Пемексгейт
Pemexgate — политический скандал мексиканской политической партии PRI , который произошел во время президентства Эрнесто Седильо (1994–2000 гг.) и был раскрыт и расследован во время президентства Висенте Фокса (2000–2006 гг.). Речь шла о передаче 500 миллионов песо (53 миллиона долларов США) кандидату от PRI на президентских выборах 2000 года Франсиско Лабастиде Очоа от Pemex , национальной нефтяной компании Мексики.
В 2002 году произошел год интенсивных расследований, слушаний и переговоров, но Генеральная прокурория Республики (PGR) в конце концов не привлекла к ответственности никого. Национальный избирательный институт (IFE) по-прежнему признал PRI виновной в нарушении закона о выборах и оштрафовал их на огромную сумму, превышающую 1 миллиард песо (97 миллионов долларов США), за несообщение о том, что финансирование избирательной кампании было перенаправлено от Pemex. Штраф считался крупнейшим в истории, равным финансированию, которое PRI получила бы от ФРС в 2003 и половине 2004 года. [ 1 ]
Pemex и правительство Мексики
[ редактировать ]Национализация нефтяной промышленности Мексики
[ редактировать ]Президент Ласаро Карденас национализировал нефтяную промышленность Мексики в 1938 году в результате спора между профсоюзом и нефтяными компаниями. До этого в нефтяной отрасли доминировали иностранные компании с иностранным капиталом, которые сопротивлялись созданию профсоюзов. Когда в 1935 году наконец был сформирован Профсоюз нефтяников Мексики (STPRM), они потребовали справедливых условий труда и повышения заработной платы, что было поддержано рекомендацией президента Карденаса передать этот вопрос на рассмотрение арбитражного совета. Члены профсоюза объявили забастовку, когда их потребности не были удовлетворены, что привело к нехватке нефти в стране на короткий период.
Арбитражный совет в конечном итоге встал на сторону профсоюза, а Верховный суд постановил, что компании должны удовлетворить требования рабочих. Однако компании выразили протест, и Карденас предложил сделку о прекращении забастовки, если компании выплатят 26 миллионов песо за потерю заработной платы, вызванную забастовкой. Когда ни один из вариантов не был отклонен, Карденас решил создать национальную нефтяную компанию Pemex. [ 2 ]
Экспроприация стала проверкой недавно объявленной Политики добрососедства президентом Франклином Д. Рузвельтом . Несмотря на опасения, что это испортит отношения между Соединенными Штатами и Мексикой, они были более сердечны, чем когда-либо прежде, и даже оказались в странах Латинской Америки, присоединившись к Соединенным Штатам на стороне союзников. [ 3 ]
С тех пор правительство Мексики поддерживает очень тесные отношения с Pemex. Правительство даже создало исследовательское подразделение Pemex под названием Мексиканский нефтяной институт (IMP), чтобы стимулировать национальный потенциал, в результате превратив Pemex в «элитное суперагентство». Pemex, по сути, стал инструментом правительства для содействия развитию Мексики посредством экономических и социальных инициатив.
На Pemex существенно влияет конституция Мексики и другие законы, которые не позволяют ей создавать внутри страны совместные предприятия или другие контракты, связанные с акционерным капиталом, которые угрожают достоянию Мексики. Ограничительный характер компании в сочетании со сложными отношениями с федеральным правительством Мексики оставляют ее менеджерам мало обязанностей. Тем не менее, политическая раздробленность Мексики позволяет предположить, что ни одна организация не имеет стратегического доминирования над компанией, особенно после выборов 2000 года. Неспособность реализовать различные экономические стратегии под руководством правительства, которое не имеет сильной власти над компанией, превратила ее в «инструмент государственного финансового инжиниринга». Таким образом, правительство Мексики очень сильно зависело от Pemex в финансовом отношении, поскольку краткосрочные доходы компании используются для заполнения дыр в федеральном бюджете. В общей сложности финансирование Pemex правительства Мексики составляет около 40% федерального бюджета Мексики. [ 4 ]
президентские выборы 2000 г.
[ редактировать ]Президентские выборы 2000 года в Мексике ознаменовали конец правления PRI в мексиканском правительстве. До этого PRI управляла мексиканским правительством с 1929 года и построила национальную политическую систему с верой в то, что они всегда будут править. Выборы стали политически значимым моментом в истории из-за победы Висенте Фокса от Партии национального действия (PAN), а также потому, что они ознаменовали независимость конгресса от PRI.
