Jump to content

Туннель

(Перенаправлено из Железнодорожного туннеля )

Туннель в Коль-дю-Галибье , Франция.
Туннель в Форт-де-Мюциг , Франция.
Украшенный портал автодорожного туннеля в Гуанахуато , Мексика
Коммунальный туннель для труб отопления между Ригсхоспиталет и Амагерверкет в Копенгагене , Дания
Туннель в метро Тайбэя на Тайване
длиной 421 м (1381 фут) Южный портал туннеля канала Чирк , Уэльс

Туннель это подземный или подводный проход. Его выкапывают в окружающей почве, земле или камне или кладут под воду, и обычно он полностью закрыт, за исключением двух общих порталов на каждом конце, хотя в различных точках по длине могут быть отверстия для доступа и вентиляции. Трубопровод это не туннель, [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] хотя в некоторых недавних туннелях использовались методы строительства погружных труб , а не традиционные методы бурения туннелей. [ нужна ссылка ]

Туннель может быть предназначен для пешеходного или автомобильного движения , для железнодорожного движения или для канала . Центральные части сети скоростного транспорта обычно находятся в туннеле. Некоторые туннели используются в качестве канализационных коллекторов или акведуков для подачи воды для потребления или для гидроэлектростанций . Коммунальные туннели используются для прокладки пара, охлажденной воды, электрических или телекоммуникационных кабелей, а также для соединения зданий для удобного прохода людей и оборудования.

Секретные туннели строятся в военных целях или гражданскими лицами контрабанды оружия людей , контрабанды или для . Специальные туннели, такие как переходы для диких животных , строятся, чтобы позволить диким животным безопасно пересекать искусственные барьеры. Туннели могут быть объединены в туннельные сети .

Терминология

[ редактировать ]
Вход в туннель Рантавяйля в северной части Тампере , Пирканмаа , Финляндия.
Тканевый туннель в районе Мулвибазар , Бангладеш.

Туннель относительно длинный и узкий; длина часто намного превышает диаметр в два раза , хотя можно построить аналогичные более короткие раскопки, например, переходы между туннелями.

Туннель, проложенный животным, обычно называют норой и может иметь или не иметь несколько порталов.

Определение того, что представляет собой туннель, может широко варьироваться от источника к источнику. Например, в Соединенном Королевстве автодорожный туннель определяется как «подземное сооружение автомагистрали длиной 150 метров (490 футов) или более». [ 1 ] В Соединенных Штатах NFPA , — это «подземное сооружение с расчетной длиной более 23 м (75 футов) и диаметром более 1800 миллиметров (5,9 футов)». определение туннеля, данное [ 2 ]

Некоторые из самых ранних туннелей, используемых людьми, представляли собой палеоноры , вырытые доисторическими млекопитающими. [ 3 ]

Туннель на Джоралемон-стрит на открытке 1913 года, часть метро Нью-Йорка. системы

Большая часть ранних технологий прокладки туннелей возникла из горнодобывающей промышленности и военной техники . Этимология терминов «горное дело» (для добычи полезных ископаемых или для осадных атак ), «военная инженерия» и « гражданское строительство » раскрывает эти глубокие исторические связи.

Античность и раннее средневековье

[ редактировать ]

Предшественниками современных туннелей были штольни , по которым транспортировалась вода для орошения , питья или канализации . Первые канаты известны еще до 2000 г. до н.э.

Самый ранний туннель, который, как известно, был раскопан с обоих концов, — это Силоамский туннель , построенный в Иерусалиме царями Иудеи примерно в 8 веке до нашей эры. Другой туннель, раскопанный с обоих концов, возможно, второй известный, — это Туннель Эупалинос , который представляет собой туннельный акведук длиной 1036 м (3400 футов), проходящий через гору Кастро на острове Самос , Греция . Он был построен в VI веке до нашей эры и служил акведуком .

В Эфиопии , пешеходный туннель Сикурто высеченный вручную в средние века, пересекает горный хребет.

В секторе Газа сеть туннелей использовалась еврейскими стратегами в качестве убежищ, вырубленных в скалах, что было первым связующим звеном с иудейским сопротивлением римскому правлению во время восстания Бар-Кохбы во 2 веке нашей эры.

Геотехнические изыскания и проектирование

[ редактировать ]

Крупный проект туннеля должен начинаться с комплексного исследования состояния грунта путем сбора проб из скважин и других геофизических методов. Затем можно будет сделать осознанный выбор техники и методов земляных работ и поддержки грунта, что снизит риск возникновения непредвиденных грунтовых условий. При планировании маршрута можно выбрать горизонтальное и вертикальное выравнивание, чтобы максимально использовать условия грунта и воды. Обычно туннель располагают глубже, чем требовалось бы в противном случае, чтобы прорыть твердую породу или другой материал, который легче поддерживать во время строительства.

Обычные кабинетные и предварительные исследования местности могут дать недостаточно информации для оценки таких факторов, как глыбовый характер горных пород, точное расположение зон разломов или время стояния более мягкого грунта. Это может вызывать особую озабоченность в туннелях большого диаметра. Чтобы получить больше информации, перед основными раскопками можно проложить пилотный туннель (или «проходной туннель»). Этот туннель меньшего размера с меньшей вероятностью катастрофически обрушится в случае возникновения непредвиденных условий, и его можно включить в последний туннель или использовать в качестве резервного или аварийного выхода. Альтернативно, горизонтальные скважины иногда могут быть пробурены перед продвигающимся забоем туннеля.

Другие ключевые геотехнические факторы:

  • Время стояния — это время, в течение которого недавно выкопанная полость может поддерживать себя без каких-либо дополнительных структур. Знание этого параметра позволяет инженерам определить, как далеко могут продолжаться раскопки, прежде чем потребуется поддержка, что, в свою очередь, влияет на скорость, эффективность и стоимость строительства. Как правило, определенные конфигурации камня и глины имеют наибольшее время выдержки, тогда как песок и мелкая почва имеют гораздо меньшее время выдержки. [ 4 ]
  • Контроль грунтовых вод очень важен при строительстве туннелей. Просачивание воды в туннель или вертикальную шахту значительно сократит время стоянки, в результате чего земляные работы станут нестабильными и возникнет риск обрушения. Самый распространенный способ контроля грунтовых вод – это прокладка водоотводных труб в землю и простое откачивание воды. [ 5 ] Очень эффективной, но дорогой технологией является замораживание грунта с использованием труб, которые вставляются в землю вокруг котлована и затем охлаждаются специальными хладагентами. Это замораживает землю вокруг каждой трубы до тех пор, пока все пространство не будет окружено мерзлой почвой, не допуская проникновения воды до тех пор, пока не будет построено постоянное сооружение.
  • туннеля Форма поперечного сечения также очень важна для определения времени простоя. Если выемка туннеля шире, чем высота, ему будет труднее поддерживать себя, что сокращает время его стояния. Квадратный или прямоугольный котлован труднее сделать самонесущим из-за концентрации напряжений в углах. [ 6 ]

Выбор туннелей и мостов

[ редактировать ]

The Harbor Tunnel in Baltimore, USA, which carries I-895, serves as an example of a water-crossing tunnel built instead of a bridge.

Для водных переходов строительство туннеля обычно обходится дороже, чем строительство моста. Однако как навигационные, так и транспортные соображения могут ограничивать использование высоких или разводных мостов, пересекающих судоходные каналы, что приводит к необходимости строительства туннеля.

Bridges usually require a larger footprint on each shore than tunnels. In areas with expensive real estate, such as Manhattan and urban Hong Kong, this is a strong factor in favor of a tunnel. Boston's Big Dig project replaced elevated roadways with a tunnel system to increase traffic capacity, hide traffic, reclaim land, redecorate, and reunite the city with the waterfront.

The 1934 Queensway Tunnel under the River Mersey at Liverpool was chosen over a massively high bridge for defense reasons; it was feared that aircraft could destroy a bridge in times of war, not merely impairing road traffic but blocking the river to navigation. Maintenance costs of a massive bridge to allow the world's largest ships to navigate under were considered higher than for a tunnel. Similar conclusions were reached for the 1971 Kingsway Tunnel under the Mersey. In Hampton Roads, Virginia, tunnels were chosen over bridges for strategic considerations; in the event of damage, bridges might prevent US Navy vessels from leaving Naval Station Norfolk.

Water-crossing tunnels built instead of bridges include the Seikan Tunnel in Japan; the Holland Tunnel and Lincoln Tunnel between New Jersey and Manhattan in New York City; the Queens-Midtown Tunnel between Manhattan and the borough of Queens on Long Island; the Detroit-Windsor Tunnel between Michigan and Ontario; and the Elizabeth River tunnels between Norfolk and Portsmouth, Virginia; the 1934 River Mersey road Queensway Tunnel; the Western Scheldt Tunnel, Zeeland, Netherlands; and the North Shore Connector tunnel in Pittsburgh, Pennsylvania. The Sydney Harbour Tunnel was constructed to provide a second harbour crossing and to alleviate traffic congestion on the Sydney Harbour Bridge, without spoiling the iconic view.

