Пицеолак Ашуна
Пицеолак Ашуна | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 1904 год [ 1 ] |
Умер | 28 мая 1983 г. [ 1 ] | ( 1983-05-28 )
Известный | Художник-график |
Супруг | Ашона |
Награды | Орден Канады 1977 |
Избранный | Королевская канадская академия искусств 1974 |
Пицеолак Ашуна CM RCA ( ок. 1904 - 28 мая 1983 г.) [ 1 ] ) была канадской художницей- инук, которой восхищались за ее плодотворные работы. Она также была членом Королевской канадской академии искусств .
Биография
[ редактировать ]Пицеолак родился в семье Тимунгиака и Ооточи на острове Ноттингем на Северо-Западных территориях , ныне Нунавут . Ее имя на языке Инуктитут означает «морской голубь» . [ 1 ] [ 2 ] Она выросла в традиционной жизни своего народа, где пища зависела от охоты и собирательства. Ее культура опиралась на ангакуит .
В 1922 (или 1923) году Пицеолак женился на Ашуне, охотнике, на полуострове Фокс Баффинова острова . [ 3 ] У них было 17 детей, но только шестеро (Намуни, Какак, Кумварток, Киугак, Напачи и Отточи) жили с Пицеолаком до совершеннолетия. Некоторые умерли в детстве, а другие были усыновлены по обычаю и воспитаны другими семьями инуитов. [ 4 ]
После того, как ее муж умер в возрасте 40 лет от вирусной болезни, Пицеолак сама вырастила четверых детей: Кумвартока, Какака, Киавака или Киугака и дочь Напачи Путугук . [ нужна ссылка ] После смерти Ашуны, которая произошла где-то в начале-середине 1940-х годов, последовали годы лишений. Он умер в первые годы Второй мировой войны, во время упадка рынка мехов. [ 4 ]
Со временем потеря Ашуны привела к тому, что Пицеолак стал художником. Создание гравюр облегчило ее одиночество, и она описала свое искусство как то, что сделало ее «самой счастливой с тех пор, как он умер». Позже работы Пицеолак позволили ей поддержать свою семью. Хотя ее искусство возникло в результате болезненных обстоятельств, оно выражало в основном положительные воспоминания и переживания. Как отмечает Кристин Лалонд в книге «Пицеолак Ашуна: Жизнь и работа» : «сцены лишений и страданий почти никогда не появляются в ее рисунках, хотя некоторые изображения передают печаль и тоску» по поводу кончины Ашуны. [ 4 ]
Пицеолак признан одним из первых художников-инуитов, создавших автобиографические произведения. Ее искусство содержало образы традиционной жизни инуитов и способствовало созданию современного вида искусства инуитов, который передавал традиционные знания и ценности и в то же время достигал всемирной популярности и коммерческого успеха. [ 4 ]
Пицеолак умер 28 мая 1983 года на мысе Дорсет (ныне Киннгайт). У нее осталась большая семья художников, в том числе:
- Напатчи Путугук , дочь, художник-график [ 5 ]
- Энни Путугук (1969–2016), художница; внучка [ 5 ]
- Рок Ашуна («Кака») (1928–1996), старший сын и скульптор. [ 6 ]
- Охиток, скульптор – внук
- Киугак Ашуна (1933–2014), сын и скульптор. [ 7 ]
- Шувинай Ашуна , (1961 г.р.) художница, внучка [ 5 ]
- Кумварток Ашуна, сын и скульптор [ 6 ]
Художественная карьера
[ редактировать ]Пицеолак Ашуна был одним из первых художников 1960-х годов, которые делали рисунки для печатной студии в Кейп-Дорсете. Она была художницей-самоучкой, которая находила решения художественных проблем с помощью того, что Лалонд назвал «самостоятельной программой повторяющегося рисования». [ 4 ]
Первоначально Пицеолак занимался шитьем и вышивкой на продажу в рамках программы декоративно-прикладного искусства. Он был инициирован Департаментом по делам Севера и национальных ресурсов как способ заработка для инуитов. Он был представлен Джеймсом Арчибальдом Хьюстоном и Альмой Хьюстон на мысе Дорсет в 1956 году. [ 4 ] Увидев работы своего двоюродного брата Киакшука (1886–1966), работавшего в графической студии Кейп-Дорсет, Пицеолак решила заняться рисованием. Ее ранние работы были хорошо приняты, и вскоре она стала одной из самых популярных художниц среди тех, кто создавал изображения для коллекции гравюр Кейп-Дорсет. [ 4 ]
Сначала Пицеолак работал с графитовым карандашом, а затем перешел к цветным карандашам и фломастерам. Лалонд сказала, что они стали ее любимым материалом, потому что их «богатые и яркие цвета» лучше всего выражают «радость, которая характеризует ее работу». [ 4 ]
Двоюродный брат Пицеолак, Киакшук, и Хьюстон вдохновили ее попробовать свои силы в рисовании. Она также работала с медными пластинами, но эта техника ей не нравилась.
