Великий Джалайирид Шахнаме
« Великий Джалайирид Шахнаме» Фирдоуси — предположительно утерянная иллюстрированная рукопись «Шахнаме» , национального эпоса Великого Ирана. Считается, что он был изготовлен в середине 14 века, во времена правления Хасана Бузурга (1336-1356) или Увайса (1356-1374). [ 1 ] Рукопись не существует полностью, и ее картины сохранились только благодаря включению в альбомы эскизов и отдельных картин, которые в настоящее время хранятся во дворце Топкапы в Стамбуле. [ 1 ] Сравнивая с другими рукописями Шахнаме , в том числе с Великомонгольским Шахнаме, Бернард О'Кейн доказывал существование единой рукописи Джалайирида Шахнаме , из которой были взяты несколько картин в альбомах Топкапы. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Джалаириды, монгольское племя, получили контроль над территорией вокруг Тебриза ок. 1335 г., а в 1340 г. основал династию с центром в Багдаде. [ 1 ] [ 2 ] Они правили из Багдада до конца правления султана Ахмада в 1410 году, когда стали вассалами Кара Куюнлу и Тимуридов. [ 2 ]
В сфере персидской живописи период Джалаиридов считается мостом между Великим монголом Шахнаме и вершиной персидской живописи периодов Тимуридов и Сефевидов. [ 3 ] Во время правления Джалайридов в персидское искусство были введены новые разработки, в том числе вдохновение китайской живописью, изменения в изображении природы и использование полей для дополнений к картинам. [ 3 ] Несмотря на их влияние, датированных рукописей периода Джалаиридов сохранилось на удивление мало, и попытки понять природу и масштабы художественного творчества при династии продолжаются. [ 1 ] [ 3 ]
Картины, составляющие «Великого Джалайрида Шахнаме» , можно найти в так называемых «Стамбульских альбомах», собрании множества сборников каллиграфии, картин, литографий и образцов различного происхождения, включая мастерские основных династий персидской живописи от монголов до Сефевиды. Стамбульские альбомы в своем окончательном виде были составлены в период с 16 по 19 века, хотя картины в них ранее были вырезаны и переделаны из других рукописей. [ 4 ]
Картины
[ редактировать ]
В исследовании О'Кейна подробно рассматриваются, в частности, три картины, созданные великим Джалайридом Шахнаме. Все три картины можно найти только в одном из стамбульских альбомов, H.2153. Это: «Рустам, аркающий ведьму», где герой сдерживает своего врага, прежде чем убить его; «Страж уходит с ушами в руке», где изображена редко иллюстрируемая сцена из эпоса, в которой Рустам отрезает уши сторожу; и Заххак, прибитый к горе Дамаванд , иллюстрация к рассказу, отличному от « Шахнаме» . [ 1 ]
Несколько общих характеристик картин подтверждают утверждение о том, что они имеют один и тот же источник. Стиль изображения скал с маленькими точками, служащими штриховкой гребней скал, остается неизменным. Более того, все три содержат примеры «рок-лиц» и были существенно изменены создателем альбома. [ 1 ] Рустам и «Сторож» привлекли особое внимание своей высокой степенью сходства. [ 1 ]
Нурхан Атасой охарактеризовал еще восемь картин, все в формате H.2153, как стилистически похожие, особенно в изображении пейзажей и скал, обрамлении и изображении Рустама. [ 4 ] Подчеркивая сходство между этими одиннадцатью картинами, Атасой предполагает, что они были созданы одним художником, обладающим «высокоразвитой техникой и мастерством». [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Картины Великого Джалайрида Шахнаме представили и представили несколько стилистических новшеств эпохи Джалаиридов. Его картины являются одними из самых ранних датируемых примеров картин, которые выходят за рамки и используют поля. [ 1 ] эта тема постепенно получила развитие в более поздних рукописях, таких как Диван султана Ахмада. [ 5 ]
Картины также характеризуются вертикальностью, которой не было в предыдущих рукописях Ильханидов. Эта новая перспектива характеризовалась большим ощущением пространства и позволяла создавать более крупные и подробные картины. [ 1 ] Эти два нововведения в форматировании способствовали развитию Джалаиридской тенденции, выявленной Шейлой Блэр, «постепенного расширения картины за счет текста в течение четырнадцатого и начала пятнадцатого веков». [ 6 ] Таким образом, в «Рустаме, аркающем ведьму» текст занимает менее трети страницы, а с левой стороны картина простирается на всю высоту страницы.
Эта рукопись известна своими «скальными лицами» — небольшими фигурками животных или людей, скрытыми в естественных контурах ландшафта. Например, «Рустам, аркающий ведьму» , содержит фигуру лисы в камнях слева внизу. Это было среди нескольких персидских нововведений, вдохновленных китайской живописью, наряду с закрученным, похожим на молнию изображением облаков, которые видны слева от текста у Рустама . Великий Джалайирид Шахнаме, возможно, является самой ранней известной рукописью, включающей эту особенность, поскольку самая ранняя окончательно датированная рукопись со скалистыми лицами - это еще один Шахнаме 1370 года, примерно в то же время, когда Великий Джалайирид Шахнаме . был завершен [ 1 ] [ 7 ]
Рукопись олицетворяет, но не представляет некоторые другие отличительные черты живописи Джалаиридов. К ним относятся затененные, пунктирные холмы и скалы, а также волосы на мордах лошадей (еще одна условность, вдохновленная китайцами). [ 8 ] Обе черты видны в «Рустаме, аркающем ведьму» .
