Jump to content

Страдан

Портрет Страдана работы Хендрика Гольциуса , 1591 г.

Страданус , Иоганнес Страданус , Ян ван дер Стрет или Джованни Страдано [1] [2] [3] 16 века (1523 – 2 ноября 1605) был фламандским художником, работавшим в основном во Флоренции , Италия. Он был разносторонним талантом, работал станковистом и фресковистом, дизайнером гобеленов, рисовальщиком, дизайнером гравюр и декоратором керамики. Его тематический диапазон был разнообразен и включал исторические сюжеты, мифологические сцены, аллегории, пейзажи, жанровые сцены, портреты, архитектурные сцены и животных. [2] После обучения в родной Фландрии он покинул родную страну и в конце концов поселился во Флоренции, Италия. Он стал выдающимся придворным художником Медичи во второй половине 16 века и работал над многими декоративными проектами двора. [4] Страдан также создавал большие алтари для самых важных церквей Флоренции. [5]

Он был плодовитым дизайнером гравюр, которые на протяжении многих столетий широко распространялись по всей Европе. [4] Благодаря своим знаниям флорентийского и итальянского искусства и международным контактам с граверами и редакторами в Антверпене Страданус внес свой вклад в развитие гравюры. [6] Он был одним из первых членов выдающейся Академии е Compagnia delle Arti del Disegno, основанной во Флоренции в 1563 году. Страдан также работал в различных комиссиях в Риме и проживал в Неаполе с 1576 по 1580 год. После этого он вернулся во Флоренцию и умер там. в 1605 году. [7]

Мастерская алхимика , 1571 год.

Он родился в Брюгге и начал свое обучение в магазине своего отца. Впоследствии он продолжил обучение в мастерской неизвестного мастера из Брюгге Максимилиана Франкена (с 1535 по 1537 год). Позже он переехал в Антверпен, где с 1537 по 1540 год учился в мастерской Питера Аэрсена , голландского художника-жанриста, работавшего в этом городе. Там он овладел изобразительным языком эпохи Возрождения и умением изображать сложные композиции. [8] В 1545 году он был зарегистрирован под именем Ганс вандер Стратен как мастер-художник антверпенской гильдии Святого Луки . [3] В Антверпене он вращался в кругу романистов , т. е. северных художников, которые путешествовали по Италии и по возвращении на родину создали стиль Возрождения, ассимилировавший итальянский формальный язык. [5] [9]

Как это было принято в то время, Страдан покинул свою родину, чтобы завершить обучение в Италии. [8] Сначала он отправился в Лион, где, возможно, работал с голландским художником Корнелем де ла Хэем . Затем он переехал в Венецию, где провел несколько месяцев. [10] В Венеции он познакомился с фламандским ковроткачом Яном Ростом , который возглавил недавно созданную Arazzeria Medicea, личную ткацкую мастерскую во Флоренции великого герцога Тосканы Козимо I Медичи . Рост посоветовал Страдану поехать во Флоренцию на работу. Он последовал совету и в 1550 году прибыл во Флоренцию, где поступил на службу к великим герцогам Медичи . Он стал одним из главных помощников Джорджо Вазари , художника, архитектора и главного советника Медичи по вопросам искусства. Страдан выполнил свои первые заказы в качестве дизайнера гобеленов в Arazzeria Medicea. [5] Он разработал ряд сцен для гобеленов и фресок для украшения Палаццо Веккьо во Флоренции и виллы Медичи в Поджо-а-Кайано , проектов, которые находились под общим руководством Вазари и выполнялись примерно 20 помощниками в мастерской Вазари. [8]

Охота на дикую кошку , гобелен

В период с 1550 по 1553 год он проводил время в Риме, работая над заказами. [11] Здесь он помогал Франческо Сальвиати , а также работал с Даниэле да Вольтерра над украшением ватиканского Бельведера . [10] Где-то между 1550 и 1555 годами Страдан женился на Лукреции ди Лоренцо Гвардьери. Двумя детьми от этого брака были Лукреция (до 1556 г.) и Сципион (1556–1612 гг.). Сципионе стал художником и сотрудничал со своим отцом в некоторых проектах. [12] Страдан добился финансового успеха и смог приобрести дом и другое имущество, а также пожертвовать значительные суммы религиозным учреждениям. Одним из них был монастырь Сант-Агата, где в 1569 году стала монахиней его дочь Лукреция. [8]

Аллегория искусств , гравюра Корнелиса Корта по Страдану.

