Jump to content

Четыре профессии

Картина дворянского ученого с двумя куртизанками работы Тан Иня , ок. 1500

Четыре занятия ( упрощенный китайский : 士农工商 ; традиционный китайский : 士农工商 ; пиньинь : Ши нонг гун шанг ), или « четыре категории людей » (китайский: 四民 ; пиньинь: сим мин ), [1] [2] Это занятий классификация , используемая в древнем Китае учеными - конфуцианцами или законниками еще во времена поздней династии Чжоу , и считается центральной частью фэнцзянь социальной структуры (ок. 1046–256 до н.э.). [3] Это были ши ( дворянские ученые), нонг (крестьяне-земледельцы), гун (ремесленники и ремесленники) и шанг (торговцы и торговцы). [3] Четыре профессии не всегда располагались в таком порядке. [4] [5] Эти четыре категории не были социально-экономическими классами; богатство и положение не соответствовали этим категориям и не передавались по наследству. [1] [6]

Система не учитывала все социальные группы, присутствующие в досовременном китайском обществе, и ее широкие категории были скорее идеализацией, чем практической реальностью. Коммерциализация периоды китайского общества в Сун и Мин еще больше стирала границы между этими четырьмя занятиями. Определение идентичности класса ши со временем менялось - от воинов до аристократических ученых и, наконец, до ученых-бюрократов. Произошло также постепенное слияние классов богатых купцов и землевладельцев, кульминацией которого стал период поздней династии Мин.

В некотором смысле эта система социального порядка была принята во всей китайской культурной сфере . По-японски это называется «Си, но, ко, сё» ( 士農工商 , синокосё ) , и все три класса самураев относились к равным социальным и профессиональным классам. [7] [8] [9] в то время как си были преобразованы в наследственный класс самураев. [10] [11] По-корейски оно называется «Са, нонг, гонг, сан» (사농공상), а по-вьетнамски — «Sĩ, nông, công, thương» (士農工商). Главным отличием в адаптации было определение ши ( 士).

Уличная сцена в Бяньцзине (современный Кайфэн )

Судя по существующим литературным свидетельствам, более простые категории в Китае впервые были использованы в период Воюющих царств (403–221 гг. До н.э.). [12] Несмотря на это, Восточной Хань историк (25–220 гг. н.э.) Бань Гу (32–92 гг. н.э.) утверждал в своей «Книге Хань» , что четыре занятия для простолюдинов существовали в эпоху Западной Чжоу (ок. 1050–771 до н. э.), которые он считал золотой век . [12] Однако теперь известно, что классификация четырех профессий в понимании Бань Гу не существовала до II века до нашей эры. [12] Пан объяснил социальную иерархию каждой группы в порядке убывания:

Ученые, фермеры, ремесленники и торговцы; у каждого из четырех народов была своя профессия. Тех, кто учился, чтобы занять высокопоставленные должности, называли ши (ученые). Тех, кто возделывал землю и выращивал зерно, называли нонг (земледельцами). Тех, кто проявлял мастерство ( цяо ) и изготавливал утварь, называли гун (ремесленниками). Тех, кто перевозил ценные вещи и продавал товары, называли шангами (торговцами). [13]

В «Обрядах Чжоу» эти четыре группы описываются в другом порядке: торговцы предшествуют фермерам. [14] В тексте эпохи Хань Гулян Чжуань купцов занимает второе место после ученых. [4] эпохи Воюющих царств а Сюньцзы ставил фермеров выше ученых. [5] Шуо Юань упомянул цитату, в которой подчеркивался идеал равенства между четырьмя профессиями. [15]

Энтони Дж. Барбьери-Лоу, профессор ранней истории Китая в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре , пишет, что классификацию «четырех профессий» можно рассматривать как простой риторический прием, не оказавший никакого влияния на политику правительства. [12] Однако он отмечает, что, хотя ни один закон в кодексах законов Цинь или Хань конкретно не упоминает эти четыре профессии, некоторые законы действительно рассматривают эти широко классифицированные социальные группы как отдельные единицы с разными уровнями юридических привилегий. [12]

Классификация была отсортирована в соответствии с принципом экономической полезности для государства и общества: на первое место ставились те, кто использовал ум, а не мускулы (ученые), на втором месте находились фермеры, рассматриваемые как основные создатели богатства, за ними следовали ремесленники, а затем - ремесленники. наконец, торговцы, которых считали социальным нарушением из-за чрезмерного накопления богатства или беспорядочных колебаний цен. [16] Ниже четырех профессий находились «подлые люди» ( китайский : 賤民 jiànmín ), изгои «унизительных» профессий, таких как артисты и проститутки. [17]

Четыре профессии не были наследственной системой. [1] [6] Система четырех профессий отличалась от систем европейского феодализма тем, что люди не рождались в определенных классах, так что, например, сын, рожденный мастером гонга, мог стать частью купеческого класса Шан и так далее. Теоретически любой человек мог стать чиновником, сдав императорские экзамены. [17]

С четвертого века до нашей эры ши и некоторые богатые купцы носили длинные струящиеся шелковые одежды , а рабочий класс носил брюки. [18]

Класс Древнего Воина

[ редактировать ]
Колесница лучника, ок. 300 г. до н.э.

Во времена древних династий Шан (1600–1046 до н. э.) и Ранней Чжоу (1046–771 до н. э.) ши считались рыцарским социальным орденом аристократического происхождения низкого уровня по сравнению с герцогами и маркизами . [19] Этот социальный класс отличался правом ездить на колесницах и командовать боем с мобильных колесниц, а также выполнять гражданские функции. [19] Первоначально пришедшие к власти благодаря контролю над новой технологией обработки бронзы , с 1300 г. до н. э. ши превратились из пеших рыцарей в преимущественно лучников на колесницах , сражавшихся с помощью составного изогнутого лука, обоюдоострого меча, известного как цзянь , и доспехов. [20]

У ши был строгий рыцарский кодекс . В битве при Чжэцю в 420 г. до н. э. ши Хуа Бао выстрелил в другого ши Гунцы Чэна и промахнулся, и как раз в тот момент, когда он собирался выстрелить снова, Гунцы Чэн сказал, что стрелять дважды, не позволив ему ответить, было неблагородно. Хуа Бао опустил лук и впоследствии был застрелен. [20] [21] В 624 г. до н.э. опальный ши из государства Цзинь возглавил самоубийственную атаку колесниц, чтобы искупить свою репутацию, переломив ход битвы. [20] В битве при Би в 597 г. до н.э. бегущие колесничные войска Цзинь увязли в грязи, но преследующие вражеские войска остановились, чтобы помочь им выбиться, и позволили им уйти. [22]

(403–221 до н.э.) война на колесницах затмилась конной кавалерией и пехотными подразделениями с эффективными арбалетчиками Когда в период Воюющих царств , участие ши в битвах сократилось, поскольку правители искали людей с реальной военной подготовкой, а не только с аристократическим прошлым. [23] Это был также период, когда в Китае процветали философские школы , а интеллектуальные занятия стали высоко цениться среди государственных деятелей. [24] Таким образом, ши в конечном итоге стали известны не своими воинскими навыками, а своей ученостью, способностями в управлении, а также здравой этикой и моралью, поддерживаемыми конкурирующими философскими школами. [25]

Ученые-официальные лица

[ редактировать ]
Четверо мужчин, одетых в мантии и черные квадратные шляпы, собираются вокруг дерева и разговаривают друг с другом. Трое сидят на камнях, а четвертый склонился над горизонтально согнутой веткой дерева.
Литературный сад , Чжоу Вэньцзюй, 10 век.

При герцоге Цинь Сяо и главном министре и реформаторе Шан Яне (ум. 338 до н.э.) древнее государство Цинь было преобразовано новой меритократической , но жесткой философией легизма. Эта философия подчеркивала суровые наказания для тех, кто не подчинялся общеизвестным законам, одновременно вознаграждая тех, кто работал на государство и старался старательно подчиняться законам. Это было средством уменьшения власти знати и еще одной силой, стоящей за превращением класса ши из воинов-аристократов в чиновников, движимых заслугами. Когда династия Цинь (221–206 гг. до н.э.) объединила Китай в рамках легалистской системы, император поручил управление преданным своему делу чиновникам, а не знати, положив конец феодализму в Китае и заменив его централизованным бюрократическим правительством. Форма правления, созданная первым императором и его советниками, использовалась более поздними династиями для структурирования своего правительства. [26] [27] [28] В рамках этой системы правительство процветало, поскольку в трансформировавшемся обществе стало легче идентифицировать талантливых людей. Однако Цинь прославилась своими репрессивными мерами и впала в состояние гражданской войны после смерти Императора .

