Четыре профессии
Четыре занятия ( упрощенный китайский : 士农工商 ; традиционный китайский : 士农工商 ; пиньинь : Ши нонг гун шанг ), или « четыре категории людей » (китайский: 四民 ; пиньинь: сим мин ), [1] [2] Это занятий классификация , используемая в древнем Китае учеными - конфуцианцами или законниками еще во времена поздней династии Чжоу , и считается центральной частью фэнцзянь социальной структуры (ок. 1046–256 до н.э.). [3] Это были ши ( дворянские ученые), нонг (крестьяне-земледельцы), гун (ремесленники и ремесленники) и шанг (торговцы и торговцы). [3] Четыре профессии не всегда располагались в таком порядке. [4] [5] Эти четыре категории не были социально-экономическими классами; богатство и положение не соответствовали этим категориям и не передавались по наследству. [1] [6]
Система не учитывала все социальные группы, присутствующие в досовременном китайском обществе, и ее широкие категории были скорее идеализацией, чем практической реальностью. Коммерциализация периоды китайского общества в Сун и Мин еще больше стирала границы между этими четырьмя занятиями. Определение идентичности класса ши со временем менялось - от воинов до аристократических ученых и, наконец, до ученых-бюрократов. Произошло также постепенное слияние классов богатых купцов и землевладельцев, кульминацией которого стал период поздней династии Мин.
В некотором смысле эта система социального порядка была принята во всей китайской культурной сфере . По-японски это называется «Си, но, ко, сё» ( 士農工商 , синокосё ) , и все три класса самураев относились к равным социальным и профессиональным классам. [7] [8] [9] в то время как си были преобразованы в наследственный класс самураев. [10] [11] По-корейски оно называется «Са, нонг, гонг, сан» (사농공상), а по-вьетнамски — «Sĩ, nông, công, thương» (士農工商). Главным отличием в адаптации было определение ши ( 士).
Фон
[ редактировать ]Судя по существующим литературным свидетельствам, более простые категории в Китае впервые были использованы в период Воюющих царств (403–221 гг. До н.э.). [12] Несмотря на это, Восточной Хань историк (25–220 гг. н.э.) Бань Гу (32–92 гг. н.э.) утверждал в своей «Книге Хань» , что четыре занятия для простолюдинов существовали в эпоху Западной Чжоу (ок. 1050–771 до н. э.), которые он считал золотой век . [12] Однако теперь известно, что классификация четырех профессий в понимании Бань Гу не существовала до II века до нашей эры. [12] Пан объяснил социальную иерархию каждой группы в порядке убывания:
Ученые, фермеры, ремесленники и торговцы; у каждого из четырех народов была своя профессия. Тех, кто учился, чтобы занять высокопоставленные должности, называли ши (ученые). Тех, кто возделывал землю и выращивал зерно, называли нонг (земледельцами). Тех, кто проявлял мастерство ( цяо ) и изготавливал утварь, называли гун (ремесленниками). Тех, кто перевозил ценные вещи и продавал товары, называли шангами (торговцами). [13]
В «Обрядах Чжоу» эти четыре группы описываются в другом порядке: торговцы предшествуют фермерам. [14] В тексте эпохи Хань Гулян Чжуань купцов занимает второе место после ученых. [4] эпохи Воюющих царств а Сюньцзы ставил фермеров выше ученых. [5] Шуо Юань упомянул цитату, в которой подчеркивался идеал равенства между четырьмя профессиями. [15]
Энтони Дж. Барбьери-Лоу, профессор ранней истории Китая в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре , пишет, что классификацию «четырех профессий» можно рассматривать как простой риторический прием, не оказавший никакого влияния на политику правительства. [12] Однако он отмечает, что, хотя ни один закон в кодексах законов Цинь или Хань конкретно не упоминает эти четыре профессии, некоторые законы действительно рассматривают эти широко классифицированные социальные группы как отдельные единицы с разными уровнями юридических привилегий. [12]
Классификация была отсортирована в соответствии с принципом экономической полезности для государства и общества: на первое место ставились те, кто использовал ум, а не мускулы (ученые), на втором месте находились фермеры, рассматриваемые как основные создатели богатства, за ними следовали ремесленники, а затем - ремесленники. наконец, торговцы, которых считали социальным нарушением из-за чрезмерного накопления богатства или беспорядочных колебаний цен. [16] Ниже четырех профессий находились «подлые люди» ( китайский : 賤民 jiànmín ), изгои «унизительных» профессий, таких как артисты и проститутки. [17]
Четыре профессии не были наследственной системой. [1] [6] Система четырех профессий отличалась от систем европейского феодализма тем, что люди не рождались в определенных классах, так что, например, сын, рожденный мастером гонга, мог стать частью купеческого класса Шан и так далее. Теоретически любой человек мог стать чиновником, сдав императорские экзамены. [17]
С четвертого века до нашей эры ши и некоторые богатые купцы носили длинные струящиеся шелковые одежды , а рабочий класс носил брюки. [18]
Ши (士)
[ редактировать ]Класс Древнего Воина
[ редактировать ]Во времена древних династий Шан (1600–1046 до н. э.) и Ранней Чжоу (1046–771 до н. э.) ши считались рыцарским социальным орденом аристократического происхождения низкого уровня по сравнению с герцогами и маркизами . [19] Этот социальный класс отличался правом ездить на колесницах и командовать боем с мобильных колесниц, а также выполнять гражданские функции. [19] Первоначально пришедшие к власти благодаря контролю над новой технологией обработки бронзы , с 1300 г. до н. э. ши превратились из пеших рыцарей в преимущественно лучников на колесницах , сражавшихся с помощью составного изогнутого лука, обоюдоострого меча, известного как цзянь , и доспехов. [20]
У ши был строгий рыцарский кодекс . В битве при Чжэцю в 420 г. до н. э. ши Хуа Бао выстрелил в другого ши Гунцы Чэна и промахнулся, и как раз в тот момент, когда он собирался выстрелить снова, Гунцы Чэн сказал, что стрелять дважды, не позволив ему ответить, было неблагородно. Хуа Бао опустил лук и впоследствии был застрелен. [20] [21] В 624 г. до н.э. опальный ши из государства Цзинь возглавил самоубийственную атаку колесниц, чтобы искупить свою репутацию, переломив ход битвы. [20] В битве при Би в 597 г. до н.э. бегущие колесничные войска Цзинь увязли в грязи, но преследующие вражеские войска остановились, чтобы помочь им выбиться, и позволили им уйти. [22]
(403–221 до н.э.) война на колесницах затмилась конной кавалерией и пехотными подразделениями с эффективными арбалетчиками Когда в период Воюющих царств , участие ши в битвах сократилось, поскольку правители искали людей с реальной военной подготовкой, а не только с аристократическим прошлым. [23] Это был также период, когда в Китае процветали философские школы , а интеллектуальные занятия стали высоко цениться среди государственных деятелей. [24] Таким образом, ши в конечном итоге стали известны не своими воинскими навыками, а своей ученостью, способностями в управлении, а также здравой этикой и моралью, поддерживаемыми конкурирующими философскими школами. [25]
Ученые-официальные лица
[ редактировать ]При герцоге Цинь Сяо и главном министре и реформаторе Шан Яне (ум. 338 до н.э.) древнее государство Цинь было преобразовано новой меритократической , но жесткой философией легизма. Эта философия подчеркивала суровые наказания для тех, кто не подчинялся общеизвестным законам, одновременно вознаграждая тех, кто работал на государство и старался старательно подчиняться законам. Это было средством уменьшения власти знати и еще одной силой, стоящей за превращением класса ши из воинов-аристократов в чиновников, движимых заслугами. Когда династия Цинь (221–206 гг. до н.э.) объединила Китай в рамках легалистской системы, император поручил управление преданным своему делу чиновникам, а не знати, положив конец феодализму в Китае и заменив его централизованным бюрократическим правительством. Форма правления, созданная первым императором и его советниками, использовалась более поздними династиями для структурирования своего правительства. [26] [27] [28] В рамках этой системы правительство процветало, поскольку в трансформировавшемся обществе стало легче идентифицировать талантливых людей. Однако Цинь прославилась своими репрессивными мерами и впала в состояние гражданской войны после смерти Императора .
