Jump to content

Королевство Тонбури

(Перенаправлено из «Династия Тхонбури »)

Королевство Тонбури
Королевство Тонбури   ( тайский )
Аначак Тонбури
1767–1782
Флаг Королевства Тонбури
Сфера влияния Королевства Тонбури в 1780 году; Политические границы Юго-Восточной Азии раннего Нового времени являются предметом спекуляций
Сфера влияния Королевства Тонбури в 1780 году; Политические границы Юго-Восточной Азии раннего Нового времени являются предметом спекуляций
Капитал Тонбури
Общие языки
Религия
Правительство Королевство Мандала
Монарх  
• 1767–1782
Такси
вице-король  
• –1782
Интрафитак
Историческая эпоха Ранняя современная эпоха
• Захват Чонбури и Районга
Январь 1767 г.
• Коронация Такси
28 декабря 1767 г.
21 сентября 1769 г.
8 августа 1770 г.
• Захват Чиангмая
14 января 1775 г.
• Падение Пхитсанулока
15 марта 1776 г.
• Захват Вьентьяна
Март 1779 г.
• Признание династии Цин.
1781/1782
• Залог за такси
1 апреля 1782 г.
Валюта Пхотдуанг
Предшественник
Преемник
Королевство Аютия
пимаи
Пхитсанулок
Савангбури
Накхонситхаммарат
Королевство Раттанакос
Сегодня часть

Королевство Тонбури ( тайский : Тонбури , RTGS : Тонбури , IAST : Дханапура , произносится [tʰōn būrīː] ) [2] было крупным сиамским королевством, существовавшим в Юго-Восточной Азии с 1767 по 1782 год, с центром вокруг города Тонбури в Сиаме или современном Таиланде . Королевство было основано Таксином Великим , который воссоединил Сиам после распада Королевства Аюттхая , в результате которого страна разделилась на пять враждующих региональных государств. Королевство Тонбури курировало быстрое воссоединение и восстановление Сиама как выдающейся военной державы на материковой части Юго-Восточной Азии, наблюдая за расширением страны до ее наибольшей территориальной протяженности до этого момента в ее истории, включая Лан На , лаосские королевства ( Луангпхрабанг , Вьентьян) . , Чампасак ), а Камбоджа находилась в сиамской сфере влияния . [3]

В королевстве Тонбури наблюдалась консолидация и продолжающийся рост китайской торговли с Цинским Китаем , продолжение позднего периода Аюттхая (1688-1767), а также возросшее влияние китайской общины в Сиаме, при этом Таксин и более поздние монархи разделяли тесные связи и тесные связи. семейные связи с китайско-сиамской общиной.

Королевство Тонбури просуществовало всего 14 лет и закончилось в 1782 году, когда Таксин был свергнут крупным военачальником Тонбури Чао Прайя Чакри , который впоследствии основал Королевство Раттанакосин (1782–1932) , четвертое и нынешнее правящее королевство Таиланда.

Воссоединение Сиама Таксином

[ редактировать ]
Путешествие Прайя Така из Аюттхая в Чантабури и его возвращение, чтобы отвоевать Аюттхая в 1767 году, согласно традиционной тайской историографии.

Прайя Так , личное имя Син, [4] Чжэн Чжао (Zheng Zhao) [5] или Чжэн Синь (鄭信), был дворянином китайского происхождения Теочью . [6] [7] Ко времени бирманского вторжения 1765–1767 годов Прайя Так был губернатором Така и был призван присоединиться к защите Аюттхая. [5] В январе 1767 года, примерно за три месяца до падения Аюттхая, Прайя Так собрал свои силы из 500 последователей. [7] и прорвали бирманское окружение на востоке. После борьбы с бирманскими разведывательными силами и некоторыми местными сопротивлениями Прайя Так и его свита обосновались в Районге на восточном сиамском побережье . [8] Там Прайя Так соревновался с Пу Ланом Прайя Чантабури или губернатором Чантабури за господство над восточной береговой линией. В знаменитом эпизоде ​​Прайя Так приказал уничтожить все котлы в припасах, а затем успешно взял Чантабури в июне 1767 года. Прайя Так установил свои владения влияния на восточном побережье, простирающемся от Банг Пласоя ( Чонбури ) до Трата .

Пять государств, возникших после распада Королевства Аюттхая в 1767 году.

Аютия пала в апреле 1767 года. Из-за продолжавшейся китайско-бирманской войны Бирма была вынуждена отвлечь большую часть своих сил из Аюттайи на китайский фронт. [4] Бирманцы оставили гарнизон в Фосамтоне к северу от Аюттайи под командованием Мон Туги. Бирманцы контролировали только Нижний Центральный Сиам , тогда как остальная часть Сиама попала в руки различных возникших режимов военачальников. На северо-востоке принц Кромма Муен Теппипит обосновался в Пхимае . [9] На севере Чаопрайя Пхитсанулок Руанг обосновался в Пхитсанулоке , а инославный монах Чао Пхра Фанг [8] [9] основал теократический режим в Савангхабури . На юге — Пхра Палат Ну или Чао Накхон. [8] стал лидером режима Накхонситхаммарат (Лигор). [4]

Коронация Таксина в Тхонбури (Бангкок), 28 декабря 1767 г.

В октябре 1767 г. [5] Прайя Так покинул Чантабури и забрал свой флот из 5000 человек. [7] [10] в Чао Прайю . Он взял Тонбури и начал атаковать бирманцев при Фосамтоне. [11] в ноябре, победив бирманского командира Туги или Суки. [8] Прайя Так основал новую сиамскую столицу Тонбури и возвел себя на трон там в декабре 1767 года. [7] В просторечии и посмертно он известен как король Таксин, сочетающий в себе титул Прайя Так и имя Син. [ нужна ссылка ] По стратегическим соображениям Таксин решил перенести столицу из Аюттхая в Тонбури, чтобы облегчить торговлю. [7] Через шесть месяцев после падения Аюттайи Таксину удалось отвоевать и утвердить свою власть в Центральном Сиаме. Бирманские войска из Тавоя прибыли, чтобы атаковать китайский лагерь Бангкунг в Самут-Сонгкхраме . Король Таксин отразил нападение бирманцев в битве при Бангкунге в 1768 году. [12]

Затем король Таксин начал свою кампанию против других конкурирующих режимов, чтобы объединить Сиам. [4] Впервые он выступил против Пхитсанулока на севере в 1768 году, но потерпел поражение при Койчай , а сам Таксин получил ранение в ногу. Тонбури завоевал режим Пхимаи на северо-востоке в 1768 году и режим Накхонситхаммарат в октябре 1769 года. [10] Принц Тепфифит был казнен. [10] но Накхон Ну из Лигора разрешили жить под стражей. На севере Чао Пхра Фанг завоевал и присоединил к себе режим Пхитсанулок в 1768 году. [8] став грозным противником Таксина. В 1770 году войска Чао Пхра Фанга продвинулись на юг до Чайната . Король Таксин в отместку повел армии Тхонбури на захват Пхитсанулока в августе 1770 года. Войска Тхонбури продолжили путь на север, чтобы захватить Савангкхабури. Чао Пхра Фанг сбежал и исчез из истории. С завоеванием последнего конкурирующего режима к 1770 году положение Таксина как правителя Сиама было закреплено. [13] и Сиам наконец был объединен.

Вторжение в Камбоджу и Хатьен

[ редактировать ]

В восемнадцатом веке возник портовый город Хатьен , которым правил кантонец Мак Тьен Ту , и стал экономическим центром Сиамского залива . [14] После падения Аюттхая два аюттхийских принца: принц Чао Сисанг и принц Чао Чуй, укрылись в Удонге, королевском городе Камбоджи, и Ха Тиене соответственно. Китайский двор Цин в Пекине отказался признать короля Таксина правителем Сиама в китайской системе данников, потому что Мак Тьен То сообщил Пекину, что оставшиеся потомки династии Аюттхая были с ним в Хатьене. [15] В 1769 году король Таксин призвал провьетнамского короля Камбоджи Анг Тона отправить дань в Сиам. Анг Тон отказался, и Таксин послал армии для вторжения в Камбоджу в 1769 году, но безуспешно. [16]

Сиамское вторжение в Камбоджу и Хатьен в 1771 году и контрнаступление Вьетнама в 1772 году.