Страданус работал во Флоренции в среде, в которую входили Вазари, Бронзино , Аллори и Сальвиати. Страдан был одним из первых членов Академии е Compagnia delle Arti del Disegno вместе с вышеупомянутыми художниками после того, как ее учреждение было одобрено двором Медичи 13 января 1563 года по просьбе Вазари. Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno действовала одновременно как гильдия для всех работающих художников Флоренции и как учреждение для получения художественного образования. Страдан позже стал консулом этого учреждения. Он также преподавал в Академии, и одним из его учеников был Антонио Темпеста . Он сыграл ключевую роль в оформлении гробницы Микеланджело, умершего в 1564 году. [13] Страдан также работал над различными эфемерными произведениями, созданными для важных общественных мероприятий во Флоренции. В 1565 году он был членом бригады художников и скульпторов, выполнявших масштабные украшения по случаю въезда во Флоренцию Иоанны Австрийской, великой герцогини Тосканской, по случаю ее свадьбы с Франческо I Медичи. , великий герцог Тосканы . Общее руководство проектом находилось в руках Джорджо Вазари. [11]

Очищение храма , 1572 г.

Страданус был одним из художников, участвовавших в оформлении Студио Франческо I , небольшой комнаты с цилиндрическим сводом без окон в Палаццо Веккьо, заказанной Франческо I Медичи и завершенной между 1570 и 1575 годами по проекту Вазари. Комната представляла собой Wunderkammer (Зал чудес), содержащий обширную коллекцию редких и драгоценных предметов, таких как драгоценные камни, медали, драгоценные металлы, резные изделия, фармацевтические препараты и экспонаты животных. [14] Каждую стену покрывали изображения четырех элементов (земли, воздуха, огня и воды). Страдан внес в украшение Студио две картины: «Мастерская алхимика» и «Цирцея, превращающая спутников Улисса» . [15]

В начале 1570-х годов Страдан, кажется, стал независимым от двора и Вазари. К этому времени отношения между Страданом и Вазари испортились, и Вазари даже пытался помешать Страдану получить определенные комиссионные. В этот период он создал ряд станковых картин. Он начал получать собственные заказы на большие алтари для самых важных церквей Флоренции, начиная с Санта-Кроче в 1569 году, за которым последовали Сантиссима Аннунциата , Санто-Спирито, Санта-Мария-Новелла и другие церкви. Он также постепенно стал работать за пределами Флоренции, в таких местах, как Пиза, Прато, Ареццо и Форли. [8] В 1576 году он переехал в Неаполь, где работал у недавно назначенного вице-короля Неаполя Иоанна Австрийского . Он посетил Антверпен около 1578 года, возможно, путешествуя из Неаполя в компании Иоанна Австрийского, который был назначен губернатором Испанских Нидерландов. В то время Антверпен был важнейшим центром полиграфии и издательского дела в Европе. После этого визита он начал создавать гравюры для типографий Антверпена, в конечном итоге создав большое количество рисунков, предназначенных для перевода в гравюры. [16] Страданус сотрудничал с граверами Иеронимом Коком и семьей Галле в Антверпене, чтобы создать сотни гравюр на самые разные темы, большинство из которых неоднократно воспроизводились и часто объединялись в тома. [6]

1530 Осада Флоренции . Палаццо Веккьо, зал Климента VII.

К 1583 году Страдан вернулся во Флоренцию. В том же году он работал на семью Пацци , для которой написал обширную серию фресок для часовни на вилле Пацци аль Паруджано в Монтемурло недалеко от Флоренции. Между 1585 и 1587 годами он работал по заказу Алессандро Оттавиано Медичи (впоследствии Папы Льва XI ) над фресками для часовни Палаццо Делла Герардеска во Флоренции. [10]

Он умер во Флоренции 2 ноября 1605 года. [2] Он был похоронен в капелле делла Компанья ди Санта-Барбара де Сантиссима Аннунциата во Флоренции. По сей день его могилу украшает бюст художника , выполненный по портрету его сына Сципиона, вместе с надписью, указывающей на его фламандские корни. [8]