Победителем в этой войне стал Лю Бан , положивший начало четырехвековому объединению собственно Китая под властью династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). В 165 г. до н. э. император Вэнь ввел первый метод набора на государственную службу посредством экзаменов, а император У (годы правления 141–87 до н. э.) закрепил идеологию Конфуция в основном управлении, введя систему рекомендаций и номинаций на государственную службу, известную как Сяолянь и национальная академия [29] [30] [31] при этом чиновники отбирали кандидатов для участия в экзамене по конфуцианской классике , из которого император У выбирал чиновников. [32]
При династии Суй (581–618) и последующей династии Тан (618–907) класс ши начал проявляться посредством полностью стандартизированной системы экзаменов на государственную службу , частичного набора тех, кто сдал стандартные экзамены и получил официальная степень. Тем не менее, набор на должность по рекомендациям по-прежнему был широко распространен в обеих династиях. Лишь во времена династии Сун (960–1279) набору тех, кто сдал экзамены и получил ученые степени, стало уделяться больше внимания и значительно расширилось. [33] Класс ши также стал менее аристократичным и более бюрократичным из-за очень конкурентного характера экзаменов в период Сун. [34]
Помимо работы в администрации и судебной системе, ученые-чиновники также предоставляли финансируемые государством социальные услуги, такие как префектурные или окружные школы, бесплатные государственные больницы, дома престарелых и кладбища нищих. [35] [36] [37] Такие ученые, как Шэнь Го (1031–1095) и Су Сун (1020–1101), пробовали себя во всех известных областях науки, математике, музыке и государственном управлении. [38] в то время как другие, такие как Оуян Сю (1007–1072) или Цзэн Гун (1019–1083), были пионерами идей в ранней эпиграфике , археологии и филологии . [39] [40]
С 11 по 13 века число кандидатов на экзамены, участвующих в сдаче экзаменов, резко возросло с 30 000 до 400 000 к концу династии. [42] Широкое распространение печати с помощью ксилографии и подвижного шрифта способствовало распространению знаний среди грамотных слоев общества, позволяя большему количеству людей стать кандидатами и конкурентами, борющимися за престижную степень. [34] [43] В условиях резкого увеличения населения, соответствующего растущему числу дворянства, в то время как число официальных должностей оставалось постоянным, выпускники, которые не были назначены в правительство, могли оказывать важнейшие услуги в местных сообществах, такие как финансирование общественных работ, управление частными школами, помощь в уплате налогов. сбор, поддержание порядка или написание местных газететров . [44] [45] [46] [47]
Нонг (Ферма/Ферма)
[ редактировать ]Со времен неолита в Китае сельское хозяйство было ключевым элементом развития китайской цивилизации и любой другой цивилизации. Продукты питания, производимые фермерами, поддерживали все общество, в то время как земельный налог , взимаемый с фермерских участков и собственности землевладельцев, приносил большую часть государственных доходов досовременным правящим династиям Китая. Таким образом, фермер был ценным членом общества, и хотя он не считался принадлежащим к классу ши , семьи ши обычно были землевладельцами, которые часто производили урожай и продукты питания. [48]
С девятого века до нашей эры (конец династии Западная Чжоу ) примерно до конца периода Воюющих царств сельскохозяйственные земли распределялись по системе колодцев (井田), при которой квадратный участок земли был разделен на девять участков одинакового размера. ; восемь внешних секций (私田; sītián ) обрабатывались фермерами в частном порядке, а центральная часть (公田; gōngtián) возделывалась совместно от имени аристократа-землевладельца. система стала экономически несостоятельной Когда в период Воюющих царств , на смену ей пришла система частной собственности на землю. Впервые оно было приостановлено в штате Цинь Шан Яном , и вскоре его примеру последовали и другие штаты. [49]
В 485–763 годах нашей эры земля распределялась между фермерами поровну в соответствии с системой равных полей (均田). [50] [51] [52] Семьям выделялись земельные наделы в зависимости от того, сколько у них было трудоспособных мужчин, включая рабов; женщина будет иметь право на меньший участок. Когда в VIII веке государственный контроль ослаб, земля вернулась в руки частных владельцев.
При династии Сун (950–1279) сельские фермеры занимались мелким производством вина, древесного угля, бумаги, текстиля и других товаров. [53]
При династии Мин (1368–1644) социально-экономический класс фермеров становился все более и более неотличимым от другого социального класса четырех профессий: ремесленников. Ремесленники начинали работать на фермах в периоды пиковой нагрузки, а фермеры часто ездили в город в поисках работы в периоды голода. [54] В минском Китае грань между городом и деревней была размыта, поскольку пригородные районы с фермами располагались сразу за пределами, а в некоторых случаях и внутри стен города. [54]
Гонг (рабочий)
[ редактировать ]Ремесленники и ремесленники (их класс отождествлялся с китайским иероглифом, означающим труд ) были во многом похожи на фермеров в том отношении, что они производили товары первой необходимости, необходимые им самим и остальному обществу. Хотя они не могли обеспечить государству большую часть его доходов, поскольку у них часто не было собственной земли, подлежащей обложению налогом, ремесленники и ремесленники теоретически пользовались большим уважением, чем купцы. С древних времен квалифицированная работа ремесленников и мастеров передавалась устно от отца к сыну, хотя работа архитекторов и строителей иногда систематизировалась, иллюстрировалась и классифицировалась в китайских письменных произведениях. [55]
Ремесленники и ремесленники либо работали на правительство, либо работали в частном порядке. Успешный и высококвалифицированный ремесленник часто мог накопить достаточный капитал, чтобы нанять других в качестве учеников или дополнительных рабочих, за которыми мог наблюдать главный ремесленник в качестве менеджера. Следовательно, ремесленники могли создавать свои собственные небольшие предприятия по продаже своей и чужой работы и, как и купцы, образовывали свои собственные гильдии . [55]
Исследователи указали на рост наемного труда в мастерских позднего Мин и раннего Цин в текстильной, бумажной и других отраслях промышленности. [56] [57] достижение крупномасштабного производства за счет использования множества мелких мастерских, в каждой из которых имеется небольшой коллектив рабочих под руководством мастера. [56]
Хотя архитекторы и строители не пользовались таким большим уважением, как ученые-чиновники, были некоторые инженеры-архитекторы, получившие широкое признание за свои достижения. Одним из примеров этого может быть « Инцзао Фаши» , напечатанное в 1103 году, руководство по архитектурному строительству, написанное Ли Цзе (1065–1110), спонсируемое императором Хуэйцзуном (годы правления 1100–1126) для использования этими правительственными учреждениями и широко печатавшееся для в пользу грамотных мастеров и ремесленников по всей стране. [58] [59]
В конце династии Мин было создано множество печей для обжига фарфора, что привело династию Мин к экономическому процветанию. [60] Императоры Цин, такие как император Канси, способствовали росту экспорта фарфора и разрешили организацию частной морской торговли, которая помогала семьям, владевшим частными печами для обжига фарфора. [61] Китайский экспортный фарфор , предназначенный исключительно для европейского рынка и непопулярный среди местных жителей, поскольку ему не хватало символического значения изделий, производимых для внутреннего рынка Китая. [62] [63] был очень популярным товаром. [64]
В Китае выращиванием тутового шелкопряда изначально занимались только женщины, и многие женщины были заняты в шелковой промышленности. [65] Даже когда знания о производстве шелка распространились на остальной мир, династия Сун Китай смог сохранить почти монополию на производство за счет крупномасштабной индустриализации, посредством ткацких станков с двумя людьми, коммерциализированного выращивания шелковицы и фабричного производства. [66] Организацию шелковоткачества в китайских городах XVIII в. сравнивали с системой производства, использовавшейся в европейской текстильной промышленности XIII—XVIII вв. По мере роста межрегиональной торговли шелком купеческие дома стали организовывать мануфактуры, гарантирующие свои поставки, снабжая хозяйства шелком для ткачества в качестве сдельной работы . [67]
Шан (бизнес)
[ редактировать ]В Древнем доимперском Китае купцы высоко ценились как необходимые для обращения товаров первой необходимости. Легендарный император Шунь до того, как получил трон от своего предшественника, считался купцом. Археологические артефакты и кости оракула свидетельствуют о высоком статусе купеческой деятельности. В период весны и осени гегемон Китая, герцог Ци Хуань, назначил Гуань Чжуна купца премьер-министром. Он снизил налоги для торговцев, построил остановки для отдыха для торговцев и призвал других лордов снизить тарифы. [14]
В императорском Китае купцы, торговцы и разносчики товаров рассматривались научной элитой как важные члены общества, однако их уважали меньше всего из четырех профессий в обществе, поскольку считалось, что они представляют угрозу социальной гармонии из-за приобретения непропорционально большие доходы, [16] манипулирование рынком или эксплуатация фермеров. [68]