В 1771 году Таксин возобновил свои кампании по вторжению в Камбоджу и Хатьен, чтобы найти юттхайских принцев и посадить просиамского Анг Нона на камбоджийский трон. Король Таксин приказал Прайя Йоммарадж Тонгдуанг (впоследствии король Рама I ) привести армию из 10 000 человек для вторжения в Камбоджу по суше, в то время как сам король Таксин с Прайя Пхипхит Чен Лиан (陳聯, во вьетнамских источниках называемый Трун Лиен) [14] когда адмирал вторгся в Хатьен с флотом в 15 000 человек. Ха Тьен пал перед сиамскими захватчиками в ноябре 1771 года. Прайя Йоммарадж также смог захватить контроль над Удонгом и Камбоджей. И Мак Тьен То, и камбоджийский король Анг Тон бежали в Кочинчину под защитой лорда Нгуена. Таксин назначил Чэнь Ляня новым губернатором Хатьена с титулом Прайя Рачасетти. [14] Сиамские армии продолжали поиски Мак Тхиен Ту и Анг Тона, но были разбиты вьетнамскими войсками при Чау Доке . [14] Таксин привел Анг Нона к власти в Камбодже, а сам вернулся в Тхонбури в декабре 1771 года, оставив Чэнь Ляня в Хатьене и Прайю Йоммараджа руководить Камбоджей.

Принц Чуй был схвачен и доставлен на казнь в Тонбури. [14] в то время как принц Сисанг умер в 1772 году. Лорд Нгуен Нгуен Фук Туун организовал вьетнамское контрнаступление. [14] чтобы восстановить Мак Тьен Ту и Анг Тон на прежних позициях. Чэнь Лянь, назначенный Сиамом губернатор Хатьена, потерпел поражение и покинул Хатьен на три дня, пока ему не удалось собрать флот, чтобы вернуть город. Вьетнамский командующий Нгуен Ку Дам возглавил армии, чтобы захватить контроль над Пномпенем и Камбоджей в июле 1772 года. [14] побудив Анг Нона переехать в Кампот . Однако эта сиамско-вьетнамская война совпала с начавшимся в 1771 году восстанием Тай Сона против режима Нгуена Лорда. Нестабильность дома вынудила лорда Нгуена приказать Мак Тьен Ту заключить мир с Сиамом в 1773 году. Затем Таксин понял, что сиамский контроль над Камбоджей и Хатьеном несостоятелен. Он приказал вывести сиамские войска из Камбоджи и Хатьена в 1773 году, но не раньше, чем 10 000 камбоджийцев были увезены в плен в Сиам. [17]

Анг Тон возобновил свое правление в Камбодже. Однако, когда поддержка Вьетнама уменьшилась из-за восстания Тай Сон, Анг Тон решил примириться со своим соперником Анг Ноном и с Сиамом. Анг Тон отрекся от престола в 1775 году в пользу Анг Нона, который стал новым просиамским королем Камбоджи. [14] После ухода юттхайских принцев отношение двора Цин к Таксину улучшилось. Цин наконец признал Таксина Ваном (王) или королем. [5] или правитель Сиама в 1777 году в китайской системе данников.

Завоевание Ланны

[ редактировать ]

После бирманского завоевания Ланны (современный Северный Таиланд ) в 1763 году Ланна, включая Чиангмай, вернулась под власть Бирмы. Тадо Миндин, бирманский губернатор Чиангмая, подвергся репрессиям [12] [18] местная знать Ланна. Король Таксин выступил против удерживаемого бирманцами Чиангмая в 1771 году, но не смог взять город. В Чиангмае Тадо Миндин столкнулся с противодействием со стороны Пхая Чабан Бунмы, [18] [19] коренной дворянин Ланны, который возглавил сопротивление бирманскому господству.

В 1772 году король Синбюшин из бирманской династии Конбаунг понял, что Сиам восстановился и стал могущественным при режиме Тхонбури. Синбюшин инициировал новую кампанию против Сиама. [20] Он приказал собрать войска в бирманском Чиангмае и монском городе Мартабан , чтобы вторгнуться в Сиам как с севера, так и с запада в двух направлениях: подход, аналогичный вторжению 1765-1767 годов. [12] В 1774 году Биннья Сейн , племянник Биннья Дала , последнего короля Хантавади , возглавил неудавшееся восстание мон против Бирмы, что привело к массовому исходу тысяч людей мон в Сиам. Синбюшин назначил Маха Тиха Туру , известного генерала, участвовавшего в китайско-бирманской войне, верховным главнокомандующим новых кампаний, а Немио Тихапате , бирманского генерала, ранее завоевавшего Аюттхаю в 1767 году, командовал бирманскими войсками в Ланне. . [21]

Кавила Лампангский, вассальный господин Лампанга Таксина и первых двух монархов Чакри, помог заселить Лан На в конце 18 - начале 19 веков. [22]

Бирманские войска из Чиангмая атаковали приграничные северные сиамские города Саванкхалок в 1771 году и Пхичай в 1772–1773 годах. [12] Затем Таксин решил раз и навсегда покончить с бирманской угрозой с севера, проведя в декабре 1774 года экспедицию по захвату удерживаемого бирманцами Чиангмая. Эта экспедиция на север совпала с ситуацией с беженцами из Мона. Пхая Чабан из Чиангмая, узнав о сиамском вторжении, присоединился к Кавиле из Лампанга , чтобы свергнуть бирманцев. Пхая Чабан под видом мореплавания побежал подчиняться Таксину. [23] Король Таксин отправился в Так, где принял беженцев из Мона. Таксин приказал Чаопрайе Чакри возглавить авангард на Лампанг, где Кавила ранее восстал против бирманцев. [18] Кавила возглавил путь сиамских армий в Чиангмай. Братья Чаопрайя Чакри и Сураси объединили силы, чтобы успешно захватить Чиангмай в январе 1775 года. [19] Бирманские лидеры Тадо Миндин и Немио Тихапате отступили в Чианг Саен , где восстановили административный штаб Бирмы. Это положило начало переходу Ланны от бирманского правления к сиамскому господству после 200 лет нахождения Ланны под сюзеренитетом Бирмы. [19] хотя северные части Ланны, включая Чианг Саен, оставались под властью Бирмы еще тридцать лет, до 1804 года.

Пхая Чабан был награжден постом губернатора Чиангмая, а Кавила стал губернатором Лампанга. [18] [19] В 1777 году бирманцы напали на Чиангмай, пытаясь вернуть себе Ланну. Пхая Чабан решил эвакуировать Чиангмай перед лицом бирманского вторжения из-за численного превосходства своих сил. [18] Затем Чиангмай был заброшен и прекратил свое существование как функциональный город на двадцать лет, пока не был восстановлен в 1797 году. Лампанг под Кавилой служил главной передовой цитаделью против последующих бирманских вторжений.

Бирманские вторжения

[ редактировать ]
Изображение битвы при Бангкео из дворца Тонбури .

План короля Синбюшина по вторжению в Сиам с двух направлений был сорван восстанием Мон и захватом Сиамом Чиангмая. [12] Маха Тиха Тура, занявший командную позицию в Мартабане, послал свой авангард под командованием Сатпагьона Бо для вторжения в Западный Сиам через перевал Трех Пагод в феврале 1775 года. Таксин был неподготовлен, поскольку большая часть его войск находилась на севере, защищая Чиангмай. Он отозвал северные сиамские войска на юг для защиты запада. Сатпагён Бо взял Канчанабури и продолжил путь в Ратчабури , где расположился лагерем в Бангкео. [12] (современный Тамбон Нангкаео, район Пхотхарам ), отсюда и название «Кампания Бангкео» . Король Таксин послал предварительные силы под командованием своего сына и племянника, чтобы разобраться с бирманцами в Ратчабури. Принцы возглавили сиамские войска, чтобы полностью окружить Сатпагён Бо в Бангкео, чтобы заморить бирманцев голодом и заставить их сдаться. [12] Северосиамские войска прибыли на поле битвы при Бангкео, в результате чего общая численность сиамцев достигла 20 000 человек. [20] значительно превосходя по численности бирманцев. После 47 дней пребывания в окружении Сатпагьон Бо капитулировал в марте 1775 года. Сиамцы взяли около 2000 человек. [24] Бирманские пленники из этой битвы.

Вторжение Маха Тиха Туры в Сиам в 1775-1776 годах было крупнейшей и самой интенсивной бирманско-сиамской войной в период Тонбури. [12] когда бирманцы вторглись в Сиам по трем направлениям.

Через шесть месяцев после победы сиамцев при Бангкео, в сентябре 1775 года, бирманцы из Чианг Саена снова напали на Чиангмай. Два Чаопрайя Чакри и Сураси повели войска на север, чтобы защитить Чиангмай. [12] Однако Маха Тиха Тура воспользовался этой возможностью, чтобы лично возглавить бирманскую армию численностью 35 000 человек через перевал Мае Ламао для вторжения в Хуа Муеанг Нуэа или Северный Сиам. [12] в октябре. Чакри и Сураси пришлось поспешно вернуться, чтобы защитить Пхитсанулок. Маха Тиха Тура осадил Пхитсанулок, административный центр Северного Сиама. Король Таксин повел королевскую армию из Тонбури на север и разместился в Пакфинге недалеко от Пхитсанулока, пытаясь снять осаду города. Маха Тиха Тура сумел атаковать сиамскую линию снабжения. [12] в Накхон Саване и Утайтани . Он также победил короля Таксина в битве при Пакфинге в марте 1776 года, вынудив сиамского короля отступить на юг, к Пхичиту . [12] Затем Чаопрайас Чакри и Сураси решили покинуть Пхитсанулок и эвакуировать его. Пхитсанулок пал перед бирманцами, был полностью разрушен и сожжен дотла.