Страдан был разносторонним художником, работавшим станковистом и фресковистом, дизайнером гобеленов, рисовальщиком, дизайнером гравюр и декоратором керамики. Его тематический диапазон был разнообразен и включал исторические сюжеты, мифологические и религиозные сцены, аллегории, пейзажи, жанровые сцены, портреты, батальные сцены, архитектурные сцены и животных. [2] Он был плодовитым дизайнером гравюр, которые на протяжении многих столетий широко распространялись по всей Европе. [4] Именно универсальность и неустанная тяга к работе Страдана обеспечили ему столь важную роль в мастерской Вазари и в мире флорентийского искусства, которую он смог сохранить на протяжении почти 60 лет. Около 1580 года он заказал напечатанный автопортрет (гравюра Иоганна Верикса ) со следующим девизом: ASSIDUITATE NIHIL NON ADSEQUITUR (Нет ничего, чего нельзя было бы достичь посредством настойчивости). [12]

Игра с мячом на площади Санта-Мария-Новелла во Флоренции.

Он сыграл важную роль в разработке и выполнении крупных заказов для двора Медичи, общее руководство которыми находилось в руках Вазари. [8] Его ключевой задачей было превратить эскизы Вазари в готовые проекты, которые, в свою очередь, использовались для создания мультфильмов для окончательной написанной работы. Из сохранившихся рисунков Страдана видно, что он регулярно участвовал в первоначальной разработке композиций. Обнаружено шестнадцать законченных этюдов к сочинениям Страдана. Эти рисунки выполнены пером и тушью и украшены обильной размывкой. [17] В использовании размывки для обрисовки фигур Страдан отличался от своих фламандских мастеров, которые предпочитали использовать для такой работы перо. В своем стиле и технике Страдан сочетал свое фламандское обучение с итальянской техникой. Он подчеркивал живописность своих рисунков. [18]

Страдан создавал большие алтари для важнейших флорентийских церквей. Его монументальные религиозные панно до сих пор висят в Санта-Кроче, Сантиссима-Аннунциата, Санта-Мария-Новелия и Санто-Спирито. Талант Страдана как художника-фрескиста виден в фресках, которые он создал в Палаццо Веккьо. Этот герцогский дворец, спроектированный под руководством Джорджо Вазари, был полностью украшен фресками по обширной и сложной иконографической программе, разработанной Вазари. Страдан внес фундаментальный вклад в детальное проектирование фресок, которые затем были выполнены им и его помощниками в мастерской. В знак признания его важного вклада его портрет был помещен рядом с портретом Вазари на потолке Салона Чинквеченто, величественной приемной Палаццо. [5]

По стилю, композиции и технике работы Страдана полностью соответствуют работам Вазари и его мастерской. Он использовал тщательно продуманные и сложные композиции с чрезмерно подчеркнутой виртуозностью поз и поворотов человеческого тела. Его использование цвета также соответствовало развитию того, что позже стало известно как флорентийский маньеризм: более яркое и с большим упором на светлые и темные эффекты, чем предыдущие поколения. Существует мало свидетельств какого-либо влияния традиций фламандской живописи в этот период, вероятно, еще и потому, что Джорджо Вазари твердо контролировал программу дворцовых украшений. Его работы характеризуются высоким техническим качеством и точностью живописи. [8]

Умеренность обезоруживает тщеславие

Гобелены

[ редактировать ]

Хотя считается, что Страданус работал дизайнером гобеленов в Италии по прибытии в начале 1550-х годов, его первые зарегистрированные проекты были выполнены для Arazzeria Medicea, личной ткацкой мастерской великого герцога Козимо I Медичи. В 1559 году ему заплатили за карикатуры на серию из трех гобеленов на тему «История Сатурна», оригинальные рисунки которых были выполнены Вазари. Эти гобелены предназначались для Террасо ди Сатурно в Палаццо Веккьо. Страдан изменил первоначальный дизайн Вазари для сериала.

В 1559 году Страдан оформил карикатуры на тему «Жизнь человека» для квартала Леонора в Палаццо Веккьо. Серия была завершена в 1565 году, и сохранилось только четыре гобелена. Страдан также разработал мультфильмы для серии из шести частей о римских женщинах (реализованной в 1562–1564 гг.), серии из четырех частей «Истории Эстер и Артаксеркса» (реализованной в 1562–1564 гг.) и серии из шести частей «Истории Улисса » (реализованной в 1562–1564 гг.). реализован в 1563–1565 годах) для Зала Пенелопы. Страдан разработал мультфильмы для серии из четырех мультфильмов по « Истории Давида» для Quartiere di Cosimo (реализованной в 1561–1562 гг.), серии из четырех частей «Истории Соломона» (реализованной в 1564–1565 гг.), двух комплектов « Истории Кира». включающий 13 гобеленов (реализованных в 1565–1567 гг.) и еще две серии «Истории Давида» . Он также предоставил эскизы карикатур для серии гобеленов по истории Медичи для Quartiere di Leone X (реализованных в 1569–1574 годах). [19]