Кандидаты собираются вокруг стены, где вывешиваются результаты. Это объявление было известно как «выпуск рулона» (放榜). (ок. 1540 г., автор Цю Ин )

Победителем в этой войне стал Лю Бан , положивший начало четырехвековому объединению собственно Китая под властью династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). В 165 г. до н. э. император Вэнь ввел первый метод набора на государственную службу посредством экзаменов, а император У (годы правления 141–87 до н. э.) закрепил идеологию Конфуция в основном управлении, введя систему рекомендаций и номинаций на государственную службу, известную как Сяолянь и национальная академия [29] [30] [31] при этом чиновники отбирали кандидатов для участия в экзамене по конфуцианской классике , из которого император У выбирал чиновников. [32]

При династии Суй (581–618) и последующей династии Тан (618–907) класс ши начал проявляться посредством полностью стандартизированной системы экзаменов на государственную службу , частичного набора тех, кто сдал стандартные экзамены и получил официальная степень. Тем не менее, набор на должность по рекомендациям по-прежнему был широко распространен в обеих династиях. Лишь во времена династии Сун (960–1279) набору тех, кто сдал экзамены и получил ученые степени, стало уделяться больше внимания и значительно расширилось. [33] Класс ши также стал менее аристократичным и более бюрократичным из-за очень конкурентного характера экзаменов в период Сун. [34]

Помимо работы в администрации и судебной системе, ученые-чиновники также предоставляли финансируемые государством социальные услуги, такие как префектурные или окружные школы, бесплатные государственные больницы, дома престарелых и кладбища нищих. [35] [36] [37] Такие ученые, как Шэнь Го (1031–1095) и Су Сун (1020–1101), пробовали себя во всех известных областях науки, математике, музыке и государственном управлении. [38] в то время как другие, такие как Оуян Сю (1007–1072) или Цзэн Гун (1019–1083), были пионерами идей в ранней эпиграфике , археологии и филологии . [39] [40]

Китайская школа (1847) [41]

С 11 по 13 века число кандидатов на экзамены, участвующих в сдаче экзаменов, резко возросло с 30 000 до 400 000 к концу династии. [42] Широкое распространение печати с помощью ксилографии и подвижного шрифта способствовало распространению знаний среди грамотных слоев общества, позволяя большему количеству людей стать кандидатами и конкурентами, борющимися за престижную степень. [34] [43] В условиях резкого увеличения населения, соответствующего растущему числу дворянства, в то время как число официальных должностей оставалось постоянным, выпускники, которые не были назначены в правительство, могли оказывать важнейшие услуги в местных сообществах, такие как финансирование общественных работ, управление частными школами, помощь в уплате налогов. сбор, поддержание порядка или написание местных газететров . [44] [45] [46] [47]

Нонг (Ферма/Ферма)

[ редактировать ]
Фермер (нонг), управляющий шкивом , чтобы поднять ведро, из Тяньгун Кайу энциклопедии Сун Инсина (1587–1666).

Со времен неолита в Китае сельское хозяйство было ключевым элементом развития китайской цивилизации и любой другой цивилизации. Продукты питания, производимые фермерами, поддерживали все общество, в то время как земельный налог , взимаемый с фермерских участков и собственности землевладельцев, приносил большую часть государственных доходов досовременным правящим династиям Китая. Таким образом, фермер был ценным членом общества, и хотя он не считался принадлежащим к классу ши , семьи ши обычно были землевладельцами, которые часто производили урожай и продукты питания. [48]

С девятого века до нашей эры (конец династии Западная Чжоу ) примерно до конца периода Воюющих царств сельскохозяйственные земли распределялись по системе колодцев (井田), при которой квадратный участок земли был разделен на девять участков одинакового размера. ; восемь внешних секций (私田; sītián ) обрабатывались фермерами в частном порядке, а центральная часть (公田; gōngtián) возделывалась совместно от имени аристократа-землевладельца. система стала экономически несостоятельной Когда в период Воюющих царств , на смену ей пришла система частной собственности на землю. Впервые оно было приостановлено в штате Цинь Шан Яном , и вскоре его примеру последовали и другие штаты. [49]

В 485–763 годах нашей эры земля распределялась между фермерами поровну в соответствии с системой равных полей (均田). [50] [51] [52] Семьям выделялись земельные наделы в зависимости от того, сколько у них было трудоспособных мужчин, включая рабов; женщина будет иметь право на меньший участок. Когда в VIII веке государственный контроль ослаб, земля вернулась в руки частных владельцев.

При династии Сун (950–1279) сельские фермеры занимались мелким производством вина, древесного угля, бумаги, текстиля и других товаров. [53]

При династии Мин (1368–1644) социально-экономический класс фермеров становился все более и более неотличимым от другого социального класса четырех профессий: ремесленников. Ремесленники начинали работать на фермах в периоды пиковой нагрузки, а фермеры часто ездили в город в поисках работы в периоды голода. [54] В минском Китае грань между городом и деревней была размыта, поскольку пригородные районы с фермами располагались сразу за пределами, а в некоторых случаях и внутри стен города. [54]

Гонг (рабочий)

[ редактировать ]
Гончарная мастерская эпохи Мин

Ремесленники и ремесленники (их класс отождествлялся с китайским иероглифом, означающим труд ) были во многом похожи на фермеров в том отношении, что они производили товары первой необходимости, необходимые им самим и остальному обществу. Хотя они не могли обеспечить государству большую часть его доходов, поскольку у них часто не было собственной земли, подлежащей обложению налогом, ремесленники и ремесленники теоретически пользовались большим уважением, чем купцы. С древних времен квалифицированная работа ремесленников и мастеров передавалась устно от отца к сыну, хотя работа архитекторов и строителей иногда систематизировалась, иллюстрировалась и классифицировалась в китайских письменных произведениях. [55]

Ремесленники и ремесленники либо работали на правительство, либо работали в частном порядке. Успешный и высококвалифицированный ремесленник часто мог накопить достаточный капитал, чтобы нанять других в качестве учеников или дополнительных рабочих, за которыми мог наблюдать главный ремесленник в качестве менеджера. Следовательно, ремесленники могли создавать свои собственные небольшие предприятия по продаже своей и чужой работы и, как и купцы, образовывали свои собственные гильдии . [55]

Исследователи указали на рост наемного труда в мастерских позднего Мин и раннего Цин в текстильной, бумажной и других отраслях промышленности. [56] [57] достижение крупномасштабного производства за счет использования множества мелких мастерских, в каждой из которых имеется небольшой коллектив рабочих под руководством мастера. [56]

Хотя архитекторы и строители не пользовались таким большим уважением, как ученые-чиновники, были некоторые инженеры-архитекторы, получившие широкое признание за свои достижения. Одним из примеров этого может быть « Инцзао Фаши» , напечатанное в 1103 году, руководство по архитектурному строительству, написанное Ли Цзе (1065–1110), спонсируемое императором Хуэйцзуном (годы правления 1100–1126) для использования этими правительственными учреждениями и широко печатавшееся для в пользу грамотных мастеров и ремесленников по всей стране. [58] [59]

Рабочие фарфоровой и шелковой промышленности (начало 18 века)

В конце династии Мин было создано множество печей для обжига фарфора, что привело династию Мин к экономическому процветанию. [60] Императоры Цин, такие как император Канси, способствовали росту экспорта фарфора и разрешили организацию частной морской торговли, которая помогала семьям, владевшим частными печами для обжига фарфора. [61] Китайский экспортный фарфор , предназначенный исключительно для европейского рынка и непопулярный среди местных жителей, поскольку ему не хватало символического значения изделий, производимых для внутреннего рынка Китая. [62] [63] был очень популярным товаром. [64]

В Китае выращиванием тутового шелкопряда изначально занимались только женщины, и многие женщины были заняты в шелковой промышленности. [65] Даже когда знания о производстве шелка распространились на остальной мир, династия Сун Китай смог сохранить почти монополию на производство за счет крупномасштабной индустриализации, посредством ткацких станков с двумя людьми, коммерциализированного выращивания шелковицы и фабричного производства. [66] Организацию шелковоткачества в китайских городах XVIII в. сравнивали с системой производства, использовавшейся в европейской текстильной промышленности XIII—XVIII вв. По мере роста межрегиональной торговли шелком купеческие дома стали организовывать мануфактуры, гарантирующие свои поставки, снабжая хозяйства шелком для ткачества в качестве сдельной работы . [67]

Шан (бизнес)

[ редактировать ]
Изображение рынка, династия Хань.

