Георг Кристоф Лихтенберг

Георг Кристоф Лихтенберг
Георг Кристоф Лихтенберг
Рожденный ( 1742-07-01 ) 1 июля 1742 г.
Умер 24 февраля 1799 г. (1799-02-24) (56 лет)
Национальность немецкий
Альма-матер Геттингенский университет
(1763–67) [1]
Научная карьера
Поля Ученый , сатирик и афорист
Докторантура Авраам Готхельф Кестнер
Докторанты Генрих Вильгельм Брандес
Иоганн Тобиас Майер
Эрнст Хладни

Георг Кристоф Лихтенберг (1 июля 1742 — 24 февраля 1799) — немецкий физик , сатирик и англофил . Как учёный, он был первым кто занял профессорскую должность, специально посвященную экспериментальной физике в Германии, . Его помнят за его посмертно опубликованные записные книжки, которые он сам назвал Sudelbücher [ de ] , описание, основанное на английском бухгалтерском термине « книги для мусора » или «альбомы для вырезок». [2] и за открытие древовидных моделей электрических разрядов, которые теперь называются фигурами Лихтенберга .

Жизнь [ править ]

Георг Кристоф Лихтенберг родился в Обер-Рамштадте недалеко от Дармштадта , ландграфства Гессен-Дармштадт , был младшим из 17 детей. Его отец, Иоганн Конрад Лихтенберг (1689–1751), был пастором , восходящим по служебной лестнице церковной иерархии, который в конечном итоге стал суперинтендантом Дармштадта . Что необычно для священнослужителя того времени, он, кажется, обладал изрядным объемом научных знаний. Лихтенберг получил образование в доме своих родителей до 10 лет, когда он поступил в Lateinschule в Дармштадте. Его интеллект стал очевиден в очень раннем возрасте. Он хотел изучать математику, но его семья не могла позволить себе платить за уроки. В 1762 году его мать обратилась к Людвигу VIII, ландграфу Гессен-Дармштадтскому , который предоставил достаточные средства. В 1763 году Лихтенберг поступил в Гёттингенский университет .

В 1769 году он стал экстраординарным профессором , физики а через шесть лет ординарным профессором . Этот пост он занимал до самой смерти. По приглашению своих учеников он дважды посетил Англию : с Пасхи до начала лета 1770 года и с августа 1774 года до Рождества 1775 года, где его радушно приняли Георг III и королева Шарлотта . Он провел короля через королевскую обсерваторию в Ричмонде , после чего король предложил ему стать профессором философии. Он также встретился с участниками плаваний Кука . Великобритания произвела на него впечатление, и впоследствии он стал известным англофилом.

Лихтенберг, один из первых ученых, представивших в своих лекциях эксперименты с приборами, был популярной и уважаемой фигурой в современных европейских интеллектуальных кругах. Он был одним из первых, кто представил Бенджамина Франклина в Германии громоотвод , установив такие устройства в своем доме и садовых сараях. Он поддерживал отношения с большинством великих деятелей той эпохи, включая Гете и Канта . В 1784 году Алессандро Вольта специально посетил Геттинген, чтобы увидеть его и его эксперименты. Математик Карл Фридрих Гаусс присутствовал на его лекциях. В 1793 году он был избран членом Королевского общества .

Лихтенберг был склонен к прокрастинации . Ему не удалось запустить первый водородный шар . Он всегда мечтал написать роман в духе « Филдинга » Тома Джонса , но никогда не заканчивал его дальше нескольких страниц.

Лихтенберг стал горбуном в детстве из-за порока развития позвоночника , полученного в результате падения. Из-за этого он был необычайно невысоким даже по стандартам XVIII века. Со временем этот порок развития становился все хуже, что в конечном итоге повлияло на его дыхание.

Личная жизнь [ править ]

В 1777 году он встретил Марию Стехард, которой тогда было 13 лет, которая постоянно жила с профессором после 1780 года. Она умерла в 1782 году. Их отношения были превращены в роман Герта Хофмана , который был переведен его сыном Михаэлем Хофманном на английский язык под названием Лихтенберг и Маленькая Цветочница .

