Jump to content

Великий Джалайирид Шахнаме

« Великий Джалайирид Шахнаме» Фирдоуси — предположительно утерянная иллюстрированная рукопись «Шахнаме» , национального эпоса Великого Ирана. Считается, что он был изготовлен в середине 14 века, во времена правления Хасана Бузурга (1336-1356) или Увайса (1356-1374). [ 1 ] Рукопись не существует полностью, и ее картины сохранились только благодаря включению в альбомы эскизов и отдельных картин, которые в настоящее время хранятся во дворце Топкапы в Стамбуле. [ 1 ] Сравнивая с другими рукописями Шахнаме , в том числе с Великомонгольским Шахнаме, Бернард О'Кейн доказывал существование единой рукописи Джалайирида Шахнаме , из которой были взяты несколько картин в альбомах Топкапы. [ 1 ]

Джалаириды, монгольское племя, получили контроль над территорией вокруг Тебриза ок. 1335 г., а в 1340 г. основал династию с центром в Багдаде. [ 1 ] [ 2 ] Они правили из Багдада до конца правления султана Ахмада в 1410 году, когда стали вассалами Кара Куюнлу и Тимуридов. [ 2 ]

В сфере персидской живописи период Джалаиридов считается мостом между Великим монголом Шахнаме и вершиной персидской живописи периодов Тимуридов и Сефевидов. [ 3 ] Во время правления Джалайридов в персидское искусство были введены новые разработки, в том числе вдохновение китайской живописью, изменения в изображении природы и использование полей для дополнений к картинам. [ 3 ] Несмотря на их влияние, датированных рукописей периода Джалаиридов сохранилось на удивление мало, и попытки понять природу и масштабы художественного творчества при династии продолжаются. [ 1 ] [ 3 ]

Картины, составляющие «Великого Джалайрида Шахнаме» , можно найти в так называемых «Стамбульских альбомах», собрании множества сборников каллиграфии, картин, литографий и образцов различного происхождения, включая мастерские основных династий персидской живописи от монголов до Сефевиды. Стамбульские альбомы в своем окончательном виде были составлены в период с 16 по 19 века, хотя картины в них ранее были вырезаны и переделаны из других рукописей. [ 4 ]

Рустам, аркающий ведьму . Библиотека Топкапы Сарай.

В исследовании О'Кейна подробно рассматриваются, в частности, три картины, созданные великим Джалайридом Шахнаме. Все три картины можно найти только в одном из стамбульских альбомов, H.2153. Это: «Рустам, аркающий ведьму», где герой сдерживает своего врага, прежде чем убить его; «Страж уходит с ушами в руке», где изображена редко иллюстрируемая сцена из эпоса, в которой Рустам отрезает уши сторожу; и Заххак, прибитый к горе Дамаванд , иллюстрация к рассказу, отличному от « Шахнаме» . [ 1 ]

Несколько общих характеристик картин подтверждают утверждение о том, что они имеют один и тот же источник. Стиль изображения скал с маленькими точками, служащими штриховкой гребней скал, остается неизменным. Более того, все три содержат примеры «рок-лиц» и были существенно изменены создателем альбома. [ 1 ] Рустам и «Сторож» привлекли особое внимание своей высокой степенью сходства. [ 1 ]

Нурхан Атасой охарактеризовал еще восемь картин, все в формате H.2153, как стилистически похожие, особенно в изображении пейзажей и скал, обрамлении и изображении Рустама. [ 4 ] Подчеркивая сходство между этими одиннадцатью картинами, Атасой предполагает, что они были созданы одним художником, обладающим «высокоразвитой техникой и мастерством». [ 4 ]

Наследие

[ редактировать ]

Картины Великого Джалайрида Шахнаме представили и представили несколько стилистических новшеств эпохи Джалаиридов. Его картины являются одними из самых ранних датируемых примеров картин, которые выходят за рамки и используют поля. [ 1 ] эта тема постепенно получила развитие в более поздних рукописях, таких как Диван султана Ахмада. [ 5 ]

Картины также характеризуются вертикальностью, которой не было в предыдущих рукописях Ильханидов. Эта новая перспектива характеризовалась большим ощущением пространства и позволяла создавать более крупные и подробные картины. [ 1 ] Эти два нововведения в форматировании способствовали развитию Джалаиридской тенденции, выявленной Шейлой Блэр, «постепенного расширения картины за счет текста в течение четырнадцатого и начала пятнадцатого веков». [ 6 ] Таким образом, в «Рустаме, аркающем ведьму» текст занимает менее трети страницы, а с левой стороны картина простирается на всю высоту страницы.

Эта рукопись известна своими «скальными лицами» — небольшими фигурками животных или людей, скрытыми в естественных контурах ландшафта. Например, «Рустам, аркающий ведьму» , содержит фигуру лисы в камнях слева внизу. Это было среди нескольких персидских нововведений, вдохновленных китайской живописью, наряду с закрученным, похожим на молнию изображением облаков, которые видны слева от текста у Рустама . Великий Джалайирид Шахнаме, возможно, является самой ранней известной рукописью, включающей эту особенность, поскольку самая ранняя окончательно датированная рукопись со скалистыми лицами - это еще один Шахнаме 1370 года, примерно в то же время, когда Великий Джалайирид Шахнаме . был завершен [ 1 ] [ 7 ]

Рукопись олицетворяет, но не представляет некоторые другие отличительные черты живописи Джалаиридов. К ним относятся затененные, пунктирные холмы и скалы, а также волосы на мордах лошадей (еще одна условность, вдохновленная китайцами). [ 8 ] Обе черты видны в «Рустаме, аркающем ведьму» .