В Древнем доимперском Китае купцы высоко ценились как необходимые для обращения товаров первой необходимости. Легендарный император Шунь до того, как получил трон от своего предшественника, считался купцом. Археологические артефакты и кости оракула свидетельствуют о высоком статусе купеческой деятельности. В период весны и осени гегемон Китая, герцог Ци Хуань, назначил Гуань Чжуна купца премьер-министром. Он снизил налоги для торговцев, построил остановки для отдыха для торговцев и призвал других лордов снизить тарифы. [14]

В императорском Китае купцы, торговцы и разносчики товаров рассматривались научной элитой как важные члены общества, однако их уважали меньше всего из четырех профессий в обществе, поскольку считалось, что они представляют угрозу социальной гармонии из-за приобретения непропорционально большие доходы, [16] манипулирование рынком или эксплуатация фермеров. [68]

Однако торговый класс Китая на протяжении всей китайской истории обычно был богат и имел значительное влияние, превышающее его предполагаемое социальное положение. [69] Конфуцианский философ Сюньцзы поощрял экономическое сотрудничество и обмен. Различие между дворянством и купцами не было таким четким и укоренившимся, как в Японии и Европе, и дворянство даже приветствовало торговцев, если они соблюдали конфуцианские моральные обязанности. Торговцы принимали и продвигали конфуцианское общество, финансируя образование и благотворительность, а также пропагандируя конфуцианские ценности самосовершенствования, честности, бережливости и трудолюбия. К концу имперского периода в некоторых регионах появилась тенденция переключать учёных на карьеру торговцев. Исследование Уильямом Роу сельской элиты в позднем имперском Ханьяне, Хубэй, показывает, что между дворянством и торговцами существовал очень высокий уровень совпадения и смешения. [70]

Писатели династии Хань упоминают купцов, владевших огромными участками земли. [71] Купец, владевший имуществом стоимостью в тысячу котов золота, что эквивалентно десяти миллионам наличных монет, считался великим купцом. [72] Такое состояние было в сто раз больше, чем средний доход землевладельца-земледельца из среднего класса, и затмило годовой доход в 200 000 наличных монет маркиза, собиравшего налоги с тысячи домохозяйств. [73] Некоторые купеческие семьи заработали состояния на сумму более ста миллионов долларов, что было эквивалентно богатству, приобретенному высшими чиновниками правительства. [74] Странствующие торговцы, которые торговали между сетью городов и поселков, часто были богаты, поскольку у них была возможность избежать регистрации в качестве торговцев (в отличие от владельцев магазинов). [75] Чао Цо (ум. 154 г. до н.э.) утверждает, что они носили тонкие шелка, ездили в экипажах, запряженных толстыми лошадьми, и чье богатство позволяло им общаться с правительственными чиновниками. [76]

Первые банкноты возникли в Китае как торговые расписки в 7 веке, а к 11 веку стали государственной валютой. [77] [78] [79] [80]

Такие историки, как Ю Инши и Билли Со, показали, что по мере того, как китайское общество, начиная с династии Сун , становилось все более коммерциализированным , конфуцианство постепенно начало признавать и даже поддерживать бизнес и торговлю как законные и жизнеспособные профессии, пока торговцы воздерживались от неэтичных действий. Тем временем торговцы также извлекли выгоду из конфуцианской этики и использовали ее в своей деловой практике. К периоду Сун купцы часто вступали в сговор с научной элитой; еще в 955 году сами Учёные-чиновники использовали для участия в торговле агентов-посредников. [69] Поскольку правительство Сун взяло под свой контроль несколько ключевых отраслей промышленности и ввело строгие государственные монополии, само правительство действовало как крупное коммерческое предприятие, управляемое учеными-чиновниками. [81] Государству также приходилось бороться с торговыми гильдиями ; Всякий раз, когда государство реквизировало товары и взимало налоги, оно имело дело с главами гильдий, которые через официальных посредников обеспечивали справедливые цены и справедливую заработную плату. [82] [83]

Картина Ли Сун (ок. 1190–1225), изображающая женщину и детей, окружающих торговца товарами в сельской местности, датированная 1210 годом нашей эры.

К концу династии Мин чиновникам часто приходилось выпрашивать средства у влиятельных купцов для строительства новых дорог, школ, мостов, пагод или участия в важнейших отраслях промышленности, таких как книгопечатание, что помогало классу дворян подготовиться к имперским экзаменам. . [84] Купцы начали подражать высококультурному характеру и манерам ученых-чиновников, чтобы казаться более культурными и завоевать более высокий престиж и признание со стороны научной элиты. [85] Они даже покупали печатные книги, которые служили руководством по правильному поведению и поведению и пропагандировали торговую мораль и деловую этику. [86] Социальный статус купцов достиг такого значения. [87] [88] [89] что к концу периода Мин многие ученые-чиновники не стеснялись публично заявлять в своих официальных семейных историях, что члены их семей были торговцами. [90] Зависимость ученых-чиновников от купцов получила полулегальный статус, когда ученый-чиновник Цю Цзюнь (1420–1495) утверждал, что государство должно смягчать рыночные дела только во времена надвигающегося кризиса и что купцы являются лучшим показателем в определении силы богатства страны ресурсами. [91] Императорский двор последовал этому правилу, предоставив купцам лицензии на торговлю солью в обмен на поставки зерна в пограничные гарнизоны на севере. [92] Государство осознало, что купцы могут покупать лицензии на соль за серебро и, в свою очередь, увеличивать государственные доходы до такой степени, что покупка зерна не станет проблемой. [92]

Купцы объединялись в организации, известные как хуйгуань или гунсуо ; объединение капитала было популярно, поскольку оно распределяло риски и облегчало барьеры для входа на рынок. Они сформировали товарищества, известные как хоцзи чжи (молчаливый инвестор и активный партнер), ляньхао чжи (дочерние компании), цзинли фучжэ чжи (владелец делегирует контроль менеджеру), сюэту чжи (ученичество) и хэгу чжи (владение акциями). Купцы имели тенденцию вкладывать свою прибыль в огромные участки земли. [93] [94]

За пределами Китая

[ редактировать ]

За пределами Китая те же ценности проникли и преобладали в других восточноазиатских обществах, где Китай оказывал значительное влияние. Япония и Корея находились под сильным влиянием конфуцианской мысли о том, что четыре профессиональных социальных иерархии в этих обществах были смоделированы по образцу китайской. [95]

Королевство Рюкю

[ редактировать ]
Посланники Рюкю в Эдо

Похожая ситуация произошла в Королевстве Рюкю с ученым классом юкатчу , но статус юкатчу передавался по наследству и мог быть куплен у правительства, поскольку финансы королевства часто были недостаточными. [96] Из-за роста этого класса и отсутствия для них открытых государственных должностей Сай Он позволил юкатчу стать торговцами и ремесленниками, сохранив при этом свой высокий статус. [97] Существовало три класса юкатчу: печин , сатонуши и чикудун , и простолюдины могли быть приняты за достойную службу. [98] В столице Королевства Рюкю Сюри также существовала система университетов и школ, а также система экзаменов на государственную службу. [99] Правительством управляли Сэйсэй , Сансикан и Бугё (премьер-министр, совет министров и административные департаменты). Юкатчу, провалившие экзамены или иным образом признанные непригодными для занимаемой должности, будут переведены на малоизвестные должности, а их потомки отойдут на второй план. [100] Студенты Рюкюань также были зачислены в Национальную академию ( Гоцзицзянь ) в Китае за счет правительства Китая, а другие обучались в частном порядке в школах провинции Фуцзянь таким разнообразным навыкам, как право, сельское хозяйство, календарный расчет, медицина, астрономия и металлургия. [101]

В Японии роль ши , в отличие от ученых в Китае, стала наследственным классом, известным как самураи . [102] а браки между людьми неравного класса были социально неприемлемы. [10] Изначально являвшийся военным классом, самураи стали гражданскими администраторами своих даймё во время сёгуната Токугава . Никаких экзаменов не требовалось, поскольку должности передавались по наследству. Они составляли около 5% населения, и им разрешалось иметь настоящую фамилию. Ученые старшего возраста считали, что при даймё существовали Си-но-ко-сё ( 士農工商 ) «самураев, крестьян ( хякусё ), ремесленников и торговцев ( тёнин )», причем 80% крестьян относились к классу самураев, составлявшему 5%, и следовали за ним. ремесленниками и торговцами. [103] Однако различные исследования, начиная примерно с 1995 года, показали, что классы крестьян, ремесленников и торговцев при самураях были равны, а старая иерархическая схема была удалена из японских учебников истории. Другими словами, крестьяне, ремесленники и купцы — это не социальная иерархия, а социальная классификация. [7] [8] [9]

В шестнадцатом веке лорды начали централизовать управление, заменив enfeoffment стипендиями и оказав давление на вассалов, чтобы они переселились в города-замки, подальше от независимых опор власти. Военные командиры были подвергнуты ротации, чтобы предотвратить формирование сильной личной лояльности со стороны войск. Эти лорды приглашали ремесленников и торговцев и иногда получали официальные назначения. Этот век был периодом исключительной социальной мобильности: торговцы самурайского происхождения или простолюдины становились самураями. К восемнадцатому веку самураи и торговцы стали тесно переплетаться, несмотря на общую враждебность самураев по отношению к торговцам, которых, как их кредиторов, обвиняли в финансовых трудностях обремененного долгами класса самураев. [104]