В следующем году, в 1783 году, Лихтенберг встретил Маргарет Келлнер (1768–1848). Он женился на ней в 1789 году, чтобы дать ей пенсию , так как думал, что скоро умрет. У них было шестеро детей, и она пережила его на 49 лет.

В 1799 году Лихтенберг умер в Геттингене после непродолжительной болезни в возрасте 56 лет.

Памятник Лихтенбергу на рыночной площади в Геттингене

Братья и сестры [ править ]

У Георга Кристофа Лихтенберга было 17 братьев и сестер, большинство из которых умерло в младенчестве.

Альбомы [ править ]

«Альбомы для вырезок» ( Sudelbücher на немецком языке ) — это записные книжки, выполненные в традициях обычных книг или книг для мусора . [3] который Лихтенберг хранил со студенческих времен до конца жизни. Каждому тому была присвоена буква алфавита от А, начавшаяся в 1765 году, до L, которая прервалась после смерти Лихтенберга в 1799 году.

Эти записные книжки впервые стали известны миру после смерти этого человека, когда первое и второе издания Lichtenbergs Vermischte Schriften его сыновьями и братьями были опубликованы (1800–06 и 1844–53). Однако после первых публикаций блокноты G и H, а также большая часть блокнота K были уничтожены или исчезли. Предполагается, что эти недостающие части содержали чувствительные материалы. Рукописи остальных тетрадей хранятся в Геттингенском университете.

В записных книжках содержатся цитаты из отрывков, поразивших Лихтенберга, названия книг для чтения, автобиографические очерки, а также короткие или длинные размышления, в том числе проницательные наблюдения над человеческой природой, в манере французских моралистов 17-го века . Эти размышления помогли ему заслужить посмертную славу одного из лучших афористов в интеллектуальной истории Запада. Некоторые ученые пытались выделить систему мышления из разрозненных размышлений Лихтенберга, но он не был профессиональным философом, и у него не было необходимости представлять или разрабатывать последовательную философию.

Альбомы для вырезок раскрывают критический и аналитический образ мышления и акцент на экспериментальных данных в физике, благодаря чему он стал одним из первых основателей и защитников современной научной методологии.

Чем больше опыта и экспериментов накапливается в ходе исследования природы, тем более шаткими становятся ее теории. Всегда хорошо, но не бросать их мгновенно. Ибо каждая гипотеза, которая когда-то была хорошей, по крайней мере, служит цели надлежащего суммирования и сохранения всех явлений до своего времени. Противоречивый опыт следует излагать отдельно, пока он не накопится в достаточной степени, чтобы оправдать усилия, необходимые для построения новой теории. (Лихтенберг: альбом JII/1602)

Лихтенберг, атеист, высмеивал религию, говоря: «Я тысячу раз благодарю Господа за то, что он заставил меня стать атеистом». [4]

Артур Шопенгауэр очень восхищался Лихтенбергом за то, что он записывал в своих блокнотах. Он назвал его одним из тех, кто «думает... ради собственного наставления», кто является «настоящими «мыслителями для себя» в обоих смыслах этого слова». [5] Среди других поклонников записных книжек Лихтенберга — Фридрих Ницше , Зигмунд Фрейд , Людвиг Витгенштейн и Жак Барзун . [6]

Зигмунд Фрейд (в своем письме «Почему война?» Альберту Эйнштейну) упомянул изобретение Лихтенберга «Компаса мотивов» в дискуссии о сочетании человеческих мотивов и процитировал его слова: «Мотивы, которые заставляют нас делать что-либо могут быть расположены подобно тридцати двум ветрам и могут иметь имена по тому же образцу: например, «еда-еда-слава» или «слава-слава-еда».

