Поздние цветы розы
Nuper rosarum flores («Недавно цветы розы/Недавно цветет роза») — мотет , написанный Гийомом Дюфе для освящения 25 марта 1436 года Флорентийского собора по случаю завершения строительства купола, построенного по указанию Филиппо. Брунеллески . Технически, сам купол был закончен только через пять месяцев, когда отдельное освящение провел Беноццо Федериги, епископ Фьезоле , заменивший недавно назначенного архиепископа Флоренции кардинала Вителлески . [ 1 ] Произведение «стало считаться иконой в истории западной музыкальной культуры». [ 2 ]
Утверждалось, что мотет представляет собой гомографические теноры и, следовательно, не является изоритмическим мотетом, как это часто представляется, поскольку в его композиционном поведении нет изоритмов. [ 3 ] Тем не менее, мотет поразителен своим синтезом старого изоритмического стиля и нового контрапунктического стиля, который сам Дюфе будет исследовать дальше в ближайшие десятилетия, как и его преемники, такие как Окегем и Жоскин де Пре . [ нужна ссылка ]
Название произведения происходит от названия самого собора: Санта-Мария-дель-Фьоре, или Святая Мария Цветка. В первых строках текста Дюфе говорится о подарке Папой Евгением IV собору и городу Флоренции золотой розы для украшения главного алтаря - подарка, сделанного за неделю до посвящения. [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]
Два гомографических тенора, определяющие общий структурный план пьесы, основаны на григорианской мелодии cantus Firmus, взятой из вступления освящения церквей Terribilis est locus iste («Ужасно это место», Бытие 28:17). ), на расстоянии одной квинты и с разными взаимосвязанными ритмическими конфигурациями. Эта двухтеноровая конструкция мотета, которую Дюфай использовал ранее только в Ecclesie militantis (вероятно) в 1431 году, стала регулярной чертой его более поздних мотетов, хотя Nuper rosarum flores является единственным примером, в котором тенор secundus опирается на то же простое пение, что и тенор примус . [ 5 ]
Хотя стандартная современная версия этого пения содержит семнадцать нот для первых четырех слов, в позднесредневековых сборниках песнопений, таких как те, которые использовались во Флоренции в начале 15 века, есть только четырнадцать нот. Эти четырнадцать нот используются в качестве канонического цвета в двух тенорах с взаимосвязанным рисунком талеа (ритмические рисунки двух частей тенора отличаются друг от друга), что в общей сложности составляет 28 нот лонги , из которых первые 14 являются паузами. Эта взаимосвязанная пара частей тенора произносится четыре раза в соответствии со схемой уменьшения , в которой одинаковые обозначения интерпретируются под четырьмя разными знаками измерения : сначала в tempus Perfectum в целочисленной доблести (каждая длинная буква транскрибируется как такт 6/2), затем в tempus несовершенный в целой доблести (транскрибируется как 4/2), затем в темпус несовершенный диминутум (4/4) и, наконец, в темпус совершенный диминутум (6/4), в результате чего общая пропорция длины составит 6:4:2:3. [ 6 ] Это необычно для изоритмических мотетов, в которых разделы обычно становятся все короче, но эта пропорциональная структура достигает своего собственного, столь же эффективного баланса. Более того, заключительная изоритмическая часть обеспечивает обычное стремление к ускоренному завершению, давая верхним голосам самые короткие ноты в произведении. [ 7 ] Каждая из четырех пропорциональных частей мотета состоит из двух подразделов, что позволяет предположить даже восьмичастную структуру. Первый из этих подразделов включает только два верхних голоса ( бициниум ), а второй не только исполняется всеми голосами, но и включает в себя вступление двух инструментальных партий тенора.
Этот масштабный план противоречит поэтической структуре текста в верхних голосах, который разбит на четыре строфы по семь строк, каждая из которых состоит то из семи, то из восьми слогов. Первые две строфы описывают празднуемое событие: «недавно в лютую зимнюю стужу цвели розы, украшая церковь; сегодня она будет освящена Папой Евгением святыми руками и маслом». Последние две строфы идут вместе и представляют собой молитву Богородице от имени жителей Флоренции. [ 8 ]
Споры
[ редактировать ]Музыковед Чарльз Уоррен утверждал, что пропорциональная структура мотета имитирует пропорции Санта-Мария-дель-Фьоре, собора, для освящения которого он был написан. [ 9 ] Однако Дэвид Фэллоуз [ 10 ] Чарльз Тернер, [ 11 ] и другие впоследствии поставили под сомнение цифры Уоррена. После этой критики Крейг Райт опубликовал убедительное опровержение, продемонстрировав, что анализ Уоррена «насилует архитектуру церкви» и что «уникальное соотношение 6:4:2:3, которым руководствуется мотет Дюфе,... никоим образом не имманентно или даже внешне не очевидно в дизайне Флорентийского собора». Вместо этого он заключает, что Дюфея вдохновил библейский отрывок из 3 Царств 6: 1–20, в котором размеры Храма Соломона указаны как 60 х 40 х 20 х 30 локтей. [ 12 ] Марвин Трахтенберг совсем недавно попытался реабилитировать теорию Уоррена, хотя и признавал, что «трудно найти недостатки в критике Райта, будь то в отношении его усовершенствования музыкального прочтения Уоррена, его собственного представления текстуального синдрома Соломона-Марии или его опровержения теории Уоррена». Архитектурный анализ Уоррена». [ 13 ]
Текст
[ редактировать ]Поздние цветы розы
Из подарка Папы Римского
Хотя зима ужасна
Тебе, дева Селика,
Посвященный благочестию и святости
Великий храм двигателя
Они украсили его навсегда.
