером гобеленов, рисовальщиком, дизайнером гравюр и декоратором керамики. Его тематический диапазон был разнообразен и включал исторические сюжеты, мифологические и религиозные сцены, аллегории, пейзажи, жанровые сцены, портреты, батальные сцены, архитектурные сцены и животных. [2] Он был плодовитым дизайнером гравюр, которые на протяжении многих столетий широко распространялись по всей Европе. [4] Именно универсальность и неустанная тяга к работе Страдана обеспечили ему столь важную роль в мастерской Вазари и в мире флорентийского искусства, которую он смог сохранить на протяжении почти 60 лет. Около 1580 года он заказал напечатанный автопортрет (гравюра Иоганна Верикса ) со следующим девизом: ASSIDUITATE NIHIL NON ADSEQUITUR (Нет ничего, чего нельзя было бы достичь посредством настойчивости). [12]
Он сыграл важную роль в разработке и выполнении крупных заказов для двора Медичи, общее руководство которыми находилось в руках Вазари. [8] Его ключевой задачей было превратить эскизы Вазари в готовые проекты, которые, в свою очередь, использовались для создания мультфильмов для окончательной написанной работы. Из сохранившихся рисунков Страдана видно, что он регулярно участвовал в первоначальной разработке композиций. Обнаружено шестнадцать законченных этюдов к сочинениям Страдана. Эти рисунки выполнены пером и тушью и украшены обильной размывкой. [17] В использовании размывки для обрисовки фигур Страдан отличался от своих фламандских мастеров, которые предпочитали использовать для такой работы перо. В своем стиле и технике Страдан сочетал свое фламандское обучение с итальянской техникой. Он подчеркивал живописность своих рисунков. [18]
Картины
[ редактировать ]Страдан создавал большие алтари для важнейших флорентийских церквей. Его монументальные религиозные панно до сих пор висят в Санта-Кроче, Сантиссима-Аннунциата, Санта-Мария-Новелия и Санто-Спирито. Талант Страдана как художника-фрескиста виден в фресках, которые он создал в Палаццо Веккьо. Этот герцогский дворец, спроектированный под руководством Джорджо Вазари, был полностью украшен фресками по обширной и сложной иконографической программе, разработанной Вазари. Страдан внес фундаментальный вклад в детальное проектирование фресок, которые затем были выполнены им и его помощниками в мастерской. В знак признания его важного вклада его портрет был помещен рядом с портретом Вазари на потолке Салона Чинквеченто, величественной приемной Палаццо. [5]
По стилю, композиции и технике работы Страдана полностью соответствуют работам Вазари и его мастерской. Он использовал тщательно продуманные и сложные композиции с чрезмерно подчеркнутой виртуозностью поз и поворотов человеческого тела. Его использование цвета также соответствовало развитию того, что позже стало известно как флорентийский маньеризм: более яркое и с большим упором на светлые и темные эффекты, чем предыдущие поколения. Существует мало свидетельств какого-либо влияния традиций фламандской живописи в этот период, вероятно, еще и потому, что Джорджо Вазари твердо контролировал программу дворцовых украшений. Его работы характеризуются высоким техническим качеством и точностью живописи. [8]
Гобелены
[ редактировать ]Хотя считается, что Страданус работал дизайнером гобеленов в Италии по прибытии в начале 1550-х годов, его первые зарегистрированные проекты были выполнены для Arazzeria Medicea, личной ткацкой мастерской великого герцога Козимо I Медичи. В 1559 году ему заплатили за карикатуры на серию из трех гобеленов на тему «История Сатурна», оригинальные рисунки которых были выполнены Вазари. Эти гобелены предназначались для Террасо ди Сатурно в Палаццо Веккьо. Страдан изменил первоначальный дизайн Вазари для сериала.
