В глубокой скорби взываю к Тебе , BWV 38
Я взываю к тебе от глубокой скорби | |
---|---|
БВВ 38 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
Повод | 21-е воскресенье после Троицы |
Хорал | « От глубокой скорби я взываю к тебе » Мартин Лютер |
Выполненный | 29 октября 1724 г Лейпциг .: |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
От глубокой тоски я взываю к тебе, [ 1 ] BWV 38 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . он сочинил Хоральную кантату в Лейпциге в 1724 году к 21-му воскресенью после Троицы и впервые исполнил ее 29 октября 1724 года.
Кантата является частью второго цикла кантат Баха , посвященного лютеранским гимнам. Хоральная кантата основана на Мартина Лютера покаянном гимне « Aus тифер Not schrei ich zu dir », парафразе 130-го псалма . [ 2 ] Лютера Первая и последняя строфы используются без изменений: первая трактуется как хоральная фантазия , вторая — как четырехчастный заключительный хорал. Неизвестный либреттист перефразировал три внутренние строфы как два набора речитативов и арий . Бах написал кантату для четырех вокальных солистов, четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из четырех тромбонов, двух гобоев, струнных и континуо. Кантата необычна тем, что в ней используется мелодия хорала не только во внешних частях , но и в качестве материала для мотивов в речитативе и арии, однажды даже взятая мелодия хорала как линия континуо. В соответствии с духом 200-летнего гимна, перефразирующего Ветхий Завет , Бах использовал стиль мотета во внешних частях, при этом все инструменты, особенно четыре тромбона, усиливали вокальные линии.
История и текст
[ редактировать ]Эту хоральную кантату Бах сочинил в Лейпциге в 1724 году. Написанная в 21-е воскресенье после Троицы , она была частью его второго ежегодного цикла кантат. [ 3 ] который был запланирован как цикл хоральных кантат на основе известных лютеранских гимнов на все случаи литургического года. [ 4 ]
для воскресенья чтениями были Послание Павла Предписанными к Ефесянам : «Примите себе всеоружие Божие» ( Ефесянам 6:10–17 ) и Евангелие от Иоанна – исцеление сына царедворца ( Иоанн 4:46–54 ). [ 3 ]
Кантата основана на Мартина Лютера « гимне В глубокой скорби взываю к тебе », перефразе 130- го псалма . [ 2 ] [ 5 ] Во времена Баха это был «обязательный гимн» воскресенья. [ 6 ] Лютер писал о псалме, что он исходил из
истинно кающееся сердце, которое наиболее глубоко тронуто в своем горе. Мы все находимся в глубоком и великом несчастье, но не чувствуем своего состояния. Плач есть не что иное, как сильная и искренняя тоска по благодати Божией, которая не возникает в человеке, пока он не увидит, на какой глубине он лежит. [ 6 ]
Текст хорала в первой и последней частях неизменен . Неизвестный поэт перефразировал остальные три строфы хорала со 2 по 5 части. [ 1 ] В речитативе, поставленном Бахом для сопрано, либреттист добавил к тексту Лютера то, что Гофман называет «по сути свободным расширением его идеологического содержания». [ 7 ]
Бах провел первое исполнение кантаты 29 октября 1724 года. [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шесть частей. Текст и мелодия гимна сохранены во внешних хоровых частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале, которые обрамляют два набора речитатива и арии . Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано , альт , тенор , бас ), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из четырех тромбонов (Tb), двух гобоев (Ob), двух скрипок (Vl), альта ( Va) и бассо континуо . [ 8 ] Это одна из трех кантат Баха, в которых используются четыре разные партии тромбона (сопрано, альт, тенор и бас), остальные — Ach Gott, vom Himmel sieh Darin , BWV 2, и у меня было много печали , BWV 21 . [ 9 ] Инструменты играют колла-парте с голосами во внешних частях в стиле мотетов Баха . [ 10 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 8 ] Тональность Альфреда и размеры взяты у Дюрра с использованием символ общего времени (4/4). [ 10 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Я взываю к тебе от глубокой скорби | Лютер | хоральная фантазия | САТБ | 4Тб 2Об | 2Вл А | E (фригийский) | |
2 | В благодати Иисуса ты будешь один | анон | речитатив | А | ||||
3 | Я слышу среди страданий | анон | воздух | Т | 2Об | Несовершеннолетний | ||
4 | Ой! Что моя вера все еще так слаба | анон | речитатив | С | ||||
5 | Если моя болезнь, как цепи | анон | воздух | САБ | Ре минор | |||
6 | Среди нас много грехов | Лютер | хорал | САТБ | 4Тб 2Об | 2Вл А | E (фригийский) |
Движения
