Эсфирь Шуб
Эсфирь Ильинична Шуб (русский: Эсфи́рь Ильи́нична Шуб; 16 марта 1894, Сураж, Российская Империя — 21 сентября 1959, Москва, Советский Союз) — советский режиссёр-новатор и монтажёр как в основной, так и в документальной области. [1] Она наиболее известна своей трилогией фильмов «Падение династии Романовых» (1927), «Великая дорога» (1927) и «Россия Николая II и Льва Толстого» (1928). [2] Шуб считается создателем фильма-сборника. [3] и известна своими революционными подходами к редактированию и сборке сохранившихся и архивированных материалов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шуб родился 16 марта 1894 года в еврейской помещичьей семье в городе Сураже, небольшом городке Черниговской области Украины ( ныне Брянская губерния юго-западной части Российской Федерации ). Ее отец, Илья Рошаль, был фармацевтом. Мать Шуба умерла, когда она была маленьким ребенком, и, как известно, у нее также был брат. Шуб родился в семье среднего достатка. [4] и побывал в Москве перед русской революцией . [5]
Образование
[ редактировать ]К середине 1910-х годов Шуб поселилась в Москве, чтобы начать изучение литературы в Институте женского высшего образования. Там она оказалась вовлеченной в революционный пыл, возникший среди молодых студентов университета. [6]
Карьера
[ редактировать ]Переехав в Москву, Шуб увлекся миром советского авангарда, в частности, конструктивистским театром. Шуб смонтировал широкий спектр фильмов. Отмечается ее первая работа, полная переработка фильма Чарли Чаплина 1916 года «Кармен» , который был первым фильмом Чаплина, когда-либо показанным в Советском Союзе . [7] В 1918 году, после работы личным секретарем Всеволода Мейерхольда в советской администрации в главном управлении ТЭО театрального отдела Наркомпроса, она начала сотрудничать с режиссером Всеволодом Мейерхольдом и поэтом Владимиром Маяковским в ряде работ. театральные проекты. В это время она также стала сотрудничать с группой «Левый фронт искусств» (ЛЕФ). [8]
Госкино
[ редактировать ]В 1922 году Шуб начала свою кинокарьеру на Госкино , крупнейшей советской государственной кинокомпании. Там она работала редактором и отвечала за цензуру импортируемых иностранных фильмов для внутреннего проката, делая эти фильмы «подходящими» для советской аудитории. [6] Здесь она работала вместе с Сергеем Эйзенштейном , монтируя такие фильмы, как советский фильм « Фрица Ланга » Доктор Мабузе .
Интенсивный опыт Шуб в Госкино , перемонтирование дореволюционных и зарубежных постановок, а также новых советских фильмов, помог развить журналистский стиль кинопроизводства, за который она пользуется большим уважением. Ее метод редактирования оказал существенное влияние как на Дзигу Вертова , так и на Эйзенштейна, двух ее самых выдающихся коллег. [9]
Падение династии Романовых (1927)
[ редактировать ]В 1927 году Шуб выпустила свой первый документальный фильм « Падение династии Романовых» . Ее заказали к празднованию десятилетия Октябрьской революции. [10] и предоставить первое визуальное свидетельство Русской революции . «Падение династии Романовых» — один из самых известных сохранившихся фильмов Шуба, который многие историки кино называют первым фильмом-сборником или советским монтажом . Первоначально называвшийся «Февраль», сценарист Марк Цейтлин и Эсфирь Шуб вместе работали над этим документальным фильмом, посвященным упадку российской монархии. [11]
Фильм состоит из стандартных и архивных материалов, которые Шуб тщательно сохранял и повторно использовал. Шуб поехала в Ленинград в 1926 году, чтобы получить кадры, необходимые для фильма, потратив два месяца на изучение более 60 000 метров пленки (большая часть которых была повреждена) и выбрала 5200 метров, чтобы отвезти их обратно в Москву. [12] Фильм охватывает период с 1912 по 1917 год, повествуя о моментах до, после и во время Первой мировой войны, а затем закончившейся Октябрьской революцией . Он примечателен использованием титров, которые обеспечивают исторический контекст и комментарии к событиям, изображенным в кадрах, а также помогают зрителям пройти через начало конца династии Романовых. Эта техника, наряду с изображением семьи Романовых, эффективно демонстрирует резкий контраст между расточительным образом жизни аристократии и борьбой рабочего класса. Теоретик кино Алла Гадассик предполагает, что без ее вмешательства в «поиск, распутывание и сохранение забытых рулонов пленки, весьма вероятно, что ни один из этих кадров не сохранился бы в последующие десятилетия». [11] Вклад Шуба в историю компиляций фильмов имел большое значение в Соединенных Штатах в 1930-е годы и во время Второй мировой войны. Историки Джек К. Эллис и Бетси А. Маклейн отмечают, что «до них не существовало ничего подобного фильмам Шуб, и ее работы остаются одними из лучших примеров техники компиляции». [13]
Критический прием
[ редактировать ]Эйзенштейна «Октябрь» (1928), который также был заказан к десятой годовщине этого события, подвергся критике со стороны ЛЕФистов (советских художественных журналистов) за «слишком личный», а безличность работ Шуба они сочли более образцовыми для революции. Советские теоретики кино оценили невидимый авторитет Шуба как поистине революционный, поскольку он эффективно использовался в качестве пропаганды.Сергей Емолинский, критик-конструктивист, связанный с советским художественным журналом «ЛЕФ», в равной степени хвалит Шуба и Вертова за их разное отношение к документальному кино. Он поясняет, что при этом «Вертов «бросился на данный материал, разрезая его на множество частей, подчиняя таким образом своему воображению... Шуб рассматривал каждый кусок [кадр] как самодостаточную, автономную сущность»». Эта критика двух методов из первых рук показывает, что преданность Шуба журналистскому кинематографу стала катализатором того, что сегодня документальное кино классифицирует, как фильм-сборник. [14]
Более поздние работы
[ редактировать ]В 1927 году Шуб опубликовал статью «Работа монтажниц», или «Работа монтажников», в которой очерчивался труд женщин при монтаже. [11] Эта статья была опубликована через несколько месяцев после выхода в прокат документального фильма «Падение династии Романовых » (1927), когда Шуб изо всех сил пыталась добиться признания и режиссерского признания своего фильма.