Other reasons for choosing a tunnel instead of a bridge include avoiding difficulties with tides, weather, and shipping during construction (as in the 51.5-kilometre or 32.0-mile Channel Tunnel), aesthetic reasons (preserving the above-ground view, landscape, and scenery), and also for weight capacity reasons (it may be more feasible to build a tunnel than a sufficiently strong bridge).

Some water crossings are a mixture of bridges and tunnels, such as the Denmark to Sweden link and the Chesapeake Bay Bridge-Tunnel in Virginia.

There are particular hazards with tunnels, especially from vehicle fires when combustion gases can asphyxiate users, as happened at the Gotthard Road Tunnel in Switzerland in 2001. One of the worst railway disasters ever, the Balvano train disaster, was caused by a train stalling in the Armi tunnel in Italy in 1944, killing 426 passengers. Designers try to reduce these risks by installing emergency ventilation systems or isolated emergency escape tunnels parallel to the main passage.

Project planning and cost estimates

[edit]

Government funds are often required for the creation of tunnels.[7] When a tunnel is being planned or constructed, economics and politics play a large factor in the decision making process. Civil engineers usually use project management techniques for developing a major structure. Understanding the amount of time the project requires, and the amount of labor and materials needed is a crucial part of project planning. The project duration must be identified using a work breakdown structure and critical path method. Also, the land needed for excavation and construction staging, and the proper machinery must be selected. Large infrastructure projects require millions or even billions of dollars, involving long-term financing, usually through issuance of bonds.

The costs and benefits for an infrastructure such as a tunnel must be identified. Political disputes can occur, as in 2005 when the US House of Representatives approved a $100 million federal grant to build a tunnel under New York Harbor. However, the Port Authority of New York and New Jersey was not aware of this bill and had not asked for a grant for such a project.[8] Increased taxes to finance a large project may cause opposition.[9]

Construction

[edit]

Tunnels are dug in types of materials varying from soft clay to hard rock. The method of tunnel construction depends on such factors as the ground conditions, the groundwater conditions, the length and diameter of the tunnel drive, the depth of the tunnel, the logistics of supporting the tunnel excavation, the final use and the shape of the tunnel and appropriate risk management.

There are three basic types of tunnel construction in common use. Cut-and-cover tunnels are constructed in a shallow trench and then covered over. Bored tunnels are constructed in situ, without removing the ground above. Finally, a tube can be sunk into a body of water, which is called an immersed tunnel.

Cut-and-cover

[edit]
Cut-and-cover construction at Saint-Michel on Paris Métro Line 4 (c. 1910)

Cut-and-cover is a simple method of construction for shallow tunnels where a trench is excavated and roofed over with an overhead support system strong enough to carry the load of what is to be built above the tunnel.[10]

There are two basic forms of cut-and-cover tunnelling:

  • Bottom-up method: A trench is excavated, with ground support as necessary, and the tunnel is constructed in it. The tunnel may be of in situ concrete, precast concrete, precast arches, or corrugated steel arches; in early days brickwork was used. The trench is then carefully back-filled and the surface is reinstated.
  • Top-down method: Side support walls and capping beams are constructed from ground level by such methods as slurry walling or contiguous bored piling. Only a shallow excavation is needed to construct the tunnel roof using precast beams or in situ concrete sitting on the walls. The surface is then reinstated except for access openings. This allows early reinstatement of roadways, services, and other surface features. Excavation then takes place under the permanent tunnel roof, and the base slab is constructed.

Shallow tunnels are often of the cut-and-cover type (if under water, of the immersed-tube type), while deep tunnels are excavated, often using a tunnelling shield. For intermediate levels, both methods are possible.

Large cut-and-cover boxes are often used for underground metro stations, such as Canary Wharf tube station in London. This construction form generally has two levels, which allows economical arrangements for ticket hall, station platforms, passenger access and emergency egress, ventilation and smoke control, staff rooms, and equipment rooms. The interior of Canary Wharf station has been likened to an underground cathedral, owing to the sheer size of the excavation. This contrasts with many traditional stations on London Underground, where bored tunnels were used for stations and passenger access. Nevertheless, the original parts of the London Underground network, the Metropolitan and District Railways, were constructed using cut-and-cover. These lines pre-dated electric traction and the proximity to the surface was useful to ventilate the inevitable smoke and steam.

A major disadvantage of cut-and-cover is the widespread disruption generated at the surface level during construction.[11] This, and the availability of electric traction, brought about London Underground's switch to bored tunnels at a deeper level towards the end of the 19th century.

Prior to the replacement of manual excavation by the use of boring machines, Victorian tunnel excavators developed a specialized method called clay-kicking for digging tunnels in clay-based soils. The clay-kicker lies on a plank at a 45-degree angle away from the working face and rather than a mattock with his hands, inserts with his feet a tool with a cup-like rounded end, then turns the tool with his hands to extract a section of soil, which is then placed on the waste extract. Clay-kicking is a specialized method developed in the United Kingdom of digging tunnels in strong clay-based soil structures. This method of cut and cover construction required relatively little disturbance of property during the renewal of the United Kingdom's then ancient sewerage systems. It was also used during the First World War by Royal Engineer tunnelling companies placing mines beneath German lines, because it was almost silent and so not susceptible to listening methods of detection.[12]

Boring machines

[edit]
A workman is dwarfed by the cutting end of a tunnel boring machine used to excavate the Gotthard Base Tunnel (Switzerland), the world's longest railway tunnel.

Tunnel boring machines (TBMs) and associated back-up systems are used to highly automate the entire tunnelling process, reducing tunnelling costs. In certain predominantly urban applications, tunnel boring is viewed as a quick and cost-effective alternative to laying surface rails and roads. Expensive compulsory purchase of buildings and land, with potentially lengthy planning inquiries, is eliminated. Disadvantages of TBMs arise from their usually large size – the difficulty of transporting the large TBM to the site of tunnel construction, or (alternatively) the high cost of assembling the TBM on-site, often within the confines of the tunnel being constructed.

There are a variety of TBM designs that can operate in a variety of conditions, from hard rock to soft water-bearing ground. Some TBMs, the bentonite slurry and earth-pressure balance types, have pressurized compartments at the front end, allowing them to be used in difficult conditions below the water table. This pressurizes the ground ahead of the TBM cutter head to balance the water pressure. The operators work in normal air pressure behind the pressurized compartment, but may occasionally have to enter that compartment to renew or repair the cutters. This requires special precautions, such as local ground treatment or halting the TBM at a position free from water. Despite these difficulties, TBMs are now preferred over the older method of tunnelling in compressed air, with an airlock/decompression chamber some way back from the TBM, which required operators to work in high pressure and go through decompression procedures at the end of their shifts, much like deep-sea divers.

In February 2010, Aker Wirth delivered a TBM to Switzerland, for the expansion of the Linth–Limmern Power Stations located south of Linthal in the canton of Glarus. The borehole has a diameter of 8.03 metres (26.3 ft).[13] The four TBMs used for excavating the 57-kilometre (35 mi) Gotthard Base Tunnel, in Switzerland, had a diameter of about 9 metres (30 ft). A larger TBM was built to bore the Green Heart Tunnel (Dutch: Tunnel Groene Hart) as part of the HSL-Zuid in the Netherlands, with a diameter of 14.87 metres (48.8 ft).[14] This in turn was superseded by the Madrid M30 ringroad, Spain, and the Chong Ming tunnels in Shanghai, China. All of these machines were built at least partly by Herrenknecht. As of August 2013, the world's largest TBM was "Big Bertha", a 17.5-metre (57.5 ft) diameter machine built by Hitachi Zosen Corporation, which dug the Alaskan Way Viaduct replacement tunnel in Seattle, Washington (US).[15]

Shafts

[edit]
1886 illustration showing the ventilation and drainage system of the Mersey railway tunnel

A temporary access shaft is sometimes necessary during the excavation of a tunnel. They are usually circular and go straight down until they reach the level at which the tunnel is going to be built. A shaft normally has concrete walls and is usually built to be permanent. Once the access shafts are complete, TBMs are lowered to the bottom and excavation can start. Shafts are the main entrance in and out of the tunnel until the project is completed. If a tunnel is going to be long, multiple shafts at various locations may be bored so that entrance to the tunnel is closer to the unexcavated area.[6]

Once construction is complete, construction access shafts are often used as ventilation shafts, and may also be used as emergency exits.

Sprayed concrete techniques

[edit]

The New Austrian Tunnelling method (NATM)—also referred to as the Sequential Excavation Method (SEM)[16]—was developed in the 1960s. The main idea of this method is to use the geological stress of the surrounding rock mass to stabilize the tunnel, by allowing a measured relaxation and stress reassignment into the surrounding rock to prevent full loads becoming imposed on the supports. Based on geotechnical measurements, an optimal cross section is computed. The excavation is protected by a layer of sprayed concrete, commonly referred to as shotcrete. Other support measures can include steel arches, rock bolts, and mesh. Technological developments in sprayed concrete technology have resulted in steel and polypropylene fibers being added to the concrete mix to improve lining strength. This creates a natural load-bearing ring, which minimizes the rock's deformation.[16]

Illowra Battery utility tunnel, Port Kembla. One of many bunkers south of Sydney.