[ редактировать ]В этой кантате Бах использовал хоральную мелодию не только во вступительной хоральной фантазии и заключительном хорале, но и во внутренних частях. Он построил тему арии из частей мелодии, как в части 3, использовал мелодию как линию континуо (часть 4) и взял мотивы из мелодии. [ 4 ] Американский музыковед Эрик Чейф предполагает, что вся кантата также основана на «дизайне», который тонально снижается в первых пяти частях и снова повышается в заключительном хорале, используя текстовую тему «разрушения с последующим восстановлением». [ 11 ]
1
[ редактировать ]Вступительная часть — хоральная фантазия « Aus Tifer Not schrei ich zu dir » (Из глубокой тоски я взываю к Тебе). [ 1 ] на мелодию гимна во фригийском ладу . Он сочетает в себе структуру мотета с хроматическими и диссонансными гармониями. [ 6 ] [ 7 ] Как и в своих мотетах и хоральной кантате Ach Gott, vom Himmel sieh Darein , BWV 2 , Бах использует старый стиль партитуры, при котором все инструменты удваивают вокальные партии. [ 10 ] Исследователь Баха Клаус Хофманн отмечает, что использование Бахом более старого музыкального стиля может отражать указание Баха на источник, перефраз Лютера текста из Ветхого Завета . Нижние голоса начинают каждую строку с имитации будущей мелодии, которая затем исполняется сопрано в длинных нотах как cantus Firmus . [ 10 ] Музыковед Джулиан Минчем интерпретирует подражательный контрапункт как «изображение отдельных криков бедствия, которые сливаются, образуя общий человеческий крик». [ 12 ] Джон Элиот Гардинер , дирижировавший « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, сравнивает этот стиль со стилем Генриха Шютца и Антона Брукнера , отмечая, что, хотя и использует средства старых мастеров, Бах «раздвигает границы этого движения мотета почти за пределы стилистических границ». доберитесь до этой мелодии с помощью резких хроматических поворотов во фригийском ладу». [ 6 ]
2
[ редактировать ]Как и фантазия, альтовый речитатив « Только в благодати Иисуса » (Только в благодати Иисуса), [ 1 ] стилистически архаичен. [ 12 ] Исследователь Баха Альфред Дюрр описывает секко-речитатив как «простую, но убедительную декламацию». [ 10 ] Минчем отмечает, что его «полухаотичная» форма может отражать буйство зла и греха: эта часть сохраняет «архаичное модальное ощущение», но с непрерывной линией, которой «кажется, не хватает связности, которую обычно можно ожидать от баса Баха». [ 12 ]
3
[ редактировать ]Теноровая ария « Ich höre mitten in den Leiden » (Слышу я среди своих печалей) [ 1 ] Выразителен благодаря выраженному синкопированному ритмическому мотиву, который проходит через все движение. [ 10 ] Линия тенора является частью четырехчастной фактуры с гобоями и континуо. [ 12 ] Гобои играют «непрерывно переплетающиеся хроматические линии». [ 6 ]
Лютер намеревался, чтобы контрастирующие идеи псалма представляли «противоречивые и дисгармоничные вещи, поскольку надежда и отчаяние противоположны», и написал в своей песне, что мы должны «надеться в отчаянии», потому что «надежда, которая формирует нового человека, растет в среди страха, который сокрушает ветхого Адама». [ 6 ]
4
[ редактировать ]Речитатив сопрано: « Увы! вера моя еще так слаба». [ 1 ] принимает модифицированную версию хоральной мелодии как линию континуо. [ 10 ] [ 12 ] Гардинер отмечает «бескомпромиссный» способ изменения нормального порядка: сопрано, обычно поющее хорал cantus Firmus (твердую песню) под континуо, выражает здесь слабость и неуверенность, отмеченную «баттута», тогда как прочной основой является хорал в бас, под который звучит текст третьей строфы « Darum auf Gott will hoffen ich » (Поэтому я буду надеяться на Бога), [ 1 ] можно было представить. [ 6 ] Гардинер указывает на деталь: слово «Zeichen» (знак) «придает выразительное, символическое выражение, уменьшенный септаккорд, присвоенный этому слову… образованный всеми тремя «знаками», одним диезом (фа-диез), одним бемольным ( Ми-бемоль) и один натуральный (С). Как заключает Эрик Чейф:
поскольку Евангелие от Иоанна известно как «Книга знаков», а тональный план « Страстей по Иоанну» Баха , по-видимому, был задуман как форма игры на трех музыкальных знаках (т. е. резких, плоских и естественных тональных областях), эта важная деталь в плане Aus тифер Нот, пожалуй, имеет более широкое значение, соотнося его с тонально-аллегорическими приемами Баха вообще. [ 6 ]
5
[ редактировать ]Ария трио « Когда мои беды, как цепи », [ 1 ] сравнимо с трио-частью кантаты Du Friedefürst, Herr Jesu Christ , BWV 116 , написанной тремя неделями ранее и выражающей тогда « Ach, wir bekennen unsre Schuld » (Увы, мы исповедуем свои грехи). [ 6 ] Это одно из трех трио в этом цикле кантат. [ 12 ]