Благодаря этим нововведениям Великий Джалайирид Шахнаме, наряду с другими произведениями эпохи Джалаиридов, стал основным источником вдохновения для более поздних персидских художников и, таким образом, был назван «источником» современной персидской живописи. [ 3 ] Бернард О'Кейн далее утверждал, что благодаря глубине образов, текстуре и расположению фигур Великий Джалайирид Шахнаме был вершиной персидской живописи, соответствующей шедеврам эпох Тимуридов и Сефевидов. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л О'Кейн, Бернард (2017). «Великий Джалайирид Шахнама». В Гоннелле, Джулия; Вайс, Фридерика; Раух, Кристоф (ред.). Альбомы Diez: контекст и содержание . Лейден: Брилл. стр. 469–484. ISBN 978-90-04-32348-3 .
- ^ Jump up to: а б Чагман, Филиз; Танинди, Зерен (2011). «Отрывки из книг Джалаиридов в библиотеках Стамбула» . Мукарнас . 28 (1): 221–264. дои : 10.1163/22118993-90000179 . JSTOR 23350289 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д Винг, Патрик (2016). «9 Заключение и наследие Джалаиридов» . Джалайриды: государственное династическое образование на монгольском Ближнем Востоке . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 185–201. ISBN 9781474402255 . JSTOR 10.3366/j.ctt1bgzbrm.14 .
- ^ Jump up to: а б с Атасой, Нурхан (1970). «Четыре стамбульских альбома и некоторые фрагменты из Шах-Наме четырнадцатого века» . Арс Ориенталис . 8 (1): 19–48. JSTOR 4629251 .
- ^ Климбург-Солтер, Дебора Э. (1976–1977). «Суфийская тема в персидской живописи: Диван султана Ахмада Галаира в Свободной художественной галерее, Вашингтон, округ Колумбия» Kunst des Orients . 11 (1/2): 43–84. JSTOR 20752468 – через JSTOR.
- ^ Блэр, Шейла С. (2019). «Романтическая интерлюдия: свадебные торжества из рукописи с тремя стихотворениями Хваджу Кирмани» . Текст и изображение в средневековом персидском искусстве . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 172–227. ISBN 978-0-7486-5578-6 . JSTOR 10.3366/j.ctvxcrp75.10 .
- ^ О'Кейн, Бернард (2021). «Наскальные лица и наскальные фигуры в персидской живописи» . Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 435–479. ISBN 978-1474474764 . JSTOR 10.3366/j.ctv27zdjv6.23 .
- ^ О'Кейн, Бернард (2021). «Сия Калам: Связи Джалайридов» . Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 357–392. ISBN 978-1474474764 . JSTOR 10.3366/j.ctv27zdjv6.20 .
Библиография
[ редактировать ]- О'Кейн, Бернард (2017). «Великий Джалайирид Шахнама». В Гоннелле, Джулия; Вайс, Фридерика; Раух, Кристоф (ред.). Альбомы Diez: контекст и содержание . Лейден: Брилл. стр. 469–484. ISBN 978-90-04-32348-3
- Чагман, Филиз; Танинди, Зерен (2011). «Отрывки из книг Джалаиридов в библиотеках Стамбула». Мукарнас . 28 (1): 221–264 JSTOR 23350289
- Винг, Патрик (2016). «Заключение и наследие Джалаиридов» . Джалайриды: государственное династическое образование на монгольском Ближнем Востоке . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 185–201. ISBN 978-1-4744-0225-5
- Атасой, Нурхан (1970). «Четыре стамбульских альбома и некоторые фрагменты из Шах-Наме четырнадцатого века». Арс Ориенталис . 8 (1): 19–48 JSTOR 4629251.
- Климбург-Солтер, Дебора (1976–1977). «Суфийская тема в персидской живописи: Диван султана Ахмада Галаира в Свободной художественной галерее, Вашингтон, округ Колумбия» Kunst Des Orients . 11 (1/2): 43–84 JSTOR 4629251.
- Блэр, Шейла С. (2019). «Романтическая интерлюдия: свадебные торжества из рукописи с тремя стихотворениями Хваджу Кирмани». Текст и изображение в средневековом персидском искусстве . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 172–227. дои : 10.3366/j.ctvxcrp75.10
- О'Кейн, Бернард (2021). «Наскальные лица и наскальные фигуры в персидской живописи». Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 435–479. дои : 10.3366/j.ctv27zdjv6.23 ISBN 978-1-4744-7476-4
- О'Кейн, Бернард (2021). «Сия Калам: Связи Джалайридов». Исследования в области исламской живописи, эпиграфики и декоративного искусства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 357–392. дои : 10.3366/j.ctv27zdjv6.20 ISBN 978-1-4744-7476-4