Клеанф
Клеанф | |
---|---|
![]() Клеант, гравюра 1605 г. | |
Рожденный | в. 330 г. до н.э. |
Умер | в. 230 г. до н.э. |
Эра | Эллинистическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Стоицизм |
Основные интересы | Физика , этика |
Клеанф ( / k l i ˈ æ n θ iː z / ; греческий : Κλεάνθης ; ок. 330 г. до н. э. – ок. 230 г. до н. э.), из Ассоса , был греческим философом-стоиком и боксером , который был преемником Зенона из Кития как второй глава ( стипендиат ) школы стоиков в Афинах . Первоначально будучи боксёром, он приехал в Афины, где занялся философией, слушая лекции Зенона. Он зарабатывал себе на жизнь тем, что работал водоносом по ночам. После смерти Зенона, ок. В 262 г. до н.э. он стал главой школы и занимал этот пост следующие 32 года. Клеанф успешно сохранил и развил учение Зенона. Он создал новые идеи стоической физики , развил стоицизм в соответствии с принципами материализма и пантеизма . Среди дошедших до нас фрагментов сочинений Клеанта самым крупным является « Гимн Зевсу» . Его учеником был Хрисипп , который стал одним из самых выдающихся мыслителей-стоиков.
Жизнь
[ редактировать ]Клеанф родился в Ассосе в Троде около 330 г. до н.э. [а] По словам Диогена Лаэртского , [2] он был сыном Фания и в молодости стал успешным боксёром . всего лишь четыре драхмы Имея при себе , он прибыл в Афины , где занялся философией, слушая сначала лекции Кратеса киника - , [3] а затем к Зенону , стоику. Чтобы прокормить себя, он всю ночь работал разносчиком воды у садовника (отсюда и его прозвище Колодец-Водосборщик , греческое : Φρεάντλης ). Поскольку он провел целый день, изучая философию, не имея видимых средств к существованию, его вызвали в Ареопаг, чтобы дать отчет о своем образе жизни. Судьи были так восхищены представленными им доказательствами работы, что проголосовали за него десятью минами , хотя Зенон не позволил ему принять их. Его терпеливая выносливость или, возможно, его медлительность принесли ему прозвище « Осел » среди однокурсников, имя, которому он, как говорят, радовался, поскольку оно подразумевало, что его спина была достаточно сильной, чтобы выдержать все, что Зенон ставил ему. на этом.
Уважение, вызванное его высокими моральными качествами, было настолько велико, что после смерти Зенона в 262 г. до н.э. он стал лидером школы. Однако он продолжал поддерживать себя трудом собственных рук. Среди его учеников были его преемник Хрисипп и Антигон II Гонат , от которого он получил 3000 мин. Он умер в возрасте 99 лет, гр. 230 г. до н.э. [а] Нам говорят, что опасная язва вынудила его какое-то время поститься. Впоследствии он продолжал свое воздержание, говоря, что, поскольку он уже был на полпути к смерти, он не потрудится вернуться по своим следам. [2]
Симплиций , писавший в VI веке нашей эры, упоминает, что в Ассосе все еще виднелась статуя Клеанта, воздвигнутая римским сенатом . [4]
Философия
[ редактировать ]Клеанф был важной фигурой в развитии стоицизма, он запечатлел свою личность в физических спекуляциях школы и своим материализмом придал единство стоической системе. [5] Он написал около пятидесяти произведений, из которых сохранились лишь фрагменты, написанные такими писателями, как Диоген Лаэртий , Стобей , Цицерон , Сенека и Плутарх .
Физика
[ редактировать ]Клеант произвел революцию в стоической физике, создав теорию напряжения ( тонос ), которая отличала стоический материализм от всех представлений о материи как о мертвой и инертной. [6] Он развил стоический пантеизм и применил свои материалистические взгляды к логике и этике . [7] При этом он доказывал, что душа есть материальная субстанция, и что это доказывалось (а) тем обстоятельством, что не только телесные качества, но и умственные способности передаются в обычном поколении от родителя к ребенку; и (б) симпатией души к телу, проявляющейся в том факте, что, когда тело бьют или порезают, душа испытывает боль; и когда душа раздирается тревогой или угнетается заботами, соответственно страдает и тело. [8] Клеанф также учил, что души продолжают жить после смерти, но интенсивность их существования будет варьироваться в зависимости от силы или слабости конкретной души. [9]
Клеанф Солнце божественным ; считал [10] поскольку Солнце поддерживает все живые существа, оно напоминало божественный огонь, который (в физике стоиков) оживлял все живые существа, следовательно, оно тоже должно быть частью живительного огня или эфира вселенной. Некоторые утверждают, что он обвинял Аристарха в нечестии за то, что тот осмелился привести в движение «очаг вселенной» (т. е. Землю ); эта интерпретация зависит от поправки полученного текста, [11] поскольку в рукописях обвиняет именно Аристарх. [12] Самый большой сохранившийся фрагмент Клеанта — это часть Гимна Зевсу . [13] которое сохранилось у Стобея , в котором он объявляет восхваление и честь Зевса высшей привилегией всех разумных существ. [14]
Этика
[ редактировать ]Клеанф утверждал, что удовольствие не только не благо, но «противно природе» и «бесполезно». [15] По его мнению, страсти (любовь, страх, горе) суть слабости: им недостает того напряжения или напряжения, которое он настойчиво подчеркивал и от которого зависит сила души не менее, чем сила тела, и которая составляет в людях самообладание и моральная сила, а также обусловливают всякую добродетель. [15] Он сказал в поразительном отрывке: «Люди ходят во зле всю свою жизнь или, по крайней мере, большую ее часть. Если они когда-либо и достигают добродетели, то это поздно и на самом закате их дней». [16]