Корейские посланники в США

В Силла Корее ученые-чиновники, также известные как главы 6, 5 и 4 ранга (두품), были строго наследственными кастами в соответствии с системой костных рангов (골품제도), и их власть была ограничена королевским кланом, который монополизировал важные позиции. [105]

С конца VIII века войны за престолонаследие в Силле, а также частые крестьянские восстания привели к демонтажу системы костяных рангов. Главные лидеры 6-го ранга отправились в Китай для обучения, в то время как региональное управление перешло к ходжокам или лордам замков, командующим частными армиями, отделенными от центрального режима. Эти фракции объединились, представив новую национальную идеологию, которая представляла собой объединение чань-буддизма , конфуцианства и фэн-шуй , заложив основу для формирования нового Королевства Корё. Король Кванджон из Корё ввел систему экзаменов на государственную службу в 958 году, а король Сонджон из Корё дополнил ее созданием образовательных учреждений и административных структур в конфуцианском стиле, впервые распространившихся на местные районы. Однако только аристократам разрешалось сдавать эти экзамены, а сыновья чиновников не ниже 5-го ранга были полностью освобождены от них. [106]

В Корее Чосон занятие ученых приняло форму благородного класса янбан , который не позволял низшим классам сдавать продвинутые экзамены по гвагео, чтобы они могли доминировать над бюрократией. Ниже янбана располагались чунгины — класс привилегированных простолюдинов, которые были мелкими бюрократами, писцами и специалистами. На самом деле чунгины были наименее густонаселенным классом, даже меньше, чем янбан. Янбаны составляли 10% населения. [107] С середины периода Чосон военные и гражданские чиновники были выходцами из разных кланов. [108]

Вьетнамские мандарины в кабинете императора Дуй Тана

Вьетнамские династии также приняли систему экзаменов (khoa bảng科榜) для набора ученых на государственную службу. [109] [110] [111] [112] [113] Бюрократы аналогичным образом были разделены на девять классов и шесть министерств, а экзамены проводились ежегодно на провинциальном уровне, а также раз в три года на региональном и национальном уровнях. [114] Политическая элита Вьетнама состояла из образованных землевладельцев, интересы которых часто противоречили интересам центрального правительства. Хотя вся земля теоретически принадлежала правителю и должна была распределяться справедливо по системе равных полей (chế độ Quân điền) и не подлежала передаче, судебная бюрократия все чаще присваивала землю, которую она сдавала в аренду фермерам-арендаторам и нанимала рабочих для обработки. [115] Однако маловероятно, чтобы люди обычного происхождения стали мандаринами, поскольку у них не было доступа к классическому образованию. Обладатели ученых степеней часто группировались в определенные кланы. [116]

Морская Юго-Восточная Азия

[ редактировать ]
Тьонг А Фи, китайский офицер в Голландской Ост-Индии.

Официальные должности Китая под различными местными титулами восходят к дворам доколониальных государств Юго-Восточной Азии , таких как султанаты Малакка и Бантен , а также Королевство Сиам . С консолидацией колониального правления они стали частью гражданской бюрократии в португальских, голландских и британских колониях, осуществляя как исполнительную, так и судебную власть над местными китайскими общинами, находящимися под колониальными властями. [117] [118] [119] примерами могут служить титул Чао Прайя Чодеук Раджашрети в Таиланде из династии Чакри , [120] и Шри Индра Перкаса Виджая Бакти , должность малайского двора капитана Чина Яп Ах Лоя , возможно, основателя современного Куала-Лумпура . [121]

Зарубежные китайские купеческие семьи в Британской Малайзии и Голландской Индии делали щедрые пожертвования на обеспечение программ обороны и помощи при стихийных бедствиях в Китае, чтобы получить номинации в Императорский двор на получение почетных официальных званий. Они варьировались от Чунь-сю , кандидата на императорские экзамены, до чи-фу ( китайский : 知府 ; пиньинь : чжифу ) или дао-тай (китайский: 道臺 ; пиньинь: даотай ), префекта и окружного интенданта соответственно. Основная часть этих синекурных покупок приходилась на уровень тунчжи (китайский: 同知 ; пиньинь: тунчжи ), или субпрефекта, и ниже. Одеваясь в официальные одежды своего ранга при выполнении большинства церемониальных функций, эти богатые сановники переняли поведение ученых-чиновников. Газеты на китайском языке будут перечислять их исключительно как таковые, а приоритет в социальных функциях будет определяться по названию. [122]

В колониальной Индонезии голландское правительство назначило китайских офицеров , имевших звания майора , капитана или лейтенанта китайца, с юридической и политической юрисдикцией над китайскими подданными колонии. [123] Офицеры в подавляющем большинстве были набраны из старых семей « Кабанг Атас » или китайского дворянства колониальной Индонезии. [124] Хотя китайские офицеры назначались без государственных экзаменов, они подражали ученым-чиновникам Императорского Китая и традиционно считались на местном уровне сторонниками конфуцианского социального порядка и мирного сосуществования под властью голландских колониальных властей. [123] На протяжении большей части своей истории назначение на китайскую офицерскую должность определялось семейным происхождением, социальным положением и богатством, но в двадцатом веке были предприняты попытки повысить заслуженных людей до высоких рангов в соответствии с так называемой этической политикой колониального правительства . [123]

Торговое и трудовое партнерство Китая превратилось в федерации Конгси по всей Юго-Восточной Азии, которые представляли собой ассоциации китайских поселенцев, управляемые посредством прямой демократии. [125] На Калимантане они основали суверенные государства, республики Конгси, такие как Республика Ланьфанг , которые яростно сопротивлялись голландской колонизации в войнах Конгси . [126]

Неклассифицированные профессии

[ редактировать ]
Знаменитый император Тан Тайцзун (годы правления 626–649); император представлял собой вершину традиционного китайского общества и стоял выше учёного-чиновника.

Было много социальных групп, которые были исключены из четырех широких категорий социальной иерархии. В их число входили солдаты и охранники, религиозное духовенство и прорицатели, евнухи и наложницы, артисты и придворные, домашняя прислуга и рабы, проститутки и рабочие из низшего сословия, кроме фермеров и ремесленников. Люди, выполнявшие такие задачи, которые считались либо бесполезными, либо «грязными», помещались в категорию подлых людей (賤人), не регистрировались как простолюдины и имели некоторые юридические ограничения. [1]

Имперский клан

[ редактировать ]

Император, небесный мандат судебной и исполнительной власти, находился на социальном и юридическом уровне выше дворянства и экзаменованных олицетворявший ученых-чиновников . Согласно принципу Небесного Мандата, право на управление основывалось на «добродетели»; если правитель был свергнут, это интерпретировалось как признак того, что правитель недостоин и потерял мандат, и после крупных бедствий часто возникали восстания, поскольку граждане видели в них признаки того, что Мандат Небес был отозван. [127]

Мандат Небес не требует благородного происхождения, вместо этого он зависит от справедливых и способных действий. Династии Хань были основаны и Мин людьми общего происхождения. [128] [129]

Хотя его королевская семья и благородная расширенная семья также пользовались большим уважением, они не пользовались таким же уровнем власти.

На начальном и конечном этапах правления династий Хань , династии Западная Цзинь , Северной и Южной династий члены императорского клана находились в отношениях с вассальными государствами, контролировавшими военную и политическую власть: они часто узурпировали трон, вмешивались в имперские дела. преемственности или вели гражданские войны. [130] Начиная с 8-го века, имперский клан династии Тан был ограничен столицей и лишен вотчин, а династия Сун также была лишена какой-либо политической власти. Во времена династии Южная Сун императорские принцы были ассимилированы с учеными и должны были сдавать императорские экзамены, чтобы служить в правительстве, как и простолюдины. Династия Юань поддерживала монгольскую традицию распределения ханств, и под этим влиянием династия Мин также возродила практику предоставления титульных «королевств» членам императорских кланов, хотя им было отказано в политическом контроле; [131] только ближе к концу династии некоторым было разрешено участвовать в экзаменах, чтобы получить право на государственную службу в качестве обычных ученых. [132]

Конференция императорского двора, династия Мин

Придворные евнухи, обслуживавшие членов королевской семьи, также вызывали некоторое подозрение со стороны ученых-чиновников, поскольку в истории Китая было несколько случаев, когда влиятельные евнухи доминировали над императором, его императорским двором и всем центральным правительством. В качестве крайнего примера можно привести евнуха Вэй Чжунсяна (1568–1627), которого пытали и убивали его критики из ортодоксального конфуцианского « Общества Дунлин», пока он доминировал при дворе императора Тяньци. Вэй был уволен следующим правителем и покончил жизнь самоубийством. [133] В текстах популярной культуры, таких как «Книга мошенничества » Чжан Инъюя (ок. 1617 г.), евнухи часто изображались в резко негативных терминах как обогащающиеся за счет чрезмерных налогов, занимающиеся каннибализмом и развратными сексуальными практиками. [134] Евнухи Запретного города в поздний период Цин были печально известны своей коррумпированностью и воровали столько, сколько могли. [135] Должность евнуха в Запретном городе предоставляла такие возможности для воровства и коррупции, что бесчисленное количество мужчин охотно становились евнухами, чтобы жить лучше. [135] Рэй Хуанг утверждает, что евнухи представляли личную волю Императора, в то время как чиновники представляли альтернативную политическую волю бюрократии . Таким образом, столкновение между ними было бы столкновением идеологий или политической программы. [136]

Религиозные работники

[ редактировать ]
Портретная картина, изображающая шесть фигур, пятерых пожилых лысеющих мужчин и одного младшего служителя, стирающих одежду на берегу реки. Фон окрашен в темные тона, а фигуры — в белые и светлые тона.
Стирка Луоханя , буддийское произведение искусства с изображением пяти луоханей и одного слуги, работа Линь Тинггуя , 1178 год нашей эры.

