Беспоршневой насос
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
— Беспоршневой насос это тип насоса, предназначенный для перемещения жидкостей без каких-либо движущихся частей, кроме трехкамерных клапанов.
Насос содержит камеру, которая имеет клапанный вход для перекачиваемой жидкости, клапанный выход – оба они находятся в нижней части насоса, и вход для подачи давления в верхней части насоса. Для подачи жидкости через насос используется давление, такое как пар или гелий под давлением.
Введение
[ редактировать ]НАСА разработало недорогой ракетный топливный насос, который имеет производительность, сравнимую с турбонасосом, но стоит на 80–90% дешевле. [1] Возможно, самым трудным барьером для входа в бизнес жидкостных ракет является турбонасос. Конструкция турбонасоса требует больших инженерных усилий, а ее производство и испытания дороги. Запуск турбонасосного ракетного двигателя — сложный процесс, требующий тщательной синхронизации множества клапанов и подсистем. Фактически, компания Beal Aerospace попыталась полностью избежать этой проблемы, построив огромный ускоритель с подачей под давлением. Их ракета-носитель так и не полетела, но инженерия, стоящая за ней, была надежной, и, если бы в их распоряжении был недорогой насос, они могли бы конкурировать с Боингом. Этот насос экономит до 90% массы резервуаров по сравнению с системой с напорной подачей. Этот насос действительно оказался настоящим благом для ракет. Благодаря использованию этого насоса ракете не приходится нести такой тяжелый груз, и она может двигаться с очень высокой скоростью. [2]
Рабочий цикл
[ редактировать ]Цикл выглядит следующим образом:
- Жидкость поступает и заполняет камеру через впускной клапан. Выпускной и напорный клапаны закрыты.
- Впускной клапан закрывается, выпускной и нагнетательный клапаны открываются. Подводящая жидкость проталкивает жидкость через выпускной клапан.
- По мере опорожнения камеры предохранительный клапан закрывается и открывается впускной клапан, после чего закрывается выпускной клапан.
- Цикл повторяется.
Скорость откачки
[ редактировать ]Ракетные двигатели требуют огромного количества топлива под высоким давлением. Часто насос стоит дороже, чем камера тяги. Один из способов подачи топлива — использование упомянутого выше дорогого турбонасоса, другой способ — создать давление в топливном баке. Для создания давления в большом топливном баке требуется тяжелый и дорогой бак. Однако предположим, что вместо создания давления во всем резервуаре основной резервуар сливается в небольшую насосную камеру, в которой затем создается давление. Для достижения устойчивого потока насосная система состоит из двух насосных камер, каждая из которых подает топливо на половину каждого цикла. Насос приводится в действие газом под давлением, который воздействует непосредственно на жидкость. Для каждой половины насосной системы камера заполняется из основного бака под низким давлением и с большим расходом, затем в камере создается давление, а затем жидкость с умеренным расходом под высоким давлением подается в двигатель. Затем камера вентилируется, и цикл повторяется. Система спроектирована таким образом, что скорость потока на входе превышает скорость потока на выходе. Это дает время для вентиляции, наполнения и создания давления в одной камере, пока опорожняется другая. Макетный насос был протестирован и работает отлично. Была спроектирована и изготовлена версия High, обеспечивающая производительность 20 галлонов в минуту и давление 550 фунтов на квадратный дюйм.
Применение в ракетной технике
[ редактировать ]Чаще всего используется [ нужна ссылка ] для поставок топлива к ракетным двигателям . В этой конфигурации часто используются два насоса, работающих в противоположных циклах, чтобы обеспечить постоянную подачу топлива в двигатель.
Преимущество насоса перед системой с подачей под давлением заключается в том, что резервуары могут быть намного легче. По сравнению с турбонасосом беспоршневой насос имеет гораздо более простую конструкцию и имеет менее строгие конструктивные допуски.
Преимущества
[ редактировать ]Почти все оборудование этого насоса состоит из сосудов под давлением, поэтому его вес невелик. В нем менее 10 движущихся частей и нет проблем со смазкой, которые могли бы вызвать проблемы с другими насосами. Конструкция и конструкция этого насоса просты и не требуют прецизионных деталей. Это устройство имеет преимущество перед стандартными турбонасосами в том, что вес примерно такой же, затраты на установку, проектирование и испытания меньше, а вероятность катастрофического отказа ниже. Этот насос имеет преимущество перед конструкциями с напорной подачей в том, что вес всей ракеты намного меньше, а ракета намного безопаснее, поскольку в баках с ракетным топливом нет необходимости находиться под высоким давлением. Насос можно запустить после длительного хранения с высокой надежностью. Его можно использовать для замены турбонасосов в варианте ракетного ускорителя или для замены баков высокого давления для движения в дальнем космосе. Его также можно использовать для изменения орбиты спутников и удержания станции.
Недостатки
[ редактировать ]Беспоршневые насосы также имеют некоторые недостатки, такие как:
- Они не могут перекачивать давление выше, чем приводной газ (соотношение площадей 1:1).
- Они не могут использовать ни ступенчатое сжигание, ни детандерный цикл.
- Цикл газогенератора также сложно интегрировать с беспоршневым насосом.
- Генерируемый газ должен быть химически совместим с обоими порохами.
- Этот газогенератор уменьшает период запуска зажигания двигателя.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Успешные испытания топливного насоса ракеты НАСА открывают путь к созданию демонстрационного двигателя, напечатанного на 3D-принтере» . НАСА.gov . 27 августа 2015 года . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Старки, Райан (2014). «Разработка демонстратора суборбитальных летных испытаний беспоршневого ракетного двигателя». 50-я совместная конференция AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательной технике . дои : 10.2514/6.2014-3784 . ISBN 978-1-62410-303-2 .