Межстимульный интервал
Межстимульный интервал (часто сокращенно ISI ) — это временной интервал между смещением одного стимула и началом другого. Например, Макс Вертхаймер проводил эксперименты с двумя неподвижными мигающими источниками света, которые в некоторые межстимульные интервалы казались испытуемому движущимися, а не неподвижными. В этих экспериментах межстимульный интервал — это просто время между двумя вспышками. ISI играет большую роль в феномене фи (Вертхаймер), поскольку иллюзия движения напрямую связана с длиной интервала между стимулами. Когда ISI короче, например, между двумя мигающими линиями, чередующимися вперед и назад, мы воспринимаем изменение стимулов как движение. [1] Вертхаймер обнаружил, что пространство между двумя линиями заполняется нашим мозгом и что чем быстрее линии чередуются, тем больше вероятность, что мы воспримем это как одну линию, движущуюся вперед и назад. [1] Когда стимулы движутся достаточно быстро, создается иллюзия движущегося изображения, как в фильме или мультфильме. Феномен Фи очень похож на бета-движение . [1]
Применительно к классической обусловленности термин «межстимульный интервал» используется для обозначения промежутка времени между началом действия нейтрального или условного стимула и началом действия безусловного стимула. [2] Примером может служить случай с собакой Павлова , где время между безусловным раздражителем , едой, и условным раздражителем , звонком, считается ISI. В частности, ISI часто используется при обучении морганию (широко изученный тип классического формирования, включающий подачу воздуха в глаза субъекту), где ISI может влиять на обучение в зависимости от размера временного промежутка. [2] Что интересно в этом конкретном типе классической обусловленности, так это то, что, когда субъекта приучают моргать после условного стимула (тона), моргание происходит в течение периода времени между звуком и выдохом воздуха, в результате чего глаза субъекта закрываются. прежде чем слойка достигнет глаз, защищая их от воздуха. [2]
Важное значение имеет время между условным и безусловным раздражителем. Существует два типа подходов к выработке условного рефлекса при моргании, когда речь идет о времени между стимулами. Первый называется обуславливанием задержки, когда условный раздражитель (тон) запускается, затем продолжается до тех пор, пока безусловный раздражитель (затяжка воздуха) не будет высвобожден после задержки, а затем они оба приостанавливаются одновременно. [2] Другой называется следовым обусловливанием, при котором условный раздражитель (тон) короче и прекращается до начала безусловного раздражителя (затяжка воздуха), оставляя промежуток между двумя стимулами. [2] Этот тип обусловленности заставляет испытуемого, в данном конкретном примере кролика, не забывать связывать условный раздражитель с безусловным раздражителем. [2]
Различие между двумя типами обусловленности важно, поскольку разница в межстимульном интервале (ISI) может иметь серьезные последствия для обучения. [2] Например, было показано, что длина ISI, а также ее вариабельность изменяют привыкание испытуемых. [3] Когда ISI короткий и постоянный, привыкание происходит быстрее. [3] Изменения во времени могут быть незначительными, от десятков миллисекунд до нескольких секунд, но последствия, которые они окажут, все равно будут важными. [4] Сенсорные и двигательные задачи относятся к числу элементов, которые можно улучшить или затруднить в зависимости от времени, например, обработка речи, на которую может влиять «способность различать интервал и продолжительность звуков». [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Камминс, Э. (nd). Феномен Фи: определение и пример. Получено 3 мая 2016 г. с сайта http://study.com/academy/lesson/the-phi-phenomenon-definition-lesson.html .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Глюк, Марк А.; Меркадо, Эдуардо; Майерс, Кэтрин Э. (7 января 2013 г.). Обучение и память: от мозга к поведению . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers. стр. 124–146. ISBN 978-1429240147 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис, М. (1970). Влияние длины и изменчивости межстимульного интервала на привыкание к реакции испуга у крыс. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 72 (2), 177–192. два : 10.1037/h0029472
- ^ Перейти обратно: а б Буономано Д.В., Брамен Дж. и Ходададифар М. (2009). Влияние межстимульного интервала на временную обработку и обучение: тестирование сетевой модели, зависящей от состояния. Философские труды Королевского общества B: Биологические науки, 364 (1525), 1865–1873. два : 10.1098/rstb.2009.0019