Хотя шаманы и прорицатели в Китае бронзового века имели некоторый авторитет как религиозные лидеры в обществе, так и правительственные чиновники во времена ранней династии Чжоу , [137] с королями династии Шан, которых иногда называют шаманами, [138] [139] и, возможно, были первыми врачами, предоставлявшими эликсиры для лечения пациентов, [140] с тех пор, как император У Хань провозгласил конфуцианство государственной религией, правящие классы проявляют растущее предубеждение против шаманизма. [141] не позволяя им накапливать слишком много власти и влияния, как военные лидеры (одним примером этого может быть Чжан Цзяо , который возглавил даосскую секту в открытое восстание против власти ханьского правительства). [142] ).

Гадалки, такие как геоманты и астрологи, не пользовались большим уважением. [143]

Буддийское монашество стало чрезвычайно популярным с четвертого века, когда освобождение монашеской жизни от налогов оказалось привлекательным для бедных фермеров. В средневековый период было основано и содержалось 4000 финансируемых государством монастырей, что в конечном итоге привело к многочисленным преследованиям буддизма в Китае , причем большая часть споров связана с освобождением буддийских монастырей от государственного налогообложения. [144] но также и потому, что более поздние ученые -неоконфуцианцы считали буддизм чуждой идеологией и угрозой моральному порядку общества. [145]

Однако с четвертого по двадцатый века буддийских монахов часто спонсировала элита общества, иногда даже конфуцианские ученые, а монастыри описывались как «по размеру и великолепию, с которыми не мог сравниться ни один княжеский дом». [146] Несмотря на сильные буддийские симпатии правителей династий Суй и Тан , учебная программа императорских экзаменов по-прежнему определялась конфуцианским каноном, поскольку только она охватывала политическую и правовую политику, необходимую правительству. [147]

Войска династии Мин в построении

Социальная категория солдата была исключена из социальной иерархии из-за того, что дворянские ученые занимались интеллектуальным развитием (文 wén) и отвращением к насилию (武 wǔ) . [148] Ученые не хотели узаконивать тех, чья профессия была сосредоточена главным образом на насилии, поэтому полное исключение их из социальной иерархии было средством удержать их на непризнанном и невыделенном социальном уровне. [148]

Солдаты не были весьма уважаемыми членами общества, [48] особенно, начиная с династии Сун, из-за недавно введенной политики «упора на гражданское и понижение статуса военных» ( китайский : 重文輕武 ). [149] Солдаты традиционно происходили из фермерских семей, а некоторые были просто должниками, покинувшими свою землю (будь то принадлежащую ей или арендованную), чтобы избежать судебных исков кредиторов или тюремного заключения за неуплату налогов. [48] Крестьян поощряли присоединяться к ополченцам, таким как Баоцзя (保甲) или Туаньлянь (團練). [150] но штатных солдат обычно нанимали из амнистированных бандитов или бродяг, а крестьянское ополчение обычно считалось более надежным. [148] [151] [152]

Начиная со 2-го века до нашей эры, государство также поощряло солдат на границах Китая селиться на своих собственных фермах, чтобы продовольственное снабжение военных стало самодостаточным в соответствии с системой Туньтянь (屯田). [153] система Weisuo и система Fubing . [154] [155] В соответствии с этими схемами несколько династий пытались создать наследственную военную касту , обменивая приграничные сельскохозяйственные земли или другие привилегии на службу. Однако в каждом случае эта политика терпела неудачу из-за безудержного дезертирства, вызванного крайне пренебрежительным отношением к насильственным оккупациям, и впоследствии эти армии приходилось заменять наемниками или даже крестьянскими ополчениями. [148] [156]

Династия Хань Хань Синь поднялась от нищеты к политической власти благодаря военным успехам.

Однако для тех, кто не имел формального образования, самым быстрым путем к власти и высшим эшелонам общества была служба в армии. [157] [158] Хотя ученые-чиновники и культурные люди относились к солдату с некоторым пренебрежением, офицеры, сделавшие успешную карьеру, могли завоевать значительный престиж. [159] Несмотря на претензии на моральное превосходство, ученые-чиновники часто командовали войсками и обладали военной силой. [148]

Аниматоры

[ редактировать ]

Считалось, что развлечения приносят мало пользы обществу, и их обычно проводили представители низшего класса, известные как «подлые люди» ( китайский : 賤民 ). [17]

Артисты и придворные часто зависели от богатых или были связаны с часто воспринимаемыми аморальными местами развлечений городских развлекательных районов. [160] Музыканты, которые занимались музыкой в ​​качестве постоянной работы, имели низкий статус. [161] Официальное признание придало бы им больше престижа.

«Правильная» музыка считалась фундаментальным аспектом воспитания характера и хорошего управления, но народная музыка, определяемая как имеющая «нерегулярные движения», подвергалась критике как развращающая для слушателей. Несмотря на это, китайское общество боготворило многих музыкантов, даже женщин-музыкантов (которых считали соблазнительными), таких как Цай Янь (ок. 177 г.) и Ван Чжаоцзюнь (40–30 до н.э.). [162] Музыкальные способности были главным фактором желательности брака. [163] Во времена династии Мин женщины-музыканты были настолько распространены, что даже играли во время императорских ритуалов. [163]

Частные театральные труппы в домах богатых семей были обычным явлением. [163]

Изображение танцовщицы из династии Восточная Хань , Дахутин . фреска гробницы

Профессиональные танцовщицы того периода имели низкий социальный статус, и многие пришли в профессию из-за бедности, хотя некоторые, такие как Чжао Фэйянь, достигли более высокого статуса, став наложницами. Другим танцором был Ван Вэнсюй ( 王翁須 ), который был вынужден стать домашним певцом и танцором, но позже родил будущего императора Сюань Хань . [164] [165]

Были созданы учреждения для надзора за обучением и исполнением музыки и танцев при императорском дворе, такие как Великое музыкальное бюро (太樂署) и Бюро барабанов и труб (鼓吹署), ответственное за церемониальную музыку. [166] Император Гаозу основал Королевскую академию , а император Сюаньцзун основал Академию грушевого сада для подготовки музыкантов, танцоров и актеров. [167] Во время правления императора Сюаньцзуна при императорском дворе было около 30 000 музыкантов и танцоров. [168] с большинством специализирующихся на яньюэ . Все они находились под управлением Бюро барабанов и волынок и головной организации под названием Храм Тайчан (太常寺). [169]

Столь же низкий статус имели профессиональные художники. [143]

Контракт на покупку раба, династия Тан Синьцзян

Рабство было сравнительно редким явлением в истории Китая, но все еще практиковалось, в основном как судебное наказание за преступления. [170] [171] [172] Во времена династий Хань и Тан торговля китайскими рабами (которые не были преступниками) была незаконной, но иностранные рабы были приемлемы. [173] [174] Император династии Синь из династии Цин пытались полностью запретить рабство , Ван Ман из династии Мин , император Хуну и император Юнчжэн но безуспешно. [172] [175] [176] Незаконное порабощение детей часто происходило под видом усыновления из бедных семей. [173] Такие исследователи, как Сью Гроневолд, предположили, что до 80% проституток поздней эпохи Цин могли быть рабынями. [177]

Шесть династий , династия Тан и, частично, общество династии Сун также содержали сложную систему рабских групп, входящих в состав «подлых людей» (賤人), которые составляли промежуточное положение между четырьмя занятиями и прямым рабством. Это были в порядке убывания: [17]

  • музыканты «Императорских жертвоприношений» Тай Чан Иньшэнжэнь
  • общие крепостные 雑戶, включая стражей императорских гробниц
  • семьи музыкантов 樂戶
  • официальные поручители 官戶
  • правительственные рабы рабы