Сегодня викарий
Иисус Христос и Петр
Преемник Евгения
То же самое очень широко
Священный храм своими руками
И святые ликеры
Он соизволил посвятить.
Следовательно, родитель альмы
Вы и ваша дочь родились
Девственная красота девственниц
Ваша, Флоренция
Преданные люди молятся
Как кто в разуме и теле
Он взывал к миру ни о чем
С твоей молитвой
Крестовые походы и заслуги
Твой по плоти
Он родился от своего Господа
Благодарные преимущества
И пусть вина придет
Он заслуживает того, чтобы его приняли.
Аминь.
Твердая песня:
Это место ужасное
Недавно розы (пришли) в подарок от Папы,
несмотря на жестокую зиму, тебе, Небесная Дева,
кому храм великолепного дизайна
посвящается покорно и посредством священных обрядов.
Вместе они могут стать вечными украшениями.
Сегодня Наместник Иисуса Христа
и преемник Петра Евгений,
имеет честь посвятить
этот самый просторный священный храм
руками и святой водой.
Поэтому, милостивая мать и дочь Твоего Сына,
девственница, украшение девственниц,
Жители вашего города Флоренции истово молятся
чтобы всякий, умоляющий Тебя с чистым разумом и телом, мог,
через вашу молитву, ваши страдания и заслуги,
сподобишься принять от Господа,
рожден от тебя, как всякая плоть,
преимущества благодати и прощение грехов.
Аминь.
Твердая песня:
Это место впечатляет [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райт 1994 , с. 396, н2.
- ^ Райт 1994 , стр. 395–396.
- ^ Бент 2008 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Райт 1994 , с. 399.
- ^ Фэллоуз 1987 , с. 46 и 117.
- ^ Райт 1994 , стр. 397–398.
- ^ Фэллоуз 1987 , стр. 117–118.
- ^ Карпентер 1973 , стр. 5–6.
- ^ Уоррен 1973 .
- ^ Фэллоуз 1987 , с. 283 н46.
- ^ Тернер 1991 , стр. 99–102.
- ^ Райт 1994 , стр. 401, 404–407.
- ^ Трахтенберг 2001 , с. 742.
- ^ Анон. нд .
Источники
[ редактировать ]- Анон. (без даты). « Поздние цветы розы » . Хоровая общественная библиотека
- Бент, Маргарет. 2008. «Что такое изоритм?» В Quomodo cantabimus canticum? Исследования в честь Эдварда Х. Рознера под редакцией Дэвида Батлера Каннаты, Габриэлы Ильничи Карри, Рены Чарнин Мюллер и Джона Луиса Надаса, 121–1. Миддлтон: Американский институт музыковедения .
- Карпентер, Патрисия. 1973. "Тональная связность в мотете Дюфе". Журнал теории музыки 17: 2–65.
- Фэллоуз, Дэвид. 1987. Дюфай , исправленное издание. Серия «Мастер-музыканты». Лондон и Мельбурн: JM Dent. ISBN 0-460-02493-0
- Трахтенберг, Марвин. Дюфе 2001. «Архитектура и музыка воссоединились: новое прочтение Nuper rosarum flores и Флорентийского собора». Ренессанс Ежеквартально 54, вып. 3 (осень): 740–775.
- Тернер, Чарльз. 1991. «Пропорция и форма в континентальном изоритмическом мотете ок. 1385–1450». Музыкальный анализ 10, вып. 1–2 (март – июль): 89–124.
- Уоррен, Чарльз. 1973. «Купол Брунеллески и мотет Дюфе». Музыкальный ежеквартальный журнал 59: 92–105.
- Райт, Крейг (1994). «Nuper rosarum flores Дюфе», «Храм царя Соломона и почитание Богородицы». Журнал Американского музыковедческого общества . 47 (3): 395–427, 429–441. дои : 10.2307/3128798 . JSTOR 3128798 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ансти, Т.А. 1999. «Вымышленные гармонии: музыка и темпио Малатестиано». Res: Антропология и эстетика , вып. 36, Фактура (осень 1999 г.): 186–204.
- Денизо, Жерар. 2006. «Брунеллески и Дюфе во Флорентийском куполе». В книге «Музыка и пластика, аналогии и интерференция » под редакцией Мишель Барб, 49–62. Париж: Presss de l’Université de Paris-Sorbonne. ISBN 2-84050-393-X
- Люттекен, Лаунц. 1993. Гийом Дюфе и изоритмический мотет: жанровая традиция и характер произведения на пороге современности . Сочинения по музыкознанию из Мюнстера 4. Гамбург: К. Д. Вагнер. ISBN 3-88979-062-3
- Райт, Крейг. 2001. «Последовательность посвящения Флорентийского собора: Nuper almos rose flores Дюфе (?) ». В материалах VII столетия Флорентийского собора 3 «Кантате Домино - Музыка на протяжении веков для Флорентийского собора», под редакцией Пьеро Гарджуло, Габриэле Джакомелли и Кэролин М. Джантурко, 55–67. Флоренция: Эдифир ISBN 88-7970-062-6
- Зазулия, Эмили. 2019. «Непропорционально: Nuper rosarum flores и опасность ложной исключительности». Журнал музыковедения 36 (2): 131–66.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Поздние цветы роз : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Nuper rosarum flores , транскрипция (одна часть отсутствует) Мориваки Мичио, партитура в PostScript, MusicTEX и PDF , которую можно бесплатно загрузить на веб-сайте MAB Soloists (по состоянию на 27 августа 2010 г.).