Хелена Экблом
Елена «Лена» Софья Экблом (24 июня 1790–1859), известная как Предикаре-Лена («Проповедница-Лена») и Белая Дева. [ 1 ] («Белая дева») — шведский писатель и проповедник. [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Хелена Экблом родилась в Мелланкарре в приходе Санкт-Анна в Эстергётланде в семье моряка Якоба Экблома (ум. 1804) и Бриты Янсдоттер (ум. 1806).
Она утверждала, что получила свое первое религиозное откровение в возрасте девяти лет. Когда ее мать и сестра умерли вскоре друг за другом в 1806 году, у нее случился инсульт, который навсегда повлиял на ее движения левой стороны тела, а также на выражение речи. [ 4 ] Она также утверждала, что испытывала духовные видения. Именно эти события положили начало ее деятельности как духовного проповедника. Ее проповеди были сосредоточены на ее собственных апокалиптических видениях блаженства добродетельных и наказания грешников. [ 4 ] Ее проповеди стали популярными и привлекли большое количество людей, и она начала бродить, чтобы проводить их, и стала странствующим проповедником. Лена Экблом, как известно, очень тщательно следила за своей одеждой и настаивала на том, чтобы всегда проводить свои проповеди безупречно в белом, поэтому ее стали в народе называть Витой Юнгфрун или «Белой Девой». [ 4 ]
В начале 19 века религиозная деятельность за пределами государственной церкви была запрещена в соответствии с Законом о монастырях , и власти в конечном итоге заинтересовались ее деятельностью, когда ее последователей стало достаточно много, чтобы вызвать беспорядки. В 1807 году она была арестована. Когда духовенству не удалось убедить ее приспособиться к церковному учению, ее поместили в Вадстена сумасшедший дом . [ 4 ] Она сбежала в ту же ночь, когда ее поместили туда, и продолжила проповеди. Она привлекала последователей и среди людей более высокого социального положения. Она также привлекала врагов и по крайней мере один раз подвергалась насилию. Ее арестовали и доставили в Кальмар, но отпустили. В августе 1808 года ее снова доставили в психиатрическую лечебницу Вадстена, и на этот раз приковали цепями, чтобы не дать ей возможности сбежать. [ 4 ] К ней отнеслись достаточно снисходительно, чтобы она написала свою работу Den andeliga striden , которая была ее автобиографией и описанием пяти духовных видений. [ 4 ] В 1810 году она была освобождена от цепей и всякого жестокого обращения по приказу короля, но не была освобождена.
В 1828 году ее наконец выпустили из приюта, и она возобновила свою деятельность в качестве странствующего проповедника. Во время проповедей она все еще была одета в белое. Сообщается, что за это время на ней были заметны следы жестокого обращения, которому она подвергалась в приюте, но она также вела аскетический образ жизни, например, настаивала на том, чтобы спать на полу. [ 4 ] Свои видения и сны она рассматривала как божественные явления, которые давали ей призвание и право внести свой вклад в Царство Божие на Земле. [ 4 ] Экблом часто характеризуют как представительницу так называемой «проповеднической болезни» своего времени, и она собирала последователей, которые внесли свой вклад в растущее христианское возрождение в Швеции XIX века. [ 4 ]
В 1846 году Свинхультский приход предоставил Елене Экблом годовую пенсию, а с 1853 года она жила в Свинхультском богадельне . В последние годы своей жизни она запуталась и умерла, замерзнув насмерть в снегу зимой 1859 года. [ 4 ]
В истории Экблома описывали как опасного и христианского мученика. [ 4 ] Ее книга выходила в нескольких изданиях до 1920 года.
В художественной литературе
[ редактировать ]Хелена Экблом является героиней романа «Предикаре-Лена» («Проповедник-Лена») Торе Зеттерхольм (1974).
Она была предложена в качестве возможного образца для подражания для главного героя романа «Аморина» Карла Джонаса Лава Альмквиста (1822). [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]- Духовная битва, написанная из лучших побуждений Девой Еленой Софьей Экблом («Духовная битва, написанная из лучших побуждений Девой Еленой Софьей Экблом»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оденвик, Натан, Белая Дева, шведская мученица XIX века: жизнь и деятельность Елены Софии Экблом. С приложением: откровения Хелены Экблом, воспроизведенные с оригинальной печати. (1949) Либрис
- ^ Халлберг, Йоханна. «Хелена София Экблом» (на шведском языке). Школа Ванерсборга. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ Райан, Джерри. «Лена Экблом: безумие заповедей блаженства». Cross Currents , весна 1998 г.: 89+ (7 страниц). Том 48, выпуск 1. GALE|A20627195. Проверено 19 октября 2012 года. Аннотация: «Хелена Якобсдоттер Экблом проповедовала со всей простотой и правдивостью и, как и ожидалось, была за это наказана. Она распространяла добродетели бедности и кротости, что было самой сутью Христовых блаженств, и как Царство Однако власти того времени осудили ее проповеди как подрывные, поскольку ее послания передавались. подразумевается, что богатые и влиятельные обязательно пострадают и будут наказаны».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ярлерт, Андерс. «Хелена София Экблом (Предикаре-Лена)» (на шведском языке). Шведский женский биографический лексикон . Проверено 15 декабря 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Натан Оденвик : Белая дева, шведская мученица XIX века: жизнь и творчество Хелены Софии Экблом [«Белая дева, шведская мученица XIX века: жизнь и творчество Хелены Софии Экблом»] С приложением: Хелена Экблом откровения, воспроизведенные с оригинального отпечатка. (1949)
- Kyrkohistoriskt Personlexikon. Архивировано 17 августа 2010 года в Wayback Machine (Словарь церковной истории).
- Олссон, Ларс-Эрик: Белая дева - и другие фигуры истории шведской церкви XIX века » [«Белая дева - и другие фигуры истории шведской церкви XIX века»] (2009). Либрис
- Ярлерт, Андерс: Хелена Экблом в биографическом лексиконе шведских женщин