И на частной службе,

  • раздел личного гонорара
  • женщины-слуги 客女
  • частные рабы

Они выполняли широкий спектр работ в домашнем хозяйстве, в сельском хозяйстве, доставляли сообщения или работали частными охранниками. [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Хансон, стр. 20-21
  2. ^ Брук, 72.
  3. ^ Перейти обратно: а б Фэрбенк, 108.
  4. ^ Перейти обратно: а б Гулян Чжуань   (на китайском языке) - через Wikisource . В древние времена жили четыре человека: ученые, торговцы, фермеры и рабочие. Муж Цзя – это не то, что может сделать каждый. Цю Цзоцзя не прав.
  5. ^ Перейти обратно: а б Сюньцзы   (на китайском языке) - через , Wikisource.Nongnong shishi,gonggong,merchant
  6. ^ Перейти обратно: а б Байрс, Теренс; Мухия, Харбанс (1985). Феодализм и неевропейские общества . Лондон: Фрэнк Касс и компания, стр. 213, 214. ISBN.  0-7146-3245-7 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Относительно неиспользования терминов «симин, сельское хозяйство, промышленность и торговля» и «равенство четырех людей». . Токио Сёсэки (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б 35-я «Сертифицированное сельское хозяйство, промышленность и торговля» исчезла из учебников – Часть 2 – Рейва 3 Связи с общественностью Уки «Укикара», августовский выпуск . Уки, Кумамото (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Обновленная информация об осведомленности о правах человека (PDF) . Симоносеки (на японском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Джордж Де Вос и Хироши Вагацума (1966). Невидимая раса Японии: кастовая культура и личность . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-00306-4 .
  11. ^ Тоби Слэйд (2009). Японская мода: история культуры . Берг. ISBN  978-1-84788-252-3 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Барбьери-Лоу (2007), 37.
  13. ^ Барбьери-Лоу (2007), 36–37.
  14. ^ Перейти обратно: а б Тан, Лисин (2017). «1». Купцы и общество в современном Китае: рост торговых групп. Перспективы Китая . Рутледж. ISBN  978-1351612999 .
  15. ^ Шуо Юань   (на китайском языке) - через Wikisource . Весна и Осень сказали: Если четыре человека равны, король будет процветать, а люди будут мирными; так называемые четыре человека - ученые, фермеры, рабочие и торговцы.
  16. ^ Перейти обратно: а б Кун, Филип А. (1984). Китайские взгляды на социальную классификацию в книге Джеймса Л. Уотсона «Классовая и социальная стратификация в послереволюционном Китае» . Издательство Кембриджского университета. стр. 20–21. ISBN  0521143845 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Ханссон, 28–30
  18. ^ Гернет, 129–130.
  19. ^ Перейти обратно: а б Эбри (2006), 22.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Пирс, стр. 17, 20, 24, 31.
  21. ^ «21-й год Чжао Гуна» Цзо Чжуань   (на китайском языке) – через Wikisource . Обратите внимание на леопарда. Тогда оно закрыто. сказать. Дух пинг-гонга. Шан Фу Сянъюй. Леопард выстрелил из него. Возьму на заметку. Потом снова закрывается. сказать. Не значит. Нарисуйте стрелку. Стреляйте из города. истребить. Чжан дернулся и упал. Стреляйте. Разделить акции. Поддержите его и нападите на него. Жежень. Стреляйте еще раз. умереть.
  22. ^ Цзо Чжуань   (на китайском языке) - через Wikisource .Jin люди или команда Гуана. Не могу войти. Жители Чу избавились от своих забот. Меньше продвигайтесь. Лошадь возвращается. Затем он вытащил его и бросил на весы. Най Чу
  23. ^ Эбри (2006), 29–30.
  24. ^ Эбри (2006), 32.
  25. ^ Эбри (2006), 32–39.
  26. ^ «Первая империя Китая | История сегодня» . www.historytoday.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
  27. ^ Мир и его народы: Восточная и Южная Азия, с. 36
  28. ^ Бортвик 2006, стр. 9–10.
  29. ^ Лоу, Майкл (15 сентября 1994 г.). Гадание, мифология и монархия в ханьском Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-45466-7 .
  30. ^ Крил, Х.Г. (1949). Конфуций: Человек и миф. Нью-Йорк: Компания Джон Дэй. стр. 239–241.
  31. ^ Майкл Лоу, стр. 145, 148. 2011. Дун Чжуншу, «конфуцианское» наследие и Чунцю Фаньлу https://books.google.com/books?id=ZQjJxvkY-34C&pg=PA145 .
  32. ^ Эдвард А. Краке-младший, Государственная служба в Китае ранней династии Сун, 960-1067, стр. 253
  33. ^ Эбри (1999), 145–146.
  34. ^ Перейти обратно: а б Эбри (2006), 159.
  35. ^ Гернет, 172.
  36. ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 167.
  37. ^ Юань, 193–199.
  38. ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 162–163.
  39. ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 148.
  40. ^ Фрейзер и Хабер, 227.
  41. ^ «Китайская школа» . Уэслианское приношение для несовершеннолетних . IV : 108. Октябрь 1847 г. Проверено 17 ноября 2015 г.
  42. ^ Эбри (2006), 160.
  43. ^ Фэрбанк, 94.
  44. ^ Фэрбанк, 104.
  45. ^ Фэрбанк, 101–106.
  46. ^ Майкл, 420–421.
  47. ^ Хаймс, 132–133.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Гернет, 102–103.
  49. ^ Чжуфу, Фу (1981), «Экономическая история Китая: некоторые особые проблемы», Современный Китай , 7 (1): 7, doi : 10.1177/009770048100700101 , S2CID   220738994
  50. ^ Чарльз Холкомб (2001). Генезис Восточной Азии: 221 г. до н.э. – 907 г. н.э. Издательство Гавайского университета. стр. 136–. ISBN  978-0-8248-2465-5 .
  51. ^ Дэвид Графф (2003). Средневековая китайская война 300–900 гг . Рутледж. стр. 140–. ISBN  978-1-134-55353-2 .
  52. ^ Доктор Р.К. Сахай (2016). История китайской армии . Vij Books India Pvt Ltd., стр. 103–. ISBN  978-93-86019-90-5 .
  53. ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 141.
  54. ^ Перейти обратно: а б Спенс, 13.
  55. ^ Перейти обратно: а б Гернет, 88–94.
  56. ^ Перейти обратно: а б Фор, Дэвид (2006), Китай и капитализм: история предпринимательства в современном Китае , Понимание Китая: новые точки зрения на историю и культуру, Hong Kong University Press, стр. 17–18, ISBN  978-962-209-784-1
  57. ^ Роу, Уильям Т. (1978–2020). «Социальная стабильность и социальные перемены». В Фэрбенке, Джон К .; Твитчетт, Денис (ред.). Кембриджская история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 526.
  58. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 84.
  59. ^ Го, 4–6.
  60. ^ Медли, Маргарет (1987). «Переход Мин – Цин в китайском фарфоре». Азиатское искусство . 42 : 65–76. дои : 10.3406/arasi.1987.1217 . JSTOR   43486524 .
  61. ^ Чжао, Банда (2013). Выход Цин в океан: морская политика Китая, 1684–1757 гг . Гавайский университет Press. стр. 116–136.
  62. ^ Ньютон, Беттина (2014). «14». Руководство для начинающих по коллекции антиквариата . Каран Керри . Проверено 6 января 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  63. ^ Бертон, Уильям (1906). «Письма отца д'Антреколя» . Фарфор: его природа, искусство и производство . Лондон: BT Batsford Ltd. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 5 января 2015 г.
  64. ^ Валенштейн, Сьюзен Г. (1989). Справочник по китайской керамике . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 197. ИСБН  0-87099-514-6 .
  65. ^ Федерико, Джованни (1997). Экономическая история шелковой промышленности, 1830–1930 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 14, 20. ISBN.  0521581982 .
  66. ^ Хелеонора Б. Фелтэм: Юстиниан и международная торговля шелком , с. 34
  67. ^ Ли, Лилиан М. (1981), Торговля шелком в Китае: традиционная промышленность в современном мире, 1842–1937 , Гарвардские монографии Восточной Азии, том. 97, Азиатский центр Гарвардского университета, стр. 50–52, ISBN.  978-0-674-11962-8
  68. ^ Хан Фейцзы   (на китайском языке) - через Wikisource . Купцы и рабочие страны ремонтировали инструменты, чтобы вылечить невзгоды, собрали много денег, хранили их до поры до времени и приносили пользу фермерам.
  69. ^ Перейти обратно: а б Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х. М. Райта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0720-0 стр. 68–69.
  70. ^ Го Ву (2010). Чжэн Гуаньин: торговый реформатор позднего Цин Китая и его влияние на экономику, политику и общество . Камбрия Пресс. стр. 14–16. ISBN  978-1604977059 .