Зенон сказал, что цель жизни состоит в том, чтобы «жить последовательно», подразумевая, что никакая жизнь, кроме бесстрастной жизни разума, не может в конечном итоге быть согласованной сама с собой. Клеанту приписывают добавление слов «с природой», дополнив тем самым известную стоическую формулу о том, что цель состоит в том, чтобы «жить в соответствии с природой». [17] Для Клеанта это означало, во-первых, жить согласно ходу вселенной; ибо вселенная находится под управлением разума, и каждый имеет привилегию знать или знакомиться с мировым ходом, признавать его разумным и с радостью соответствовать ему. [18] Это, по его мнению, и есть истинная свобода воли, не действующая без мотива, или помимо поставленной цели, или капризно, но смиренно соглашающаяся со всеобщим порядком, а, следовательно, и со всем, что выпадает на долю человека. [18] Направление следования Универсальной Природе можно проследить в его знаменитой молитве:
Современное влияние
[ редактировать ]В частности, художественная версия Клеанта появляется в качестве одного из трех главных собеседников в » Дэвида Юма , «Диалогах о естественной религии где он защищает точку зрения, согласно которой для нас возможно апостериорное познание существования и природы Бога. [20]
Клеант также появляется в Хосе Энрике Родо эссе «Ариэль» , в котором он изображен медитирующим над учением Зенона , носящим воду всю ночь.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Согласно Аполлодору , цитируемому Филодемом , Клеанф родился во время архонтства Аристофана (331/0 до н. э.) и умер во время архонтства Ясона (230/29 до н. э.). Псевдо-Лукиан , Валерий Максим и Цензорин говорят, что Клеанф дожил до 99 лет (хотя Диоген Лаэртий говорит, что он умер в возрасте 80 лет). [1] ) Доранди предпочитает возраст 101 год. Подробнее см. Доранди 1999 , с. 38.
- ^ «до его смерти в том же возрасте, что и Зенон, согласно некоторым источникам» ( Лаэрций 1925 , § 168–176).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 168–176.
- ^ Суда, Клеанф
- ^ Симплиций, Комментарий к Энхиридиону Эпиктета .
- ^ Дэвидсон 1907 , с. 27
- ^ Хикс 1910 , с. 7
- ^ Дэвидсон 1907 , с. 28
- ^ Дэвидсон 1907 , с. 95
- ^ Плутарх, Plac. Фил. iv. 7.
- ^ Цицерон, О природе богов , ii. 15.
- ^ Плутарх, На лице лунного шара , 922F–923A.
- ^ Руссо и Медалья 1996 , стр. 113–121.
- ^ Эллери 1976 ; Роллстон 1890 , стр. 1–2, 129.
- ^ Хикс 1910 , стр. 96–97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвидсон 1907 , с. 148
- ^ Хикс 1910 , с. 89
- ^ Фондовая 1908 г. , с. 7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвидсон 1907 , с. 143
- ^ Эпиктет, Энхиридион , 53; Сенека, Послания , cvii, 11. Пятая строка не встречается у Эпиктета.
- ^ Хьюм, Дэвид (1779). Диалоги о естественной религии . Лондон: Книги Пингвина.
Ссылки
[ редактировать ]- Доранди, Тициано (1999), «Глава 2: Хронология», в Альгре, Кеймпе; и др. (ред.), Кембриджская история эллинистической философии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 38, ISBN 978-0521250283
- Дэвидсон, Уильям Лесли (1907), Кредо стоиков , Кларк
- Гимн Клеанта Зевсу , перевод Эллери М., 1976 г., архивировано с оригинала 24 декабря 2007 г.
- Хикс, Роберт Дрю (1910), стоик и эпикурейец , К. Скрибнер
Лаэртий, Диоген (1925), , «Жизнеописания выдающихся философов» , т. 2:7, перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах), Классическая библиотека Леба, § 168–176.
- « Гимн Зевсу «Клеант» , Учение Эпиктета: быть «Энхейридионом Эпиктета», с отрывками из «Диссертаций» и «Фрагментов» , перевод Роллстона, Томаса Уильяма (2-е изд.), Лондон: Вальтер Скотт , ООО, 1890, стр. 1 –192, примечание 1 на стр. 192
- Руссо, Лусио; Медалья, Сильвио М. (1996), «О предполагаемом обвинении в нечестии против Аристарха Самосского», Quaderni Urbinati di Cultura Classica , New Series, 53 (2), Fabrizio Serra Editore: 113, doi : 10.2307/20547344 , JSTOR 20547344
- Сток, Сент-Джордж Уильям Джозеф (1908), стоицизм , констебль
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холидей, Райан ; Гензельман, Стивен (2020). «Очищает апостол». Жития стоиков . Нью-Йорк: Портфолио/Пингвин. стр. 12–25. ISBN 978-0525541875 .
- Юм, Дэвид , «Диалоги о естественной религии » , в которых Клеанф . персонажем является
- Мейер П.А., (2008), Стоическое богословие. Доказательства существования космического бога и традиционных богов. Включая комментарий к «Гимну Зевсу» Клеанта . Делфт, Эбурон.
- Пирсон, А. (1891), Фрагменты Зенона и Клеанта . Греческие/латинские фрагменты с английскими комментариями.
- Том, Дж. (2005), Гимн Клеанта Зевсу: текст, перевод и комментарий . Мор Зибек. ISBN 3161486609 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911 год .
- Работы Клеанта или о нем в Internet Archive
- Работы Клеанта в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- «Библиография Клеанта» в «Эллинистической библиографии» , составленная Мартиной Кайперс, Тринити-колледж Дублина.