Маха Тиха Тура готовился к походу на Тхонбури, когда узнал о смерти бирманского короля Синбюшина в 1776 году. [12] Маха Тиха Тура был отозван, [21] решил резко отказаться от похода в Сиам и быстро вернуться в Бирму, чтобы поддержать своего зятя Сингу Мина на бирманском престоле. Таким образом, оставшиеся бирманские полки в Сиаме остались дезорганизованными и неконтролируемыми. Сиам едва не пал жертвой бирманского завоевания во второй раз после падения Аюттхая в 1767 году. Безвременная кончина Синбюшина спасла Сиам от такой участи. Король Таксин воспользовался этим шансом, чтобы преследовать отступающих бирманцев. [12] К августу 1776 года все бирманцы покинули Сиам, и война подошла к концу.

Завоевание Лаоса

[ редактировать ]

В 1765 году лаосские королевства Луанг Пхрабанг и Вьентьян стали вассалами Бирмы. После захвата Сиамом Чиангмая в 1775 году бирманское влияние в Лаосе ослабло. [25] Король Вьентьяна Онг Боун был союзником бирманцев, поскольку он дважды подстрекал бирманцев к вторжению в своего соперника Луанг Пхрабанг в 1765 и 1771 годах. [26] Король Таксин с подозрением относился к сотрудничеству Онг Боуна с Бирмой. [27] В 1777 году губернатор Нангронга восстал против Тхонбури при поддержке Тямпасака . Король Таксин приказал Чаопрайе Чакри возглавить сиамские армии для вторжения в Чампасак и нанесения ответного удара. После этой экспедиции Таксин наградил Чакри званием и титулом Сомдет Чаопрайя Маха Касатсук. Звание Сомдет Чаопрайя было высшим званием, которого мог достичь дворянин с почестями, равными принцу. [28]

Фотография Изумрудного Будды без украшения, сделанная в 1932 году.
Копия Пхра Банг. Будды
С 1779 по 1784 год Изумрудный Будда размещался в одном из виханов Ват Арун , Тхонбури.

В 1778 году Пхра Во, [26] лаосский сепаратистский деятель, искал защиты в Сиаме от Онг Боуна из Вьентьяна. Однако Онг Боуну удалось послать войска, чтобы победить и убить Пхра Во в том же году. Это спровоцировало Таксина, который считал Пхра Во своим подданным. Смерть Пхра Во от рук Вьентьяна послужила поводом для войны для Тонбури, чтобы начать покорение лаосских королевств в 1778 году. Он приказал Чаопрайе Чакри провести вторжение в Лаос. Чаопрайя Чакри приказал своему брату Чаопрайе Сураси отправиться в Камбоджу, чтобы собрать там войска. [16] и вторгнуться в Лаос с другого направления. Сураси возглавил свою камбоджийскую армию, чтобы пересечь водопад Лифи и захватить Чампасак, включая короля Саякумане , который был доставлен в Тхонбури. Затем Чакри и Сураси подошли к Вьентьяну. Король Луанг Пхрабанга Суринявонг , давно затаивший обиду на Онг Боуна, [26] присоединился к сиамской стороне и предоставил войска. Король Онг Боун поручил своему сыну Нантхасену возглавить оборону Вьентьяна. Нантасену удавалось противостоять сиамцам четыре месяца. [25] [26] пока ситуация не стала критической. Онг Боун тайно сбежал из Вьентьяна, оставив своего сына Нантхасена сдаться и открыть городские ворота. [26] сиамцам в 1779 году.

Изображения Изумрудного Будды и Пхра Банга , палладии королевства Вьентьян, были доставлены победоносными сиамцами в Тонбури для размещения в Ват Арун . Лаосские жители Вьентьяна, в том числе члены королевской семьи Нантхасен и будущий король Анувонг , были депортированы и поселились в Тонбури и различных местах Центрального Сиама . [29] Все три лаосских королевства Луангпхрабанг, Вьентьян и Чампасак в этом случае стали данниками Сиама. [29]

Падение режима Тонбури

[ редактировать ]
Ступа Ват Интарам , Тонбури, которая, как говорят, хранит прах короля Таксина.

Стиль правления Таксина отличался от традиционного мистического правления Аюттхаи тем, что он был основан на личной харизме и заслугах. [10] а не изысканное величие. Первоначально энергия Таксина в борьбе с бирманцами принесла ему лояльность, но по мере развития ситуации некоторые начали замечать отклонения от его правления. [10] Он не построил великого королевского города с великолепными дворцами и не следовал активно старому пути Аюттхаи. Высокие титулы и командования принадлежали первым последователям Таксина. [10] которые не принадлежали к высшему аристократическому слою. Поражение Таксина от бирманцев в 1776 году сильно повлияло на него. После 1776 года Таксин перестал лично руководить армиями на полях сражений, но вместо этого передал военное командование братьям Чаопрайе Чакри и Чаопрайе Сураси, поэтому полномочия перешли от него, поскольку он сосредоточился на религиозных занятиях. Чаопрайя Чакри стал самым могущественным придворным и стал представителем старой элиты Аюттхаи. [30]

Король Таксин преследовал французских миссионеров в 1775 году за их отказ участвовать в церемонии и в конечном итоге изгнал их из Сиама в 1779 году. Десятилетие напряженных войн сказалось на нем. [8] [9] В конце 1776 года Таксин начал увлекаться буддийскими медитациями Камматхана . В 1777 году Таксин заявил перед советом Сангхи , что он стал сотапанной или буддийским святым и верит, что может летать. [10] В 1779 году был убит просиамский король Камбоджи Анг Нон, союзник Таксина, и к власти пришел провьетнамский камбоджийский министр Чаувеа Толаха Му . Отношения Таксина с его сыном принцем Интрафитаком ухудшились до такой степени, что он изгнал сына из дворца. Его паранойя и религиозная одержимость усилились в середине 1780 года, когда он приказал буддийским монахам совершать вай, чтобы выразить ему уважение, а не наоборот. Пятьсот монахов, отказавшихся подчиниться, были подвергнуты порке. [10] Также в 1780 году Таксин приказал убить около пятидесяти вьетнамцев, в том числе Мок Тьен Ту и Нгуен Фук Суан, которые ранее нашли политическое убежище в Тхонбури, за их предполагаемое подстрекательство к мятежу. [14] [31] В мае 1781 года Таксин отправил свою первую и единственную официальную миссию в Китай. [15] В декабре 1781 года король Таксин послал армию в 20 000 человек. [32] под руководством Чаопрайаса Чакри и Сураси для борьбы с вьетнамскими войсками [31] Нгуен Фук Анх восстановить сиамское влияние в Камбодже и назначить своего собственного сына Интрафитака новым королем Камбоджи. Он сжег заживо придворную даму, подозревая, что она украла его казну, и несправедливо наказал около трехсот человек за предполагаемую контрабанду риса и соли по наущению двух коррумпированных чиновников. Китайским купцам пришлось отказаться почти от всей торговли, [9] некоторые были даже убиты.

В марте 1782 года в Аюттхае вспыхнуло восстание против Таксина из-за конфликтов по поводу прав на раскопки сокровищ. Король Таксин послал Прайя Сан подавить восстание. Однако вместо этого Прайя Сан присоединился к повстанцам и вернулся, чтобы атаковать Тонбури. Поскольку большая часть его войск находилась в Камбодже, Таксин полагался на португальских артиллеристов, которые защитят его. [29] который вскоре оставит короля. Таксин сдался. Прайя Сан вынудил Таксина отречься от престола и стать монахом в Ват Арун, а Прайя Сан взял под свой контроль Тонбури. [10] Чаопрайя Чакри в Камбодже, проинформированный об инцидентах, поручил своему племяннику Пхра Сурия Афаи возглавить армии из Накхонратчасимы. [10] усмирить Тхонбури. Прайя Сан приказал племяннику Таксина, принцу Анураку Сонгкхраму, атаковать Пхра Сурия Апхай в Бангкок Ной в битве при Бангкоке Ной в апреле 1782 года. Пхра Сурия Апхай собирался быть захвачен войсками Прайя Сан, когда Сири Рочана, [33] Ланна, жена Сураси, обратилась к лидеру Мон Биння Сейну. [33] атаковать принца Анурака Сонгкхрама в тылу, что позволило Пхра Сурии Апхаю одержать победу, а армия Прайя Сана отступила. Чаопрайя Чакри, заключив перемирие с вьетнамцами, [31] двинулся обратно в Тонбури. Он созвал судебный суд, чтобы судить Таксина и Прайю Сана за их правонарушения. Таксин был казнен за свои «неправильные и несправедливые действия, причинившие большую боль королевству». [10] Прайя Сан, его сторонники и сторонники Тонбури, общая численность 150 человек, [10] также были казнены. Сын Таксина Интрафитак, племянники Таксина Анурак Сонгкхрам и принц Рампхубет были казнены, но других его маленьких детей пощадили. [10] и позволил жить. Чаопрайя Чакри взошел на трон как король Рама I , основав в апреле 1782 года новую и ныне правящую династию Чакри в королевстве Раттанакосин .