В 1559 году Страдан оформил карикатуры на тему «Жизнь человека» для квартала Леонора в Палаццо Веккьо. Серия была завершена в 1565 году, и сохранилось только четыре гобелена. Страдан также разработал мультфильмы для серии из шести частей о римских женщинах (реализованной в 1562–1564 гг.), серии из четырех частей «Истории Эстер и Артаксеркса» (реализованной в 1562–1564 гг.) и серии из шести частей «Истории Улисса » (реализованной в 1562–1564 гг.). реализован в 1563–1565 годах) для Зала Пенелопы. Страдан разработал мультфильмы для серии из четырех мультфильмов по « Истории Давида» для Quartiere di Cosimo (реализованной в 1561–1562 гг.), серии из четырех частей «Истории Соломона» (реализованной в 1564–1565 гг.), двух комплектов « Истории Кира». включающий 13 гобеленов (реализованных в 1565–1567 гг.) и еще две серии «Истории Давида» . Он также предоставил эскизы карикатур для серии гобеленов по истории Медичи для Quartiere di Leone X (реализованных в 1569–1574 годах). [19]
Козимо хотел украсить свою виллу под открытым небом в Поджо-а-Кайано гобеленами. Страданус разработал декоративный проект со сценами охоты, разделенными на три категории: охота на четвероногих животных, животные в воздухе и животные в воде. Дизайн был вдохновлен современными источниками, классической литературой Плиния, Гомера и Геродота, а также охотничьими обычаями при флорентийском дворе. Проекты были встречены с большим успехом. Страданус написал 28 карикатур для сериала, созданного между 1566 и 1577 годами. [5] Эскизы этих гобеленов были позже опубликованы в виде отпечатков типографиями Антверпена, такими как Филип Галле , и другими международными издательствами. [8]
Принты
[ редактировать ]Страданус заинтересовался работой типографов в 1570-х годах, особенно после своего визита в Антверпен в 1578 году. Первоначально он предоставил издателям существующие дизайны, которые он создал для своих картин и гобеленов, для преобразования в гравюры. [4] Издатель из Антверпена Иероним Кок опубликовал в 1570 году серию гравюр по эскизам Страдана для гобеленов со сценами охоты, которые он сделал для великого герцога Тосканы Козимо I Медичи. С 1576 года создание гравюр стало одним из основных занятий Страдана. [8] Позже он работал с Филиппом Галле в качестве своего главного издателя, вероятно, в результате встречи с Галле в Антверпене во время его визита в 1578 году. [7] Виртуозные рисунки Страдануса гравировали некоторые ведущие граверы второй половины шестнадцатого века, среди них Хендрик Гольциус , Филипп Галле и его сыновья Теодор и Корнелис , Ганс Коллаерт и его сыновья Адриан и Ян , а также члены семьи Саделер. и братья Виерикс . [7]
Тематика гравюр была самой разнообразной и в первую очередь была ориентирована на спрос на гравюры на международном рынке, которые поставляли типографии Антверпена. После захвата Антверпена католиками предпочтение отдавалось контрреформационным темам, таким как два цикла «Страстей» , сериалы о жизни Богородицы и жизни св. Иоанна Крестителя , Деяния апостолов , два серия Воскресения Христова и бесчисленные отдельные религиозные гравюры, созданные Страданом. [8]
Кроме того, Страдан черпал вдохновение для сюжетов из флорентийского интеллектуального и литературного климата, в котором он жил. Важными были его контакты с изгнанным флорентийским писателем и ученым Луиджи Аламанни и другими членами семьи Аламанни, упоминающимися в различных комиссиях и посвящениях к гравюрам. Луиджи Аламанни, вероятно, вдохновил Страдана проиллюстрировать всю «Божественную комедию» . Страдан сделал для этого проекта несколько рисунков, которые так и не были завершены. Лишь один из этих рисунков, изображающий 34-ю Песнь об Аде, где Данте и Вергилий смотрят на Люцифера в центре Земли, был выгравирован Филиппом Галле. Другими темами, которые связаны с аналогичным интеллектуальным интересом, являются Nova reperta , изображающая изобретения современной эпохи, заканчивающиеся гравюрой с изображением действующей типографии , и Americae retectio , так называемый «атлас изображений», выпущенный в форме листовки в ознаменование первого столетие открытия Нового Света. [8] Утверждалось, что две гравюры из серии Nova reperta об Америке, одна из которых изображает первую встречу Америго Веспуччи с Новым Светом, и четыре символических гравюры, составляющие серию Americae retectio, были направлены на то, чтобы показать предполагаемую важную роль, которую сыграл Флоренция во время открытия Америки, поскольку Веспуччи был флорентийцем. Гравюры и их аллегорические символы получили широкое распространение в течение следующего столетия и повлияли на современное восприятие Америки. [20] Он также разработал серию, изображающую лошадей конюшни Иоанна Австрийского и прославленные поступки римских женщин . [8]