  71. ^ Чу (1969), 113–114.
  72. ^ Чу (1972), 114.
  73. ^ Чу (1972), 114–115.
  74. ^ Чу (1972), 115–117.
  75. ^ Нисидзима (1986), 576.
  76. ^ Нисидзима (1986), 576–577; Чу (1972), 114; см. также Хакер (1975), 187.
  77. ^ Эбри, Уолтхолл и Пале (2006), 156.
  78. ^ Боуман (2000), 105.
  79. ^ Питер Бернхольц (2003). Денежные режимы и инфляция: история, экономические и политические взаимоотношения . Издательство Эдварда Элгара. п. 53. ИСБН  978-1-84376-155-6 .
  80. ^ Дэниел Р. Хедрик (1 апреля 2009 г.). Технология: Всемирная история . Издательство Оксфордского университета. п. 85. ИСБН  978-0-19-988759-0 .
  81. ^ Гернет, 77.
  82. ^ Гернет, 88.
  83. ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 157.
  84. ^ Брук, 90–93, 129–130, 151.
  85. ^ Брук, 128–129, 134–138.
  86. ^ Брук, 215–216.
  87. ^ Ю Инши Ю Инши, Чжунго Цзиньши Цзунцзяо Лунли ю Шанжэнь Цзиншэнь Современная китайская религиозная этика и деловой дух (Тайбэй: Ляньцзин Чубан Шие Гунси, 1987).
  88. ^ Билли Со, Процветание, регион и институты в морском Китае. (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2000), 253–279.
  89. ^ Билли Со, «Институты рыночной экономики досовременного морского Китая». В издании Билли Со, «Экономика Нижней Дельты Янцзы в позднем императорском Китае». (Нью-Йорк: Routledge, 2013), 208–232.
  90. ^ Брук, 161
  91. ^ Брук, 102.
  92. ^ Перейти обратно: а б Брук, 108.
  93. ^ Тан, Лисин (2017). «2». Купцы и общество в современном Китае: рост торговых групп. Перспективы Китая . Рутледж. ISBN  978-1351612999 .
  94. ^ Фан Люфан; Ся Юаньтао; Сан Биньсюэ; Данянь Чжан (1989). «Китайское партнерство». Право и современные проблемы: новые рамки китайского гражданского права: [Часть 2] . 52 (3).
  95. ^ Хо, Квон Пинг; Де Мейер, Арну (2017). Искусство лидерства: взгляды выдающихся лидеров мысли . Мировое научное издательство. ISBN  978-9813233485 .
  96. ^ Смитс, 73.
  97. ^ Стебен, 47.
  98. ^ Керр, Джордж Х. (2011). Окинава: история островного народа . Таттл. ISBN  978-1462901845 .
  99. ^ Смитс, Грегори (1999). Видения Рюкю: идентичность и идеология в мысли и политике раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. п. 14. ISBN  0824820371 .
  100. ^ Керр, Джордж Х. (1953). Королевство и провинция Рюкю до 1945 года (Научные исследования на островах Рюкю) . Национальные академии.
  101. ^ Смитс, Грегори (1999). Видения Рюкю: идентичность и идеология в мысли и политике раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. стр. 38–39. ISBN  0824820371 .
  102. ^ Дэвид Л. Хауэлл (2005). География идентичности в Японии девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-24085-5 .
  103. ^ Бисли 1972 , с. 22
  104. ^ Тотман, Конрад (1981). Япония до Перри: Краткая история (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. стр. 139–140 , 161–163. ISBN  0520041348 .
  105. ^ Ли, Ки-Байк (1984). Новая история Кореи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 50–51. ISBN  0-674-61576-Х .
  106. ^ 신형식 (2005). «1-2». Краткая история Кореи, том 1 Краткая история Кореи, том 1 «Дух корейских культурных корней», том 1 «Ури мунхва ŭi ppuri rŭl chʻajasŏ» (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство женского университета Ихва. ISBN  8973006193 .
  107. ^ Нам, Эндрю С. (1996). Корея: традиции и трансформация - история корейского народа (второе изд.). Элизабет, Нью-Джерси: Hollym International. стр. 100–102. ISBN  1-56591-070-2 .
  108. ^ Сет, Майкл Дж. (2010). История Кореи: от древности до наших дней . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 165–167. ISBN  9780742567177 .
  109. ^ Джон Кляйнен, глядя в будущее, возрождая прошлое: исследование социальных изменений в ... - 1999 - стр. 71
  110. ^ Труонг Буу Лам, Новые лампы для старых: трансформация вьетнамцев ... -Институт исследований Юго-Восточной Азии - 1982 г. Страница 11- «Провинциальные экзамены состояли из трех-четырех частей, в которых проверялись следующие области: знание конфуцианских текстов. ... Звание cu nhan или «представленное лицо» (для должности) присваивалось тем, кто преуспел во всех четырех испытаниях».
  111. ^ Д.В. Слопер, Тхак Кан Ле Высшее образование во Вьетнаме: изменения и ответ – 1995 г. Страница 45 «Для тех, кто успешно сдал конкурсные экзамены в суде, были присуждены четыре звания: Чанг Нгуен - доктор первой степени и первый лауреат, Банг Нхан - будучи доктор первой степени и второй лауреат, тхам хоа, будучи первостепенным...»
  112. ^ Нгуен Кхац Кхам, Юнесуко Хигаси Введение во вьетнамскую культуру Аджиа Бунка Кенкю Сента (Токио, Япония) 1967 - стр. 20 «Классификация стала более сложной в 1247 году с появлением Там-хой, который разделил первую категорию на три отдельных класса: Транг- Нгуен (первая премия на конкурсном экзамене при королевском дворе), Бан-нан (вторая премия..."
  113. ^ Уолтер Х. Слот, Джордж А. Де Вос Конфуцианство и семья 998 - стр. 97 «1428–33) и его сотрудники, особенно Нгуен Трай (1380–1442), который сам был конфуцианцем, приняли ... Транга Нгуена (Чжуан Юань, или первый лауреат национального экзамена с высшим признанием в каждом экземпляре)».
  114. ^ СарДесаи, Д.Р. (2012). «2». Юго-Восточная Азия: прошлое и настоящее (7 переизданий). Хачетт Великобритания. ISBN  978-0813348384 .
  115. ^ Джон Кляйнен, смотрящий в будущее, возрождая прошлое: исследование социальных изменений в ... - 1999 - стр. 5, 31-32
  116. ^ Вудсайд, Александр; Американский совет научных обществ (1988). Вьетнам и китайская модель: сравнительное исследование вьетнамского и китайского правительства в первой половине девятнадцатого века Электронная книга ACLS по гуманитарным наукам, том 140 серии восточноазиатских монографий Гарвардские восточноазиатские монографии, ISSN 0073-0483 Том 52 Гарвардской восточноазиатской серии Проект электронной книги по истории (иллюстрировано, переиздание, исправленное издание). Азиатский центр Гарвардского университета. п. 216 . ISBN  067493721X .
  117. ^ Ой, Кит Джин. Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, От Ангкор-Вата до Восточного Тимора , с. 711
  118. ^ Хван, Ин-Вон. Персонализированная политика: Малайзийское государство при Матахтире , с. 56
  119. ^ Буксбаум, Дэвид К.; Ассоциация высших учебных заведений Юго-Восточной Азии (2013 г.). Семейное право и обычное право в Азии: современная правовая перспектива . Спрингер. ISBN  9789401762168 . Проверено 30 марта 2018 г.
  120. ^ «Сиамская аристократия» . Соравий . Проверено 9 января 2017 г.
  121. ^ Малхи, доктор философии, Ранджит Сингх (5 мая 2017 г.). «История основания Куала-Лумпура не так однозначна, как некоторые думают» . www.thestar.com.my . Звезда. Звезда онлайн . Проверено 23 мая 2017 г.
  122. ^ Годли, Майкл Р. (2002). Мандаринские капиталисты из Наньяна: зарубежные китайские предприятия в модернизации Китая 1893-1911 гг. Кембриджские исследования по китайскому языку H Кембриджские исследования по китайской истории, литературе и институтам . Издательство Кембриджского университета. стр. 41–43 . ISBN  0521526957 .
  123. ^ Перейти обратно: а б с Лоханда, Мона (1996). Капитан Китая Батавии, 1837-1942: история утверждения Китая в колониальном обществе . Джакарта: Джамбатан. ISBN  9789794282571 . Проверено 21 ноября 2018 г.
  124. ^ Харионо, Стив (2017). Стратегический брак: семейные отношения между китайскими офицерами и «верхней ветвью власти» на Яве в XIX и XX веках . Стив Харионо. ISBN  9789090302492 . Проверено 21 ноября 2018 г.
  125. ^ Ван, Тай Пэн (1979). «Слово «Конгси»: Примечание». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 52 (235): 102–105. JSTOR   41492844 .
  126. ^ Хейдхьюс, Мэри Сомерс (2003). Золотоискатели, фермеры и торговцы в «китайских районах» Западного Калимантана, Индонезия . Публикации Корнеллской программы Юго-Восточной Азии. ISBN  978-0-87727-733-0 .
  127. ^ Щепанский, Калли. «Что такое Небесный мандат в Китае?» . Об образовании . Проверено 4 апреля 2024 г.
