Как удалось остановить убийства стариков
«Как было остановлено убийство стариков» — сербская сказка, впервые появившаяся в журнале сербского фольклора «Казаджич» и представленная г-ном И. Л. Щецковичем из Парачина. [ 1 ] Это Аарне-Томпсон тип 981, «Мудрость скрытого старика спасает королевство». [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Мужчина спрятал своего отца в стране, где всех должны были казнить в пятьдесят лет. Он выиграл пари на то, что первым увидит восход солнца, следуя совету отца и взглянув на запад, и увидел его на вершине горы. Люди пришли к выводу, что стариков больше нельзя казнить.
Узоры
[ редактировать ]Этот тип историй известен во всем мире, и хотя конкретная проблема, решаемая стариком, различается, урок неизменно один и тот же: беречь старое как источник мудрости. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]содержит Юстина Historia Philippicae вариант в главе XVIII,3,1. [ 4 ]
Европа
[ редактировать ]Мальтийский вариант под названием «Каукама и Каукам» был включен Маргарет Мюррей и Л. Галеа в «Мальтийские народные сказки » . [ 5 ]
«Почему люди перестали убивать стариков» — вариант, собранный у гагаузов Молдовы. [ 6 ]
Украинский вариант «Как стариков клали на доски» был собран у информатора Наума Савченко. [ 7 ]
Африка
[ редактировать ]Вариант был собран Моной Фикри-Аталлахом у народа вала в Гане. [ 8 ]
«Невозможное против невозможного» — либерийский вариант. [ 9 ]
Азия
[ редактировать ]В Японии существует легенда под названием Убасутэ или Убасутэ-яма. Уба означает старуха. Однако по сюжету иногда бывает пожилым отцом. Есть два типа историй: тип «неразумный вопрос» и тип «ветвь-складка».
Кейго Секи В «Японские сказки» есть вариант «Гора, где были брошены старики». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д. Л. Ашлиман, « Убийство стариков: сказки Аарне-Томпсона типа 981 и другие легенды о геронтициде »
- ^ Утер, Ханс-Йорг (2004). Типы международных сказок: классификация и библиография . Хельсинки: Финская академия наук Academia Scientiarum Fennica. п. 612.
- ^ Д. Л. Ашлиман, Почему стариков больше не казнят.
- ^ Утер, Ханс-Йорг (2004). Типы международных сказок: классификация и библиография . Хельсинки: Финская академия наук Academia Scientiarum Fennica. п. 612.
- ^ Мюррей, Маргарет; Галеа, Л. (1932). Мальтийские народные сказки . Эмпайр Пресс.
- ^ Коксвелл, Филлингем (1925). Сибирские и другие народные сказки . Лондон: Компания CW Daniel. п. 418 . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ Моралес, Диего (2024). Чудесные сказки для мужчин . Барнс и Нобл Пресс. п. 166. ИСБН 979-8218417994 .
- ^ Дорсон, Ричард (1972). Африканский фольклор . Нью-Йорк: Anchor Books. стр. 403–404.
- ^ Банди, Ричард (1919). «Народные сказки Либерии (вкратце)» . Журнал американского фольклора . 32 (125): 415 . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Секи, Кейго (1963). Народные сказки Японии . Издательство Чикагского университета. стр. 183–186.