By special monitoring the NATM method is flexible, even at surprising changes of the geomechanical rock consistency during the tunneling work. The measured rock properties lead to appropriate tools for tunnel strengthening.[16]

Pipe jacking

[edit]

In pipe jacking, hydraulic jacks are used to push specially made pipes through the ground behind a TBM or shield. This method is commonly used to create tunnels under existing structures, such as roads or railways. Tunnels constructed by pipe jacking are normally small diameter bores with a maximum size of around 3.2 metres (10 ft).

Box jacking

[edit]

Box jacking is similar to pipe jacking, but instead of jacking tubes, a box-shaped tunnel is used. Jacked boxes can be a much larger span than a pipe jack, with the span of some box jacks in excess of 20 metres (66 ft). A cutting head is normally used at the front of the box being jacked, and spoil removal is normally by excavator from within the box. Recent developments of the Jacked Arch and Jacked deck have enabled longer and larger structures to be installed to close accuracy.

Underwater tunnels

[edit]
Shark tunnel at the Georgia Aquarium

There are also several approaches to underwater tunnels, the two most common being bored tunnels or immersed tubes, examples are Bjørvika Tunnel and Marmaray. Submerged floating tunnels are a novel approach under consideration; however, no such tunnels have been constructed to date.

Temporary way

[edit]

During construction of a tunnel it is often convenient to install a temporary railway, particularly to remove excavated spoil, often narrow gauge so that it can be double track to allow the operation of empty and loaded trains at the same time. The temporary way is replaced by the permanent way at completion, thus explaining the term "Perway".

Enlargement

[edit]
A utility tunnel in Prague

The vehicles or traffic using a tunnel can outgrow it, requiring replacement or enlargement:

  • The original single line Gib Tunnel near Mittagong was replaced with a double-track tunnel, with the original tunnel used for growing mushrooms.[17][18]
  • The 1832 double-track 1.6-kilometre (1 mi)-long tunnel from Edge Hill to Lime Street in Liverpool was near totally removed, apart from a 50-metre (55 yd) section at Edge Hill and a section nearer to Lime Street, as four tracks were required. The tunnel was dug out into a very deep four-track cutting, with short tunnels in places along the cutting. Train services were not interrupted as the work progressed.[19][20] There are other occurrences of tunnels being replaced by open cuts, for example, the Auburn Tunnel.
  • The Farnworth Tunnel in England was enlarged using a tunnel boring machine (TBM) in 2015.[21] The Rhyndaston Tunnel was enlarged using a borrowed TBM so as to be able to take ISO containers.
  • Tunnels can also be enlarged by lowering the floor.[22]

Open building pit

[edit]

An open building pit consists of a horizontal and a vertical boundary that keeps groundwater and soil out of the pit. There are several potential alternatives and combinations for (horizontal and vertical) building pit boundaries. The most important difference with cut-and-cover is that the open building pit is muted after tunnel construction; no roof is placed.

Other construction methods

[edit]
Tunnel excavated with drilling and blasting method.

Variant tunnel types

[edit]

Double-deck and multipurpose tunnels

[edit]
The upper-level traffic lanes through Yerba Buena Island, part of the San Francisco–Oakland Bay Bridge

Some tunnels are double-deck, for example, the two major segments of the San Francisco–Oakland Bay Bridge (completed in 1936) are linked by a 160-metre (540 ft) double-deck tunnel section through Yerba Buena Island, the largest-diameter bored tunnel in the world.[23] At construction this was a combination bidirectional rail and truck pathway on the lower deck with automobiles above, now converted to one-way road vehicle traffic on each deck.

In Turkey, the Eurasia Tunnel under the Bosphorus, opened in 2016, has at its core a 5.4 km (3.4 mi) two-deck road tunnel with two lanes on each deck.[24]

Additionally, in 2015 the Turkish government announced that it will build three-level tunnel, also under the Bosporus.[25] The tunnel is intended to carry both the Istanbul metro and a two-level highway, over a length of 6.5 km (4.0 mi).

The French A86 Duplex Tunnel [fr] in west Paris consists of two bored tunnel tubes, the eastern one of which has two levels for light motorized vehicles, over a length of 10 km (6.2 mi). Although each level offers a physical height of 2.54 m (8.3 ft), only traffic up to 2 m (6.6 ft) tall is allowed in this tunnel tube, and motorcyclists are directed to the other tube. Each level was built with a three-lane roadway, but only two lanes per level are used – the third serves as a hard shoulder within the tunnel. The A86 Duplex is Europe's longest double-deck tunnel.

In Shanghai, China, a 2.8 km (1.7 mi) two-tube double-deck tunnel was built starting in 2002. In each tube of the Fuxing Road Tunnel [zh] both decks are for motor vehicles. In each direction, only cars and taxis travel on the 2.6 m (8.5 ft) high two-lane upper deck, and heavier vehicles, like trucks and buses, as well as cars, may use the 4.0 m (13 ft) high single-lane lower level.[26]

In the Netherlands, a 2.3 km (1.4 mi) two-storey, eight-lane, cut-and-cover road tunnel under the city of Maastricht was opened in 2016.[27] Each level accommodates a full height, two by two-lane highway. The two lower tubes of the tunnel carry the A2 motorway, which originates in Amsterdam, through the city; and the two upper tubes take the N2 regional highway for local traffic.[28]

The Alaskan Way Viaduct replacement tunnel, is a $3.3 billion 2.83-kilometre (1.76 mi), double-decker bored highway tunnel under Downtown Seattle. Construction began in July 2013 using "Bertha", at the time the world's largest earth pressure balance tunnel boring machine, with a 17.5-metre (57.5 ft) cutterhead diameter. After several delays, tunnel boring was completed in April 2017, and the tunnel opened to traffic on 4 February 2019.

New York City's 63rd Street Tunnel under the East River, between the boroughs of Manhattan and Queens, was intended to carry subway trains on the upper level and Long Island Rail Road commuter trains on the lower level. Construction started in 1969,[29] and the two sides of the tunnel were bored through in 1972.[30] The upper level, used by the IND 63rd Street Line (F and <F> train) of the New York City Subway, was not opened for passenger service until 1989.[31] The lower level, intended for commuter rail, saw passenger service after completion of the East Side Access project, in late 2022.[32]

In the UK, the 1934 Queensway Tunnel under the River Mersey between Liverpool and Birkenhead was originally to have road vehicles running on the upper deck and trams on the lower. During construction the tram usage was cancelled. The lower section is only used for cables, pipes and emergency accident refuge enclosures.

Hong Kong's Lion Rock Tunnel, built in the mid 1960s, connecting New Kowloon and Sha Tin, carries a motorway but also serves as an aqueduct, featuring a gallery containing five water mains lines with diameters between 1.2 and 1.5 m (4 and 5 ft) below the road section of the tunnel.[33]

Wuhan's Yangtze River Highway and Railway Tunnel is a 2.59 km (1.61 mi) two-tube double-deck tunnel under the Yangtze River completed in 2018. Each tube carries three lanes of local traffic on the top deck with one track Wuhan Metro Line 7 on the lower deck.[34][35][36]

Mount Baker Tunnel has three levels. The bottom level is to be used by Sound Transit light rail. The middle level is used by car traffic, and the top layer is for bicycle and pedestrian access.

Some tunnels have more than one purpose. The SMART Tunnel in Malaysia is the first multipurpose "Stormwater Management And Road Tunnel" in the world, created to convey both traffic and occasional flood waters in Kuala Lumpur. When necessary, floodwater is first diverted into a separate bypass tunnel located underneath the 4.0 km (2.5 mi) double-deck roadway tunnel. In this scenario, traffic continues normally. Only during heavy, prolonged rains when the threat of extreme flooding is high, the upper tunnel tube is closed off to vehicles and automated flood control gates are opened so that water can be diverted through both tunnels.[37]

Common utility ducts or utility tunnels carry two or more utility lines. Through co-location of different utilities in one tunnel, organizations are able to reduce the costs of building and maintaining utilities.

Covered passageways

[edit]
The 19th century Dark Gate in Esztergom, Hungary

Over-bridges can sometimes be built by covering a road or river or railway with brick or steel arches, and then leveling the surface with earth. In railway parlance, a surface-level track which has been built or covered over is normally called a "covered way".

Snow sheds are a kind of artificial tunnel built to protect a railway from avalanches of snow. Similarly the Stanwell Park, New South Wales "steel tunnel," on the Illawarra railway line, protects the line from rockfalls.

Underpass

[edit]
Подземный переход для крупного рогатого скота, созданный в 1914 году на строительстве исторического шоссе через реку Колумбия.

An underpass is a road or railway or other passageway passing under another road or railway, under an overpass. This is not strictly a tunnel.

Safety and security

[edit]
Вход в туннель Пон-де-л'Альма , место, где автомобиль с Дианой, принцессой Уэльской , врезался в «Фиат», а затем в стену . Надлежащего барьера не было, и это способствовало ее смерти.

Из-за закрытого пространства туннеля пожары могут иметь очень серьезные последствия для пользователей. Главную опасность представляют газо- и дымообразование, причем даже низкие концентрации угарного газа являются высокотоксичными. в 2001 году погибло 11 человек в результате пожара в Готардском туннеле Например, , все жертвы скончались от дыма и отравления газом. Более 400 пассажиров погибли в результате крушения поезда Бальвано в Италии в 1944 году, когда локомотив остановился в длинном туннеле. Отравление угарным газом стало основной причиной смерти. При пожаре в туннеле Калдекотт в 1982 году большинство погибших было вызвано токсичным дымом, а не первоначальной аварией. Аналогичным образом, 84 человека погибли при пожаре в парижском метро в 1904 году.