Победа Фокса была неожиданной из-за правления PRI, но не совсем беспрецедентной. В разгар попыток сделать Мексику по-настоящему демократической страной граждане своими голосами проецировали необходимость перемен в правительстве. Анализ результатов голосования показывает, что 28% избирателей выбрали ИРП в качестве кандидата, а 50% - в пользу партии, тогда как 52% выбрали ПДН в качестве кандидата и 35% - в пользу партии. Сравнивая кандидатов, подавляющее большинство избирателей, проголосовавших за Фокса, заявили, что они отдали свои голоса за перемены в стране, в то время как Лабастида получила 15%, а Куаутемок Карденас из PRD получил 18%. Сторонники PAN и многие выпускники университетов отдали свои голоса за Фокса, основываясь на своей вере в то, что истинная демократия должна избирать лидеров, что Фокс прекрасно представлял через перемены, которые он принесет в страну в демократическом контексте. [ 5 ]
Для продвижения своего кандидата Франсиско Лабастиды PRI использовала свою сеть по всей стране. В частности, директор Pemex Рохелио Монтемайор Сеги якобы перевел 127 миллионов долларов на Лабастиду и другие кампании PRI. Несмотря на все усилия, по результатам выборов Фокс получил 42,5% голосов, Лабастида - 36,1%. [ 6 ]
Расследования
[ редактировать ]Антикоррупционные усилия Фокса
[ редактировать ]Висенте Фокс, как и обещал во время своей президентской кампании, приложил усилия для выяснения прошлых случаев коррупции во время своего президентства. Первые несколько лет его пребывания в должности привлекли большое внимание общественности из-за всех новостей, связанных с обвинениями в коррупции, за которыми последовало его обещание преследовать их. [ 1 ]
Первоначальные обвинения начались в январе 2002 года, когда Управление генерального контролера (SECODAM) сообщило о незаконном отмывании более 120 миллионов песо (13 миллионов долларов США) из операционных фондов PEMEX через счет Мексиканского профсоюза нефтяников (STPRM) в адрес президента Франсиско Лабастиды. кампании 2000 года. В число высокопоставленных чиновников, предположительно признанных виновными, входят Рохелио Монтемайор и профсоюз лидер сенатор Карлос Ромеро Дешам от партии PRI.
PGR провела два разных расследования. Первый касался того, поступило ли финансирование кампании из государственных средств и является ли соглашение между Pemex и профсоюзом законным, а второй касался того, было ли нарушено избирательное законодательство. Расследование, проведенное SECODAM, показало, что часть из 1,6 миллиона песо (172 миллиона долларов США), которые были незаконно переведены из PEMEX в STPRM в 2000 году, также была отправлена на кампанию Лабастины. В сентябре 2002 года правительство выдало ордера на арест Монтемайора, профсоюзного казначея и федерального депутата Рикардо Альданы Прието, и Ромеро Дешама. Он также потребовал, чтобы Конгресс лишил двух профсоюзных лидеров законодательного иммунитета. Монтемайор сопротивлялся экстрадиции, сбежав в Соединенные Штаты на два года и вернувшись в Мексику в сентябре 2004 года.
Несмотря на обещание Фокса, правительство со временем начало снимать свои обвинения. Обвинения в отмывании денег с должностных лиц СТПРМ вскоре были сняты, а в июле 2003 года спецподразделение ГРР заявило, что незаконный источник средств не установлен из-за недостаточности доказательств. Еще трое человек, в том числе правительственный чиновник и сотрудник PEMEX, были помилованы после того, как их обвинили в нецелевом использовании половины средств, направленных на кампанию. Среди остальных членов PEMEX бывший директор PEMEX Рауль Муньос Леос был оштрафован на 862 миллиона песо (82 000 долларов США) и лишен права занимать государственные должности в течение следующих десяти лет. В конце концов, IFE смог только предоставить доказательства того, что PRI не сообщила о сумме в 500 миллионов песо (53 000 долларов США), что явно превышает лимит финансирования кампании, и оштрафовал PRI на 1 миллиард песо (более 53 000 долларов США) в марте 2003 года.
Законодатели PRI часто обвиняли Висенте Фокса в охоте на ведьм на основании ложных обвинений. Несмотря на то, что было проведено множество расследований, отсутствие судебного преследования заставило людей задуматься, заключило ли правительство с PRI соглашение о снисхождении. Один из многочисленных слухов гласил, что сделка заключена для освещения дела «Амигос де Фокс» , в котором замешан сам президент. [ 7 ]
Результаты расследования
[ редактировать ]Руководители PEMEX, признанные невиновными: Рохелио Монтемайор (бывший директор административной корпорации), Карлос Хуаристи Септьен (бывший директор финансовой корпорации) и Хулио Пиндтер Гонсалес (субдиректор по трудовым отношениям).