За последние два десятилетия своей жизни, начиная с 1960 года, она создала коллекцию из более чем 7000 изображений, 233 из которых были созданы в виде репродукций из ее коллекции Кейп-Дорсет. [ 8 ] Она сказала, что эти иллюстрации иллюстрируют жизнь до контакта, «то, что мы делали задолго до того, как появилось много белых людей». [ 9 ] [ 2 ]
Ее работы посвящены как повседневной жизни, так и легендам, или Талилаю . Пицеолак вдохновилась другими художниками из ее сообщества, которые начали до нее, и сказала: «Я не знаю, кто сделал первую гравюру, но Киакшук, Нивиаксиак, Ошаветок и Тудлик все рисовали вначале. Мне понравились первые гравюры.. .потому что они были настоящими эскимосами ». [ 10 ] Пицеолак была принята в Королевскую канадскую академию искусств в 1974 году и была награждена Орденом Канады в 1977 году за свою работу.
В течение следующего десятилетия и до своей смерти в 1983 году Пицеолак продолжала рисовать и работать с новыми медиа. Грант в области искусства, присужденный ей в 1975 году, послужил толчком к экспериментам с новым материалом – акриловой краской на холсте. Первоначально она относилась к рисованию как к рисованию: обрисовывала карандашом, а затем заполняла цветом. Постепенно адаптируясь к нюансам среды, она начала накладывать смелые цвета рядом, чтобы добиться яркого эффекта.
— Картинки [ 11 ]
Пицеолак считает, что отпечатки представляют собой самую сложную задачу, как она сказала в Дороти Харли Эбер книге «Пицеолак: картины моей жизни »; «Создавать отпечатки непросто. Сначала нужно подумать, а это сложно сделать. Но я с удовольствием делаю отпечатки». [ 12 ] Хотя Пицеолак и не занимался гравюрой, он экспериментировал с рисованием непосредственно на медных пластинах и, в меньшей степени, на литографских камнях. [ 4 ]
В 1973 году она рассказала свою историю в фильме Национального совета по кинематографии анимационном документальном « Картинки из моей жизни » режиссера Боженны Хечко, основанном на интервью из книги Эбера. [ 13 ] [ 14 ] Пицеолак также был изображен на марке, выпущенной 8 марта 1993 года и разработанной Хизер Дж. Купер в ознаменование Международного женского дня . [ 15 ]
Работы Пицеолака были представлены на выставках в канадских музеях, включая Национальную галерею Канады , Художественную галерею Виннипега , Художественную галерею Онтарио , Канадский музей цивилизаций и Художественную галерею Ванкувера . В 1975 году у нее была ретроспектива в Смитсоновском институте в Вашингтоне, округ Колумбия, организованная Департаментом по делам индейцев и севера Канады . [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2020 году Ашуна вошла в число восьми финалистов конкурса на изображение человека на полимерных купюрах в 5 долларов в Канаде. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Пицеолак Ашуна 1904–1983» . Национальная галерея Канады. Архивировано из оригинала 7 мая 2019 года . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Холмлунд, Мона; Янгберг, Гейл (2003). Вдохновляющие женщины: празднование ее истории . Книги Кото. п. 247. ИСБН 978-1-55050-204-6 .
- ^ «ПИЦЕОЛАК (Пицеолак Ашуна)» . Инициатива по истории канадских женщин-художниц. 6 августа 2012 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лалонд, Кристина (2015). «Пицеолак Ашуна: жизнь и работа» . Институт искусств Канады . Институт искусств Канады.
- ^ Jump up to: а б с «Отображение полной записи ULAN (Getty Research)» . www.getty.edu . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рутледж, Мари (2 июля 2006 г.). «Гора Ашуна» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ Рутледж, Мари (2 июля 2006 г.). «Киавак Ашуна» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Стефания., Тиберини, Эльвира (2011). Женщины у власти: современные инуитские художницы = инуитские современные женщины-художницы = артистки Iunuit contemporaines . Доисторико-этнографический музей Луиджи Пигорини. Милан: Книжная мастерская. ISBN 9788889854655 . OCLC 778841636 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Суинтон, Джордж (4 марта 2015 г.). «Искусство Инуитов» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады.
- ^ Эбер, Дороти Харли (2003). Пицеолак: Картины из моей жизни (второе изд.). Издательство Университета Макгилла-Куина . п. 37. ИСБН 978-0-7735-2565-8 .
- ^ Ашуна, Пицеолак (2003). Картинки . Фейли изящные искусства. п. 2.
- ^ Эбер 2003 , с. 45
- ^ Эбер, Дороти Харли (2 июля 2006 г.). «Пицеолак Ашуна» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ «Картинки из моей жизни» . Национальный совет по кинематографии Канады. 1973 год . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ «Пицеолак» . Знаменитые канадские женщины на марках . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Зимонич, Питер (10 ноября 2020 г.) [9 ноября 2020 г.]. «Банк Канады обнародовал список имен, рассматриваемых для новой пятидолларовой купюры» . Новости ЦБК .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лалонд, Кристина. Пицеолак Ашуна: жизнь и работа . Торонто: Институт искусств Канады, 2015. ISBN 978-1-4871-0056-8
- рождение 1900-х годов
- 1983 смертей
- Канадские художники 20-го века
- Канадские граверы 20-го века
- Канадские женщины-художницы XX века
- Художники коренных народов Америки 20-го века
- Женщины коренных народов Америки 20-го века
- Канадские женщины-инуиты
- Члены Ордена Канады
- Инуитские граверы
- Художники из Нунавута
- Люди из Киннгайта
- Члены Королевской канадской академии искусств
- Канадские женщины-граверы
- Инуитские художники
- Инуиты Северо-Западных территорий