В автомобильных туннелях обычно требуются вентиляционные шахты и вентиляторы с электроприводом для удаления токсичных выхлопных газов во время повседневной эксплуатации. [ 38 ]

Железнодорожные туннели обычно требуют меньше воздухообмена в час , но все же могут требовать принудительной вентиляции . В обоих типах туннелей часто предусмотрены средства для увеличения вентиляции в чрезвычайных ситуациях, например, при пожаре. Хотя существует риск увеличения скорости горения из-за увеличения потока воздуха, основное внимание уделяется обеспечению воздухом, пригодным для дыхания, людей, оказавшихся в туннеле, а также пожарных .

Волна аэродинамического давления , создаваемая высокоскоростными поездами, въезжающими в туннель. [ 39 ] отражаются на его открытых концах и меняют знак ( фронт волны сжатия меняется на фронт волны разрежения и наоборот). Когда два волновых фронта одного знака встречаются с поездом, возникает значительное и быстрое давление воздуха. [ 40 ] может вызвать дискомфорт в ушах [ 41 ] для пассажиров и экипажа. Когда высокоскоростной поезд выходит из туннеля, может возникнуть громкий « туннельный грохот », который может беспокоить жителей вблизи входа в туннель, и он усугубляется в горных долинах, где звук может отражаться эхом.

При наличии параллельного отдельного туннеля обычно предусматриваются герметичные, но незапертые аварийные двери, которые позволяют застрявшему персоналу выбраться из задымленного туннеля в параллельный туннель. [ 42 ]

Более крупные и интенсивно используемые туннели, такие как туннель Big Dig в Бостоне, штат Массачусетс , могут иметь специальный круглосуточный операционный центр с персоналом , который отслеживает и сообщает об условиях дорожного движения, а также реагирует на чрезвычайные ситуации. [ 43 ] Часто используется оборудование для видеонаблюдения , а фотографии условий дорожного движения на некоторых автомагистралях в режиме реального времени могут быть доступны широкой публике через Интернет.

База данных сейсмических повреждений подземных сооружений на основе 217 историй болезни показывает, что в отношении сейсмических характеристик подземных сооружений можно сделать следующие общие наблюдения:

  • Подземные сооружения повреждаются значительно меньше, чем наземные.
  • Зарегистрированный ущерб уменьшается с увеличением глубины бремени. Глубокие туннели кажутся более безопасными и менее уязвимыми для землетрясений, чем неглубокие туннели.
  • Можно ожидать, что подземные сооружения, построенные в почве, понесут больший ущерб по сравнению с отверстиями, построенными в прочной скальной породе.
  • Туннели с облицовкой и цементированием безопаснее, чем туннели без облицовки в скале. Ущерб от тряски можно уменьшить, стабилизировав грунт вокруг туннеля и улучшив контакт между облицовкой и окружающим грунтом посредством цементации.
  • Туннели более устойчивы при симметричной нагрузке, что улучшает взаимодействие с землей. Улучшение обделки туннеля путем размещения более толстых и жестких секций без стабилизации окружающего бедного грунта может привести к возникновению избыточных сейсмических сил в обделке. Обратная засыпка нециклически подвижным материалом [ нужны разъяснения ] а меры по стабилизации горных пород могут повысить безопасность и устойчивость неглубоких туннелей.
  • Ущерб может быть связан с максимальным ускорением и скоростью грунта в зависимости от магнитуды и эпицентрального расстояния пострадавшего землетрясения.
  • Продолжительность сильных трясок во время землетрясений имеет первостепенное значение, поскольку может вызвать усталостное разрушение и, следовательно, большие деформации.
  • Высокочастотные движения могут объяснить локальное растрескивание камня или бетона в плоскостях ослабления. Эти частоты, которые быстро затухают с расстоянием, можно ожидать главным образом на небольших расстояниях от причинного разлома.
  • Движение грунта может усиливаться при падении на туннель, если длина волны в один-четыре раза превышает диаметр туннеля.
  • Повреждения на порталах туннеля и рядом с ними могут быть значительными из-за нестабильности склона. [ 44 ]

Землетрясения являются одной из самых серьезных угроз природы. Землетрясение магнитудой 6,7 потрясло долину Сан-Фернандо в Лос-Анджелесе в 1994 году. Землетрясение нанесло значительный ущерб различным сооружениям, включая здания, эстакады автострад и дорожные системы по всему району. Национальный центр экологической информации оценивает общий ущерб в 40 миллиардов долларов. [ 45 ] Согласно статье, опубликованной Стивом Хаймоном из TheSource – Transportation News and Views, системе метро Лос-Анджелеса не было нанесено серьезных повреждений. Компания Metro, владелец системы метро Лос-Анджелеса, через свой инженерный персонал опубликовала заявление о проектировании и рассмотрении системы туннелей. Инженеры и архитекторы проводят обширный анализ того, насколько сильными, по их мнению, будут землетрясения в этом районе. Все это влияет на общую конструкцию и гибкость туннеля.

Эту же тенденцию ограниченного ущерба метро после землетрясения можно увидеть и во многих других местах. В 1985 году Мехико потрясло землетрясение магнитудой 8,1; Система метрополитена не пострадала, и фактически системы метро служили спасательным кругом для персонала служб экстренной помощи и эвакуации. В 1995 году в Кобе, Япония, пронесся магнитудой 7,2, не причинив ущерба самим туннелям. Входные порталы получили незначительные повреждения, однако эти повреждения были связаны с неправильным проектированием землетрясения, возникшего с момента первоначального строительства в 1965 году. В 2010 году Чили поразила сильная по любым масштабам сила магнитуды 8,8. Входные станции метро получили незначительные повреждения, и до конца дня метро не работало. К полудню следующего дня метро снова заработало. [ 46 ]

В истории

[ редактировать ]
Южный портал туннеля канала Дадли 1791 года в Англии.
Томаса Талбота Бери с изображением порталов туннеля Liverpool Edge Hill. Акварель
Короткий участок остался от туннеля Эдж-Хилл-Лайм-стрит 1832 года в Ливерпуле . Этот и короткий участок первоначального туннеля ближе к Лайм-стрит являются старейшими железнодорожными туннелями в мире, которые до сих пор активно используются.
Подход к Ливерпуль-Лайм-стрит . Первоначальный двухпутный туннель был удален, чтобы создать глубокую выемку. Некоторые из автомобильных мостов, видимых через разрез, представляют собой сплошную скалу и по сути представляют собой серию коротких туннелей.
Три восточных портала туннелей Liverpool Edge Hill, построенных в вырытой вручную глубокой выемке. Левый туннель с путями - это короткий второй туннель на Краун-стрит 1846 года, который до сих пор используется для маневровых работ. В центре, частично скрытый подлеском, находится заброшенный туннель Уоппинг 1829 года длиной 2,03 км (1,26 мили) . Справа, скрытый подлеском, находится заброшенный оригинальный короткий туннель на Краун-стрит 1829 года.
длиной 1659 футов (506 м) находился в эксплуатации с 1868 по 1993 год. Тоннель на высшем уровне Доннер-Пасс (№6)
Пневматическая буровая машина конца XIX века, изобретенная Жерменом Соммейлером и использовавшаяся для бурения первых больших туннелей через Альпы.
Небольшой действующий кирпичный туннель во Франции

История древних туннелей и тоннелей в мире рассматривается в различных источниках, которые включают множество примеров этих сооружений, построенных для разных целей. [ 47 ] [ 48 ] Ниже кратко представлены некоторые хорошо известные древние и современные туннели:

  • Канат — это системы управления водными ресурсами , или кариз в Персии используемые для обеспечения надежного снабжения водой населенных пунктов или для орошения в жарком, засушливом и полузасушливом климате. Самый глубокий известный канал находится в иранском городе Гонабад , который спустя 2700 лет до сих пор обеспечивает питьевой и сельскохозяйственной водой почти 40 000 человек. Глубина его основной скважины составляет более 360 м (1180 футов), а длина - 45 км (28 миль). [ 49 ]
  • Силоамский туннель был построен до 701 г. до н.э. для надежного снабжения водой и выдерживания осадных атак.
  • Евпалинский акведук на острове Самос ( Северное Эгейское море , Греция ) был построен в 520 году до нашей эры древнегреческим инженером Эупалином из Мегары по контракту с местной общиной. Эупалинос организовал работу так, что туннель был начат с обеих сторон горы Кастро. Обе команды одновременно продвинулись вперед и встретились в центре с великолепной точностью, что в то время было крайне сложно. Акведук имел первостепенное оборонительное значение, поскольку проходил под землей, и его было нелегко найти врагу, который иначе мог бы перекрыть подачу воды в Пифагорион , древнюю столицу Самоса . Существование туннеля было записано Геродотом (как и мол, гавань и третье чудо острова, великий храм Геры, который многие считают самым большим в греческом мире). Точное местоположение туннеля было восстановлено только в 19 веке немецкими археологами. Сам туннель имеет длину 1030 м (3380 футов), и посетители все еще могут войти в него.
  • Одна из первых известных дренажных и канализационных сетей в виде туннелей была построена в Персеполе в Иране одновременно со строительством ее фундамента в 518 г. до н. э. В большинстве мест сеть была вырыта в прочной скале горы, а затем покрыта большими кусками камня и камня, а затем засыпана землей и грудами щебня, чтобы выровнять землю. В ходе исследований и изысканий Герцфельд, а затем Шмидт и их археологические группы обнаружили длинные участки подобных каменных туннелей, простирающихся под дворцовой территорией. [ 50 ]
  • Виа Фламиния , важная римская дорога , проходила через перевал Фурло в Апеннинах через туннель, который император Веспасиан приказал построить в 76–77 годах нашей эры. Современная дорога SS 3 Flaminia до сих пор использует этот туннель, предшественник которого датируется III веком до нашей эры. Остатки этого более раннего туннеля (одного из первых автомобильных туннелей) также все еще видны.
  • Утвержден самый старый в мире туннель, проходящий под водоемом [ 51 ] Это Терелек Кая Тюнели под рекой Кызыл , немного южнее городов Боябат и Дураган в Турции , чуть ниже по течению от места, где река Кизил впадает в свой приток Гекырмак . В настоящее время туннель находится под узкой частью озера, образованного плотиной в нескольких километрах ниже по течению. По оценкам, он был построен более 2000 лет назад, возможно, той же цивилизацией, которая также построила королевские гробницы в скале неподалеку. Предполагается, что он имел оборонительное назначение.
  • Туннель Саппертон-канал на Темзе и канале Северн в Англии , прорытый через холмы и открытый в 1789 году, имел длину 3,5 км (2,2 мили) и позволял на лодках перевозить уголь и другие товары . Над ним был построен длинный туннель Саппертон , по которому проходит железнодорожная линия «Золотая долина» между Суиндоном и Глостером .
  • 1791 года Туннель канала Дадли находится на канале Дадли в Дадли , Англия . Длина туннеля составляет 2,9 км (1,83 мили). Закрытый в 1962 году тоннель был вновь открыт в 1973 году. В 1984 и 1989 годах серия тоннелей расширялась. [ 52 ]
  • Туннель Фритчли , построенный в 1793 году в Дербишире компанией Баттерли для транспортировки известняка на свой металлургический завод. Компания Баттерли спроектировала и построила собственную железную дорогу. Став жертвой депрессии, компания закрылась спустя 219 лет в 2009 году. Туннель является старейшим в мире железнодорожным туннелем, по которому проходят железнодорожные вагоны. Использовалась гравитация и конная буксирная техника. Железная дорога была преобразована в паровое движение в 1813 году с использованием локомотива Steam Horse, спроектированного и построенного компанией Баттерли, однако снова переоборудованного на лошадей. Паровые поезда постоянно использовали туннель с 1840-х годов, когда железная дорога была преобразована в узкую колею. Линия закрылась в 1933 году. Во время Второй мировой войны туннель использовался как бомбоубежище. Запечатанный в 1977 году, он был вновь обнаружен в 2013 году и проинспектирован. Туннель был повторно запечатан, чтобы сохранить конструкцию, поскольку он был признан древним памятником. [ 53 ] [ 54 ]
  • 1794 года Туннель канала Баттерли имеет длину 2819 м (1,8 мили) на Кромфордском канале в Рипли, Дербишир , Англия. Туннель был построен одновременно с железнодорожным туннелем Фритчли 1793 года. Туннель частично обрушился в 1900 году, разделив Кромфордский канал, и с тех пор не использовался. Группа волонтеров «Друзья Кромфордского канала» работает над полным восстановлением Кромфордского канала и туннеля Баттерли. [ 55 ]
  • Туннель Стоддарта 1796 года в Чапел-ан-ле-Фрит в Дербишире считается старейшим железнодорожным туннелем в мире. Первоначально железнодорожные вагоны были конными.
  • Туннели Дерби в Салеме, штат Массачусетс , были построены в 1801 году для контрабанды импорта, затронутого новыми таможенными пошлинами президента Томаса Джефферсона . Джефферсон приказал местным ополченцам помочь таможне в каждом порту собрать эти сборы, но контрабандисты во главе с Элиасом Дерби наняли ополченцев Салема, чтобы они вырыли туннели и спрятали добычу.
  • Для первого настоящего паровоза был создан туннель от Пенидаррена до Аберсинона . Локомотив Пенидаррен был построен Ричардом Тревитиком . Локомотив совершил историческое путешествие из Пенидаррена в Аберсинон в 1804 году. Часть этого туннеля до сих пор можно увидеть в Пентребахе , Мертир-Тидвил , Уэльс . Это, возможно, самый старый железнодорожный туннель в мире, предназначенный только для самоходных паровых машин на рельсах.
  • Туннель Монтгомери Белл в Теннесси, водоотводный туннель длиной 88 м (289 футов) и высотой 4,50 м × 2,45 м (14,8 × 8,0 футов) для привода водяного колеса, был построен рабским трудом в 1819 году и стал первым полномасштабный туннель в Северной Америке.
  • Туннель Борна, Рейнхилл , недалеко от Ливерпуля , Англия. Его длина 32,1 м (105 футов). Построенный в конце 1820-х годов, точная дата неизвестна, однако, вероятно, он был построен в 1828 или 1829 году. Это первый туннель в мире, построенный под железнодорожной линией. Строительство железной дороги Ливерпуль-Манчестер проходило по линии конного трамвая, который шел от угольных шахт Саттона до магистрали Ливерпуль-Уоррингтон. Под железной дорогой был пробурен тоннель для трамвая. Когда строилась железная дорога, туннель был введен в эксплуатацию и открылся раньше ливерпульских туннелей на линии Ливерпуль-Манчестер. Туннель закрыли в 1844 году, когда разобрали трамвай. [ 56 ]
  • Станция Краун-Стрит , Ливерпуль , Англия, 1829 год. Построенный Джорджем Стивенсоном однопутный железнодорожный туннель длиной 266 м (873 фута), был пробурен от Эдж-Хилл до Краун-стрит, чтобы обслуживать первую в мире конечную станцию ​​междугородных пассажирских поездов. Станция была заброшена в 1836 году, поскольку находилась слишком далеко от центра Ливерпуля, и ее территория была переоборудована для грузовых перевозок. Закрытый в 1972 году туннель заброшен. Однако это самый старый пассажирский железнодорожный туннель, проходящий под улицами в мире. [ 57 ] [ 58 ]
  • 1829 года Туннель Уоппинг в Ливерпуле, Англия, длиной 2,03 км (1,26 мили) на двухпутной железной дороге был первым железнодорожным туннелем, пробуренным под мегаполисом. Путь туннеля пролегает от Эдж-Хилл на востоке города до дока Уоппинг в южной части доков Ливерпуля. Туннель использовался только для грузовых перевозок на грузовом терминале Парк-Лейн . В настоящее время заброшенный с 1972 года туннель должен был стать частью сети метро Merseyrail , работы были начаты и прекращены из-за затрат. Туннель находится в отличном состоянии, и компания Merseyrail все еще рассматривает возможность его повторного использования, возможно, с врезанной в туннель станцией метро для Ливерпульского университета. Речной портал находится напротив новой арены King's Dock Liverpool Arena и является идеальным местом для станции обслуживания. В случае повторного использования туннель станет старейшим использованным подземным железнодорожным туннелем в мире и старейшим участком любой подземной системы метрополитена. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
  • 1832 год, туннель железнодорожной станции Лайм-стрит , Ливерпуль. Двухпутный железнодорожный туннель длиной 1,811 км (1,125 мили) был пробурен под мегаполисом от Эдж-Хилл на востоке города до Лайм-стрит в центре Ливерпуля. Туннель использовался с 1832 года для перевозки строительных материалов на новую станцию ​​Лайм-стрит во время строительства. Станция и тоннель были открыты для пассажиров в 1836 году. В 1880-х годах тоннель был переоборудован в глубокую выемку, открытую в атмосферу, шириной в четыре пути. Это единственный случай удаления крупного туннеля. Два коротких участка первоначального туннеля все еще существуют на станции Эдж-Хилл и дальше в сторону Лайм-стрит, что придает этим двум туннелям звание старейших железнодорожных туннелей в мире, которые все еще используются, и старейших, используемых под улицами. [ 61 ] Со временем участок глубокой выемки длиной 525 м (0,326 мили) был преобразован обратно в туннель из-за того, что на участках были застроены здания.
  • Тоннель Бокс в Англии, открытый в 1841 году, на момент постройки был самым длинным железнодорожным туннелем в мире. Он был выкопан вручную, его длина составляет 2,9 км (1,8 мили).
  • Туннель Принца Уэльского длиной 1,1 км (0,68 мили) 1842 года в Шилдоне недалеко от Дарлингтона, Англия, является старейшим туннелем большого размера в мире, который до сих пор используется под поселением.
  • Туннель Виктория в Ньюкасле , открытый в 1842 году, представляет собой подземный туннель длиной 3,9 км (2,4 мили) с максимальной глубиной 26 метров (85 футов) и высотой 222 фута (68 м) от входа до выхода. Туннель проходит под Ньюкасл-апон-Тайн, Англия, и первоначально выходил на реку Тайн. Он остается практически нетронутым. Первоначально предназначенный для перевозки угля из Spital Tongues к реке, во время Второй мировой войны часть туннеля использовалась в качестве укрытия. Под управлением благотворительного фонда Ouseburn Trust в настоящее время он используется для экскурсий по наследию.
  • Туннель Темзы , построенный Марком Исамбардом Брюнелем и его сыном Исамбардом Кингдом Брюнелем и открытый в 1843 году, был первым туннелем (после Терелека), проходящим под водоемом, и первым, построенным с использованием туннельного щита . Первоначально использовавшийся как пешеходный туннель, туннель был преобразован в железнодорожный туннель в 1869 году и до 2007 года был частью восточно-лондонской линии лондонского метрополитена. Это был самый старый участок сети, хотя и не самый старый, специально построенный железнодорожный транспорт. раздел. С 2010 года туннель стал частью сети лондонского надземного метро .
  • длиной 3,34 км (2,08 мили) Туннель Виктория / Туннель Ватерлоо в Ливерпуле , Англия, был пробурен под открытием мегаполиса в 1848 году. Первоначально туннель использовался только для железнодорожных грузов, обслуживающих грузовой терминал Ватерлоо, а затем для грузов и пассажиров, обслуживающих ливерпульский корабль. линейный терминал . Путь туннеля лежит от Эдж-Хилл на востоке города до северной оконечности доков Ливерпуля у дока Ватерлоо . Туннель разделен на два туннеля, соединяющих их коротким открытым проходом. На разрезе прицеплялись и отцеплялись поезда на канатной дороге из Эдж-Хилла. Два туннеля фактически находятся на одной центральной линии и считаются одним. Однако, поскольку первоначально участок Виктории длиной 2375 м (1,476 миль) первоначально буксировался по кабелю, а более короткий участок Ватерлоо длиной 862 м (943 ярда) буксировался локомотивом, были даны два отдельных названия, короткий участок был назван туннелем Ватерлоо . В 1895 году два туннеля были переоборудованы для локомотивной тяги. Туннель использовался до 1972 года и до сих пор находится в отличном состоянии. Короткий участок туннеля Виктория в Эдж-Хилл до сих пор используется для маневровых поездов. Тоннель рассматривается для повторного использования Сеть Мерсейрейл . Рассматриваются станции, врезанные в туннель, а также Liverpool Waters центральных доков Ливерпуля. предлагается повторное использование монорельсовой системы из предложенной реконструкции [ 62 ] [ 63 ]
  • Вершинный туннель Земмерингской железной дороги , первый альпийский туннель, был открыт в 1848 году и имел длину 1,431 км (0,889 мили). Он соединял железнодорожное сообщение между Веной , столицей Австро-Венгерской империи , и Триестом , ее портом.
  • через Железнодорожный туннель Джови Аппеннинские горы соединил столицу Королевства Сардиния был открыт в 1854 году и Турин с его портом Генуей . Длина туннеля составляла 3,25 км (2,02 мили).
  • Самые старые подземные участки лондонского метрополитена были построены открытым способом в 1860-х годах и открыты в январе 1863 года. Линии Metropolitan , Hammersmith & City и Circle первыми доказали успех метрополитена . или системы метро.
  • 18 июня 1868 года был открыт 506-метровый (1659 футов) вершинный туннель Центрально-Тихоокеанской железной дороги (туннель № 6) на перевале Доннер в горах Калифорнии Сьерра-Невада , что позволило организовать массовые коммерческие перевозки пассажиров и грузов через Сьерры. впервые. Он продолжал использоваться ежедневно до 1993 года, когда Южно-Тихоокеанская железная дорога закрыла его и перевела все железнодорожное движение через туннель № 41 длиной 3146 метров (10 322 фута) (также известный как «Большая дыра»), построенный в миле к югу в 1925 году.
  • В 1870 году, после четырнадцати лет работ, был завершен железнодорожный туннель Фрежюс между Францией и Италией, который стал вторым по возрасту альпийским туннелем длиной 13,7 км (8,5 миль). На тот момент он был самым длинным в мире.
  • Третий альпийский туннель, Готардский железнодорожный туннель , между северной и южной Швейцарией, был открыт в 1882 году и был самым длинным железнодорожным туннелем в мире, его длина составляла 15 км (9,3 мили).
  • 1882 года Дорожный туннель Коль-де-Тенде длиной 3,182 км (1,977 миль) был одним из первых длинных автомобильных туннелей под перевалом, пролегавшим между Францией и Италией.
  • Железнодорожный туннель Мерси открылся в 1886 году и шел из Ливерпуля в Биркенхед под рекой Мерси. Железная дорога Мерси была первой в мире подземной железной дорогой глубокого уровня. К 1892 году расширение на суше от станции Биркенхед-Парк до станции Ливерпуль-Сентрал-Низго уровня дало туннель длиной 5,02 км (3,12 мили). Длина подводного туннеля составляет 1,21 км (0,75 мили), и в январе 1886 года он был самым длинным подводным туннелем в мире. [ 64 ] [ 65 ]
  • Железнодорожный туннель Северн был открыт в конце 1886 года, его длина составляет 7,008 км (4,355 миль), хотя на самом деле только 3,62 км (2,25 мили) туннеля находятся под рекой Северн. Туннель заменил самый длинный рекорд туннеля железной дороги Мерси под водой, который удерживался менее года.
  • Джеймс Грейтхед при строительстве железнодорожного туннеля Сити и Южного Лондона под Темзой, открытого в 1890 году, объединил три ключевых элемента строительства туннелей под водой:
    1. щитовой метод раскопок;
    2. постоянная чугунная футеровка туннелей;
    3. конструкция в среде сжатого воздуха для предотвращения протекания воды через мягкий грунт в заголовок туннеля. [ 66 ]
  • Построенный по секциям между 1890 и 1939 годами, участок северной линии лондонского метрополитена от Мордена до Ист-Финчли через Банк был самым длинным железнодорожным туннелем в мире - 27,8 км (17,3 мили) в длину.
  • Туннель Сен-Клер , также открытый позже в 1890 году, соединил элементы туннелей Грейтхед в более крупном масштабе. [ 66 ]
  • В 1906 году был открыт четвертый альпийский туннель Симплон между Швейцарией и Италией. Его длина составляет 19,8 км (12,3 мили), и до 1982 года он был самым длинным туннелем в мире. Это также был самый глубокий туннель в мире с максимальной высотой перекрытия скал примерно 2150 м (7050 футов).
  • 1927 года Голландский туннель был первым подводным туннелем, предназначенным для автомобилей. Для строительства потребовалась новая система вентиляции .
  • В 1945 году было завершено строительство туннеля Делавэрского акведука , поставляющего воду в Нью-Йорк. Это самый длинный туннель в мире длиной 137 км (85 миль).
  • длиной 53,850 км (33,461 мили) был завершен туннель Сейкан В 1988 году под проливом Цугару , соединивший острова Хонсю и Хоккайдо . На тот момент это был самый длинный железнодорожный туннель в мире.
  • Райфаст — самый длинный подводный автомобильный туннель. Его длина составляет 14,3 км (8,9 миль). [ 67 ] Туннель открыт для использования в 2020 году.

