Самад аль-Шан
22 ° 48'40 "N 58 ° 9'0" E / 22,81111 ° N 58,15000 ° E
Самад аль-Шан (22°48' с.ш.; 58°09' в.д., высота 565 м) — археологический памятник в провинции Шаркия , Оман , где позднего железного века впервые были идентифицированы останки , следовательно, период Самад или комплекс. [1]
Этот оазис расположен в 2 км к востоку от деревни «аль-Майсар» (с 1995 г. аль-Мойассар ). В 1976 году небольшая часть этого места была обнаружена британскими археологами. [2] Археолог Герд Вайсгербер начал картографировать в 1981 году. Раскопки этого места (1981–82 гг.), проведенные Буркхардом Фогтом , Гердом Вайсгербером и Паулем Юлем в 1987–98 гг. из Немецкого горного музея в Бохуме, а затем и в Гейдельбергском университете, задокументировали около 260 могил, которые охватывают период от бронзового века до позднего железного века , который характерен для Султаната Оман . Самад является типичным местом неписьменного позднего железного века Центрального Омана на юго-востоке Аравии . Этот культурный комплекс свидетельствует о редких примерах протоскрипта в виде символов, нацарапанных на керамических сосудах. В 2016 и 2018 годах Юл переориентировал характеристику сообщества Самад и этнолингвистическую идентичность его населения.
Подземные каменные могилы в Центральном Омане варьируются от довольно простых до сложных и имеют длину до 9 м (в Феге). Манфред Кунтер первым определил, что биологически определенные зрелые самцы обычно располагаются справа, а зрелые самки — слева. Могилы и погребальный инвентарь умерших обоего пола варьируются от низкого до высокого статуса (размеры могил, количество и вид погребального оборудования). [3] Люди с более крепким скелетом (более тяжелые кости и более тяжелые следы прикрепления мышц), как правило, имеют лучшие могилы и инвентарь. Мужских могил более чем в два раза больше, чем женщин, еще меньше детских могил обнаружено. Однако дети могли быть похоронены в отдельных нераскопанных частях кладбищ. Если бы у большего количества мужчин были лучшие могилы, то мужчины, вероятно, также имели бы в течение своей жизни больше прав собственности, чем женщины. В мужских могилах содержится оружие, особенно наконечники стрел, остатки колчанов и кинжалы, в отличие от женских могил, в которых оружие никогда не встречается. И мужчины, и женщины носили бусы. Местная керамика изготавливается вручную, а импортные глазурованные «флаконы для духов» и бальзамарии выточены на круге. Несколько чаш из мягкого камня выточены на токарном станке. Некоторые находки не сохранились, особенно органические и большинство предметов из драгоценных металлов. Отсутствуют, но ожидаются, одежда, кожаные изделия, такие как обувь, контейнеры для жидкости и щиты, древки стрел, луки и плетеные изделия. В загробной жизни нужно было бы черпать воду, но ничего подобного не сохранилось. Некоторые предметы захоронения по каким-то причинам повреждены. Ни бодиарт, ни татуировки не сохранились. То, кто был этим человеком, повлияло на то, как он был похоронен, и отдельные части, составляющие его личность, были представлены по-разному. [4]
Независимо от своего происхождения, как они известны сегодня, население Самада позднего железного века занимается выращиванием фиников, а не пастухами, которые мигрируют между зимними и летними пастбищами. Однако существует несколько стадий перехода от скотоводов к поселенцам, от скотоводов к кочевникам, и пастушеская жизнь является неотъемлемой частью земледелия. [5] Помимо катастрофических зубных рядов, [6] В результате их диеты ничто в могилах не указывает на то, что они занимались земледелием или пастухами. В конце I тысячелетия до нашей эры упоминание этого населения как бедуинов сомнительно. [7] Различия в социальных рангах населения противоречат обычному отсутствию рангов внутри племенных групп бедуинов . [8] Такие накопления богатства легче возникают в оседлой, чем в скотоводческой среде. Тяжелые каменные могилы, не копии палаток, а скорее домов, демонстрируют ценность их создателей для оседлого образа жизни в загробной жизни. Помимо вооружения мужчин, погребальный инвентарь мало что говорит о занятиях обоих полов. Очевидно, нитки пряли и мужчины, и женщины.