Правительство

[ редактировать ]
Картографическая карта Юго-Восточной Азии 1780 года, составленная Ригобертом Бонном и Гийомом Рейналем , Сиам (зеленый), показанная на полуострове.

Правительственная организация Тонбури была сосредоточена вокруг разрозненной организации городов-государств, чьи провинциальные лорды назначались посредством «личных связей» с королем, подобно администрациям Аюттхая, а позже и администрации Раттанакосина. [34] [35] Тонбури унаследовал большую часть государственного аппарата от Поздней Аюттхая. Два премьер-министра; Самуха Найок, премьер-министр, и Самуха Калахом, военный министр, возглавляли центральное правительство. В первые годы правления Тонбури Чаопрайя Чакри Муд, мусульманин персидского происхождения, занимал пост Самуха Найока до своей смерти в 1774 году. Чакри Мут сменил на посту премьер-министра Чаопрайя Чакри Тонгдуанг, который позже стал королем Рамой I. Ниже премьер-министра стояли четыре министра Чатусадома .

Как и в Аюттхае, региональное правительство было организовано в виде иерархии городов, в которой более мелкие города находились под юрисдикцией более крупных городов. Правительство провинции представляло собой ассоциацию местных лордов, связанных личными узами с королем. [10] Региональным административным центром Северного Сиама был Пхитсанулок, а Южного Сиама - Накхонситхаммарат. После завоевания Хуа Муанг Нуэа или Северного Сиама в 1770 году король Таксин назначил своих первых последователей, отличившихся в боях, губернаторами городов Северного Сиама. [10] Губернаторам Саванкхалока , Накхон Савана и Санкхабури было присвоено исключительно высокое звание Чаопрайи . [30] в то время как центральные министры Чатусадома имели более низкий ранг, чем Прайя . Чаопрайя Сураси Бунма был губернатором Пхитсанулока во времена Тхонбури. Пхитсанулок и другие северные сиамские города были опустошены вторжением Маха Тиха Тура в 1775–1771 годах.

После завоевания режима Лигора в 1769 году Таксин сделал своего племянника принца Нара Сурьявонга правителем Накхонситхаммарата. Принц Нара Сурьявонг из Лигора умер в 1776 году, и король Таксин сделал Чаопрайю Накхон Ну , бывшего лидера режима Лигора, автономным правителем Накхонситхаммарата. Лигор будет пользоваться автономией до конца периода Тонбури в 1782 году, когда король Рама I ограничил власть Лигора, понизив правителя Лигора до должности «губернатора».

За исключением Бунмы (позже Чао Прайя Суриси, а позже Маха Сура Сингханат ), члена старой аристократии Аюттхая, который присоединился к Таксину в начале его кампании по воссоединению, а позже брата Бунмы, Тонгдуанга (позже Чао Прайя Чакри, а затем короля Рама I ), высокие политические должности и титулы в Королевстве Тонбури были в основном даны ранним последователям Таксина, а не уже сложившейся сиамской знати, которая выжила после падения Аюттхая, многие из которых поддержали Тепа Пхифита , губернатора Пхитсанулока и Аристократ Аюттхая во время гражданской войны в Сиаме. В северных городах, сосредоточенных вокруг Сукхотаи и Пхитсанулока , Таксин поставил первых своих сторонников, отличившихся в боях, многим из которых впоследствии было разрешено основать свои собственные местные династии, но в других местах несколько знатных семей сохранили свои титулы и положения в пределах своих границ. новое королевство (Накхонситхаммарат, Лан На) (правитель Накхонситхаммарат, которого Таксин победил во время гражданской войны, был восстановлен в должности его правителя), чьи личные связи сделали их грозной силой при дворе Тхонбури. [36] [37]

Пхра Рача Ванг Дерм (Дворец Тонбури), бывший королевский дворец Таксин, ныне используемый в качестве штаб-квартиры Королевского военно-морского флота Таиланда , вид со стороны Пхра Пранг на Ват Арун , Тонбури, Бангкок.

В период Тонбури произошло возвращение «личной королевской власти», стиля правления, который использовался Наресуаном, но от которого отказались преемники Наресуана после его смерти. Таксин, подобно Наресуану, лично вел армии в бой и часто открывался перед простым народом, участвуя в общественных мероприятиях и традиционных праздниках, тем самым отказываясь от покрова мистицизма, принятого многими монархами Аюттхая. Таксин, также похожий на Наресуана, был известен как жестокий и авторитарный монарх. Таксин правил довольно открыто, мало что делая для того, чтобы подчеркнуть свою новую столицу как духовного преемника Аюттхая, и принял существующий ват, помимо своего дворца, Ват Ченг (также называемый Ват Ченг, позже Ват Арун ), в качестве главного храма своего королевства. Таксин в основном делал упор на строительство рвов и оборонительных стен в Тонбури, при этом построив лишь скромную резиденцию в китайском стиле и добавив павильон для размещения изображений Изумрудного Будды и Пхра Банга в Ват Дженг, недавно вывезенных в 1778 году из лаосских штатов ( Вьентьян и Луангпрабанг соответственно). [38]

Территории

[ редактировать ]

После падения Аюттхая в 1767 году сиамская система мандалы пришла в упадок, а ее бывшие подчиненные государства столкнулись с политической неопределенностью. [39] Малайские султанаты, которые раньше платили дань бунга мас Аюттхае, первоначально аннулировали свои связи с данниками. [40] и отказался от дальнейшей верности. [39] После основания Тонбури и знаменательного возрождения Сиама султанаты Паттани , Теренггану и, возможно, Кедах отправили в Тонбури дань в 1769 году. [39] Фрэнсис Лайт упомянул, что Кедах отправил дань в Сиам. [39] но год не указал. Несмотря на дань бунга-мас , степень реального сиамского контроля над малайскими султанатами в период Тонбури была сомнительной. и Теренггану военных и денежных обязательств Король Таксин потребовал от Паттани, Келантана для помощи Сиаму в борьбе с бирманским вторжением в 1776 году. Однако малайские султаны проигнорировали этот приказ и не понесли никаких последствий. [39] В 1777 году правитель Лигора Накхон Ну предложил королю Таксину отправить экспедицию для покорения малайских султанатов. Однако король Таксин отказался, заявив, что защита границ от бирманских вторжений является более приоритетной задачей. Сиам возобновил реальный политический контроль над северными малайскими султанатами только в 1786 году, в период Раттанакосин.

За исключением западного побережья Тенассерим , королевство Тонбури отвоевало большую часть земель, ранее принадлежавших королевству Аюттхая. [41] и расширил Сиам до наибольшей на тот момент территориальной протяженности. В период Тонбури Сиам приобрел новые Пратецараты или подчиненные королевства . Тонбури взял под свой контроль Ланну в 1775 году, положив конец 200-летнему вассальному подчинению Бирмы, которая стала Северным Таиландом сегодня . Таксин назначил своих сторонников против бирманцев Пхая Чабана и Кавилу губернаторами Чиангмая и Лампанга соответственно в 1775 году. Княжество Нан также перешло под власть Тонбури в 1775 году. Однако Бирма развернула интенсивную кампанию по возвращению утраченных земель. Территории Ланна, что привело к оставлению Чиангмая в 1777 году и Нана в 1775 году из-за бирманских угроз. Только Лампанг под командованием Кавилы служил передовой цитаделью против бирманских вторжений.

После захвата Вьентьяна в 1779 году все три лаосских королевства Луангпхрабанг, Вьентьян и Чампасак стали подчиненными королевствами под сюзеренитетом Сиама. [29] Король Таксин назначил лаосского принца Нантхасена новым королем Вьентьяна в 1781 году. [42] Вассальные ( мандаловые ) государства Королевства Тхонбури на пике его развития в 1782 году, с разной степенью автономии, включали Королевство Накхонситхаммарат , северные тайские княжества Чиангмай , Лампанг , Нан , Лампхун и Пхрае , а также лаосские королевства Чампасак , Луангпхрабанг и Вьентьян .