Однако торговый класс Китая на протяжении всей китайской истории обычно был богат и имел значительное влияние, превышающее его предполагаемое социальное положение. [69] Конфуцианский философ Сюньцзы поощрял экономическое сотрудничество и обмен. Различие между дворянством и купцами не было таким четким и укоренившимся, как в Японии и Европе, и дворянство даже приветствовало торговцев, если они соблюдали конфуцианские моральные обязанности. Торговцы принимали и продвигали конфуцианское общество, финансируя образование и благотворительность, а также пропагандируя конфуцианские ценности самосовершенствования, честности, бережливости и трудолюбия. К концу имперского периода в некоторых регионах появилась тенденция переключать учёных на карьеру торговцев. Исследование Уильямом Роу сельской элиты в позднем имперском Ханьяне, Хубэй, показывает, что между дворянством и торговцами существовал очень высокий уровень совпадения и смешения. [70]
Писатели династии Хань упоминают купцов, владевших огромными участками земли. [71] Купец, владевший имуществом стоимостью в тысячу котов золота, что эквивалентно десяти миллионам наличных монет, считался великим купцом. [72] Такое состояние было в сто раз больше, чем средний доход землевладельца-земледельца из среднего класса, и затмило годовой доход в 200 000 наличных монет маркиза, собиравшего налоги с тысячи домохозяйств. [73] Некоторые купеческие семьи заработали состояния на сумму более ста миллионов долларов, что было эквивалентно богатству, приобретенному высшими чиновниками правительства. [74] Странствующие торговцы, которые торговали между сетью городов и поселков, часто были богаты, поскольку у них была возможность избежать регистрации в качестве торговцев (в отличие от владельцев магазинов). [75] Чао Цо (ум. 154 г. до н.э.) утверждает, что они носили тонкие шелка, ездили в экипажах, запряженных толстыми лошадьми, и чье богатство позволяло им общаться с правительственными чиновниками. [76]
Такие историки, как Ю Инши и Билли Со, показали, что по мере того, как китайское общество, начиная с династии Сун , становилось все более коммерциализированным , конфуцианство постепенно начало признавать и даже поддерживать бизнес и торговлю как законные и жизнеспособные профессии, пока торговцы воздерживались от неэтичных действий. Тем временем торговцы также извлекли выгоду из конфуцианской этики и использовали ее в своей деловой практике. К периоду Сун купцы часто вступали в сговор с научной элитой; еще в 955 году сами Учёные-чиновники использовали для участия в торговле агентов-посредников. [69] Поскольку правительство Сун взяло под свой контроль несколько ключевых отраслей промышленности и ввело строгие государственные монополии, само правительство действовало как крупное коммерческое предприятие, управляемое учеными-чиновниками. [81] Государству также приходилось бороться с торговыми гильдиями ; Всякий раз, когда государство реквизировало товары и взимало налоги, оно имело дело с главами гильдий, которые через официальных посредников обеспечивали справедливые цены и справедливую заработную плату. [82] [83]
К концу династии Мин чиновникам часто приходилось выпрашивать средства у влиятельных купцов для строительства новых дорог, школ, мостов, пагод или участия в важнейших отраслях промышленности, таких как книгопечатание, что помогало классу дворян подготовиться к имперским экзаменам. . [84] Купцы начали подражать высококультурному характеру и манерам ученых-чиновников, чтобы казаться более культурными и завоевать более высокий престиж и признание со стороны научной элиты. [85] Они даже покупали печатные книги, которые служили руководством по правильному поведению и поведению и пропагандировали торговую мораль и деловую этику. [86] Социальный статус купцов достиг такого значения. [87] [88] [89] что к концу периода Мин многие ученые-чиновники не стеснялись публично заявлять в своих официальных семейных историях, что члены их семей были торговцами. [90] Зависимость ученых-чиновников от купцов получила полулегальный статус, когда ученый-чиновник Цю Цзюнь (1420–1495) утверждал, что государство должно смягчать рыночные дела только во времена надвигающегося кризиса и что купцы являются лучшим показателем в определении силы богатства страны ресурсами. [91] Императорский двор последовал этому правилу, предоставив купцам лицензии на торговлю солью в обмен на поставки зерна в пограничные гарнизоны на севере. [92] Государство осознало, что купцы могут покупать лицензии на соль за серебро и, в свою очередь, увеличивать государственные доходы до такой степени, что покупка зерна не станет проблемой. [92]
Купцы объединялись в организации, известные как хуйгуань или гунсуо ; объединение капитала было популярно, поскольку оно распределяло риски и облегчало барьеры для входа на рынок. Они сформировали товарищества, известные как хоцзи чжи (молчаливый инвестор и активный партнер), ляньхао чжи (дочерние компании), цзинли фучжэ чжи (владелец делегирует контроль менеджеру), сюэту чжи (ученичество) и хэгу чжи (владение акциями). Купцы имели тенденцию вкладывать свою прибыль в огромные участки земли. [93] [94]
За пределами Китая
[ редактировать ]За пределами Китая те же ценности проникли и преобладали в других восточноазиатских обществах, где Китай оказывал значительное влияние. Япония и Корея находились под сильным влиянием конфуцианской мысли о том, что четыре профессиональных социальных иерархии в этих обществах были смоделированы по образцу китайской. [95]
Королевство Рюкю
[ редактировать ]Похожая ситуация произошла в Королевстве Рюкю с ученым классом юкатчу , но статус юкатчу передавался по наследству и мог быть куплен у правительства, поскольку финансы королевства часто были недостаточными. [96] Из-за роста этого класса и отсутствия для них открытых государственных должностей Сай Он позволил юкатчу стать торговцами и ремесленниками, сохранив при этом свой высокий статус. [97] Существовало три класса юкатчу: печин , сатонуши и чикудун , и простолюдины могли быть приняты за достойную службу. [98] В столице Королевства Рюкю Сюри также существовала система университетов и школ, а также система экзаменов на государственную службу. [99] Правительством управляли Сэйсэй , Сансикан и Бугё (премьер-министр, совет министров и административные департаменты). Юкатчу, провалившие экзамены или иным образом признанные непригодными для занимаемой должности, будут переведены на малоизвестные должности, а их потомки отойдут на второй план. [100] Студенты Рюкюань также были зачислены в Национальную академию ( Гоцзицзянь ) в Китае за счет правительства Китая, а другие обучались в частном порядке в школах провинции Фуцзянь таким разнообразным навыкам, как право, сельское хозяйство, календарный расчет, медицина, астрономия и металлургия. [101]
Япония
[ редактировать ]В Японии роль ши , в отличие от ученых в Китае, стала наследственным классом, известным как самураи . [102] а браки между людьми неравного класса были социально неприемлемы. [10] Изначально являвшийся военным классом, самураи стали гражданскими администраторами своих даймё во время сёгуната Токугава . Никаких экзаменов не требовалось, поскольку должности передавались по наследству. Они составляли около 5% населения, и им разрешалось иметь настоящую фамилию. Ученые старшего возраста считали, что при даймё существовали Си-но-ко-сё ( 士農工商 ) «самураев, крестьян ( хякусё ), ремесленников и торговцев ( тёнин )», причем 80% крестьян относились к классу самураев, составлявшему 5%, и следовали за ним. ремесленниками и торговцами. [103] Однако различные исследования, начиная примерно с 1995 года, показали, что классы крестьян, ремесленников и торговцев при самураях были равны, а старая иерархическая схема была удалена из японских учебников истории. Другими словами, крестьяне, ремесленники и купцы — это не социальная иерархия, а социальная классификация. [7] [8] [9]
В шестнадцатом веке лорды начали централизовать управление, заменив enfeoffment стипендиями и оказав давление на вассалов, чтобы они переселились в города-замки, подальше от независимых опор власти. Военные командиры были подвергнуты ротации, чтобы предотвратить формирование сильной личной лояльности со стороны войск. Эти лорды приглашали ремесленников и торговцев и иногда получали официальные назначения. Этот век был периодом исключительной социальной мобильности: торговцы самурайского происхождения или простолюдины становились самураями. К восемнадцатому веку самураи и торговцы стали тесно переплетаться, несмотря на общую враждебность самураев по отношению к торговцам, которых, как их кредиторов, обвиняли в финансовых трудностях обремененного долгами класса самураев. [104]
Корея
[ редактировать ]В Силла Корее ученые-чиновники, также известные как главы 6, 5 и 4 ранга (두품), были строго наследственными кастами в соответствии с системой костных рангов (골품제도), и их власть была ограничена королевским кланом, который монополизировал важные позиции. [105]
С конца VIII века войны за престолонаследие в Силле, а также частые крестьянские восстания привели к демонтажу системы костяных рангов. Главные лидеры 6-го ранга отправились в Китай для обучения, в то время как региональное управление перешло к ходжокам или лордам замков, командующим частными армиями, отделенными от центрального режима. Эти фракции объединились, представив новую национальную идеологию, которая представляла собой объединение чань-буддизма , конфуцианства и фэн-шуй , заложив основу для формирования нового Королевства Корё. Король Кванджон из Корё ввел систему экзаменов на государственную службу в 958 году, а король Сонджон из Корё дополнил ее созданием образовательных учреждений и административных структур в конфуцианском стиле, впервые распространившихся на местные районы. Однако только аристократам разрешалось сдавать эти экзамены, а сыновья чиновников не ниже 5-го ранга были полностью освобождены от них. [106]