Это население можно понимать как мигрантов из Южной Аравии в Оман на основании устного исторического сообщения (арабского «Кашф аль-Гумма »), записанного спустя столетия после этого события. Однако «Кашф» не содержит никакой реальной информации, кроме смутного сюжета о персидском господстве и независимости «Омана». Еще одной причиной верить в вновь прибывшее население является контраст материальной культуры позднего железного века с культурой коренного населения раннего железного века . Поздний железный век отличается по керамике от той, которая была распространена в центральном Омане и в соседних современных Объединенных Арабских Эмиратах . Примечательно, что бритвы встречаются в контексте раннего железного века , но не в последующих. Традиционное объяснение существования диаспоры «за 2000 лет до прихода ислама - после того, как Бог затопил Сабха», является апокрифом. [9]
Доказательства появляются в абсолютном выражении начиная с c. 100 г. до н. э. – ок. 300 г. н. э. относится к относительному хронологическому позднему железному веку Самада . Учитывая относительно небольшой объем исследований, невозможно доказать переход от раннего железного века в абсолютном выражении, который часто считается закончившимся около 300 г. до н.э. Основываясь на нескольких ошибочных радиоуглеродных анализах, в 2009 году Юл отверг свою низкую хронологию, опубликованную в итоговом отчете за 2001 год. Существует мало свидетельств социального или артефактного хронологического развития в этот период, за исключением серии находок из мужских могил. Параллельно с ним существуют и другие комплексы артефактов как в Омане, так и в Объединенных Арабских Эмиратах . Конец периода Самада еще более неясен, чем его начало. Серия мегазасух начинается около 500 г. н. э. в Аравии. [10] примерно через 200 лет после его исчезновения.
Самада Поздний железный век мало исследован, в основном на основании одного отчета о раскопках более 250 могил на типовом участке, несмотря на более поздние интерпретации. [11] Критика позднего железного века Самада заведомо ненадежна и демонстрирует незаинтересованность в количественной оценке находок. Новые исследования могут легко изменить хронологию, ареал распространения и другие основные аспекты. Учитывая нынешние знания, легко поставить под сомнение целостность определения артефактного комплекса Самада. В 2016 году [12] определение этого комплекса было переориентировано на находки из Самда и аль-Майсара, площадь распространения которых сократилась примерно до 14 000 км2, к северу от Маската, к югу от Мудмара, к востоку от Адама, к востоку от Тиви, к западу от Мудмара.
Самада Поздний железный век редко комментируется. Некоторые упоминания об археологии Центрального Омана исходят из точки зрения археологии соседних Объединенных Арабских Эмиратов. Д. Кеннет [13] просто связывает свои раскопки в Куше (ОАЭ) с памятниками в Бахрейне и недавними памятниками преисламского периода , [14] представлять всю Восточную Аравию с III в. до н. э. до 8 в. CE, несмотря на отсутствие сходства с характеристиками LIA Центрального Омана. Увеличение документации по сборке Самада делает эту точку зрения устаревшей.
Спустя десятилетия после того, как несколько европейских историков объявили Оман колонией Персии, возможно, в VI веке до нашей эры, появление комплексов Самада позднего железного века и так называемого доисламского недавнего периода [15] в настоящее время доказаны более чем на 80 стоянках, в отличие от отсутствия стоянок с персидскими находками в юго-восточной Аравии. Сегодня у нас есть более сложные исторические модели юго-восточной Аравии, чем просто древняя персидская колония на протяжении веков, что в свете археологических находок неправдоподобно. В этом вопросе в конце I тысячелетия до нашей эры древняя слабая экономическая база и небольшая численность населения в Центральном Омане сделали бы Центральный Оман непривлекательным для древней колониальной державы. Основное значение Центрального Омана, судя по всему, было стратегическим для иностранных держав, заинтересованных в обеспечении безопасности собственной морской торговли и пресечении торговли конкурентов.