Трое мужчин из профсоюза были признаны невиновными в отмывании денег и организованной преступности, но их обвинили в фальсификациях на выборах и незаконном использовании общественного доверия: Карлос Ромеро Дешам (лидер профсоюза), Рикардо Альдана (член профсоюза), Хесус Ольвера. Мендес (член профсоюза).
По данным PRI, четверо мужчин были признаны невиновными в отмывании денег и организованной преступности, но их обвинили в фальсификации результатов выборов. Важно отметить, что они были сотрудниками (непосредственно участвовавшими в предвыборной кампании) Франсиско Лабастиды. Это были: Карлос Альдама (бывший секретарь по выборам), Хорхе Карденас Элизондо (бывший секретарь финансового департамента), Алонсо Бретон Фигероа (заместитель министра финансового департамента) и Джоэл Хортиалес Пачеко (бывший технический секретарь финансового департамента). [ 8 ]
Освещение в СМИ
[ редактировать ]Несмотря на серьезность скандала, новости о коррупции не были распространены ни во время скандала, ни после него. Интересно отметить, что несколько историй посвящены наказанию коррумпированных государственных чиновников. В частности, у Pemexgate было менее 40 статей, связанных с коррупцией в газете Milenio, тогда как количество других скандалов достигает до 200 скандалов. На удивление небольшое количество статей, связанных с Pemexgate или Amigos de Fox, вызывает подозрения. [ 9 ]
В 2000 году El Universal опубликовала 927 статей, посвященных коррупции в Pemex. Во многих статьях El Universal прямо обсуждается коррупция, связанная с выборами. В статье, опубликованной 27 сентября 2002 г. под названием «PRI, корреспондент дель Пемексгейт: Роблес», открыто обсуждается отчет PRD о перенаправлении средств из Pemex в Лабастиду и содержится призыв к дальнейшему расследованию. Розарио Роблес Берланга, национальный лидер PRD, говорит: «Это дело не только в нефтяных лидерах или в тех, кто в то время стоял перед полугосударственной организацией, но также необходимо тщательно заняться расследованием президентской кампании». PRI» («Этот вопрос оставлен не только на усмотрение чиновников Pemex или тех, кто руководили государством в то время, но также должны углубиться в расследование президентской кампании PRI»). Кроме того, в статье перечислены имена лиц, предположительно принимавших участие в президентской кампании Лабастиды. [ 10 ]
El Universal опубликовала значительно меньше статей о коррупции в предвыборной кампании Лабастиды в 2000 году, в год выборов. Однако лишь немногие из них открыто говорят об отсутствии поддержки Лабастиды. В статье, опубликованной 15 июня 2000 года, официальный представитель Pemex по имени Рамиро Беррон Лара отрицал свою поддержку Лабастиды на предстоящих выборах, несмотря на давление Лабастиды на рабочих Pemex, чтобы они проголосовали за него. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Моррис, Стивен (2009). Политическая коррупция в Мексике . Издательство Линн Риннер. стр. 29–39. ISBN 978-1-58826-680-4 .
- ^ «Мексиканская экспроприация иностранной нефти, 1938 год» . Кабинет историка . Государственный департамент США.
- ^ Честин, Джон (2001). Рожденный в крови и огне: краткая история Латинской Америки . WW Нортон и компания. п. 258. ИСБН 978-0-393-28305-1 .
- ^ Стояновский, Огнен (2012). Нефть и управление: государственные предприятия и мировое энергоснабжение (7: В наручниках: оценка эффективности и стратегии Pemex) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00442-9 .
- ^ Домингес, Хорхе (2003). Ключевые демократические выборы в Мексике: кандидаты, избиратели и президентская кампания 2000 года . Издательство Стэнфордского университета. п. 33. ISBN 9780804749749 .
- ^ Доусон, Александр (2006). «Последние дни ПРИ?». Мечты Первого Мира: Мексика с 1989 года . Книги Зеда. ISBN 1-55266-206-3 .
- ^ Моррис, Стивен (2009). Политическая коррупция в Мексике . Издательство Линн Риннер. стр. 252–253. ISBN 978-1-58826-680-4 .
- ^ Барахас Абель (20 июля 2003 г.). «Они снижают обвинения по поводу «Pemexgate» ». Реформа . Мехико. п. 3. ПроКвест 307184693 .
- ^ Моррис, Стивен (2009). Политическая коррупция в Мексике . Издательство Линн Рейннер. стр. 189–191. ISBN 978-1-58826-680-4 .
- ^ «PRI, ответственный за Pemexgate: Роблес» . 27 сентября 2002 г. - через El Universal.
- ^ Акино Гусман, Лусеро (15 июня 2000 г.). «Официальный представитель Pemex отказывается привлекать голоса за Лабастиду» – через El Universal.