В Корее Чосон занятие ученых приняло форму благородного класса янбан , который не позволял низшим классам сдавать продвинутые экзамены по гвагео, чтобы они могли доминировать над бюрократией. Ниже янбана располагались чунгины — класс привилегированных простолюдинов, которые были мелкими бюрократами, писцами и специалистами. На самом деле чунгины были наименее густонаселенным классом, даже меньше, чем янбан. Янбаны составляли 10% населения. [107] С середины периода Чосон военные и гражданские чиновники были выходцами из разных кланов. [108]
Вьетнам
[ редактировать ]Вьетнамские династии также приняли систему экзаменов (khoa bảng科榜) для набора ученых на государственную службу. [109] [110] [111] [112] [113] Бюрократы аналогичным образом были разделены на девять классов и шесть министерств, а экзамены проводились ежегодно на провинциальном уровне, а также раз в три года на региональном и национальном уровнях. [114] Политическая элита Вьетнама состояла из образованных землевладельцев, интересы которых часто противоречили интересам центрального правительства. Хотя вся земля теоретически принадлежала правителю и должна была распределяться справедливо по системе равных полей (chế độ Quân điền) и не подлежала передаче, судебная бюрократия все чаще присваивала землю, которую она сдавала в аренду фермерам-арендаторам и нанимала рабочих для обработки. [115] Однако маловероятно, чтобы люди обычного происхождения стали мандаринами, поскольку у них не было доступа к классическому образованию. Обладатели ученых степеней часто группировались в определенные кланы. [116]
Морская Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Официальные должности Китая под различными местными титулами восходят к дворам доколониальных государств Юго-Восточной Азии , таких как султанаты Малакка и Бантен , а также Королевство Сиам . С консолидацией колониального правления они стали частью гражданской бюрократии в португальских, голландских и британских колониях, осуществляя как исполнительную, так и судебную власть над местными китайскими общинами, находящимися под колониальными властями. [117] [118] [119] примерами могут служить титул Чао Прайя Чодеук Раджашрети в Таиланде из династии Чакри , [120] и Шри Индра Перкаса Виджая Бакти , должность малайского двора капитана Чина Яп Ах Лоя , возможно, основателя современного Куала-Лумпура . [121]
Зарубежные китайские купеческие семьи в Британской Малайзии и Голландской Индии делали щедрые пожертвования на обеспечение программ обороны и помощи при стихийных бедствиях в Китае, чтобы получить номинации в Императорский двор на получение почетных официальных званий. Они варьировались от Чунь-сю , кандидата на императорские экзамены, до чи-фу ( китайский : 知府 ; пиньинь : чжифу ) или дао-тай (китайский: 道臺 ; пиньинь: даотай ), префекта и окружного интенданта соответственно. Основная часть этих синекурных покупок приходилась на уровень тунчжи (китайский: 同知 ; пиньинь: тунчжи ), или субпрефекта, и ниже. Одеваясь в официальные одежды своего ранга при выполнении большинства церемониальных функций, эти богатые сановники переняли поведение ученых-чиновников. Газеты на китайском языке будут перечислять их исключительно как таковые, а приоритет в социальных функциях будет определяться по названию. [122]
В колониальной Индонезии голландское правительство назначило китайских офицеров , имевших звания майора , капитана или лейтенанта китайца, с юридической и политической юрисдикцией над китайскими подданными колонии. [123] Офицеры в подавляющем большинстве были набраны из старых семей « Кабанг Атас » или китайского дворянства колониальной Индонезии. [124] Хотя китайские офицеры назначались без государственных экзаменов, они подражали ученым-чиновникам Императорского Китая и традиционно считались на местном уровне сторонниками конфуцианского социального порядка и мирного сосуществования под властью голландских колониальных властей. [123] На протяжении большей части своей истории назначение на китайскую офицерскую должность определялось семейным происхождением, социальным положением и богатством, но в двадцатом веке были предприняты попытки повысить заслуженных людей до высоких рангов в соответствии с так называемой этической политикой колониального правительства . [123]
Торговое и трудовое партнерство Китая превратилось в федерации Конгси по всей Юго-Восточной Азии, которые представляли собой ассоциации китайских поселенцев, управляемые посредством прямой демократии. [125] На Калимантане они основали суверенные государства, республики Конгси, такие как Республика Ланьфанг , которые яростно сопротивлялись голландской колонизации в войнах Конгси . [126]
Неклассифицированные профессии
[ редактировать ]Было много социальных групп, которые были исключены из четырех широких категорий социальной иерархии. В их число входили солдаты и охранники, религиозное духовенство и прорицатели, евнухи и наложницы, артисты и придворные, домашняя прислуга и рабы, проститутки и рабочие из низшего сословия, кроме фермеров и ремесленников. Люди, выполнявшие такие задачи, которые считались либо бесполезными, либо «грязными», помещались в категорию подлых людей (賤人), не регистрировались как простолюдины и имели некоторые юридические ограничения. [1]
Имперский клан
[ редактировать ]Император, небесный мандат судебной и исполнительной власти, находился на социальном и юридическом уровне выше дворянства и экзаменованных олицетворявший ученых-чиновников . Согласно принципу Небесного Мандата, право на управление основывалось на «добродетели»; если правитель был свергнут, это интерпретировалось как признак того, что правитель недостоин и потерял мандат, и после крупных бедствий часто возникали восстания, поскольку граждане видели в них признаки того, что Мандат Небес был отозван. [127]
Мандат Небес не требует благородного происхождения, вместо этого он зависит от справедливых и способных действий. Династии Хань были основаны и Мин людьми общего происхождения. [128] [129]
Хотя его королевская семья и благородная расширенная семья также пользовались большим уважением, они не пользовались таким же уровнем власти.
На начальном и конечном этапах правления династий Хань , династии Западная Цзинь , Северной и Южной династий члены императорского клана находились в отношениях с вассальными государствами, контролировавшими военную и политическую власть: они часто узурпировали трон, вмешивались в имперские дела. преемственности или вели гражданские войны. [130] Начиная с 8-го века, имперский клан династии Тан был ограничен столицей и лишен вотчин, а династия Сун также была лишена какой-либо политической власти. Во времена династии Южная Сун императорские принцы были ассимилированы с учеными и должны были сдавать императорские экзамены, чтобы служить в правительстве, как и простолюдины. Династия Юань поддерживала монгольскую традицию распределения ханств, и под этим влиянием династия Мин также возродила практику предоставления титульных «королевств» членам императорских кланов, хотя им было отказано в политическом контроле; [131] только ближе к концу династии некоторым было разрешено участвовать в экзаменах, чтобы получить право на государственную службу в качестве обычных ученых. [132]
Евнухи
[ редактировать ]Придворные евнухи, обслуживавшие членов королевской семьи, также вызывали некоторое подозрение со стороны ученых-чиновников, поскольку в истории Китая было несколько случаев, когда влиятельные евнухи доминировали над императором, его императорским двором и всем центральным правительством. В качестве крайнего примера можно привести евнуха Вэй Чжунсяна (1568–1627), которого пытали и убивали его критики из ортодоксального конфуцианского « Общества Дунлин», пока он доминировал при дворе императора Тяньци. Вэй был уволен следующим правителем и покончил жизнь самоубийством. [133] В текстах популярной культуры, таких как «Книга мошенничества » Чжан Инъюя (ок. 1617 г.), евнухи часто изображались в резко негативных терминах как обогащающиеся за счет чрезмерных налогов, занимающиеся каннибализмом и развратными сексуальными практиками. [134] Евнухи Запретного города в поздний период Цин были печально известны своей коррумпированностью и воровали столько, сколько могли. [135] Должность евнуха в Запретном городе предоставляла такие возможности для воровства и коррупции, что бесчисленное количество мужчин охотно становились евнухами, чтобы жить лучше. [135] Рэй Хуанг утверждает, что евнухи представляли личную волю Императора, в то время как чиновники представляли альтернативную политическую волю бюрократии . Таким образом, столкновение между ними было бы столкновением идеологий или политической программы. [136]
Религиозные работники
[ редактировать ]Хотя шаманы и прорицатели в Китае бронзового века имели некоторый авторитет как религиозные лидеры в обществе, так и правительственные чиновники во времена ранней династии Чжоу , [137] с королями династии Шан, которых иногда называют шаманами, [138] [139] и, возможно, были первыми врачами, предоставлявшими эликсиры для лечения пациентов, [140] с тех пор, как император У Хань провозгласил конфуцианство государственной религией, правящие классы проявляют растущее предубеждение против шаманизма. [141] не позволяя им накапливать слишком много власти и влияния, как военные лидеры (одним примером этого может быть Чжан Цзяо , который возглавил даосскую секту в открытое восстание против власти ханьского правительства). [142] ).