Экономика

[ редактировать ]
Исторические цены одного квиана (2 млн. 3 ) риса в Сиаме (См. тайские единицы измерения )
Год Цена
1758

(Аютия)

12 Тамлуенг [43]

(720 г серебра)

1769

(Тхонбури)

2 Чанг [44]

(2400 г серебра)

1770

(Тхонбури)

3 Чанг [44]

(3600 г серебра)

1775

(Тхонбури)

10 Тамлуенг [45]

(600 г серебра)

1785

(Раттанакосин)

1 Чанг [43]

(1200 г серебра)

1821

(Раттанакосин)

7 Тамлуенг

(420 г серебра)

В период поздней Аютии Сиам был крупным экспортёром риса в цинский Китай . [10] [46] [47] После падения Аюттайи в 1767 году сиамская экономика рухнула. Производство риса и экономическая деятельность прекратились. Период Тхонбури был временем экономического кризиса, когда люди умирали от войн и голода, а также преобладала инфляция. Сиам стал импортером риса. В 1767 году, после завоевания Аюттхая, король Таксин сделал пожертвование более чем 1000 опустошенным людям. Он также приказал разбить на части бронзовую пушку Аюттхая, чтобы купить рис и раздать его голодающему населению, что принесло ему большую популярность. Цена на рис в период Тонбури была высокой, достигнув пика в 1770 году при цене три Чанга за один Квиан риса. [44] Суд Тонбури закупил импортный рис и раздал его, чтобы облегчить кризис голода. До 1771 года портовый город-государство Хатьен был основным экспортёром риса в Сиам.

Цинский Китай и голландцы были основными торговыми партнерами Сиама в период поздней Аютии. Суд Аюттхая полагался на торговлю с Китаем в рамках китайской данной системы как на источник дохода. Голландцы ранее покинули свою фабрику в Аюттайе и покинули Сиам в 1765 году из-за бирманского вторжения. [48] Суд Тонбури направил письмо Верховному правительству Голландской Ост-Индской компании в Батавии в 1769 году с просьбой возобновить торговлю, но голландцы не были заинтересованы. [49] Король Таксин, сам китаец Теочью, добивался имперского признания у двора Цин Пекина. Однако двор Цин при императоре Цяньлуне отказался признать Таксина законным правителем Сиама, потому что Мак Тьен То, правитель Хатьена, сказал Пекину, что оставшиеся потомки павшей династии Аюттхая были с ним в Хатьене. [15] [14] Это побудило Таксина провести экспедицию в 1771 году, чтобы уничтожить Ха Тьен и захватить отпрысков бывшей династии. Только тогда в 1777 году Цин наконец признал Таксина королем Сиама в китайской системе данников. [15]

Хотя Сиаму не удалось наладить успешные отношения с Китаем до 1777 года, торговля в частном секторе процветала. Китайский документ 1776 года предполагал быстрое возрождение китайско-сиамской торговли после бирманской войны. [46] Король Таксин нанял своих личных китайских купцов для торговли в Гуанчжоу, чтобы внести богатство в королевский доход. Среди выдающихся королевских купцов короля Таксина был Пхра Афайванит Онг Муа-сенг. [50] и Пхра Пхичаивари Лин Нгоу , внук Онг Хенг-Чуана, хоккиенского китайца Фракланга из Поздней Аюттхая. [50] (林伍). Дж. Г. Кениг, датский ботаник, посетивший Сиам в 1779 году, заметил, что Сиам «был в изобилии снабжен всевозможными предметами из Китая» и что король Таксин заработал состояние, «покупая лучшие импортированные товары по очень низкой цене и продавая их снова купцы города под 100-процентную процентную ставку». [5]

был китаец Теочью Прайя Пхипхит Чен Лиан. В первые годы существования Тхонбури исполняющим обязанности Прахланга [9] или министр торговли. Чэнь Лянь был назначен губернатором Хатьена в 1771 году, и на посту Пхракланга его сменил другой китаец Прайя Пхичай Айсаван Ян Цзиньцзун. [9] (Ян Цзиньцзун).

Сиамские экономические условия со временем улучшились по мере возобновления торговли и производства. Однако после опустошения Центрального Сиама бирманским вторжением 1775–1776 годов Сиам снова погрузился в новый экономический спад. Король Таксин приказал своим высокопоставленным министрам контролировать производство риса на окраине Тонбури и был вынужден отложить подчиненную миссию в Китай. [15] Во время бирманского вторжения в Аюттхая элита Аюттхая не нашла другого способа защитить свое богатство и имущество, кроме как просто закопать их на территории. Однако не все из них вернулись, чтобы потребовать свое богатство, поскольку они либо умерли, либо были депортированы в Бирму. Выжившие владельцы и другие охотники бросились искать сокровища на территории бывшего королевского города. Эта лихорадка за сокровищами Аюттхая была настолько широко распространена и прибыльна, что суд Тхонбури вмешался в вопрос налогообложения.

Демография

[ редактировать ]
Историческая карта Тонбури на реке Чао Прайя

Население Сиама за десятилетия до падения Аюттхая в 1767 году оценивалось примерно в два миллиона человек, из которых 200 000 человек проживали в королевском городе Аюттхая. [33] Также предполагается, что 30 000 [51] жители города Аюттхая были депортированы в Бирму. Никаких прямых записей о демографических изменениях после 1767 года не существует, но ясно, что большое количество сиамцев погибло в войне с бирманским вторжением, и общая численность сиамского населения резко сократилась. Центральный Сиам оказался наиболее пострадавшим регионом из-за своего положения в центре боевых действий. Большое количество людей также избежало хаоса, живя в джунглях, недоступных никаким государственным властям. Общая нехватка рабочей силы поставила Сиам в невыгодное экономическое и военное положение. В 1782 году в новооткрытом городе Бангкоке проживало около 50 000 человек. [52] предположительно то, что было в городе Тонбури в конце периода.

Неэффективный контроль рабочей силы был проблемой со времен позднего периода Аюттайи и был одним из факторов, способствовавших падению Аюттайи. В 1773 году король Таксин ввел Сак Лек Май Му , или воинскую татуировку, которая раньше широко не практиковалась, чтобы обеспечить строгий контроль над рабочей силой. Трудоспособные мужчины- простолюдины Прай подходящего возраста были призваны и отмечены на их запястьях небольшими татуировками. [53] обозначение их ответственных ведомств – форма всеобщей воинской повинности. Кром Суратсавади или Департамент призыва возьмут на себя задачу регистрации новобранцев в реестрах Ханвау . [54] Эта практика Сак Лек позволила более эффективно нанимать сотрудников. [53] и усложнило уклонение. Татуировки по призыву продолжались и в период Раттанакосин. Барщинные обязательства Пхрай в период Тхонбури были интенсивными из-за нехватки рабочей силы. В отличие от периодов Аюттхая и Раттанакосин, когда прай служили попеременно по месяцам и им было разрешено свободное время для возвращения в свои дома, прай из Тонбури служили правительству круглый год. [55]

Королевство Тонбури также приобрело свое население за счет принудительной этнической иммиграции в ходе военного подчинения соседних государств. Два крупных события притока населения произошли в 1773 году с участием 10 000 камбоджийцев. [17] а в 1779 году с десятью тысячами [29] лаосцев депортировано для переселения в Сиам. Эти этнические мигранты были расселены в различных городах Центрального Сиама, где рабочая сила пользовалась большим спросом. Камбоджийцы поселились в Тонбури и Ратчабури, а лаосцы направлялись в Сарабури, Тонбури и Ратчабури. Людей до плотины Тай в Сипсонг Чутаи вывезли, чтобы поселиться в Пхетчабури. [56] [57] Камбоджийцы и лаосцы стали основной рабочей силой при основании Бангкока в 1782 году. [29] Неудачное восстание мон против Бирмы в 1774 году спровоцировало новый исход мон в Сиам, насчитывающий тысячи человек. Король Таксин также поощрял иммиграцию своих соотечественников-теочью из Гуандуна в своих усилиях по решению проблемы нехватки рабочей силы. [55]

В отличие от Центрального Сиама, Хуа Муанг Нуэа или Северного Сиама, территория, включающая бывшие основные территории королевства Сукхотай в бассейне Верхнего Чао Прайя, в значительной степени избежала бирманских разрушений, которые в 1775–1776 годах разрушили и опустошили Северный Сиам. [12] Тайские хроники описывают имеющуюся рабочую силу в городах Северного Сиама до 1775 года как 15 000 человек в Пхитсанулоке, 7 000 мужчин в Саванкхалоке и 5 000 мужчин в Сукотаи. [45] Десять лет спустя, во время Войны девяти армий в 1786 году, Северный Сиам был настолько обезлюден, что не мог собрать армию для защиты от бирманского вторжения. В 1833 году только 5000 человек из Пхитсанулока, 500 человек из Саванкхалока и 600 человек из Сукхотаи были призваны на сиамско-вьетнамскую войну. [30] демонстрируя значительное сокращение численности населения.

Тхеравада Буддизм

[ редактировать ]
Фотография Джона Томсона реки Чао Прайя из Ват Арун, 1865 г.
Храм Ват Бангвайай, ныне Ват Ракханг в районе Ной Бангкока , был резиденцией Сангхараджи Си, который был Сангхараджой или буддийским патриархом с 1770 по 1780 год и снова с 1782 по 1794 год.