Самый длинный

[ редактировать ]
Готардский базовый туннель — это первый равнинный маршрут через крупный горный массив.

Примечательный

[ редактировать ]
Бостоне , Туннель для транспортных средств Big Dig в США .
Туннель Джеррардс -Кросс в Англии, завершенный в 2010 году. Взгляд на запад, в сторону станции, в марте 2005 года, показывающий масштабы строительства за три месяца до обрушения небольшого участка.
Восточный портал заброшенного туннеля Сайдлинг-Хилл , Пенсильвания, США, 2009 год.

Горное дело

[ редактировать ]
Туннель, ранее использовавшийся для добычи угля в Новом Тайбэе , Тайвань.

Использование туннелей для добычи полезных ископаемых называется штрековой добычей .

Военное использование

[ редактировать ]

Некоторые туннели вообще не предназначены для транспорта, а представляют собой укрепления, например Миттельверк и горный комплекс Шайенн . Методы раскопок, а также строительство подземных бункеров и других жилых помещений часто связаны с военным использованием во время вооруженного конфликта или гражданским реагированием на угрозу нападения. Еще одним применением туннелей было хранение химического оружия. [ 72 ] [ 73 ] [1] .

Секретные туннели

[ редактировать ]
Дверь в купе, где спали беглые рабы, на подземной железной дороге.

Секретные туннели позволяют проникнуть в определенную территорию или покинуть ее, например, туннели Ку-Чи или туннели для контрабанды в секторе Газа , соединяющие его с Египтом . Хотя сеть подземных железных дорог , используемая для перевозки беглых рабов, была «подземной» в основном в смысле секретности, иногда использовались скрытые туннели. Секретные туннели также использовались во время холодной войны под Берлинской стеной и в других местах для контрабанды беженцев и для шпионажа .