Гадалки, такие как геоманты и астрологи, не пользовались большим уважением. [143]
Буддийское монашество стало чрезвычайно популярным с четвертого века, когда освобождение монашеской жизни от налогов оказалось привлекательным для бедных фермеров. В средневековый период было основано и содержалось 4000 финансируемых государством монастырей, что в конечном итоге привело к многочисленным преследованиям буддизма в Китае , причем большая часть споров связана с освобождением буддийских монастырей от государственного налогообложения. [144] но также и потому, что более поздние ученые -неоконфуцианцы считали буддизм чуждой идеологией и угрозой моральному порядку общества. [145]
Однако с четвертого по двадцатый века буддийских монахов часто спонсировала элита общества, иногда даже конфуцианские ученые, а монастыри описывались как «по размеру и великолепию, с которыми не мог сравниться ни один княжеский дом». [146] Несмотря на сильные буддийские симпатии правителей династий Суй и Тан , учебная программа императорских экзаменов по-прежнему определялась конфуцианским каноном, поскольку только она охватывала политическую и правовую политику, необходимую правительству. [147]
Военный
[ редактировать ]Социальная категория солдата была исключена из социальной иерархии из-за того, что дворянские ученые занимались интеллектуальным развитием (文 wén) и отвращением к насилию (武 wǔ) . [148] Ученые не хотели узаконивать тех, чья профессия была сосредоточена главным образом на насилии, поэтому полное исключение их из социальной иерархии было средством удержать их на непризнанном и невыделенном социальном уровне. [148]
Солдаты не были весьма уважаемыми членами общества, [48] особенно, начиная с династии Сун, из-за недавно введенной политики «упора на гражданское и понижение статуса военных» ( китайский : 重文輕武 ). [149] Солдаты традиционно происходили из фермерских семей, а некоторые были просто должниками, покинувшими свою землю (будь то принадлежащую ей или арендованную), чтобы избежать судебных исков кредиторов или тюремного заключения за неуплату налогов. [48] Крестьян поощряли присоединяться к ополченцам, таким как Баоцзя (保甲) или Туаньлянь (團練). [150] но штатных солдат обычно нанимали из амнистированных бандитов или бродяг, а крестьянское ополчение обычно считалось более надежным. [148] [151] [152]
Начиная со 2-го века до нашей эры, государство также поощряло солдат на границах Китая селиться на своих собственных фермах, чтобы продовольственное снабжение военных стало самодостаточным в соответствии с системой Туньтянь (屯田). [153] система Weisuo и система Fubing . [154] [155] В соответствии с этими схемами несколько династий пытались создать наследственную военную касту , обменивая приграничные сельскохозяйственные земли или другие привилегии на службу. Однако в каждом случае эта политика терпела неудачу из-за безудержного дезертирства, вызванного крайне пренебрежительным отношением к насильственным оккупациям, и впоследствии эти армии приходилось заменять наемниками или даже крестьянскими ополчениями. [148] [156]
Однако для тех, кто не имел формального образования, самым быстрым путем к власти и высшим эшелонам общества была служба в армии. [157] [158] Хотя ученые-чиновники и культурные люди относились к солдату с некоторым пренебрежением, офицеры, сделавшие успешную карьеру, могли завоевать значительный престиж. [159] Несмотря на претензии на моральное превосходство, ученые-чиновники часто командовали войсками и обладали военной силой. [148]
Аниматоры
[ редактировать ]Считалось, что развлечения приносят мало пользы обществу, и их обычно проводили представители низшего класса, известные как «подлые люди» ( китайский : 賤民 ). [17]
Артисты и придворные часто зависели от богатых или были связаны с часто воспринимаемыми аморальными местами развлечений городских развлекательных районов. [160] Музыканты, которые занимались музыкой в качестве постоянной работы, имели низкий статус. [161] Официальное признание придало бы им больше престижа.
«Правильная» музыка считалась фундаментальным аспектом воспитания характера и хорошего управления, но народная музыка, определяемая как имеющая «нерегулярные движения», подвергалась критике как развращающая для слушателей. Несмотря на это, китайское общество боготворило многих музыкантов, даже женщин-музыкантов (которых считали соблазнительными), таких как Цай Янь (ок. 177 г.) и Ван Чжаоцзюнь (40–30 до н.э.). [162] Музыкальные способности были главным фактором желательности брака. [163] Во времена династии Мин женщины-музыканты были настолько распространены, что даже играли во время императорских ритуалов. [163]
Частные театральные труппы в домах богатых семей были обычным явлением. [163]
Профессиональные танцовщицы того периода имели низкий социальный статус, и многие пришли в профессию из-за бедности, хотя некоторые, такие как Чжао Фэйянь, достигли более высокого статуса, став наложницами. Другим танцором был Ван Вэнсюй ( 王翁須 ), который был вынужден стать домашним певцом и танцором, но позже родил будущего императора Сюань Хань . [164] [165]
Были созданы учреждения для надзора за обучением и исполнением музыки и танцев при императорском дворе, такие как Великое музыкальное бюро (太樂署) и Бюро барабанов и труб (鼓吹署), ответственное за церемониальную музыку. [166] Император Гаозу основал Королевскую академию , а император Сюаньцзун основал Академию грушевого сада для подготовки музыкантов, танцоров и актеров. [167] Во время правления императора Сюаньцзуна при императорском дворе было около 30 000 музыкантов и танцоров. [168] с большинством специализирующихся на яньюэ . Все они находились под управлением Бюро барабанов и волынок и головной организации под названием Храм Тайчан (太常寺). [169]
Столь же низкий статус имели профессиональные художники. [143]
Рабы
[ редактировать ]Рабство было сравнительно редким явлением в истории Китая, но все еще практиковалось, в основном как судебное наказание за преступления. [170] [171] [172] Во времена династий Хань и Тан торговля китайскими рабами (которые не были преступниками) была незаконной, но иностранные рабы были приемлемы. [173] [174] Император династии Синь из династии Цин пытались полностью запретить рабство , Ван Ман из династии Мин , император Хуну и император Юнчжэн но безуспешно. [172] [175] [176] Незаконное порабощение детей часто происходило под видом усыновления из бедных семей. [173] Такие исследователи, как Сью Гроневолд, предположили, что до 80% проституток поздней эпохи Цин могли быть рабынями. [177]
Шесть династий , династия Тан и, частично, общество династии Сун также содержали сложную систему рабских групп, входящих в состав «подлых людей» (賤人), которые составляли промежуточное положение между четырьмя занятиями и прямым рабством. Это были в порядке убывания: [17]
- музыканты «Императорских жертвоприношений» Тай Чан Иньшэнжэнь
- общие крепостные 雑戶, включая стражей императорских гробниц
- семьи музыкантов 樂戶
- официальные поручители 官戶
- правительственные рабы рабы
И на частной службе,
- раздел личного гонорара
- женщины-слуги 客女
- частные рабы
Они выполняли широкий спектр работ в домашнем хозяйстве, в сельском хозяйстве, доставляли сообщения или работали частными охранниками. [17]
См. также
[ редактировать ]- Социальная структура Китая
- Или общество
- Поместья королевства
- Общество и культура династии Хань
- Общество династии Сун
- Янбан , Чхунгин , Санмин и Чхонмин в Корее
- Юся
- Kheshig
- Самурай
- Хваран
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хансон, стр. 20-21
- ^ Брук, 72.