Лихтенберга мало кто читает за пределами Германии. Лев Толстой высоко ценил сочинения Лихтенберга, выражая недоумение, «почему нынешние немцы так пренебрегают этим писателем». [7] Китайский учёный и остроумец Цянь Чжуншу несколько раз цитирует Альбомы для вырезок в своих работах. [8]

Другие работы [ править ]

Как сатирик Лихтенберг занимает высокое место среди немецких писателей XVIII века. Его острое остроумие вовлекло его во многие споры с известными современниками, такими как швейцарский физиогномист Иоганн Каспар Лафатер, науку чью физиогномическую он высмеивал, и Иоганн Генрих Восс , чьи взгляды на греческое произношение вызвали мощную сатиру, Über die Pronunciation der Schöpse. де Альтен Грихенланд . [9] За Лоуренса Стерна остроумие по поводу фанатизма духовенства « в своем романе Тристрам Шенди » Лихтенберг осудил его как Scandalum ecclesiae (скандал для Церкви). [10]

В 1777 году Лихтенберг выступил против очевидного искажения науки Джейкобом Филадельфией . Лихтенберг считал его фокусником, а не физиком, и создал сатирический плакат, призванный помешать Филадельфии провести его выставку в Геттингене. Плакат под названием « Авертисмент Лихтенберга » описывал экстравагантные и чудесные трюки, которые должны были быть исполнены. В результате Филадельфия покинула город без выступления.

Основанный на его визитах в Англию, его «Краткое описание Англии » с замечательными описаниями игры Дэвида Гаррика является наиболее привлекательным из его произведений, опубликованных при его жизни.

Начиная с 1778 года, Лихтенберг издавал Göttinger Taschen Calender и вносил свой вклад в Göttingisches Magazin der Wissenschaften und Literatur , который он редактировал в течение трех лет (1780–1782) вместе с JGA Forster . Геттингерский ташен-календарь , помимо того, что был обычным календарем для повседневного использования, содержал не только короткие статьи о природных явлениях и новых научных открытиях (которые сегодня можно было бы назвать популярной наукой), но и эссе, в которых он оспаривал шарлатанство и суеверия. Там же содержались нападки на авторов « Бури и натиска ». В духе эпохи Просвещения он стремился научить простых людей использовать логику, остроумие и силу собственных чувств. [11]

В 1784 году он взял на себя публикацию учебника Anfangsgründe der Naturlehre («Основы естественных наук») от своего друга и коллеги Иоганна Кристиана Эркслебена после его преждевременной смерти в 1777 году. До 1794 года последовали еще три издания, которые в течение многих лет оставался стандартным учебником физики на немецком языке.

С 1794 по 1799 год он опубликовал подробное объяснение хогартовских гравюр на меди , в котором описал сатирические детали гравюр Уильяма Хогарта .

Наследие [ править ]

Как физика Лихтенберга помнят за его исследования в области электричества , за открытие ветвящихся структур разряда на диэлектриках , которые теперь называются фигурами Лихтенберга . В 1777 году он построил большой электрофор для генерации статического электричества посредством индукции . [12] Один из самых крупных, он имел диаметр 2 метра (6 футов 7 дюймов) и мог производить искры размером 38 см (15 дюймов). С его помощью он открыл основной принцип современной ксерографической копировальной техники . Разрядив точку высокого напряжения рядом с изолятором , он смог записать странные древовидные узоры в неподвижной пыли. Эти фигуры Лихтенберга сегодня считаются примерами фракталов . кратер на Луне назван Лихтенберг В его честь . Его жизнь и творчество описаны во «Фрагментах Лихтенберга» французского писателя Пьера Сенжа (2008; английский перевод, 2017).

Он предложил стандартизированную систему размеров бумаги, используемую сегодня во всем мире, за исключением Канады и США, определяемую стандартом ISO 216 , в котором наиболее часто используемым размером является А4. [13]

Роберт Вихард Пол , преемник Лихтенберга в Геттингене в XX веке и один из основателей физики твердого тела, использовал аналогичную исследовательскую программу, в которой эксперимент был важной частью изложения научных знаний. [14]

Избранная библиография [ править ]

Работы, опубликованные при жизни

  • Письма из Англии , 1776–1778 гг.
  • По физиогномике, издание физиогномистов , 1778 г.
  • Геттингенский журнал науки и литературы , 1780–85 (под редакцией Георга Кристофа Лихтенберга и Георга Форстера)
  • О произношении шопсе Древней Греции , 1782 г.
  • Подробное объяснение гравюр Хогарта , 1794–1799 гг.