После падения Аюттхая монашеский орден Аюттхая распался, и буддийские монахи остались без поддержки. Король Таксин в своей реконструкции Сиама предпринял усилия по реабилитации буддизма Тхеравады . Таксин приказал своим чиновникам разыскать оставшихся ученых монахов знания, чтобы дать им новые одежды и почести. [58] приглашая их остаться в Тонбури. В 1768 году король Таксин собрал монахов в храме Ват Бангвайай (современный Ват Ракханг ), где Таксин назначил новую монашескую иерархию, чтобы восстановить сиамскую церковную организацию. [58] а также назначил почтенного монаха Ди из Ват Праду Сонгтам Сангхараджем или буддийским иерофантом Тхонбури в 1769 году. Однако против Сангхараджи было выдвинуто обвинение в том, что он ранее сотрудничал с бирманскими оккупантами с целью насильственного вымогательства денег у населения в Фосамтоне. Сангараджа должности Ди предстал перед судом по делу о том, что он попал в огонь, чтобы доказать свою невиновность, но он провалил этот судебный процесс, был уволен со своей Сангарадже в и лишен сана.

Когда король Таксин захватил город Накхонситхаммарат (Лигор) в 1769 году, он дал деньги, рис и одежды лигорианским монахам. [5] Он также приказал перевезти палийские рукописи Трипитаки из Лигора в Тхонбури, чтобы создать копии буддийских писаний, утраченных в войнах. Король Таксин назначил достопочтенного Си из Ват Фанан Чоенг , который ранее укрылся от бирманского вторжения в Лигоре, новым Сангхараджем в 1770 году, остановившимся в Ват Бангвайай в Тхонбури. Хотя король Таксин щедро относился к южно-сиамским монахам, он придерживался иного подхода к северно-сиамским монахам. Таксин считал, что северосиамские монахи были последователями инославного монаха Чао Пхра Фанга, который заявлял о сверхъестественных способностях. [58] и был военачальником-соперником Таксина. После завоевания Северного Сиама в 1770 году король Таксин приказал провести массовую лаицизацию северосиамских монахов. Желающим сохранить монашество следует пройти испытание нырянием в воду, чтобы доказать свою святость. Король Таксин председательствовал на торжественной церемонии очищения Северной Сиамской Сангхи . [10] в ходе которого монахи были подвергнуты испытаниям. Возможно, это было сделано для того, чтобы избавиться от оставшихся сторонников Чао Пхра Фанга. Затем король Таксин назначил среднесиамских монахов из Тонбури настоятелями различных храмов Северного Сиама.

Конечной целью короля Таксина было не только стать королем, но и достичь состояния будды. [59] пути к достижению которых были осознанность и медитация. В конце 1776 года король Таксин начал активно заниматься эзотерическим Боран Камматхана. [60] медитативные практики. Он серьезно изучал методы медитации у монаха Пхра Ваннарат Тонгью. [60] в Ват Хонг Раттанарам . В 1775 году король Таксин даже составил собственное руководство по медитации. [60] Он отправил монахов в Лигор и Камбоджу на поиски трактата Висуддхимагги о медитации. В 1777 году король Таксин объявил, что он стал сотапанной , «вошедшим в поток», вступившим на первый из четырех этапов пути к состоянию будды . [10] В 1778 году Таксин приказал перекомпилировать Трайфум. [61] – Буддийская литература по космологии. Поддержание буддизма считалось королевской обязанностью, но Таксин вышел за рамки роли покровителя буддистов, взяв на себя роль учителя и лидера Сангхи . [10] и лично практикую Камматхану . В 1780 году король Таксин приказал монахам выполнить жест вай в знак уважения к нему и пасть ниц. [62] перед ним. Новая позиция Таксина изменила привычные отношения между монахом и королем. [10] и вызвал раскол [62] в Сангхе между теми, кто подчинился риторике короля, и теми, кто отверг. Сангхараджа Си настаивал на том, что монахи всегда выше мирян. монаха Чуэна из Ват Хонга, который поддерживал утверждение Таксина Разгневанный король лишил Достопочтенного Си его поста Сангхараджи и вместо этого назначил новым Сангхараджем . Пятьсот монахов, отказавшихся подчиняться царским приказам, в качестве наказания были избиты. [10] [62] Си и другие монахи были приговорены к черной работе в Ват Хонг для служения новому патриарху. [62] Когда Таксин отошел от власти в 1782 году, король Рама I восстановил Достопочтенного Си на посту Сангхараджи , восхваляя его за непоколебимую приверженность ортодоксальности.

христианство

[ редактировать ]
Церковь Санта-Крус в Бангкоке была основана в 1768 году. [33] в районе Куди-Чин как главный португальский католический приход и останется резиденцией апостольских викариев Сиама до 1821 года. [33] Нынешнее строение, его третья версия, было перестроено в 1913 году в стиле Возрождения .

Пьер Бриго , апостольский викарий Сиама в Аюттайе, был схвачен вместе с другими христианами бирманцами во время падения Аюттайи в 1767 году и депортирован в Рангун в Бирме. Позже Бриго отправился в Пондичерри в 1768 году, чтобы больше никогда не возвращаться в Сиам. Отец Жак Корре, французский священник, возглавил общину из 400-500 человек. [33] Выжившие португальские христиане из Аюттхая переселятся в район Куди Чин на западном берегу Чао Прайя. Оливье-Симон Ле Бон, епископ Метеллополиса, французский епископ, прибыл в Тонбури в 1772 году. [63] в усилиях по восстановлению христианской миссии в Сиаме. В 1772 году диссиденты, отказавшиеся признать власть французской миссии, перебрались на восточный берег и основали Церковь Святого Розария . [33]

В 1775 году король Таксин пригласил буддийских монахов, христианских священников и мусульман присоединиться к религиозному спору о том, является ли убийство животного грехом. Христиане и мусульмане утверждали, что убийство животных не является греховным. Таксин был возмущен этим аргументом и в марте 1775 года издал указ, запрещающий обращение коренных жителей Сиама и Мон в христианство и ислам. [64] Сиамский король с подозрением относился к христианским миссионерам. Таксин приказал миссионерам провести сиамский ритуал питья воды, чтобы присягнуть ему на верность. Миссионеры узнали, что им нужно присягнуть королю перед изображением Будды, поэтому отказались участвовать. Король Таксин был еще больше разгневан и в сентябре 1775 года приказал заключить в тюрьму епископа Ле Бона и двух других французских священников, а именно Арно-Антуана Гарно и Жозефа-Луи Куде. [63] Их сажали в канги, допрашивали и били ротанговыми ударами. Они были освобождены год спустя, в сентябре 1776 года, и вскоре после этого Оливье-Симон Ле Бон был назначен новым апостольским викарием Сиама. [63] Однако положение христианских миссионеров все еще ухудшалось, и в конце концов в декабре 1779 года они были изгнаны из Сиама. [65] Ле Бон удалился в Гоа , где и умер в 1780 году. [63] Жозеф-Луи Куде стал его преемником на посту апостольского викария Сиама в 1782 году. [66] Куде отправился в Бангкок в 1783 году. [66] где новый король Рама I простил его и позволил миссионерам пропустить церемонию питья.

Дипломатия

[ редактировать ]
Ли Шияо (李侍堯), вице-король Лянгуана

В сентябре 1767 года Ли Шияо (李侍堯), наместник Лянгуана , отправил Сюй Цюаня (許全) либо в Хатьен, либо в Чантхабури для расследования ситуации в Сиаме после падения Аюттхая. [15] Как только он основал свою новую столицу в Тхонбури, король Таксин послал своего китайского купца Чэнь Мэя (陳美) [5] [15] в качестве своего делегата отправиться в Гуанчжоу и добраться до китайского города в сентябре 1768 года. Таксин, назвавшись Ган Энь Чжи (甘恩敕), сообщил китайскому двору, что Аюттхая пала перед бирманскими захватчиками, и попросил официального вступления в должность со стороны китайцев. Император Цяньлун как «король Сиама» - признание, которое поможет Таксину в подчинении конкурирующих лордов. [5] Однако Мак Тхиен Ту, правитель Хатьена, также отправил конкурирующую миссию в Гуанчжоу в 1768 году. [15] Мок Тьен То сообщил китайскому двору, что два принца Аюттхаи; а именно Чжао Цуй (Чао Чуй) и Чжао Шичан (Чао Сисанг), [5] находились под его защитой в Хатьене. Император Цяньлун решительно отклонил предложение Таксина в своем императорском указе, призвав Таксина вместо этого продвинуть на трон юттхайских принцев и заставил Ли Шияо дать ответ Чэнь Мэй. [5] Сообщалось, что Сюй Цюань умер от болезни в августе 1768 года, и Ли Шияо был вынужден отправить Чжэн Руя (鄭瑞) на замену Сюй Цюаню в декабре 1768 года. [15] В следующем году, в 1769 году, Чжэн Жуй встретился с принцем Чуем в Хатьене. Принц Чуй сказал Чжэн Рую, что ему нужна помощь китайского императора. [5]

Исполняющий обязанности Прахланга от имени двора Тонбури направил письмо верховному правительству Голландской Ост-Индской компании в Батавии в январе 1769 года. [49] Сиамский Фракланг сообщил голландцам, что это сиамский король (Экатат) послал Прайя Така в Чантабури. несколько тысяч кремневых Тонбури запросил у голландцев боеприпасов, а также призвал Батавию направить письмо принцу Оранскому и Нассау , чтобы попросить принца назначить новую голландскую резиденцию в Сиаме для возобновления торговли. [49] Однако голландцы, которые ранее покинули свою фабрику в Аюттайе в 1765 году перед лицом бирманского вторжения, не были заинтересованы в возвращении в Сиам. Верховное правительство Нидерландов в Батавии ответило в мае 1769 года, что для восстановления голландской фабрики в Сиаме требуется согласие принца Оранского и Нассау, но боеприпасы тем временем обещали отправить через китайских шкиперов. [49] Голландские кремневые мушкеты действительно прибыли в Тонбури в 1770 году. Голландцы не заключали никаких дипломатических соглашений с Сиамом до 1860 года.