- ^ Перейти обратно: а б Фэрбенк, 108.
- ^ Перейти обратно: а б Wikisource .
В древние времена жили четыре человека: ученые, торговцы, фермеры и рабочие. Муж Цзя – это не то, что может сделать каждый. Цю Цзоцзя не прав.
(на китайском языке) - через - ^ Перейти обратно: а б , Wikisource.Nongnong
shishi,gonggong,merchant
(на китайском языке) - через - ^ Перейти обратно: а б Байрс, Теренс; Мухия, Харбанс (1985). Феодализм и неевропейские общества . Лондон: Фрэнк Касс и компания, стр. 213, 214. ISBN. 0-7146-3245-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Относительно неиспользования терминов «симин, сельское хозяйство, промышленность и торговля» и «равенство четырех людей». . Токио Сёсэки (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б 35-я «Сертифицированное сельское хозяйство, промышленность и торговля» исчезла из учебников – Часть 2 – Рейва 3 Связи с общественностью Уки «Укикара», августовский выпуск . Уки, Кумамото (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Обновленная информация об осведомленности о правах человека (PDF) . Симоносеки (на японском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Де Вос и Хироши Вагацума (1966). Невидимая раса Японии: кастовая культура и личность . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-00306-4 .
- ^ Тоби Слэйд (2009). Японская мода: история культуры . Берг. ISBN 978-1-84788-252-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Барбьери-Лоу (2007), 37.
- ^ Барбьери-Лоу (2007), 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б Тан, Лисин (2017). «1». Купцы и общество в современном Китае: рост торговых групп. Перспективы Китая . Рутледж. ISBN 978-1351612999 .
- ^ Wikisource .
Весна и Осень сказали: Если четыре человека равны, король будет процветать, а люди будут мирными; так называемые четыре человека - ученые, фермеры, рабочие и торговцы.
(на китайском языке) - через - ^ Перейти обратно: а б Кун, Филип А. (1984). Китайские взгляды на социальную классификацию в книге Джеймса Л. Уотсона «Классовая и социальная стратификация в послереволюционном Китае» . Издательство Кембриджского университета. стр. 20–21. ISBN 0521143845 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ханссон, 28–30
- ^ Гернет, 129–130.
- ^ Перейти обратно: а б Эбри (2006), 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Пирс, стр. 17, 20, 24, 31.
- ^ Wikisource .
Обратите внимание на леопарда. Тогда оно закрыто. сказать. Дух пинг-гонга. Шан Фу Сянъюй. Леопард выстрелил из него. Возьму на заметку. Потом снова закрывается. сказать. Не значит. Нарисуйте стрелку. Стреляйте из города. истребить. Чжан дернулся и упал. Стреляйте. Разделить акции. Поддержите его и нападите на него. Жежень. Стреляйте еще раз. умереть.
Цзо (на китайском языке) – через - ^ Wikisource .Jin
люди или команда Гуана. Не могу войти. Жители Чу избавились от своих забот. Меньше продвигайтесь. Лошадь возвращается. Затем он вытащил его и бросил на весы. Най Чу
(на китайском языке) - через - ^ Эбри (2006), 29–30.
- ^ Эбри (2006), 32.
- ^ Эбри (2006), 32–39.
- ^ «Первая империя Китая | История сегодня» . www.historytoday.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Мир и его народы: Восточная и Южная Азия, с. 36
- ^ Бортвик 2006, стр. 9–10.
- ^ Лоу, Майкл (15 сентября 1994 г.). Гадание, мифология и монархия в ханьском Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-45466-7 .
- ^ Крил, Х.Г. (1949). Конфуций: Человек и миф. Нью-Йорк: Компания Джон Дэй. стр. 239–241.
- Крил, Х.Г. 1960. стр. 239–241. Конфуций и китайский путь
- Крил, Х.Г. 1970, Что такое даосизм?, 86–87.
- Синьчжун Яо 2003. с. 231. Энциклопедия конфуцианства: В 2-х томах. https://books.google.com/books?id=P-c4CQAAQBAJ&pg=PA231
- Гриет Ванкеерберген, 2001, стр. 20, 173. Претензии Хуайнаньцзы и Лю Аня на моральный авторитет. https://books.google.com/books?id=zt-vBqHQzpQC&pg=PA20
- ^ Майкл Лоу, стр. 145, 148. 2011. Дун Чжуншу, «конфуцианское» наследие и Чунцю Фаньлу https://books.google.com/books?id=ZQjJxvkY-34C&pg=PA145 .
- ^ Эдвард А. Краке-младший, Государственная служба в Китае ранней династии Сун, 960-1067, стр. 253
- ^ Эбри (1999), 145–146.
- ^ Перейти обратно: а б Эбри (2006), 159.
- ^ Гернет, 172.
- ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 167.
- ^ Юань, 193–199.
- ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 162–163.
- ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 148.
- ^ Фрейзер и Хабер, 227.
- ^ «Китайская школа» . Уэслианское приношение для несовершеннолетних . IV : 108. Октябрь 1847 г. Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ Эбри (2006), 160.
- ^ Фэрбанк, 94.
- ^ Фэрбанк, 104.
- ^ Фэрбанк, 101–106.
- ^ Майкл, 420–421.
- ^ Хаймс, 132–133.
- ^ Перейти обратно: а б с Гернет, 102–103.
- ^ Чжуфу, Фу (1981), «Экономическая история Китая: некоторые особые проблемы», Современный Китай , 7 (1): 7, doi : 10.1177/009770048100700101 , S2CID 220738994
- ^ Чарльз Холкомб (2001). Генезис Восточной Азии: 221 г. до н.э. – 907 г. н.э. Издательство Гавайского университета. стр. 136–. ISBN 978-0-8248-2465-5 .
- ^ Дэвид Графф (2003). Средневековая китайская война 300–900 гг . Рутледж. стр. 140–. ISBN 978-1-134-55353-2 .
- ^ Доктор Р.К. Сахай (2016). История китайской армии . Vij Books India Pvt Ltd., стр. 103–. ISBN 978-93-86019-90-5 .
- ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 141.
- ^ Перейти обратно: а б Спенс, 13.
- ^ Перейти обратно: а б Гернет, 88–94.
- ^ Перейти обратно: а б Фор, Дэвид (2006), Китай и капитализм: история предпринимательства в современном Китае , Понимание Китая: новые точки зрения на историю и культуру, Hong Kong University Press, стр. 17–18, ISBN 978-962-209-784-1
- ^ Роу, Уильям Т. (1978–2020). «Социальная стабильность и социальные перемены». В Фэрбенке, Джон К .; Твитчетт, Денис (ред.). Кембриджская история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 526.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 84.
- ^ Го, 4–6.
- ^ Медли, Маргарет (1987). «Переход Мин – Цин в китайском фарфоре». Азиатское искусство . 42 : 65–76. дои : 10.3406/arasi.1987.1217 . JSTOR 43486524 .
- ^ Чжао, Банда (2013). Выход Цин в океан: морская политика Китая, 1684–1757 гг . Гавайский университет Press. стр. 116–136.
- ^ Ньютон, Беттина (2014). «14». Руководство для начинающих по коллекции антиквариата . Каран Керри . Проверено 6 января 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бертон, Уильям (1906). «Письма отца д'Антреколя» . Фарфор: его природа, искусство и производство . Лондон: BT Batsford Ltd. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Валенштейн, Сьюзен Г. (1989). Справочник по китайской керамике . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 197. ИСБН 0-87099-514-6 .
- ^ Федерико, Джованни (1997). Экономическая история шелковой промышленности, 1830–1930 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 14, 20. ISBN. 0521581982 .
- ^ Хелеонора Б. Фелтэм: Юстиниан и международная торговля шелком , с. 34
- ^ Ли, Лилиан М. (1981), Торговля шелком в Китае: традиционная промышленность в современном мире, 1842–1937 , Гарвардские монографии Восточной Азии, том. 97, Азиатский центр Гарвардского университета, стр. 50–52, ISBN. 978-0-674-11962-8
- ^ Wikisource .
Купцы и рабочие страны ремонтировали инструменты, чтобы вылечить невзгоды, собрали много денег, хранили их до поры до времени и приносили пользу фермерам.
(на китайском языке) - через - ^ Перейти обратно: а б Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х. М. Райта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0720-0 стр. 68–69.
- ^ Го Ву (2010). Чжэн Гуаньин: торговый реформатор позднего Цин Китая и его влияние на экономику, политику и общество . Камбрия Пресс. стр. 14–16. ISBN 978-1604977059 .
- ^ Чу (1969), 113–114.