  128. ^ «Император Гаозу династии Хань» . Британская энциклопедия . 21 марта 2024 г.
  129. ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 11. ISBN  978-0-521-24332-2 .
  130. ^ Ван, Р.Г., с. хх
  131. ^ Ван, Р.Г. с. XXI
  132. ^ Ван, Р.Г. с. 10
  133. ^ Спенс, 17–18.
  134. ^ Чжан Инъюй, Книга мошенничества: отрывки из коллекции позднего Мин , перевод Кристофера Ри и Брюса Раска (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2017).
  135. ^ Перейти обратно: а б Бер, Эдвард Последний император Лондон: Футура, 1987, стр. 73.
  136. ^ Хуанг, Рэй (1981). 1587 год, год ничего не значащий: династия Мин в упадке . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-02518-1 .
  137. ^ Фон Фалькенхаузен, Лотар (1995). Размышления о политической роли духов-медиумов в раннем Китае: чиновники У в Чжоу Ли, том 20 . Общество изучения раннего Китая. стр. 282, 285.
  138. ^ Чанг, Кван-Чи (1983). Искусство, миф и ритуал: путь к политической власти в Древнем Китае . Издательство Гарвардского университета. стр. 45–47.
  139. ^ Чэнь, Мэнцзя (1936) Мифы и магия династии Шан . Яньцзинский журнал исследований Яньцзин, стр. 535 .  9787101112139 .
  140. ^ Шиффелер, Джон Вм. (1976). «Происхождение китайской народной медицины». Азиатские фольклорные исследования . 35 (2). Азиатские фольклорные исследования 35.1: 27. doi : 10.2307/1177648 . JSTOR   1177648 . ПМИД   11614235 .
  141. ^ Гроот, Ян Якоб Мария (1892–1910). Религиозная система Китая: ее древние формы, эволюция, история и современный аспект, нравы, обычаи и связанные с ней социальные институты . Издательство «Брилл». стр. 1233–1242.
  142. ^ де Креспиньи, Рэйф (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. н. э.) . Лейден: Брилл. п. 1058. ИСБН  978-90-04-15605-0 .
  143. ^ Перейти обратно: а б Хуэй Чэнь, Ван Лю (1959). Традиционные правила китайского клана . Ассоциация азиатских исследований. стр. 160–163.
  144. ^ Герне, Жак. Вереллен, Франциск. Буддизм в китайском обществе. 1998. стр. 14, 318-319.
  145. ^ Райт, 88–94.
  146. ^ Брук, Тимоти (1993). Молитва о власти: буддизм и формирование дворянского общества в Китае позднего Мин . Издательство Гарвардского университета. стр. 2–3. ISBN  0674697758 .
  147. ^ Райт, 86 лет.
  148. ^ Перейти обратно: а б с д и Фэрбенк, 109.
  149. ^ Пирс, с. 128
  150. ^ Пирс, стр. 114, 130.
  151. ^ Пирс, стр. 128-130,180,199.
  152. ^ Своп, Кеннет М. (2009). Военный крах китайской династии Мин . Рутледж. п. 21.
  153. ^ Теобальд, Ульрих. «Тунтянь» . Знание Китая .
  154. ^ Лю, Чжаосян; и др. (2000). История военно-правовой системы . Пекин: Энциклопедия издательства Китая. ISBN  7-5000-6303-2 .
  155. ^ Пирс, стр. 110-112.
  156. ^ Пирс, стр. 175-179.
  157. ^ Лорхе, 43.
  158. ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 166.
  159. ^ Графф, 25–26.
  160. ^ Джонс, Эндрю Ф. (2001). Желтая музыка: медиакультура и колониальная современность в эпоху китайского джаза . Издательство Университета Дьюка. п. 29 . ISBN  0822326949 . социальный статус профессиональных музыкантов Китая.
  161. ^ Неттл, Бруно; Роммен, Тимоти (2016). Экскурсии по мировой музыке . Тейлор и Фрэнсис. п. 131. ИСБН  978-1317213758 .
  162. ^ Ко, Дороти; Ким, ДжаХён; Пиготт, Джоан Р. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Пресса Калифорнийского университета. стр. 112–114. ISBN  0520231384 .
  163. ^ Перейти обратно: а б с Ко, Дороти; Ким, ДжаХён; Пиготт, Джоан Р. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Пресса Калифорнийского университета. стр. 97–99. ISBN  0520231384 .
  164. ^ Селина О'Грэйди (2012). И человек создал Бога: короли, культы и завоевания во времена Иисуса . Атлантические книги. п. 142. ИСБН  978-1843546962 .
  165. ^ «Прощальная биография Чжао Фэйяня» . Проект китайского текста . Оригинальный текст: У Чжао Хоу тонкая талия, и он хорошо ходит. Если кто-то держит ветку цветка и дрожит, никто другой не сможет подражать этому.
  166. ^ Шаррон Гу (2011). Культурная история китайского языка . МакФарланд. стр. 24–25. ISBN  978-0786466498 .
  167. ^ Тан Е (2008). Исторический словарь китайского театра . Пугало Пресс. п. 223. ИСБН  978-0810855144 .
  168. ^ Диллон, Майкл (24 февраля 1998 г.). Китай: Историко-культурный словарь . Рутледж. стр. 224–225. ISBN  978-0700704392 .
  169. ^ Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Городской университет Гонконга Press. 2007. стр. 458–460. ISBN  978-9629371401 .
  170. ^ Британская энциклопедия, Inc. (2003). Новая Британская энциклопедия, том 27 . Британская энциклопедия п. 289. ИСБН  0-85229-961-3 . Проверено 11 января 2011 г.
  171. ^ Первый император Китая Ли Ю-Нин (1975)
  172. ^ Перейти обратно: а б Халлет, Николь. « Китай и борьба с рабством ». Энциклопедия борьбы с рабством и его отменой , Vol. 1, с. 154 – 156. Издательская группа Greenwood, 2007. ISBN   0-313-33143-X .
  173. ^ Перейти обратно: а б Ханссон, стр. 35.
  174. ^ Шафер, Эдвард Х. (1963), Золотые персики Самарканда: исследование экзотики Тан , University of California Press, стр. 44–45.
  175. ^ Энциклопедия борьбы с рабством и отмены рабства . Издательская группа Гринвуд. 2011. с. 155. ИСБН  978-0-313-33143-5 .
  176. ^ Энциклопедия сопротивления и восстания рабов , с. 420, в Google Книгах.
  177. ^ Гроневолд, Сью (1982). Красивый товар: Проституция в Китае, 1860-1936 гг . Женщины и история. стр. 12–13, 32.
  • Барбьери-Лоу, Энтони Дж. (2007). Ремесленники в раннем императорском Китае . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN   0-295-98713-8 .
  • Бизли, Уильям Г. (1972), Реставрация Мэйдзи , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета , ISBN  0-8047-0815-0
  • Брук, Тимоти . (1998). Путаница удовольствия: торговля и культура в Минском Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-22154-0
  • Эбри, Патриция Бакли , Энн Уолтхолл, Джеймс Пале . (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin. ISBN   0-618-13384-4 .
  • __________. (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-66991-X (мягкая обложка).
  • Фэрбанк, Джон Кинг и Мерл Голдман (1992). Китай: новая история; Второе расширенное издание (2006 г.). Кембридж: Массачусетс; Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN   0-674-01828-1
  • Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х. М. Райта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0720-0
  • Майкл, Франц. «Государство и общество в Китае девятнадцатого века», Мировая политика: Ежеквартальный журнал международных отношений (том 3, номер 3, апрель 1955 г.): 419–433.
  • Смитс, Грегори (1999). «Видения Рюкю: идентичность и идеология в мысли и политике раннего Нового времени». Гонолулу: Гавайский университет Press .
  • Спенс, Джонатан Д. (1999). В поисках современного Китая ; Второе издание . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN   0-393-97351-4 (мягкая обложка).
  • Стебен, Барри Д. «Распространение неоконфуцианства на острова Рюкю (Люцю) и его историческое значение».
  • Райт, Артур Ф. (1959). Буддизм в истории Китая . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Юань, Чжэн. «Местные государственные школы в Сунском Китае: переоценка», Ежеквартальный журнал History of Education (том 34, номер 2; лето 1994 г.): 193–213.
  • Лорхе, Питер (2005). Война, политика и общество в Китае раннего Нового времени, 900–1795: 1-е издание. Нью-Йорк: Рутледж.
  • Ван, Ричард Г. (2008), «Принц Мин и даосизм: институциональный патронаж элиты», OUP США, ISBN   0199767688
  • Пирс, CJ, Солдаты Дракона, Оспри, Нью-Йорк ISBN   1-84603-098-6
  • Ханссон, Андерс, Китайские изгои: дискриминация и эмансипация в позднем имперском Китае 1996, BRILL ISBN   9004105964
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f33cbe3521c60eb4501a23f44e505b2f__1720288920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/2f/f33cbe3521c60eb4501a23f44e505b2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Four occupations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)