Контрабандисты используют секретные туннели для перевозки или хранения контрабанды , например, незаконных наркотиков и оружия . По оценкам, на строительство тщательно спроектированных 300-метровых (1000 футов) туннелей, построенных для контрабанды наркотиков через границу Мексики и США, потребуется до 9 месяцев и расходы до 1 миллиона долларов. [ 74 ] Некоторые из этих туннелей были оборудованы освещением, вентиляцией, телефонами, дренажными насосами, гидравлическими лифтами и, по крайней мере, в одном случае, электрифицированной системой железнодорожного транспорта. [ 74 ] Секретные туннели также использовались ворами для проникновения в банковские хранилища и розничные магазины в нерабочее время. [ 75 ] [ 76 ] Несколько туннелей были обнаружены пограничными силами через линию контроля вдоль индийско-пакистанской границы , главным образом для того, чтобы обеспечить террористам доступ на индийскую территорию Джамму и Кашмир . [ 77 ] [ 78 ]

Фактическое использование туннелей Эрдстолль неизвестно, но теории связывают это с ритуалом возрождения.

Естественные туннели

[ редактировать ]
Вид через естественный туннель в Южной Корее
  • Лавовые трубки — это опустошенные лавовые каналы, образующиеся во время извержений вулканов в результате течения и остывания лавы.
  • Государственный парк Natural Tunnel (Вирджиния, США) представляет собой естественный туннель длиной 260 метров (850 футов), на самом деле это известняковая пещера , которая с 1890 года использовалась в качестве железнодорожного туннеля.
  • Пунарджани Гуха в Керале, Индия . Индусы верят, что проползание по туннелю (который, по их мнению, был создан индуистским богом) от одного конца до другого смоет все грехи и, таким образом, позволит человеку достичь перерождения. По тоннелю разрешено пролезать только мужчинам.
  • Торгхаттен , норвежский остров со шляпообразным силуэтом, имеет естественный туннель в середине шляпы, пропускающий свет. Говорят, что туннель длиной 160 метров (520 футов), высотой 35 метров (115 футов) и шириной 20 метров (66 футов) является дырой, проделанной стрелой разгневанного тролля Хестманнена, а шляпой является холм . о короле троллей Сомны, пытающемся спасти прекрасную Лекамойю . Считается, что туннель на самом деле создан изо льда. Солнце светит через туннель в течение двух периодов по несколько минут каждый год. [ 79 ]