В 1932 году Шуб стал инициатором создания первого советского звукового документального фильма « Спонсор электрификации» . [7]
В конце 1940-х — начале 1950-х годов она работала преимущественно редактором и писала мемуары как о своей жизни, так и о технике кинопроизводства. Она также написала сценарий под названием «Женщины» (1933–34), в котором исследуются роли женщин на протяжении всей истории. Хотя этот проект так и не был экранизирован, в сценарии проявляется интерес Шуб к феминизму. [7]
Личная жизнь
[ редактировать ]Шуб был женат дважды. От первого мужа Исаака Владимировича Шуба у нее родилась дочь Анна. После того, как этот брак распался, она вышла замуж за Алексея Гана , кинорежиссера, который также издавал киножурнал «Кино-Фот» . Шуб умер 21 сентября 1959 года в Москве. [7]
Мемуары
[ редактировать ]Эсфирь Шуб нашла время написать собственные мемуары под названием « Жизнь моя — кинограф» ( «Моя жизнь — кино Во второй половине своей карьеры »). Более подробную информацию об этих мемуарах можно найти в статье Влады Петрич в Ежеквартальном обзоре киноведения № 1. 4, «Эстер Шуб: Кино — моя жизнь», которую можно посмотреть в Публичной библиотеке Нью-Йорка. [14] В своих мемуарах она описывает множество фильмов, которые либо так и не были сняты, либо правительство передало менее известным режиссерам, пользовавшимся в то время предпочтением. [6] В своих воспоминаниях она откровенно рассказывает о своей борьбе за уважение как женщина-теоретик и практик в области советского кино, где доминируют мужчины. [5]
Фильмография
[ редактировать ]- Падение династии Романовых (1927)
- Проститутка (1927) - редактор
- Великая дорога (1927)
- Россия Николая II и Льва Толстого (1928)
- Сегодня (1930)
- Комсомол – руководитель электрификации (1932).
- Испания (1939)
- Родная страна (1942)
- По ту сторону Аракса (1946)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2016). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 680–682. ISBN 978-1442268425 .
- ^ Барсам, Ричард Меран (1992). Документальный фильм: критическая история . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 76.
- ^ Петрич, Влада (1989). Эстер Шуб: Кино как исторический дискурс. В книге «Покажи нам жизнь»: к истории эстетики документального фильма . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. стр. 21–46.
- ^ «Эсфирь Ильинишна Шуб» . Еврейский женский архив . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей Браун, Джереми. «Эсфирь Ильинишна Шуб» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дого, Дуня. «Эсфирь Шуб» . Проект «Пионеры женского кино» . Библиотеки Колумбийского университета. Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Эстер Шуб» . Answers.com: Биографическая энциклопедия Гейла . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Столлери, Мартин (2002). «Эйзенштейн, Шуб и пол автора как продюсера». История кино . Фильм/Музыка. 14 (1): 93. doi : 10.2979/fil.2002.14.1.87 . JSTOR 3815583 .
- ^ Столлери, Мартин (2002). «Эйзенштейн, Шуб и пол автора как продюсера». История кино . Фильм/Музыка. 14 (1): 87–99. дои : 10.2979/fil.2002.14.1.87 . JSTOR 3815583 .
- ^ Осипова, Анастасия (5 сентября 2011 г.). «СЛОЖНЫЕ ФАКТЫ Эсфирь Шуб и проблема реализма» . Бруклинская железная дорога . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гадассик, Алла (2021). «Умелая Исида: Эсфирь Шуб и документалист в роли смотрителя» в сборнике по истории документального кино . Уайли Блэквелл. стр. 165–186.
- ^ Лейда, Джей (1964). Фильмы порождают фильмы: исследование сборника фильмов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Хилл и Ван. стр. 26–27.
- ^ Эллис и Маклейн, Джек, Бетси (2006). Новая история документального кино . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Continuum International Publishing Group Inc., с. 37.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Петрич, Влада (1987). Конструктивизм в кино: Человек с киноаппаратом: Кинематографический анализ . Кембридж: Кембриджский университет. п. 20.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эсфирь Шуб. Архивировано 21 декабря 2016 г. в Wayback Machine проекта Women Film Pioneers.
- Эсфирь Шуб на IMDb
- Обширная биография на Answers.com
- советские кинорежиссеры
- Украинские женщины-кинорежиссеры
- Советские женщины-кинорежиссеры
- Украинские евреи
- Русские евреи
- 1894 рождения
- 1959 смертей
- Советские киноредакторы
- Украинские режиссеры документального кино
- Украинские киноредакторы
- Беларусфильм фильмы
- Женщины-пионеры кинематографа
- Женщины-киноредакторы
- Женщины-режиссёры-документалисты
- Женщины-мемуаристки