Полное собрание сочинений на немецком языке

  • Сочинения и письма , 1968–72 (4 тома, под редакцией Вольфганга Промиса)

английские переводы

  • «Размышления Лихтенберга» , «Лебедь Зонненшайн», 1908 г. (выбрано и переведено Норманом Аллистоном).
  • Визиты Лихтенберга в Англию, как описано в его письмах и дневниках , Оксфорд, The Clarendon Press, 1938 (перевод и ред. Маргарет Л. Маре и У. Х. Куоррелла)
  • Читатель Лихтенберга , Beacon Press, 1959 (перевод и редакция Франца Х. Маутнера и Генри Хэтфилда)
  • Мир Хогарта. Комментарии Лихтенберга к гравюрам Хогарта , Houghton Mifflin Company, 1966 (пер. Иннес и Густава Хердана)
  • Хогарт о светской жизни. Серия «Брак в модном стиле», из комментариев Георга Кристофа Лихтенберга , 1970 (перевод и редакция Артура С. Венсингера и У. Б. Коли)
  • Афоризмы , Penguin, 1990 (пер. с предисловием и примечаниями Р. Дж. Холлингдейла ), ISBN   0-14-044519-6 , переиздано как The Waste Books , 2000 г., ISBN   978-0-940322-50-9
  • Лихтенберг: Афоризмы и письма , Джонатан Кейп, 1969 (перевод и редакция Франца Х. Маутнера и Генри Хэтфилда), SBN 224-61286-7
  • Г.К. Лихтенберг: Философские сочинения (пер. и под редакцией Стивена Тестера), Олбани: State University of New York Press, 2012.

Примечания [ править ]

  1. ^ Оксенхольт (1963), гл. 1.
  2. Лихтенберг объяснил назначение своего «альбома для вырезок» в своей записной книжке E: У торговцев есть своя книга отходов (Sudelbuch, Klitterbuch, кажется, по-немецки), в нее они записывают все, что продают и покупают изо дня в день, все друг через друга без порядке, отсюда оно переносится в журнал, где все пишется более систематически... Это заслуживает подражания со стороны ученых. Сначала книгу, в которой я записываю все, как я это вижу или как подсказывают мне мои мысли, затем ее можно перенести в другую, где дело будет более обособлено и упорядочено. «У торговцев есть свой «альбом для вырезок» (альбом для записей, сочинительная книга, кажется, по-немецки), куда они изо дня в день заносят все, что покупают и продают, все перемешивается без всякого порядка, оттуда это переносится в ежедневник, где все представлено более систематически... Это заслуживает того, чтобы ученые подражали ему. Сначала книга, в которой я записываю все, как я это вижу или как мои мысли представляют это передо мной, позже это можно будет записать. другой, где материалы более изысканны и упорядочены».
  3. ^ Лихтенберг, Георг Кристоф . SudelBooks Том 1 . п. 352.
  4. ^ Книги отходов E 252, 1765-1770 гг.
  5. ^ Артур Шопенгауэр, пер. Р. Дж. Холлингдейл, Очерки и афоризмы , Harmondsworth: Penguin Books, 1970, стр. 93.
  6. Барзун посвятил главу «Забытому отряду» интеллектуалов, переориентировавших мир в 1775-1815 годах, среди которых Лихтенберг был «самым прискорбным» упущением из современной памяти: От рассвета до упадка: 500 лет западной культурной жизни» (Харпер Коллинз, 2000), стр. 439. О влиянии Лихтенберга на немецких писателей см. Дитер Лампинг, Lichtenbergs literarisches Nachleben , Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992.
  7. ^ Карл Бринитцер, пер. Бернард Смит, Разумный бунтарь , Нью-Йорк: Макмиллан, 1960, с. 194.
  8. ^ Например, в его эссе Чжунго Ши Ю Чжунго Хуа , архивировано 28 сентября 2007 года в Wayback Machine (中国诗与中国画 «Китайская поэзия и китайская живопись»).
  9. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лихтенберг, Георг Кристоф ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  10. ^ Бриджуотер, Патрик (1988) Обучение английскому языку Артура Шопенгауэра , стр. 352–3:

