Пий XII, Холокост и холодная война
«Пий XII, Холокост и холодная война» — это книга историка Майкла Файера , вышедшая в 2008 году , в которой использованы документы, опубликованные в соответствии с президента США Билла Клинтона указом от 1997 года о рассекречивании документов военного и послевоенного времени.
Тезис Файера состоит в том, что Пий XII отказывался сопротивляться, а иногда даже помогал нацистскому режиму, потому что считал коммунизм большей угрозой, которой, по его мнению, мог эффективно противостоять только нацизм. Обвинение не новое: Роберт Кац в своей книге 1969 года «Черная суббота» впервые сформулировал теорию: «Протест против гитлеровской Германии ослабит то, что Церковь часто называет «единственно возможным оплотом против большевизма». [ 1 ] (Сам Кац, однако, добавляет еще одну причину предполагаемого «молчания» Пия в отношении нацистских грабежей: «Более того, осуждение сталинской России было бы ударом по западным державам, с которыми коммунисты были союзниками». [ 2 ] )
Книга
[ редактировать ]Во введении к книге говорится, что в Национальном архиве США и Мемориальном музее Холокоста хранились новые документы, включая дипломатическую переписку, американский шпионаж и даже расшифровки немецких сообщений, новые документы, опубликованные правительством Аргентины и Министерством иностранных дел Великобритании. и дневник епископа Джозефа Патрика Херли , и что эти документы раскрывают новую информацию о действиях Пия XII в отношении режима усташей , геноцида в Польше, финансов церкви во время войны, депортация римских евреев и послевоенные «крысиные очереди» для нацистов и фашистов, бегущих из Европы. [ 3 ] В книге Файер пишет: «Лицо Папы Пия, которое мы видим в этих документах, — это не то же лицо, которое мы видим в одиннадцати томах, опубликованных Ватиканом документов Второй мировой войны, коллекции, которая, хотя и ценна, тем не менее, критически ошибочна. из-за его многочисленных упущений». [ 4 ]
Критический прием
[ редактировать ]Положительные отзывы
[ редактировать ]Чарльз Галлахер в своей статье для рецензируемого журнала Heythrop Journal описал эту работу как «возможно, единственную наиболее важную книгу, появившуюся в последние годы на тему отношений Пия XII и отношений между церковью и государством». Он отмечает, что Файер поднимает вопрос «об отношении Ватикана к антииудаизму в отличие от расового антисемитизма, но он называет это различие «тонким, как бумага». И что утверждение Файера о том, что католический антииудаизм «привел к физическому уничтожению евреев», а не способствовал созданию климата для такой деятельности, все еще остается под вопросом». Он описывает отношение Файера к Папе времен холодной войны как «критическое и проницательное. Целью здесь является показать Папу как «первого воина холодной войны». Галлахер считает отношение Файера к деятельности Ratline «впечатляющим и поучительным». Он далее отмечает «исключительное основное ресурсное обеспечение» книги и то, что Файер является «одним из первых историков папства времен холодной войны, который использовал Record Group 84, дипломатические почтовые файлы Личного посланника президента Папе Римскому. Эти файлы, а не так называемое «страновое досье» Ватикана содержит избранные меморандумы, телеграфные сообщения и ранее не обнаруженные разведывательные данные. В более широком контексте книги Файера расследования «крысиных троп» показывают Папу, пораженного до глубины души коварной природой всемирного коммунизма. По мнению Файера, страх Пачелли перед коммунизмом позволил ему косо взглянуть на переправку преступников, совершивших злодеяния, в Южную Америку, где они должны были бороться с распространением коммунизма».
Галлахер относит книгу Файера к «трем превосходным произведениям», которые он рецензировал в 2009 году, двумя другими являются «Папство, евреи и Холокост » Фрэнка Дж. Коппы и «Святой Престол и гитлеровская Германия » Герхарда Безье. Далее он отмечает, что «Файер проводит удачное различие между профессиональными «историками [и] писателями, единственной целью которых является защита Пия XII», и что в последние годы лагеря защитников и критиков очень часто выкапывали один или два документа одновременно. время и транслировали их содержание, обычно вырванное из контекста, на экраны средств массовой информации. Настоящая сила книги Файера в том, что он способен кратко оценить каждое из наиболее выдающихся единичных утверждений и контекстуализировать их в контексте. историографии и в свете обильной новой информации, которую он нашел в архивах». [ 5 ]
Дэвид Кертцер написал в The American Historical Review : «Новые материалы, которые Файер обнаружил из Национального архива, вносят полезный вклад в наше понимание противоречивых отношений между Ватиканом и виновниками Холокоста, особенно в послевоенный период». [ 6 ]
Отрицательные отзывы
[ редактировать ]В статье для католического журнала New Oxford Review Винсент А. Лапомарда раскритиковал книгу, заявив, что она «скорее является продуктом субъективных взглядов одного человека, чем объективных доказательств. Используя документы, опубликованные во время правления администрации Клинтона, автор подчеркивает, насколько это решение Создание Папы Пия XII было лишено моральных соображений, поскольку он был озабочен спасением западной цивилизации от коммунизма, в то время как Файер часто указывает на упущения в одиннадцати томах опубликованных документов Второй мировой войны. Святым Престолом, он заполняет эти предполагаемые пробелы документами, которые были дискредитированы такими историками, как Роберт А. Грэм и Маттео Санфилиппо . Фактически, сам Файер ставит под сомнение один из своих важнейших источников, «Нечестивую троицу» (1991) Марка Аарона. и Джон Лофтус , заявивший, что это «во многих случаях ненадежный рассказ», а позже заявивший, что «Лофтус и Аарон рассказали историю, которая в основном была точный." [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кац, Роберт (1969). Черная суббота . Артур Баркер. п. 28.
- ^ Кац (1969). Черная суббота . 28.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Файер, 2008, стр. xi-xvi.
- ^ Файер, 2008, с. xi.
- ^ Галлахер, Чарльз Р. (2009). «Папство, евреи и Холокост. Фрэнк Дж. Коппа, Пий XII, Холокост и холодная война. Михаэль Файер и Святой Престол и гитлеровская Германия. Герхард Безье». Журнал Хейтропа . 50 (6): 1063–1066. дои : 10.1111/j.1468-2265.2009.00523_65.x .
- ^ Американский исторический обзор, № 0 114, апрель 2009 г.
- ^ Лапомарда, Винсент А. (апрель 2009 г.). «Пий XII как «Папа Файера» » . Новый Оксфордский обзор .