Поскольку Китай и Бирма участвовали в китайско-бирманской войне, в августе 1769 года Ли Шияо послал командира Цай Хана (蔡漢) передать приказ Мак Тхиен То, поручив правителю Ха Тиена захватить бирманцев. Однако вместо этого Мак Тьен То предложил передать приказ королю Таксину. [5] Цай Хань отправил Таксину приказ, призывая его преследовать и захватывать бирманцев. Затем двор Цин осознал, что король Таксин был фактическим правителем Сиама, и начал корректировать свою дипломатическую политику. [5] Король Таксин воспользовался враждебностью Китая по отношению к Бирме, отправив пятьдесят бирманских пленников, в том числе бирманского вождя, для присутствия в Гуанчжоу во время своей второй миссии в августе 1771 года. [5] [15] обращаясь в письме к себе как Чжэн Чжао. Цяньлун провозгласил в ноябре 1771 г. в пользу Таксина. [5] поскольку он понял, что сиамский король может быть надежным союзником против бирманцев. После захвата Хатьена в ноябре 1771 года Таксин отправил китайских фермеров из Хатьена обратно на родину в Китай целыми и невредимыми. К 1772 году в отношении Ха Тиена стало ясно, что Таксин одержал победу над Мак Тьен Ту дипломатическим путем. [15]

Суд Цин сделал исключение, разрешив Тонбури закупать военные материалы в Китае. [5] которые обычно запрещали вывозить, для борьбы с бирманцами. Король Таксин отправлял своих китайских купцов в 1774 и 1775 годах закупить селитру и другое военное снаряжение. [15] в Гуанчжоу. Когда ситуация изменилась в его пользу, Таксин в июле 1777 года отправил миссию к Ян Цзинсу (楊景素), новому наместнику Лянгуана. [5] заявив, что он хотел бы воздать традиционную дань уважения китайскому императору в полном соответствии с протоколом. Цянлун ответил, приказав Ян Цзинсу держать дверь открытой для режима Таксина. В этом случае суд Цин назвал Таксина Ваном или «королем». [5] впервые – жест неофициального признания Таксина королем Сиама в системе данника. Однако Таксин не проявил особого интереса к этому огромному прогрессу, поскольку он уже закрепил за собой власть правителя Сиама и больше не нуждался в китайском влиянии для укрепления своего положения. [5]

Из-за разрушительного бирманского вторжения 1775–1776 годов король Таксин направил письмо с просьбой отложить данническую миссию в 1778 году. [15] Первая и единственная официальная миссия сиамских данников в Китай в период Тонбури была отправлена ​​в мае 1781 года. [15] возглавляет Прайя Сундхон Афай. [5] Ритуалы и протокол были полностью соблюдены впервые после падения Аюттхая. В феврале 1782 года сиамская дипломатическая миссия прибыла в Пекин, но Прайя Сундхон Афаи заболела и умерла. [5] Его похороны были организованы двором Цин. Прайя Сундхон Апхай был заменен его заместителем Луанг Пхичай Санеха и отправился обратно в Тонбури в июле 1782 года. [5] Суд Цин наконец признал Таксина королем Сиама и передал красные мантии и королевскую печать Цин для использования Таксина в качестве короля. Однако, когда миссия вернулась, режим уже изменился, так как Таксин был свергнут. [5] [67] Новый двор (Раттанакосин) был официально признан и присвоен титул Цин в 1787 году. [15] во время правления короля Рамы I.

Великобритания и Дания

[ редактировать ]

В 1776 году Фрэнсис Лайт на своем частном предприятии закупил 1400 кремневых ружей. британский купец [68] от датчан в Транкебаре и преподнес их королю Таксину вместе с другими товарами в качестве подарков. Король Таксин очень хотел приобрести больше кремневых мушкетов, поэтому он приказал своему Фрахлангу написать письмо датчанам. В письме, датированном декабрем 1776 года, сиамский Фракланг запросил десять тысяч кремневых мушкетов у Дэвида Брауна, датского губернатора в Транкебаре, через Фрэнсиса Лайта в возможном обмене на сиамское олово. [69]

Форт Вичай Прасат , расположенный в комплексе дворца Ванг Дерм, ныне являющегося частью штаб-квартиры Королевского военно-морского флота Таиланда, как он выглядит сегодня.

Как и Наресуан двумя столетиями ранее, Таксин часто лично руководил своими войсками в кампаниях и сражениях. Позже Таксин все чаще делегировал своих главных генералов Чао Прайя Чакри и Чао Прайя Сураси руководить военными экспедициями Тонбури, такими как экспедиция 1781 года в Камбоджу, непосредственно перед . смещением Таксина [70]