Козимо хотел украсить свою виллу под открытым небом в Поджо-а-Кайано гобеленами. Страданус разработал декоративный проект со сценами охоты, разделенными на три категории: охота на четвероногих животных, животные в воздухе и животные в воде. Дизайн был вдохновлен современными источниками, классической литературой Плиния, Гомера и Геродота, а также охотничьими обычаями при флорентийском дворе. Проекты были встречены с большим успехом. Страданус написал 28 карикатур для сериала, созданного между 1566 и 1577 годами. [5] Эскизы этих гобеленов были позже опубликованы в виде отпечатков типографиями Антверпена, такими как Филип Галле , и другими международными издательствами. [8]

Изобретение книгопечатания из « Новой реперты» , ок. 1590 г.

Страданус заинтересовался работой типографов в 1570-х годах, особенно после своего визита в Антверпен в 1578 году. Первоначально он предоставил издателям существующие дизайны, которые он создал для своих картин и гобеленов, для преобразования в гравюры. [4] Издатель из Антверпена Иероним Кок опубликовал в 1570 году серию гравюр по эскизам Страдана для гобеленов со сценами охоты, которые он сделал для великого герцога Тосканы Козимо I Медичи. С 1576 года создание гравюр стало одним из основных занятий Страдана. [8] Позже он работал с Филиппом Галле в качестве своего главного издателя, вероятно, в результате встречи с Галле в Антверпене во время его визита в 1578 году. [7] Виртуозные рисунки Страдануса гравировали некоторые ведущие граверы второй половины шестнадцатого века, среди них Хендрик Гольциус , Филипп Галле и его сыновья Теодор и Корнелис , Ганс Коллаерт и его сыновья Адриан и Ян , а также члены семьи Саделер. и братья Виерикс . [7]

Тематика гравюр была самой разнообразной и в первую очередь была ориентирована на спрос на гравюры на международном рынке, которые поставляли типографии Антверпена. После захвата Антверпена католиками предпочтение отдавалось контрреформационным темам, таким как два цикла «Страстей» , сериалы о жизни Богородицы и жизни св. Иоанна Крестителя , Деяния апостолов , два серия Воскресения Христова и бесчисленные отдельные религиозные гравюры, созданные Страданом. [8]

Явление Люцифера Данте и Вергилию

Кроме того, Страдан черпал вдохновение для сюжетов из флорентийского интеллектуального и литературного климата, в котором он жил. Важными были его контакты с изгнанным флорентийским писателем и ученым Луиджи Аламанни и другими членами семьи Аламанни, упоминающимися в различных комиссиях и посвящениях к гравюрам. Луиджи Аламанни, вероятно, вдохновил Страдана проиллюстрировать всю «Божественную комедию» . Страдан сделал для этого проекта несколько рисунков, которые так и не были завершены. Лишь один из этих рисунков, изображающий 34-ю Песнь об Аде, где Данте и Вергилий смотрят на Люцифера в центре Земли, был выгравирован Филиппом Галле. Другими темами, которые связаны с аналогичным интеллектуальным интересом, являются Nova reperta , изображающая изобретения современной эпохи, заканчивающиеся гравюрой с изображением действующей типографии , и Americae retectio , так называемый «атлас изображений», выпущенный в форме листовки в ознаменование первого столетие открытия Нового Света. [8] Утверждалось, что две гравюры из серии Nova reperta об Америке, одна из которых изображает первую встречу Америго Веспуччи с Новым Светом, и четыре символических гравюры, составляющие серию Americae retectio, были направлены на то, чтобы показать предполагаемую важную роль, которую сыграл Флоренция во время открытия Америки, поскольку Веспуччи был флорентийцем. Гравюры и их аллегорические символы получили широкое распространение в течение следующего столетия и повлияли на современное восприятие Америки. [20] Он также разработал серию, изображающую лошадей конюшни Иоанна Австрийского и прославленные поступки римских женщин . [8]

