Национальный совет по телерадиовещанию

Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Национальный совет по телерадиовещанию ( польский : Национальный совет по телерадиовещанию , КРРиТ, букв. Государственный совет радио и телевидения ) [ 1 ] является польским регулятором вещания, который выдает лицензии на радио- и телевещание , обеспечивает соблюдение закона общественными вещателями и косвенно контролирует государственные СМИ. Это примерно эквивалентно Федеральной комиссии по связи в США.
КРРиТ является независимым агентством с полномочиями, указанными непосредственно в Конституции Польши, а члены избираются Президентом и каждой палатой Парламента сроком на 6 лет. Он был создан в 1992 году для управления общественными СМИ, ранее жестко контролируемыми государством, и регулирования частного вещания, которое тогда возникало.
Прямые конституционные полномочия, избрание членов на очень длительный срок различными ветвями власти и требование о том, что члены КРРиТ не могут принадлежать к политической партии, дают ему очень сильную позицию по сравнению с аналогичными агентствами в других странах. Считалось крайне важным освободить средства массовой информации от политического давления.
Хотя теоретически члены совета были аполитичными, де-факто они назначались политическими партиями примерно пропорционально их власти. В течение нескольких лет из-за раздробленности парламента и продолжающегося конфликта между парламентом и президентом Лехом Валенсой совет находился в относительном политическом равновесии, и поэтому государственные средства массовой информации не контролировались какой-либо конкретной партией, в то время как частные СМИ были больше озабочены экономическим ростом, чем политикой.
Однако после победы посткоммунистического Альянса демократических левых сил (СЛД) на парламентских выборах 1993 года и их кандидата Александра Квасьневского на президентских выборах 1995 года в совете вскоре стали доминировать люди, связанные с посткоммунистическими левыми. Даже правый парламент 1997-2001 годов не смог изменить ситуацию из-за длительного срока полномочий членов КРРиТ и присутствия членов, назначаемых президентом. Победив на следующих выборах в 2001 году, посткоммунисты смогли сохранить контроль над общественными СМИ на протяжении второй половины 1990-х — начала 2000-х годов.
Посткоммунистического главу общественного польского телевидения Роберта Квятковского широко обвиняли в использовании его в качестве пропагандистской машины для Альянса демократических левых сил . Некоторые из первых обвинений включают в себя крайне непропорциональное освещение деятельности СЛД в 1997-2001 годах, когда лидеру СЛД Лешеку Миллеру было предоставлено больше эфирного времени, чем всем членам правительства вместе взятым (по некоторым подсчетам), когда он транслировал документальный фильм, утверждающий причастность Леха Качиньского к Скандал с FOZZ накануне выборов (позже признанный необоснованным) и общая предвзятость в освещении политических новостей. КРРиТ также находился в постоянном конфликте с частными вещательными компаниями, например, запрещая RMF FM транслировать местные новости.
Однако большие проблемы начались только после выборов 2001 года, когда некоторые члены КРРиТ были упомянуты в заговоре с целью получить контроль над частными СМИ (газетой «Выборча» и телеканалом «Полсат» ) путем фальсификации законов (в направлении Скандал с Лью Райвином , названный «или газетами» ( lub czasopisma , в честь формулировки закона о СМИ, который был незаконно изменен после одобрения правительством), и использовал свои полномочия по лицензированию вещания для оказания политического и экономического давления на местные частные вещательные компании. Эти события, а также другие коррупционные скандалы, раскрытые вскоре после этого, расшатали польский политический класс. Все эти события были связаны в сложный скандал, получивший название « Дело Райвина» .
В 2004 году Роберта Квятковского сменил компромиссный кандидат Ян Дворжак , как руководитель Польского телевидения .
Многие партии, принимавшие участие в выборах 2005 года, предложили выйти из КРРиТ.
Официальный сайт Национального совета по телерадиовещанию: www.krrit.gov.pl.
Соответствующие разделы Конституции Польши
[ редактировать ]Национальный совет по телерадиовещанию
[ редактировать ]Статья 213
[ редактировать ]- Национальный совет по телерадиовещанию защищает свободу слова, право на информацию и общественный интерес к радио- и телевещанию.
- Национальный совет по телерадиовещанию может издавать постановления или, в отдельных случаях, принимать резолюции.
Статья 214
[ редактировать ]- Члены Национального совета по телерадиовещанию назначаются Сеймом, Сенатом и Президентом Республики.
- Член Национального совета по телерадиовещанию не может принадлежать к политической партии или профсоюзу, осуществлять общественную деятельность, несовместимую с достоинством его должности.
Статья 215
[ редактировать ]- Правила и порядок деятельности Национального совета по телерадиовещанию, его организация, а также конкретные правила назначения его членов определяются законом.