После бирманско-сиамской войны (1775–1776 гг.) военный баланс сил внутри королевства изменился, поскольку Таксин отобрал войска у своих старых последователей в северных городах, которые показали неутешительные результаты в предыдущей войне, и сконцентрировал эти силы для защиты столица Тонбури, также похожая на Наресуан, передала большую военную мощь в руки двух могущественных братьев-генералов из традиционной аристократии, Чао Прайя Чакри и Чао Прайя Сураси , которые позже свергли Таксина в результате переворота, поддержанного элитой в 1782 году. [71]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Либерман, Виктор (2003). Странные параллели: Том 1, Интеграция на материке: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, около 800–1830 гг. (Исследования по сравнительной всемирной истории) (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521800860 .
  2. ^ Вятт, Дэвид К. (1 января 2003 г.). Таиланд: Краткая история . Издательство Йельского университета. п. 122. ИСБН  978-0-300-08475-7 .
  3. ^ Вятт, Дэвид К. (2003). Таиланд: Краткая история (2-е изд.). Чиангмай: Книги шелкопряда. п. 122. ИСБН  974957544X . «Приблизительно за десять лет новый Сиам уже добился успеха там, где Наресуан и его предшественники из Аютии потерпели неудачу в создании новой сиамской империи, охватывающей Лан На, большую часть Лан Санга [так в оригинале], а также Камбоджу и значительную часть малайской территории. Полуостров."
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Вятт, Дэвид К. (2003). Таиланд: Краткая история . Книги шелкопряда.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Уэйд, Джефф (19 декабря 2018 г.). Китай и Юго-Восточная Азия: историческое взаимодействие . Рутледж.
  6. ^ Бейкер, Крис (30 мая 2014 г.). История Таиланда . Издательство Кембриджского университета.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Раппа, Антонио Л. (21 апреля 2017 г.). Король и создание современного Таиланда . Рутледж.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мишра, Патит Пабан (2010). История Таиланда . АВС-КЛИО.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ван, Гунгву (2004). Морской Китай в переходный период 1750-1850 гг . Отто Харрасовиц Верлаг.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Бейкер, Крис (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета.
  11. ^ «Король Таксин» . Бывший королевский дворец
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Дамронг Раджанубхаб , принц (1918 г.) Хроника нашей войны против бирманцев во времена Бангкока и Бангкока . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Андайя, Барбара Уотсон; Андайя, Леонард Ю. (19 февраля 2015 г.). История Юго-Восточной Азии раннего Нового времени, 1400–1830 гг . Издательство Кембриджского университета.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бризил, Кеннон (1999). От Японии до Аравии; Морские отношения Аюттхая с Азией . Бангкок: Фонд содействия проекту создания учебников по общественным и гуманитарным наукам.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Эрика, Масуда (2007). «Падение Аюттхая и нарушение Сиамского ордена дани Китаю (1767-1782)». Тайваньский журнал исследований Юго-Восточной Азии .
  16. ^ Перейти обратно: а б Рунгсвасдисаб, Пуангтонг (1995). «Война и торговля: сиамские интервенции в Камбоджу; 1767-1851». Сборник диссертаций Университета Вуллонгонга .
  17. ^ Перейти обратно: а б Якобсен, Труди (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи . НИАС Пресс.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Онгсакул, Сарасавади (2005). История Лан На Книги шелкопряда.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Пент, Ганс (1 января 2001 г.). Краткая история Ланны: Северный Таиланд от прошлого до настоящего . Книги шелкопряда.
  20. ^ Перейти обратно: а б Фрайсон Саларак (Тьен Субинду), Луанг (1919). Сношения между Бирмой и Сиамом, зафиксированные в Хманнане Язавиндаги . Бангкок. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  21. ^ Перейти обратно: а б Файр, Артур П. (1883). История Бирмы: включая собственно Бирму, Пегу, Таунгу, Тенассерим и Аракан, с древнейших времен до первой войны с Британской Индией . Трубнер и компания.
  22. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Таиланда, третье издание (гл. III). Издательство Кембриджского университета. (Издание для Kindle.)
  23. ^ Прачакиткарачак, Прайя (1908). Комната Фонгсавадан Йонок .
  24. ^ Уэйд, Джефф (17 октября 2014 г.). Азиатская экспансия: исторический опыт экспансии государства в Азии . Рутледж.
  25. ^ Перейти обратно: а б Вятт, Дэвид (сентябрь 1963 г.). «Сиам и Лаос, 1767-1827». Журнал истории Юго-Восточной Азии . 4 (2): 19–47. дои : 10.1017/S0217781100002787 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Симмс, Питер (2001). Королевства Лаоса: шестьсот лет истории . Психология Пресс.
  27. ^ Аскью, Марк (7 декабря 2006 г.). Вьентьян: трансформации лаосского ландшафта . Рутледж.
  28. ^ Рабибхадана, Акин, MR (1996). Организация тайского общества в ранний период Бангкока, 1782-1873 гг . Фонд «Мудрость земли» и Тайская ассоциация качественных исследователей. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ван Рой, Эдвард (2009). «Под принуждением: лаосские военнопленные в Бангкоке в девятнадцатом веке». Журнал Сиамского общества . 97 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с Эосивонг, Нидхи (2007). Политика Таиланда во время правления короля Тхонбури , Бангкок: Матичон.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, К.В. (2013). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета.
  32. ^ Лондон, Эллен (2009). Таиланд вкратце: 2000 лет истории и культуры . Маршалл Кавендиш Интернэшнл Азия Пте Лтд.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ван Рой, Эдвард (2018). Сиамский плавильный котел . Flipside Digital Content Company Inc.
  34. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Аюттхая, с. 265. Издательство Кембриджского университета. (Издание для Kindle.)
  35. ^ Либерман, Виктор (2003). Странные параллели: Том 1, Интеграция на материке: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, около 800–1830 гг. (Исследования по сравнительной всемирной истории) (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521800860 .
  36. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Аюттхая, с. 265, 267. Издательство Кембриджского университета. (Издание для Kindle.)
  37. ^ Вятт, Дэвид К. (2003). Таиланд: Краткая история (2-е изд.). Чиангмай: Книги шелкопряда. стр. 125–26, 27–28. ISBN  974957544X .
  38. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Аюттхая (с. 263, 264). Издательство Кембриджского университета. (Издание для Kindle.)
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и Брэдли, Фрэнсис Р. (2015). Формирование исламской власти и места: наследие шейха Дауда бин Абдаллаха аль-Фатани в Мекке и Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета.
  40. ^ Бисалпутра, Пимпрафаи; Снг, Джеффри (2020). «Хоккиенские райи Сонгкхлы». Журнал Сиамского общества . 108 .
  41. ^ Вуд, ВОЙНА (1924). История Сиама . Лондон: T. Fisher Unwin, Ltd., с. 272 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  42. ^ Вятт, Дэвид (сентябрь 1963 г.). «Сиам и Лаос, 1767-1827». Журнал истории Юго-Восточной Азии . 4 (2): 19–47. дои : 10.1017/S0217781100002787 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Собрание летописей, Часть 8, Хроники астрологов 1917.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Крунг Тонбури, Пханчантанумат (Чоэм )
  45. ^ Перейти обратно: а б Брэдли, Дэн Бич (1863). Phraratcha phongsawadan krung thonburi phaendin somdet phraborommaratcha thi 4 (somdet Phrajao taksin maharat) chabap mo bratle (Королевские хроники Тонбури, короля Таксина Великого, изд. доктора Брэдли).
  46. ^ Перейти обратно: а б Уиллис, Джон Э. младший (2012). «Функциональный, а не ископаемый: отношения дани Цин с Ди Вьетом (Вьетнам) и Сиамом (Таиланд), 1700–1820». Тунг Пао . doi : 10.1163/15685322-984500A5 – через Brill.
  47. ^ Чжэн Янвэнь (2011). Китай на море: как морской мир сформировал современный Китай . БРИЛЛ.
  48. ^ Руангсилп, Бхаван (2007). Торговцы Голландской Ост-Индской компании при дворе Аюттхая: голландские представления о Тайском королевстве, ок. 1604-1765 . БРИЛЛ.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д Дипломатическая переписка между Королевством Сиам и Батавским замком в 17 и 18 веках . Арсип Национальная Республика Индонезия (ANRI). Октябрь 2018.
  50. ^ Перейти обратно: а б Нибхацукит, Варангкана (20 ноября 2019 г.) «Роль китайцев в экономике Таиланда». От периода Аюттхая до правления короля Рамы V». Журнал факультета искусств Университета Силпакорн .
  51. ^ Низкий размер Ви; Флорес, Патрик (31 декабря 2017 г.). Изложение мыслей: очерки искусства Юго-Восточной Азии . Национальная галерея Сингапура.
  52. ^ Стернштайн, Ларри (1984). «Рост населения выдающегося в мире «города приматов»: Бангкок к своему двухсотлетию». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 15 (1): 43–68. дои : 10.1017/S0022463400012200 . ПМИД   12266027 . S2CID   38248222 .
  53. ^ Перейти обратно: а б Кухонта, Эрик (2011). Институциональный императив: политика справедливого развития в Юго-Восточной Азии . Издательство Стэнфордского университета.
  54. ^ Буннаг, Аморнрат (январь 2012 г.). «К исторической демографии Таиланда». Журнал народонаселения и социальных исследований . 20 .
  55. ^ Перейти обратно: а б Мид, Куллада Кесбунчу (2005). Взлет и упадок тайского абсолютизма . Психология Пресс.
  56. ^ Лиампуттонг, Прани (2014). Современные социокультурные и политические перспективы в Таиланде . Springer Science & Business Media.
  57. ^ Олько, Юстина (2021). Возрождение языков, находящихся под угрозой исчезновения: Практическое руководство . Издательство Кембриджского университета.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Дхаммасами, Хаммай (2018). Буддизм, образование и политика в Бирме и Таиланде: от семнадцатого века до наших дней . Издательство Блумсбери.
  59. ^ Харрис, Ян (2007). Буддизм, власть и политический порядок . Рутледж.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Чолвиярн, Порпреча (2022). «Руководство по медитации короля Таксина Тонбури». Журнал Сиамского общества .
  61. ^ Боуи, Кэтрин А. (2017). О нищих и буддах: политика юмора в Вессантара Джатаке в Таиланде . Университет Висконсина Пресс.
  62. ^ Перейти обратно: а б с д Рейнольдс, Крейг Дж. (2006). Крамольные истории: оспаривание прошлого Таиланда и Юго-Восточной Азии . НУС Пресс.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д «Оливье-Симон ЛЕ БОН» (на французском языке).
  64. ^ Смитис, Майкл (1995). Описания Старого Сиама (1-е изд.). Нью-Йорк.
  65. ^ Смит, Стефан Халиковски (2011). Креолизация и диаспора в Португальской Индии: социальный мир Аюттхая, 1640-1720 гг . БРИЛЛ.
  66. ^ Перейти обратно: а б «Жозеф-Луи КУДЕ» (на французском языке).
  67. ^ «2017 07 13 Аютия и написание тайской истории сегодня» – через YouTube .
  68. ^ Симмондс, EHS (1963). «Письма Таланга, 1773-94: политические аспекты и торговля оружием». Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета . 26 (3): 592–619. дои : 10.1017/S0041977X00070348 . S2CID   153506132 .
  69. ^ Дэвидсон, JHCS (2003). Лай Су Тай . Рутледж.
  70. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Аюттайи. Издательство Кембриджского университета.
  71. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Аюттхая, с. 266. Издательство Кембриджского университета. (Издание для Kindle.)
Династия Тонбури
Год основания: 1767 г.
Предшественник Правящая династия г.
Королевство Тонбури

1767–1782
Преемник

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f17417d0bb46202d7e1ed5a7ad39138a__1722915900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/8a/f17417d0bb46202d7e1ed5a7ad39138a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thonburi Kingdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)