В еще одном жанре печатного дизайна, ориентированном на более широкую аудиторию, Страданус обратился к темам, которые он разработал, будучи придворным художником при дворе Медичи, в своих проектах гобеленов и фресок в Палаццо Веккьо: серии, повествующей об истории и производство шелка, обширная серия о военных триумфах Медичи и серия, изображающая охоту на различных животных, опубликованная под названием Venationes Ferarum, Avium, Piscium . [8] В то время как некоторые охоты в последней серии изображены в относительно реалистичной манере, например, драматическое изображение всадников с копьями, пытающихся убить яростно сопротивляющегося льва, другие охоты кажутся довольно нереалистичными, например, гравюра, изображающая леопардов, пойманных с помощью помощь зеркал. [5] Одной из его самых известных гравюр была « Аллегория искусств», выгравированная Корнелисом Кортом в 1578 году. [7]

  1. ^ Другие варианты имени: Йоханнес Страданус, Джованни делла Страда, Йоханнес делла Страда, Джованни Страдано, Йоханнес Страдано, Джованни Страданус, Йоханнес Страданус, Ян ван Стратен, Ян ван Стратен
  2. ^ Jump up to: а б с д Ян ван дер Стрет из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
  3. ^ Jump up to: а б Лиггеры и другие исторические архивы Антверпенской гильдии Святого Луки за 1453–1615 годы , отредактированные и опубликованные Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1872–1876 гг., с. 153 (на голландском языке)
  4. ^ Jump up to: а б с д М. Селлинк, Страдан (1523–1605), придворный художник Медичи , издательство Harvey Miller Publishers, 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Сандра Янссенс, Ян ван дер Стрет, он же Страданус - придворный художник Медичи в Тенто (на голландском языке)
  6. ^ Jump up to: а б «Страдан (1523–1605), художник при дворе Медичи. Выставка: 9 октября 2008 г. – 4 января 2009 г.» . в Кодарте . Проверено 4 октября 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д М. Лисберг, Йоханнес Страданус в Гольштейне
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Манфред Зеллинк, Йоханнес ван дер Страет, знаменитый художник Брюгге во Флоренции в книге «Наше наследие». Том 51 (2008 г.) (на голландском языке)
  9. ^ Илья М. Вельдман. «Романизм». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 5 октября 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Три рисунка Яна ван дер Страета под названием Страдан (1523–1605) в: Stephen Ongpin Fine Art: 2018 Master Drawings Catalogue, опубликовано 9 января 2018 г., стр. 16-27
  11. ^ Jump up to: а б СТРАДАН Иоганнес, ГАЛЛЕ Филипп и КОЛЛАЭРТ Адриан, «Злоключения охотника»
  12. ^ Jump up to: а б Г.Дж.Дж. ван дер Сман и Бук Вирда, Разный успех - Карьера голландских и фламандских художников во Флоренции, 1450–1600 гг ., В: Ежегодник истории искусства Нидерландов, 63, стр. 170-239 (на голландском языке)
  13. ^ Артур Дж. ДиФурия, Обзор Страдана 1523-1605: придворный художник Медичи Алессандры Барони и Манфреда Зеллинка , в: «Историки нидерландского искусства» (2013 г.), опубликовано
  14. ^ Майк Маккирнан, Джоаннес Страданус (Ян ван дер Страет), Франческо I в своей алхимической лаборатории , 1570 г. в: Occupational Medicine, том 63, выпуск 3, апрель 2013 г., страницы 172–174
  15. ^ «Студиоло» Франческо I на территории Гражданских музеев Флоренции.
  16. ^ Ян ван дер Стрэт, названный биографией Страдана в журнале Stephen Ongpin Fine Art
  17. ^ Ян ван дер Стрэт, известный как Джованни Страдано, или Страданус, Расширение города Флоренции на аукционе Sotheby's.
  18. ^ Страдан, Мужчины охотятся на быков с соколами в магазине Stephen Ongpin Fine Art.
  19. ^ Кэмпбелл, Томас П. (2002). Гобелен в эпоху Возрождения: искусство и великолепие . Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен-Издательство Йельского университета. стр. 502-504
  20. ^ Лия Марки, Аллегорическое изобретение Страдано Америки во Флоренции конца шестнадцатого века , в: Renaissance Quarterly Renaissance Quarterly Vol. 65, № 2 (лето 2012), стр. 385-442.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f057b1e62a59a919bf5c7479d5d4379f__1705758120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/9f/f057b1e62a59a919bf5c7479d5d4379f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stradanus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)