С помощью лингвистики можно выйти за пределы археологических данных и узнать кое-что о людях, использовавших артефакты. Сайты Самада лежат за пределами арабского языка во времена Пророка. [16] но внутри территорий, где на так называемых современных южноаравийских языках. говорят [17] Однако недавно несколько хасаитских надписей североаравийского типа. было обнаружено в Объединенных Арабских Эмиратах и других местах дальше на север [18] Могилы и погребальный инвентарь Самада не относятся к захоронениям из современной центральной или юго-западной Аравии, откуда обычно считается, что это население произошло. Чтобы объяснить это, мы должны предположить, что исходная материальная культура иммигрантов превратилась в сообщество Самад, каким мы его знаем, что, возможно, заняло пару поколений. Могилы и погребальный инвентарь плохо соотносятся с захоронениями ПИР, за исключением общих сосудов с бальзамарией.
Обычай погребения в могилах слабо свидетельствует о моногамной основной семейной структуре, возможно, такой же, как у племен Махра. [19] [20] В одной могиле похоронена пожилая пара. Погребений с одним мужчиной и более чем с одной женщиной нет.
См. также
[ редактировать ]- Археология Омана
- Мой собственный
- Доисламский недавний период
- Список археологических памятников по странам
Источники
[ редактировать ]- Пол Юл , Могильники в Самад аль-Шане (Султанат Оман): Материалы для истории культуры , Раден, 2001, ISBN 3-89646-634-8 . [2] .
- Пол Юл , Поздний доисламский Оман: внутренние доказательства – внешний взгляд, Хоффманн-Руф, М.-аль-Салями, А. (ред.), Исследования ибадизма и Омана, Оман и за рубежом , том. 2, Хильдесхайм, 2013, 13–33, ISBN 978-3-487-14798-7 .
- Пол Юл , Перекрестки – ранний и поздний железный век, Юго-Восточная Аравия , Трактаты Немецкого восточного общества, том. 30, Висбаден, 2014 г., ISBN 978-3-447-10127-1 ; Электронная книга: ISBN 978-3-447-19287-3 .
- Пол Юл , Оценка Самада позднего железного века, арабские археолы. Эпиграфия 27, 2016, 31–71, ISSN 0905-7196 .
- Пол Юл и Кристин Паризель , Серебряный фиал, предположительно из Аль-Джубы (провинция Аль-Вуса) ‒ археологическая головоломка, арабские археолы. Эпиграфия 27, 2016, 153‒65, ISSN 0905-7196
- Пол Юл , К идентичности населения периода Самада (Султанат Оман), Журнал восточной археологии 11, 2018, 438–86, ISBN 978-3-7861-2829-8 , ISSN 1868-9078 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Юл , Могильники в Самад аль-Шане (Султанат Оман) Материалы по истории культуры . Восточная археология 4, Раден, 2001 г., ISBN 3-89646-634-8 . [1] ; Пол Юл , Перекрестки – ранний и поздний железный век, Юго-Восточная Аравия , Трактаты Немецкого восточного общества, том. 30, Висбаден 2014, ISBN 978-3-447-10127-1 , страницы 62–66; Пол Юл , Оценка Самада позднего железного века, арабские археолы. Эпиграфия 27/1, 2016, стр. 31–71, ISSN 0905-7196
- ^ Д.Б. Доу, справочник, Journal Oman Studies 2, 1976, 46, табл. IX (карта).
- ^ Манфред Кунтер, Находки скелетов бронзового и железного веков из Омана: Заметки об истории населения Восточной Аравии, Homo 32, 1981, 197–210. ISSN 1618-1301 .