- ^ Чу (1972), 114.
- ^ Чу (1972), 114–115.
- ^ Чу (1972), 115–117.
- ^ Нисидзима (1986), 576.
- ^ Нисидзима (1986), 576–577; Чу (1972), 114; см. также Хакер (1975), 187.
- ^ Эбри, Уолтхолл и Пале (2006), 156.
- ^ Боуман (2000), 105.
- ^ Питер Бернхольц (2003). Денежные режимы и инфляция: история, экономические и политические взаимоотношения . Издательство Эдварда Элгара. п. 53. ИСБН 978-1-84376-155-6 .
- ^ Дэниел Р. Хедрик (1 апреля 2009 г.). Технология: Всемирная история . Издательство Оксфордского университета. п. 85. ИСБН 978-0-19-988759-0 .
- ^ Гернет, 77.
- ^ Гернет, 88.
- ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 157.
- ^ Брук, 90–93, 129–130, 151.
- ^ Брук, 128–129, 134–138.
- ^ Брук, 215–216.
- ^ Ю Инши Ю Инши, Чжунго Цзиньши Цзунцзяо Лунли ю Шанжэнь Цзиншэнь Современная китайская религиозная этика и деловой дух (Тайбэй: Ляньцзин Чубан Шие Гунси, 1987).
- ^ Билли Со, Процветание, регион и институты в морском Китае. (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2000), 253–279.
- ^ Билли Со, «Институты рыночной экономики досовременного морского Китая». В издании Билли Со, «Экономика Нижней Дельты Янцзы в позднем императорском Китае». (Нью-Йорк: Routledge, 2013), 208–232.
- ^ Брук, 161
- ^ Брук, 102.
- ^ Перейти обратно: а б Брук, 108.
- ^ Тан, Лисин (2017). «2». Купцы и общество в современном Китае: рост торговых групп. Перспективы Китая . Рутледж. ISBN 978-1351612999 .
- ^ Фан Люфан; Ся Юаньтао; Сан Биньсюэ; Данянь Чжан (1989). «Китайское партнерство». Право и современные проблемы: новые рамки китайского гражданского права: [Часть 2] . 52 (3).
- ^ Хо, Квон Пинг; Де Мейер, Арну (2017). Искусство лидерства: взгляды выдающихся лидеров мысли . Мировое научное издательство. ISBN 978-9813233485 .
- ^ Смитс, 73.
- ^ Стебен, 47.
- ^ Керр, Джордж Х. (2011). Окинава: история островного народа . Таттл. ISBN 978-1462901845 .
- ^ Смитс, Грегори (1999). Видения Рюкю: идентичность и идеология в мысли и политике раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. п. 14. ISBN 0824820371 .
- ^ Керр, Джордж Х. (1953). Королевство и провинция Рюкю до 1945 года (Научные исследования на островах Рюкю) . Национальные академии.
- ^ Смитс, Грегори (1999). Видения Рюкю: идентичность и идеология в мысли и политике раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. стр. 38–39. ISBN 0824820371 .
- ^ Дэвид Л. Хауэлл (2005). География идентичности в Японии девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-24085-5 .
- ^ Бисли 1972 , с. 22
- ^ Тотман, Конрад (1981). Япония до Перри: Краткая история (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. стр. 139–140 , 161–163. ISBN 0520041348 .
- ^ Ли, Ки-Байк (1984). Новая история Кореи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 50–51. ISBN 0-674-61576-Х .
- ^ 신형식 (2005). «1-2». Краткая история Кореи, том 1 Краткая история Кореи, том 1 «Дух корейских культурных корней», том 1 «Ури мунхва ŭi ppuri rŭl chʻajasŏ» (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство женского университета Ихва. ISBN 8973006193 .
- ^ Нам, Эндрю С. (1996). Корея: традиции и трансформация - история корейского народа (второе изд.). Элизабет, Нью-Джерси: Hollym International. стр. 100–102. ISBN 1-56591-070-2 .
- ^ Сет, Майкл Дж. (2010). История Кореи: от древности до наших дней . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 165–167. ISBN 9780742567177 .
- ^ Джон Кляйнен, глядя в будущее, возрождая прошлое: исследование социальных изменений в ... - 1999 - стр. 71
- ^ Труонг Буу Лам, Новые лампы для старых: трансформация вьетнамцев ... -Институт исследований Юго-Восточной Азии - 1982 г. Страница 11- «Провинциальные экзамены состояли из трех-четырех частей, в которых проверялись следующие области: знание конфуцианских текстов. ... Звание cu nhan или «представленное лицо» (для должности) присваивалось тем, кто преуспел во всех четырех испытаниях».
- ^ Д.В. Слопер, Тхак Кан Ле Высшее образование во Вьетнаме: изменения и ответ – 1995 г. Страница 45 «Для тех, кто успешно сдал конкурсные экзамены в суде, были присуждены четыре звания: Чанг Нгуен - доктор первой степени и первый лауреат, Банг Нхан - будучи доктор первой степени и второй лауреат, тхам хоа, будучи первостепенным...»
- ^ Нгуен Кхац Кхам, Юнесуко Хигаси Введение во вьетнамскую культуру Аджиа Бунка Кенкю Сента (Токио, Япония) 1967 - стр. 20 «Классификация стала более сложной в 1247 году с появлением Там-хой, который разделил первую категорию на три отдельных класса: Транг- Нгуен (первая премия на конкурсном экзамене при королевском дворе), Бан-нан (вторая премия..."
- ^ Уолтер Х. Слот, Джордж А. Де Вос Конфуцианство и семья 998 - стр. 97 «1428–33) и его сотрудники, особенно Нгуен Трай (1380–1442), который сам был конфуцианцем, приняли ... Транга Нгуена (Чжуан Юань, или первый лауреат национального экзамена с высшим признанием в каждом экземпляре)».
- ^ СарДесаи, Д.Р. (2012). «2». Юго-Восточная Азия: прошлое и настоящее (7 переизданий). Хачетт Великобритания. ISBN 978-0813348384 .
- ^ Джон Кляйнен, смотрящий в будущее, возрождая прошлое: исследование социальных изменений в ... - 1999 - стр. 5, 31-32
- ^ Вудсайд, Александр; Американский совет научных обществ (1988). Вьетнам и китайская модель: сравнительное исследование вьетнамского и китайского правительства в первой половине девятнадцатого века Электронная книга ACLS по гуманитарным наукам, том 140 серии восточноазиатских монографий Гарвардские восточноазиатские монографии, ISSN 0073-0483 Том 52 Гарвардской восточноазиатской серии Проект электронной книги по истории (иллюстрировано, переиздание, исправленное издание). Азиатский центр Гарвардского университета. п. 216 . ISBN 067493721X .
- ^ Ой, Кит Джин. Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, От Ангкор-Вата до Восточного Тимора , с. 711
- ^ Хван, Ин-Вон. Персонализированная политика: Малайзийское государство при Матахтире , с. 56
- ^ Буксбаум, Дэвид К.; Ассоциация высших учебных заведений Юго-Восточной Азии (2013 г.). Семейное право и обычное право в Азии: современная правовая перспектива . Спрингер. ISBN 9789401762168 . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ «Сиамская аристократия» . Соравий . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Малхи, доктор философии, Ранджит Сингх (5 мая 2017 г.). «История основания Куала-Лумпура не так однозначна, как некоторые думают» . www.thestar.com.my . Звезда. Звезда онлайн . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Годли, Майкл Р. (2002). Мандаринские капиталисты из Наньяна: зарубежные китайские предприятия в модернизации Китая 1893-1911 гг. Кембриджские исследования по китайскому языку H Кембриджские исследования по китайской истории, литературе и институтам . Издательство Кембриджского университета. стр. 41–43 . ISBN 0521526957 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лоханда, Мона (1996). Капитан Китая Батавии, 1837-1942: история утверждения Китая в колониальном обществе . Джакарта: Джамбатан. ISBN 9789794282571 . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ Харионо, Стив (2017). Стратегический брак: семейные отношения между китайскими офицерами и «верхней ветвью власти» на Яве в XIX и XX веках . Стив Харионо. ISBN 9789090302492 . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ Ван, Тай Пэн (1979). «Слово «Конгси»: Примечание». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 52 (235): 102–105. JSTOR 41492844 .
- ^ Хейдхьюс, Мэри Сомерс (2003). Золотоискатели, фермеры и торговцы в «китайских районах» Западного Калимантана, Индонезия . Публикации Корнеллской программы Юго-Восточной Азии. ISBN 978-0-87727-733-0 .