Крупные аварии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Проектирование дорожных конструкций и мостов CD 352, Проектирование автодорожных туннелей (ранее BD 78/99) . Департамент транспорта. 2020.
  2. ^ Стандарт NFPA по обеспечению безопасности при строительстве, реконструкции и сносе . Национальная ассоциация пожарной безопасности.
  3. ^ Франк, де Карвалью Бухманн, Гонсалвес де Лима, Карон, Лопес и Форнари (2011). «КАРСТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ, СОЗДАННЫЕ ИЗ БОЛЬШИХ ТУННЕЛЕЙ ПАЛЕОПОЗВОНОЧНЫХ В ЮЖНОЙ БРАЗИЛИИ» (PDF) . Эспелео-Тема . 22 (1). {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Сатклифф, Гарри (2004). «Туннелепроходческие машины» . В Бикеле, Джон О.; Кузель, Томас Р.; Кинг, Элвин Х. (ред.). Справочник по проектированию туннелей (2-е изд.). Академическое издательство Клювер. п. 210. ИСБН  978-1-4613-8053-5 .
  5. ^ Пауэрс, ПиДжей (2007). Водоотведение при строительстве и контроль грунтовых вод. Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons Inc.
  6. ^ Jump up to: а б Инженерный корпус армии США. (1978). Туннели и шахты в скале. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство армии.
  7. ^ «Фонды капитальных проектов» . Корд.edu. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
  8. ^ Чан, Сьюэлл (3 августа 2005 г.). «100 миллионов долларов за туннель. Какой туннель?» . Нью-Йорк Таймс .
  9. ^ «Поощрение инвестиций в инфраструктуру США – Совет по международным отношениям» . Cfr.org. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
  10. ^ Эллис 2015 , с. 118
  11. ^ Конюхов Д.С. (12 апреля 2022 г.). «Анализ параметров механизированной проходки тоннелей для определения характеристик перерезки» . Горные науки и технологии (Россия) . 7 (1): 49–56. дои : 10.17073/2500-0632-2022-1-49-56 . ISSN   2500-0632 . S2CID   248136002 .
  12. ^ «Туннелирование» . Мемориал Туннеллера, Живанши . 2009. Архивировано из оригинала 23 августа 2010 года . Проверено 20 июня 2010 г.
  13. ^ «Туннели и туннелирование Интернэшнл» . Tunnelsonline.info . Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
  14. ^ «Туннель Гроен-Харт» . Hslzuid.nl . Архивировано из оригинала 25 сентября 2009 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
  15. ^ Джонсон, Кирк (5 декабря 2012 г.). «Инженерные проекты преобразят Сиэтл по всей набережной» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 января 2024 г.
  16. ^ Jump up to: а б с «Понимание нового австрийского туннельного метода (NATM)» . Журнал «Туннельный бизнес» . Бенджамин Медиа. 5 декабря 2018 года . Проверено 27 декабря 2018 г.
  17. ^ Сан, Ли. «Грибы и туры | Ли-Сун Экзотические грибы» . www.li-sunexoticmushrooms.com.au . Архивировано из оригинала 16 марта 2018 года . Проверено 23 января 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  18. ^ Биско, Эмма (15 мая 2014 г.). «Грибной бизнес Миттагонга закроется» . Иллаварра Меркурий .
  19. ^ «Национальный железнодорожный музей / Изображение науки и общества № 10445941» . Библиотека изображений «Наука и общество» . 1881. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 января 2024 г.
  20. ^ «Национальный железнодорожный музей / Изображение науки и общества № 10445944: «Строительство железнодорожного моста в Ливерпуле, 1881 год » . Библиотека изображений «Наука и общество» . 1881. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 24 января 2023 г.
  21. ^ «Крупнейшая в Великобритании ТБМ восстанавливает туннель Фарнворт» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 12 августа 2015 года . Проверено 23 января 2024 г.
  22. ^ «Отчет о реконструкции железнодорожных тоннелей» . www.tunnel-online.info .
  23. ^ «Мост Сан-Франциско-Окленд Бэй» . Управление взимания платы за проезд в районе залива . 4 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 г. . Проверено 23 января 2024 г.
  24. ^ «Проект туннеля Евразия» (PDF) . Unicredit – Yapı Merkezi, совместное предприятие SK EC. Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 13 апреля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  25. ^ «Мегапроект Стамбула: первый в мире трехуровневый туннель будет построен под Босфором – Daily Sabah» . Ежедневный Сабах . 27 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2017 г. Проверено 23 января 2024 г.
  26. ^ «Шанхай будет рыть двухэтажный тоннель» . Китай в фактах и ​​цифрах 2002 . 1 ноября 2002 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2006 г. Проверено 23 января 2024 г.
  27. ^ Калус, Рубен (22 декабря 2016 г.). «Новый автодорожный туннель Маастрихта: образец для подражания для Европы» . DW.COM . Проверено 23 января 2024 г.
  28. ^ «Уникальный многоуровневый туннель под Маастрихтом — Отдел дорожного движения и инфраструктуры» . Имтек . 17 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2015 года . Проверено 23 января 2024 г.
  29. ^ «Чтобы заложить фундамент туннеля Ист-Ривер на 63-й улице» . Нью-Йоркский лидер-наблюдатель . 20 ноября 1969 г. с. 8 . Проверено 29 июля 2016 г. - через открытки Old Fulton New York Postcards .
  30. ^ «Губернатор Рокфеллер и мэр Линдси присутствуют на прорыве туннеля на 63-й улице» . Нью-Йорк Таймс . 11 октября 1972 г. с. 47. ISSN   0362-4331 . Проверено 3 февраля 2018 г.
  31. ^ Лорх, Донателла (29 октября 1989 г.). «Метро в никуда» теперь куда-то ведёт» . Нью-Йорк Таймс . п. 1.37 . Проверено 20 октября 2011 г.
  32. ^ «Доступ на Восточную сторону» . МТА . 5 октября 2023 г. Проверено 23 января 2024 г.
  33. ^ «Black & Veatch использует бестраншейную технологию для восстановления водопровода в Гонконге – WaterWorld» . 5 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2017 г.
  34. ^ «Анализ новостей: сколько научных и технологических тайн скрыто в этом туннеле — раскрытие «первого автомобильного и железнодорожного туннеля вдоль реки Янцзы» — Xinhuanet» из Архивировано оригинала 16 июля 2019 года . . Июнь 2020 года .
  35. ^ Ханьван (27 сентября 2018 г.). «Обнаружение «острого глаза» первого автомобильного и железнодорожного туннеля на реке Янцзы в Ухане, 68 проходов для спасения со дна реки» . news.sina.com.cn, дата обращения 7 июня 2020 г. .
  36. ^ «Проект автомобильной дороги и железнодорожного туннеля на реке Янцзы в Ухане создает глобальную модель «суперпроекта» — Xinhuanet» . m.xinhuanet.com , дата обращения 7 июня 2020 г. .
  37. ^ «Проедьте через эти 10 огромных туннелей» .
  38. ^ Мишра, В.К.; Аггарвал, МЛ; Бергманс, П; Фрайнс, Э; Инт Панис, Л; Чако, К.М. (2015). «Динамика ультрадисперсных частиц внутри автомобильного тоннеля» . Экологический мониторинг и оценка . 187 (12): 756. Бибкод : 2015ЕМнАс.187..756М . дои : 10.1007/s10661-015-4948-x . ПМИД   26577216 . S2CID   207140116 .
  39. ^ Ким, Джун-Хён; Ро, Джу Хён (1 марта 2018 г.). «Волновые характеристики высокоскоростного поезда в тоннеле в зависимости от условий эксплуатации». Труды Института инженеров-механиков, Часть F: Журнал железнодорожного и скоростного транспорта . 232 (3): 928–935. дои : 10.1177/0954409717702015 . ISSN   0954-4097 . S2CID   125620030 .
  40. ^ Ню, Цзицян; Чжоу, Дэн; Лю, Фэн; Юань, Яньпин (1 октября 2018 г.). «Влияние длины поезда на колебание волны аэродинамического давления в туннелях и метод определения амплитуды волны давления в поездах». Туннельная и подземная космическая техника . 80 : 277–289. Бибкод : 2018TUSTI..80..277N . дои : 10.1016/j.tust.2018.07.031 . ISSN   0886-7798 . S2CID   116606435 .
  41. ^ Се, Пэнпэн; Пэн, Юн; Ван, Тяньтянь; Чжан, Хунхао (апрель 2019 г.). «Риски жалоб на уши у пассажиров и водителей при прохождении поездов через туннели на высокой скорости: численное моделирование и экспериментальное исследование» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 16 (7): 1283. doi : 10.3390/ijerph16071283 . ISSN   1661-7827 . ПМК   6480231 . ПМИД   30974822 .
  42. ^ Фридольф, К.; Рончи, Э.; Нильссон, Д.; Францич, Х. (2013). «Скорость движения и выбор выхода в задымленных железнодорожных тоннелях». Журнал пожарной безопасности . 59 : 8–21. Бибкод : 2013FirSJ..59....8F . дои : 10.1016/j.firesaf.2013.03.007 .
  43. ^ Джонсон, Кристин М.; Эдвард Л. Томас (октябрь 1999 г.). «Пример интегрированной системы управления проектом центральной артерии/туннеля Бостона: быстрое и эффективное реагирование на инциденты» (PDF) . Столичный центр управления транспортом : 12. Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2013 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
  44. ^ Хашаш, Юсеф М.А.; Крюк, Джеффри Дж.; Шмидт, Биргер; Яо, Джон И-Чан (2001). «Сейсмическое проектирование и анализ подземных сооружений» . Туннельная и подземная космическая техника . 16 (4): 247–293. Бибкод : 2001TUSTI..16..247H . дои : 10.1016/S0886-7798(01)00051-7 . S2CID   108456041 – через Science Direct .
  45. ^ Национальный центр геофизических данных / Мировая служба данных (NGDC/WDS): Глобальная база данных NCEI/WDS по значительным землетрясениям. Национальные центры экологической информации NOAA (1972). «Важная информация о землетрясении» . Национальные центры экологической информации NOAA. дои : 10.7289/V5TD9V7K .
  46. ^ Хаймон, Стив. «Проектирование метро, ​​способного противостоять землетрясению». Источник. Нп, 2017. Интернет. 11 ноября 2017 г. http://thesource.metro.net/2012/08/10/designing-a-subway-to-withstand-an-earthquake/
  47. ^ Клаус Греве, 1998, Свет в конце туннеля - планирование и прокладка маршрута в строительстве древних туннелей, издательство Филиппа фон Заберна, Майнц-на-Рейне.
  48. ^ Сиамак Хашеми, 2013, Великолепие цивилизации в глубинах земли (обзор подземных сооружений в Иране - от прошлого до настоящего), Shadrang Printing and Publishing Co., Тегеран.
  49. ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО - Список всемирного наследия: Канат Гонабада, дата внесения в 2007 г., номер ссылки 5207, по адресу: «Канац Гонабада – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 29 марта 2016 года . Проверено 14 декабря 2013 г.
  50. ^ Шмидт, Э.Ф., 1953, Персеполь I – Структуры, рельефы, надписи; Публикации Восточного института Чикагского университета, том LXVIII, Издательство Чикагского университета.
  51. ^ Блогку «ТЕРЕЛЕК КАЯ ТЮНЕЛИ – терелек» . Архивировано из оригинала 27 марта 2016 года . Проверено 17 июля 2014 г.
  52. ^ Карта каналов Дадли | Откройте для себя каналы Черной страны. Архивировано 9 апреля 2015 г. на Wayback Machine.
  53. ^ Историческая Англия . «Туннель Фритчли, Баттерли-Гангроуд (1422984)» . Список национального наследия Англии . Проверено 19 марта 2015 г.
  54. ^ «Археологи нашли в Дербишире самый старый в мире железнодорожный туннель» . Новости Би-би-си . 1 мая 2013 г.
  55. ^ Друзья Кромфордского канала - ДОМ. Архивировано 23 октября 2016 г. в Wayback Machine.
  56. ^ «Туннель Борна на Sj5033491804 – Сент-Хеленс – Сент-Хеленс – Англия» . Британские здания, внесенные в список памятников архитектуры . Проверено 30 сентября 2014 г.
  57. ^ «Исторические железнодорожные туннели Ливерпуля» . Ливерпульская вики. 22 февраля 1999 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2009 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
  58. ^ Jump up to: а б «Subterranea Britannica: Сайты» . Проверено 30 сентября 2014 г.
  59. ^ «Уэппингский туннель» . Проверено 30 сентября 2014 г.
  60. ^ Маунд, ТБ (2001). Электрика Merseyrail: история изнутри . Шеффилд: Книги NBC. OCLC   655126526 .
  61. ^ Ливерпуль Лайм-стрит. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  62. ^ «Туннель Виктория» . Проверено 30 сентября 2014 г.
  63. ^ «Туннель Ватерлоо» . Проверено 30 сентября 2014 г.
  64. ^ «Железнодорожный туннель Мерси» . Архивировано из оригинала 29 мая 2013 года . Проверено 30 сентября 2014 г.
  65. ^ Сроки разработки - Железная дорога Мерси. Архивировано 22 марта 2012 г. в Wayback Machine.
  66. ^ Jump up to: а б Ланге, Роби С. (февраль 1993 г.). «Национальный реестр исторических мест — номинация: Туннель реки Сент-Клер / Железнодорожный туннель Сент-Клер» . Служба национальных парков . Проверено 23 января 2024 г.
  67. ^ «Теперь последние остатки горы были снесены ветром в самом длинном в мире подводном автомобильном туннеле» . 26 октября 2017 г.
  68. ^ «Безопасность: в Норвегии открывается самый глубокий в мире подводный туннель» . www.tunnelintelligence.com . 2 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 г. Проверено 23 января 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  69. ^ «Костейн завершает реконструкцию туннеля Джеррардс-Кросс» . 19 мая 2010 года . Проверено 30 сентября 2014 г.
  70. ^ Кенсингер, Натан (22 апреля 2021 г.). «Гигантский водный туннель Нью-Йорка начинает работы над последними шахтами после 50 лет строительства» . Готэмист . Проверено 15 сентября 2022 г. По данным DEP, последние две шахты, как ожидается, будут построены к 2026 году, но туннель все еще не будет завершен. Первоначальные планы предусматривали еще одно расширение — 14-мильный трубопровод между Йонкерсом, Бронксом и Квинсом.
  71. ^ «Городской водный тоннель №3» . Архивировано из оригинала 21 июня 2007 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
  72. ^ «Туннель Гленбрук – Алькатрас внизу – Исторический канал» . Ютуб.com. Архивировано из оригинала 17 мая 2011 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
  73. ^ Автор приоткрывает крышку истории химической войны - Местные новости - Новости - Общие сведения - Blue Mountains Gazette. Архивировано 9 января 2009 г. в Wayback Machine.
  74. ^ Jump up to: а б Ауди, Тамара (31 января 2013 г.). «Туннели с наркотиками заставляют федералов искать ответы» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 4 октября 2014 г.
  75. ^ Колчестер, Макс (31 марта 2010 г.). «Воры проникли в хранилище парижского банка» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 4 октября 2014 г.
  76. ^ Эванс, Питер (3 октября 2014 г.). «Где «криминальный мир» — это больше, чем эвфемизм» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 4 октября 2014 г.
  77. ^ Хаджурия, Рави Кришнан. «На следующий день после встречи флагов Индии и Пакистана ЧФ обнаружил трансграничный туннель в субсекторе Арния штата Джамму» . Индостан Таймс . 1 октября 2017 года . Проверено 10 декабря 2017 г.
  78. ^ Икбал, Шейх Заффар (14 февраля 2017 г.). «20-футовый туннель из Пакистана, найденный BSF в Самбхе, Джамму и Кашмир» . НДТВ . Проверено 10 декабря 2017 г.
  79. ^ Уорхольм, Харальд (10 ноября 2014 г.). «Фотограф-любитель ждал этого редкого снимка три года» [Фотограф-любитель ждал три года этого редкого снимка]. nrk.no (на норвежском языке) . Проверено 13 ноября 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd4d385df54fe604ac28cb0fd36737bc__1723409820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/bc/fd4d385df54fe604ac28cb0fd36737bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tunnel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)