- ^ Майк Паркер Пирсон , Археология смерти и захоронения , Саттон: Страуд, 1999, стр. 29, ISBN 0-7509-1777-6 .
- ^ Герман фон Виссманн и Фридрих Куссмауль, Бадв, Энциклопедия ислама, том. 1, Лейден, стр. 874, ISBN 978-90-04-33570-7 .
- ^ М. Кунтер, Хронологические и региональные различия в патологических стоматологических находках на Аравийском полуострове, Archaeological Korespondenzblatt 13, 1983, 339–43. ISSN 0342-734X , ISSN 2364-4729
- ^ Ян Ретсо, Арабы в древности , Лондон, 2003, страницы 82–3, ISBN 0700716793
- ^ Луиза Свит, Набег верблюдов на североаравийских бедуинов: механизм экологической адаптации, американский антрополог ns 67,5,1, октябрь 1965 г., стр. 1134.
- ^ Нур ад-дин Абдулла б. Хумайд ас-Салими, Тухфат аль-Айян би Сират ахль Уман , Каир 1347–1350 гг., 20.
- ^ Доминик Флейтманн , Мегазасухи на заре ислама, зафиксированные в сталагмите из Омана, лекция 1 ноября 2011 г., осеннее собрание AGU.
- ^ Юрген Шрайбер, Процессы трансформации в поселениях-оазисах в Омане. Доисламский период на примере Изки, Низвы и Джебель-Ахдара . диссертация, Мюнхен, 2007 г., URL http://edoc.ub.uni-muenchen.de/7548/1/Schreiber_Juergen.pdf . См. также Али Тигани Эльмахи-Насер аль-Джахвари, Могилы в Махлее в Вади Андам, Султанат Омана, взгляд на культуру смерти позднего железного века и периода Самада, Proc. Полуараб. Студ. 35, 2005, 57–69.
- ^ ( Поль Юл и Кристин Паризель , Серебряный фиал, предположительно, из аль-Джубы (провинция Аль-Вуса) ‒ археологическая загадка, Arabian Archaeol. Эпиграфия 27, 2016, 153–65)
- ^ Накануне ислама, археологические свидетельства из Восточной Аравии, Antiquity, 79, 2005, 114–11; То же, Упадок Восточной Аравии в сасанидский период, Эпиграфия арабской археологии 18, 2007, 86–122.
- ^ (PIR, основной источник: М. Мутон, Оманский полуостров с конца железного века до начала периода Сасанидов (250 г. до н.э. - 350 г. н.э.), BAR International Series 1776, (напечатано в 2008 г.)
- ^ Мишель Мутон , Полуостров Оман с конца железного века до начала периода Сасанидов (250 г. до н.э. – 350 г. н.э.) , BAR International Series 1776, 1992 (напечатано в 2008 г.).
- ^ Питер Бенстедт и Манфред Войдич, География арабского диалекта и введение , Брилл, Лейден, стр. 27, карта 1, ISBN 90-04-14130-8 .
- ^ Мари-Клод Симеоне-Сеннель, Современный южноаравийский язык, в: Стефан Венигер (редактор), Семитские языки , Де Грюйтер: Берлин, стр. 1078 рис. 64.1, ISBN 978-3-11-018613-0 .
- ^ Б. Оверлает, П. Штайн, М. Макдональд, Арамейско-хасаитская двуязычная надпись из монументальной гробницы в Млейхе, Шарджа, ОАЭ, араб. Археол. Эпиграфия 27, 2016, стр. 127–142.
- ^ Достал, Уолтер (1967). Бедуины Южной Аравии: этнологическое исследование развития культуры верблюдоводства в Аравии . Вена. стр. 70–71.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вальтер Мюллер, Махра, Энциклопедия ислама , том. 6, Лейден, 1991, стр. 83.