    Не только две самые длинные главы романа (проповедь Трима и рассказ Славенбергиуса) посвящены фанатизму ортодоксального духовенства, но, что еще более важно, весь роман, дышящий толерантностью, имплицитно посвящен тому же самому. И фанатизм ортодоксального (англиканского) духовенства был таким же хобби Шопенгауэра, как искусство фортификации - дяди Тоби. Он был одержим этим, как показывают его язвительные комментарии в адрес Сэмюэля Джонсона – и англиканского духовенства. Лихтенберг осудил Стерна как «scandalum ecclesiae»; несомненно, именно это ценил Шопенгауэр. Он также в значительной степени разделял радость Стерна по поводу высмеивания педантичности.

  11. ^ Воскул, Адельхайд (2013). Андроиды в эпоху Просвещения: механика, ремесленники и культура личности . Издательство Чикагского университета. п. 78.
  12. ^ Харрис, Уильям Сноу (1867), Трактат о фрикционном электричестве в теории и практике , Лондон: Virtue & Co. , стр.86
  13. В одном из писем от 25 октября 1786 г. Иоганну Бекману.
  14. ^ Тейхманн, Дж. Точечные дефекты и ионные кристаллы: центры цвета как ключ к несовершенству, часть 1, (1992), стр. 236-69; в Ходдесоне и др. ред. (1992)

Ссылки [ править ]

  • Блох, К. (1953), «Медицинские замечания в трудах Георга Кристофа Лихтенберга», Die Medizinische , vol. 29–30 (опубликовано 25 июля 1953 г.), стр. 960–1, PMID   13086258.
  • Грески, В. (1978), «2 письма бернского профессора Иоганна Георга Траллеса Георгу Кристофу Лихтенбергу (1786)», Gesnerus , vol. 35, нет. 1–2, стр. 1–1. 87–106, ПМИД   352823
  • Групе, Г. (1984), «Идентификация скелета Георга Кристофа Лихтенберга», антрополог Анцайгер; Отчет по биолого-антропологической литературе , вып. 42, № 1 (опубликовано в марте 1984 г.), стр. 1–9, PMID   6372678.
  • Эйлнер, Х.Х. (1982), «К истории морской медицины: Георг Кристоф Лихтенберг и морской курорт Куксхафен», Medical History Journal , vol. 17, № 1–2, стр. 115–28, ПМИД   11611016.
  • Оксенхольт, Свейн (1963). Мысли об образовании в творчестве Георга Кристофа Лихтенберга: вводное исследование в области сравнительного образования , Мартинус Нийхофф.
  • Томлинсон, К. (1992), «GC Lichtenberg: мечты, шутки и бессознательное в Германии восемнадцатого века», Journal of the American Psychoanalytic Association , vol. 40, нет. 3, стр. 761–99, doi : 10.1177/000306519204000305 , PMID   1401720 , S2CID   46322856
  • Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Лихтенберг, Георг Кристоф» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бюхлер, Ральф Вольфганг (1988). Наука, сатира и остроумие: очерки Георга Кристофа Лихтенберга , Университет Висконсин-Мэдисон.
  • Катрицкий, Линде (1995). «Связи Кольриджа с ведущими деятелями науки», Заметки и отчеты Лондонского королевского общества , Том. 49, № 2.
  • Маутнер, Франц Х. и Миллер-младший, Франклин (1952). «Замечания о Г. К. Лихтенберге, ученом-гуманисте», Isis , Vol. 43, № 3.
  • Мильх, Вернер Дж. (1942). «Георг Кристоф Лихтенберг: по случаю двухсотлетия со дня его рождения, 9 июля 1942 года», The Modern Language Review , Vol. 37, № 3.
  • Санке, Жан М. (1999). Георг Кристоф Лихтенберг: Критическая библиография исследований и критики, 1948–1996 , Университет Пердью.
  • Дж. П. Стерн (1959). Лихтенберг: доктрина разбросанных событий; Реконструировано на основе его афоризмов и размышлений , издательство Indiana University Press.

Внешние ссылки [ править ]