- ^ Щепанский, Калли. «Что такое Небесный мандат в Китае?» . Об образовании . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Император Гаозу династии Хань» . Британская энциклопедия . 21 марта 2024 г.
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 11. ISBN 978-0-521-24332-2 .
- ^ Ван, Р.Г., с. хх
- ^ Ван, Р.Г. с. XXI
- ^ Ван, Р.Г. с. 10
- ^ Спенс, 17–18.
- ^ Чжан Инъюй, Книга мошенничества: отрывки из коллекции позднего Мин , перевод Кристофера Ри и Брюса Раска (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2017).
- ^ Перейти обратно: а б Бер, Эдвард Последний император Лондон: Футура, 1987, стр. 73.
- ^ Хуанг, Рэй (1981). 1587 год, год ничего не значащий: династия Мин в упадке . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02518-1 .
- ^ Фон Фалькенхаузен, Лотар (1995). Размышления о политической роли духов-медиумов в раннем Китае: чиновники У в Чжоу Ли, том 20 . Общество изучения раннего Китая. стр. 282, 285.
- ^ Чанг, Кван-Чи (1983). Искусство, миф и ритуал: путь к политической власти в Древнем Китае . Издательство Гарвардского университета. стр. 45–47.
- ^ Чэнь, Мэнцзя (1936) Мифы и магия династии Шан . Яньцзинский журнал исследований Яньцзин, стр. 535 . 9787101112139 .
- ^ Шиффелер, Джон Вм. (1976). «Происхождение китайской народной медицины». Азиатские фольклорные исследования . 35 (2). Азиатские фольклорные исследования 35.1: 27. doi : 10.2307/1177648 . JSTOR 1177648 . ПМИД 11614235 .
- ^ Гроот, Ян Якоб Мария (1892–1910). Религиозная система Китая: ее древние формы, эволюция, история и современный аспект, нравы, обычаи и связанные с ней социальные институты . Издательство «Брилл». стр. 1233–1242.
- ^ де Креспиньи, Рэйф (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. н. э.) . Лейден: Брилл. п. 1058. ИСБН 978-90-04-15605-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Хуэй Чэнь, Ван Лю (1959). Традиционные правила китайского клана . Ассоциация азиатских исследований. стр. 160–163.
- ^ Герне, Жак. Вереллен, Франциск. Буддизм в китайском обществе. 1998. стр. 14, 318-319.
- ^ Райт, 88–94.
- ^ Брук, Тимоти (1993). Молитва о власти: буддизм и формирование дворянского общества в Китае позднего Мин . Издательство Гарвардского университета. стр. 2–3. ISBN 0674697758 .
- ^ Райт, 86 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фэрбенк, 109.
- ^ Пирс, с. 128
- ^ Пирс, стр. 114, 130.
- ^ Пирс, стр. 128-130,180,199.
- ^ Своп, Кеннет М. (2009). Военный крах китайской династии Мин . Рутледж. п. 21.
- ^ Теобальд, Ульрих. «Тунтянь» . Знание Китая .
- ^ Лю, Чжаосян; и др. (2000). История военно-правовой системы . Пекин: Энциклопедия издательства Китая. ISBN 7-5000-6303-2 .
- ^ Пирс, стр. 110-112.
- ^ Пирс, стр. 175-179.
- ^ Лорхе, 43.
- ^ Эбрей и др., Восточная Азия , 166.
- ^ Графф, 25–26.
- ^ Джонс, Эндрю Ф. (2001). Желтая музыка: медиакультура и колониальная современность в эпоху китайского джаза . Издательство Университета Дьюка. п. 29 . ISBN 0822326949 .
социальный статус профессиональных музыкантов Китая.
- ^ Неттл, Бруно; Роммен, Тимоти (2016). Экскурсии по мировой музыке . Тейлор и Фрэнсис. п. 131. ИСБН 978-1317213758 .
- ^ Ко, Дороти; Ким, ДжаХён; Пиготт, Джоан Р. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Пресса Калифорнийского университета. стр. 112–114. ISBN 0520231384 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ко, Дороти; Ким, ДжаХён; Пиготт, Джоан Р. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Пресса Калифорнийского университета. стр. 97–99. ISBN 0520231384 .
- ^ Селина О'Грэйди (2012). И человек создал Бога: короли, культы и завоевания во времена Иисуса . Атлантические книги. п. 142. ИСБН 978-1843546962 .
- ^ «Прощальная биография Чжао Фэйяня» . Проект китайского текста . Оригинальный текст: У Чжао Хоу тонкая талия, и он хорошо ходит. Если кто-то держит ветку цветка и дрожит, никто другой не сможет подражать этому.
- ^ Шаррон Гу (2011). Культурная история китайского языка . МакФарланд. стр. 24–25. ISBN 978-0786466498 .
- ^ Тан Е (2008). Исторический словарь китайского театра . Пугало Пресс. п. 223. ИСБН 978-0810855144 .
- ^ Диллон, Майкл (24 февраля 1998 г.). Китай: Историко-культурный словарь . Рутледж. стр. 224–225. ISBN 978-0700704392 .
- ^ Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Городской университет Гонконга Press. 2007. стр. 458–460. ISBN 978-9629371401 .
- ^ Британская энциклопедия, Inc. (2003). Новая Британская энциклопедия, том 27 . Британская энциклопедия п. 289. ИСБН 0-85229-961-3 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Первый император Китая Ли Ю-Нин (1975)
- ^ Перейти обратно: а б Халлет, Николь. « Китай и борьба с рабством ». Энциклопедия борьбы с рабством и его отменой , Vol. 1, с. 154 – 156. Издательская группа Greenwood, 2007. ISBN 0-313-33143-X .
- ^ Перейти обратно: а б Ханссон, стр. 35.
- ^ Шафер, Эдвард Х. (1963), Золотые персики Самарканда: исследование экзотики Тан , University of California Press, стр. 44–45.
- ^ Энциклопедия борьбы с рабством и отмены рабства . Издательская группа Гринвуд. 2011. с. 155. ИСБН 978-0-313-33143-5 .
- ^ Энциклопедия сопротивления и восстания рабов , с. 420, в Google Книгах.
- ^ Гроневолд, Сью (1982). Красивый товар: Проституция в Китае, 1860-1936 гг . Женщины и история. стр. 12–13, 32.
Ссылки
[ редактировать ]- Барбьери-Лоу, Энтони Дж. (2007). Ремесленники в раннем императорском Китае . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-98713-8 .
- Бизли, Уильям Г. (1972), Реставрация Мэйдзи , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета , ISBN 0-8047-0815-0
- Брук, Тимоти . (1998). Путаница удовольствия: торговля и культура в Минском Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22154-0
- Эбри, Патриция Бакли , Энн Уолтхолл, Джеймс Пале . (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin. ISBN 0-618-13384-4 .
- __________. (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66991-X (мягкая обложка).
- Фэрбанк, Джон Кинг и Мерл Голдман (1992). Китай: новая история; Второе расширенное издание (2006 г.). Кембридж: Массачусетс; Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 0-674-01828-1
- Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х. М. Райта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0720-0
- Майкл, Франц. «Государство и общество в Китае девятнадцатого века», Мировая политика: Ежеквартальный журнал международных отношений (том 3, номер 3, апрель 1955 г.): 419–433.
- Смитс, Грегори (1999). «Видения Рюкю: идентичность и идеология в мысли и политике раннего Нового времени». Гонолулу: Гавайский университет Press .
- Спенс, Джонатан Д. (1999). В поисках современного Китая ; Второе издание . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-97351-4 (мягкая обложка).
- Стебен, Барри Д. «Распространение неоконфуцианства на острова Рюкю (Люцю) и его историческое значение».
- Райт, Артур Ф. (1959). Буддизм в истории Китая . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Юань, Чжэн. «Местные государственные школы в Сунском Китае: переоценка», Ежеквартальный журнал History of Education (том 34, номер 2; лето 1994 г.): 193–213.
- Лорхе, Питер (2005). Война, политика и общество в Китае раннего Нового времени, 900–1795: 1-е издание. Нью-Йорк: Рутледж.
- Ван, Ричард Г. (2008), «Принц Мин и даосизм: институциональный патронаж элиты», OUP США, ISBN 0199767688
- Пирс, CJ, Солдаты Дракона, Оспри, Нью-Йорк ISBN 1-84603-098-6
- Ханссон, Андерс, Китайские изгои: дискриминация и эмансипация в позднем имперском Китае 1996, BRILL ISBN 9004105964