Благодаря этим нововведениям Великий Джалайирид Шахнаме, наряду с другими произведениями эпохи Джалаиридов, стал основным источником вдохновения для более поздних персидских художников и, таким образом, был назван «источником» современной персидской живописи. [ 3 ] Бернард О'Кейн далее утверждал, что благодаря глубине образов, текстуре и расположению фигур Великий Джалайирид Шахнаме был вершиной персидской живописи, соответствующей шедеврам эпох Тимуридов и Сефевидов. [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л О'Кейн, Бернард (2017). «Великий Джалайирид Шахнама». В Гоннелле, Джулия; Вайс, Фридерика; Раух, Кристоф (ред.). Альбомы Diez: контекст и содержание . Лейден: Брилл. стр. 469–484. ISBN  978-90-04-32348-3 .
  2. ^ Jump up to: а б Чагман, Филиз; Танинди, Зерен (2011). «Отрывки из книг Джалаиридов в библиотеках Стамбула» . Мукарнас . 28 (1): 221–264. дои : 10.1163/22118993-90000179 . JSTOR   23350289 – через JSTOR.
  3. ^ Jump up to: а б с д Винг, Патрик (2016). «9 Заключение и наследие Джалаиридов» . Джалайриды: государственное династическое образование на монгольском Ближнем Востоке . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 185–201. ISBN  9781474402255 . JSTOR   10.3366/j.ctt1bgzbrm.14 .
  4. ^ Jump up to: а б с Атасой, Нурхан (1970). «Четыре стамбульских альбома и некоторые фрагменты из Шах-Наме четырнадцатого века» . Арс Ориенталис . 8 (1): 19–48. JSTOR   4629251 .
  5. ^ Климбург-Солтер, Дебора Э. (1976–1977). «Суфийская тема в персидской живописи: Диван султана Ахмада Галаира в Свободной художественной галерее, Вашингтон, округ Колумбия» Kunst des Orients . 11 (1/2): 43–84. JSTOR   20752468 – через JSTOR.
  6. ^ Блэр, Шейла С. (2019). «Романтическая интерлюдия: свадебные торжества из рукописи с тремя стихотворениями Хваджу Кирмани» . Текст и изображение в средневековом персидском искусстве . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 172–227. ISBN  978-0-7486-5578-6 . JSTOR   10.3366/j.ctvxcrp75.10 .
  7. ^ О'Кейн, Бернард (2021). «Наскальные лица и наскальные фигуры в персидской живописи» . Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 435–479. ISBN  978-1474474764 . JSTOR   10.3366/j.ctv27zdjv6.23 .
  8. ^ О'Кейн, Бернард (2021). «Сия Калам: Связи Джалайридов» . Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 357–392. ISBN  978-1474474764 . JSTOR   10.3366/j.ctv27zdjv6.20 .

Библиография

[ редактировать ]
  • О'Кейн, Бернард (2017). «Великий Джалайирид Шахнама». В Гоннелле, Джулия; Вайс, Фридерика; Раух, Кристоф (ред.). Альбомы Diez: контекст и содержание . Лейден: Брилл. стр. 469–484. ISBN   978-90-04-32348-3
  • Чагман, Филиз; Танинди, Зерен (2011). «Отрывки из книг Джалаиридов в библиотеках Стамбула». Мукарнас . 28 (1): 221–264 JSTOR   23350289
  • Винг, Патрик (2016). «Заключение и наследие Джалаиридов» . Джалайриды: государственное династическое образование на монгольском Ближнем Востоке . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 185–201. ISBN   978-1-4744-0225-5
  • Атасой, Нурхан (1970). «Четыре стамбульских альбома и некоторые фрагменты из Шах-Наме четырнадцатого века». Арс Ориенталис . 8 (1): 19–48 JSTOR   4629251.
  • Климбург-Солтер, Дебора (1976–1977). «Суфийская тема в персидской живописи: Диван султана Ахмада Галаира в Свободной художественной галерее, Вашингтон, округ Колумбия» Kunst Des Orients . 11 (1/2): 43–84 JSTOR   4629251.
  • Блэр, Шейла С. (2019). «Романтическая интерлюдия: свадебные торжества из рукописи с тремя стихотворениями Хваджу Кирмани». Текст и изображение в средневековом персидском искусстве . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 172–227. дои : 10.3366/j.ctvxcrp75.10
  • О'Кейн, Бернард (2021). «Наскальные лица и наскальные фигуры в персидской живописи». Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 435–479. дои : 10.3366/j.ctv27zdjv6.23 ISBN   978-1-4744-7476-4
  • О'Кейн, Бернард (2021). «Сия Калам: Связи Джалайридов». Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 357–392. дои : 10.3366/j.ctv27zdjv6.20 ISBN   978-1-4744-7476-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ac25c45d27ba800b488824679006f33__1719522600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/33/0ac25c45d27ba800b488824679006f33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Jalayirid Shahnameh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)