В этом движении «отчаяние, как цепи, сковывает одно несчастье за другим» противопоставляется «освободит ли меня Спаситель мой внезапно от всего этого», представленному как сродни утру, следующему за ночью. [ 6 ] Бах выражает отчаяние с помощью нисходящей последовательной ритурнели, основанной на квинтовом круге. [ 12 ] через минорные тональности (D, G, C, F), наконец достигая си-бемоль мажора ), тогда как «рассвет веры» иллюстрируется движением вверх. [ 6 ] Минчем характеризует ритурнель как «комфортно традиционную», в отличие от «замысловатой» темы. [ 12 ] Хофманн отмечает «оперное качество» части, когда, например, в словах « daß alles plötzlich von mir fällt » (так что все внезапно освобождает меня) полифония внезапно превращается в гомофонию . [ 7 ]
6
[ редактировать ]Четырехголосная постановка заключительного хорала « Ob bei uns ist der Sünden viel » (Хотя грехов среди нас много), [ 1 ] начинается с диссонансного аккорда, который Гофман интерпретирует как последний крик тоски «почти в романтической » манере. [ 7 ] Гардинер комментирует: «Со всеми голосами, имеющими полное оркестровое дублирование (опять же, эти четыре тромбона!), этот хорал впечатляет, устрашает своим лютеранским рвением». [ 6 ] Минчем отмечает «загадочную» финальную ритмику сеттинга, которая «оставляет у нас ощущение, что человеческое состояние продолжается». [ 12 ]
Записи
[ редактировать ]- Мюнхенский хор Баха , Мюнхенский баховский оркестр под управлением Карла Рихтера (1978). Кантаты Баха Том 5 – Воскресенья после Троицы II . Архивное производство .
- Gächinger Kantorei , Bach-Collegium Stuttgart , под управлением Хельмута Риллинга (1980). Кантата Баха Том 56 . Хэнсслер .
- Амстердамский барочный оркестр и хор под управлением Тона Купмана (2000). И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 13 . Антуан Маршан.
- Хор мальчиков Голландии , Нидерландский Бах-коллегиум , под управлением Питера Яна Леусинка (2000). Издание Баха Том. 18 - Кантаты Том. 9 . Блестящая классика .
- Хор Монтеверди , солисты английского барокко , под управлением Джона Элиота Гардинера (2000). Кантаты Баха Том. 11 . Соли Део Глория .
- Bach Collegium Japan и духовой ансамбль Concerto Palatino под управлением Масааки Судзуки (2004). И.С. Бах: Кантаты Том. 29 – Кантаты из Лейпцига 1724 года . БИС .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Деллал, Памела . «BWV 38 – В глубокой скорби взываю к Тебе» . ЭммануэльМузыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «От глубокой скорби взываю к Тебе (Псалом 130) / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2008 год . Проверено 1 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Орон, Арье. «Кантата BWV 38 В глубокой скорби взываю к Тебе» . Сайт кантат Баха . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф, Кристоф (2002). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Издательство Оксфордского университета. стр. 278–279. ISBN 978-0-393-32256-9 .
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / В глубокой скорби взываю к Тебе» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 1 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 38, 49, 98, 109, 162, 180 и 188 (примечания для СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хофманн, Клаус (2008). «В глубокой скорби взываю к тебе, BWV 38 (В глубокой скорби взываю к тебе)» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 8–9 . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоф, Вальтер Ф. «38 В глубокой скорби я взываю к тебе» . Университет Альберты . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ Вайнер, Ховард (2001). «Мистификация сопрано-тромбона» (PDF) . Журнал Исторического духового общества . 13 : 138–160. дои : 10.2153/0120010011008 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дюрр, Альфред; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . стр. 601–604. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- ^ Чейф, Эрик (2003). Анализ кантат Баха . Издательство Оксфордского университета. п. 88 . ISBN 978-0-19-802829-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Минчем, Джулиан (2010). «Глава 22 Bwv 38 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Проверено 18 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В глубокой скорби я взываю к тебе, BWV 38 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- В глубокой скорби взываю к тебе BWV 38; BC A 152 / Хоральная кантата (21-е воскресенье после Троицы) ( Bach Digital )
- Люк Дан: BWV 38.6 bach-chorales.com