В еще одном жанре печатного дизайна, ориентированном на более широкую аудиторию, Страданус обратился к темам, которые он разработал, будучи придворным художником при дворе Медичи, в своих проектах гобеленов и фресок в Палаццо Веккьо: серии, повествующей об истории и производство шелка, обширная серия о военных триумфах Медичи и серия, изображающая охоту на различных животных, опубликованная под названием Venationes Ferarum, Avium, Piscium . [8] В то время как некоторые охоты в последней серии изображены в относительно реалистичной манере, например, драматическое изображение всадников с копьями, пытающихся убить яростно сопротивляющегося льва, другие охоты кажутся довольно нереалистичными, например, гравюра, изображающая леопардов, пойманных с помощью помощь зеркал. [5] Одной из его самых известных гравюр была « Аллегория искусств», выгравированная Корнелисом Кортом в 1578 году. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Другие варианты имени: Йоханнес Страданус, Джованни делла Страда, Йоханнес делла Страда, Джованни Страдано, Йоханнес Страдано, Джованни Страданус, Йоханнес Страданус, Ян ван Стратен, Ян ван Стратен
- ^ Jump up to: а б с д Ян ван дер Стрет из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Лиггеры и другие исторические архивы Антверпенской гильдии Святого Луки за 1453–1615 годы , отредактированные и опубликованные Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1872–1876 гг., с. 153 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д М. Селлинк, Страдан (1523–1605), придворный художник Медичи , издательство Harvey Miller Publishers, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сандра Янссенс, Ян ван дер Стрет, он же Страданус - придворный художник Медичи в Тенто (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б «Страдан (1523–1605), художник при дворе Медичи. Выставка: 9 октября 2008 г. – 4 января 2009 г.» . в Кодарте . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д М. Лисберг, Йоханнес Страданус в Гольштейне
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Манфред Зеллинк, Йоханнес ван дер Страет, знаменитый художник Брюгге во Флоренции в книге «Наше наследие». Том 51 (2008 г.) (на голландском языке)
- ^ Илья М. Вельдман. «Романизм». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 5 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Три рисунка Яна ван дер Страета под названием Страдан (1523–1605) в: Stephen Ongpin Fine Art: 2018 Master Drawings Catalogue, опубликовано 9 января 2018 г., стр. 16-27
- ^ Jump up to: а б СТРАДАН Иоганнес, ГАЛЛЕ Филипп и КОЛЛАЭРТ Адриан, «Злоключения охотника»
- ^ Jump up to: а б Г.Дж.Дж. ван дер Сман и Бук Вирда, Разный успех - Карьера голландских и фламандских художников во Флоренции, 1450–1600 гг ., В: Ежегодник истории искусства Нидерландов, 63, стр. 170-239 (на голландском языке)
- ^ Артур Дж. ДиФурия, Обзор Страдана 1523-1605: придворный художник Медичи Алессандры Барони и Манфреда Зеллинка , в: «Историки нидерландского искусства» (2013 г.), опубликовано
- ^ Майк Маккирнан, Джоаннес Страданус (Ян ван дер Страет), Франческо I в своей алхимической лаборатории , 1570 г. в: Occupational Medicine, том 63, выпуск 3, апрель 2013 г., страницы 172–174
- ^ «Студиоло» Франческо I на территории Гражданских музеев Флоренции.
- ^ Ян ван дер Стрэт, названный биографией Страдана в журнале Stephen Ongpin Fine Art
- ^ Ян ван дер Стрэт, известный как Джованни Страдано, или Страданус, Расширение города Флоренции на аукционе Sotheby's.
- ^ Страдан, Мужчины охотятся на быков с соколами в магазине Stephen Ongpin Fine Art.
- ^ Кэмпбелл, Томас П. (2002). Гобелен в эпоху Возрождения: искусство и великолепие . Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен-Издательство Йельского университета. стр. 502-504
- ^ Лия Марки, Аллегорическое изобретение Страдано Америки во Флоренции конца шестнадцатого века , в: Renaissance Quarterly Renaissance Quarterly Vol. 65, № 2 (лето 2012), стр. 385-442.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные со Страданом, на Викискладе?