Модель сестринского дела Ропера – Логана – Тирни
Модель сестринского дела Ропера, Логана и Тирни (первоначально опубликованная в 1980 году, впоследствии пересмотренная в 1985, 1990, 1998 годах и последнее издание в 2000 году) представляет собой модель сестринского ухода, основанную на образе жизни (ALs). Это чрезвычайно распространено в Соединенном Королевстве, особенно в государственном секторе. [1] Модель названа в честь авторов — Нэнси Ропер , Уинифред В. Логан и Элисон Дж. Тирни.
Введение
[ редактировать ]Впервые разработанный в 1980 году, [2] эта модель основана на работе Нэнси Ропер в 1976 году. Это наиболее широко используемая модель сестринского дела в Соединенном Королевстве. Модель во многом основана на повседневной деятельности, возникшей на основе работы Вирджинии Хендерсон в 1966 году. Последняя книга, изданная этими женщинами в 2001 году, является их кульминацией и завершением работы, в которой они модернизируют свою модель, основываясь на своем взгляде на потребности общества. Первоначальной целью модели было проведение оценки на протяжении всего ухода за пациентом, но в сестринском деле Великобритании стало нормой использовать ее только в качестве контрольного списка при поступлении. Его часто используют для оценки того, как изменилась жизнь пациента из-за болезни или госпитализации, а не как способ планирования большей независимости и качества жизни.
Жизненная деятельность
[ редактировать ]Жизненная деятельность (AL) заключается в поощрении максимальной независимости посредством полной оценки, ведущей к вмешательствам, которые дополнительно поддерживают независимость в областях, которые могут оказаться трудными или невозможными для человека самостоятельно.
Жизненная деятельность оценивает относительную независимость и потенциал независимости человека в диапазоне от полной зависимости до полной независимости, чтобы определить, какие вмешательства приведут к большей независимости, а также какая постоянная поддержка потребуется или потребуется для компенсации зависимости. Его применение требует, чтобы он использовался на протяжении всего взаимодействия с пациентом (не только при поступлении) как подход к проблемам и их решению, а также как инструмент для определения того, как пациенту можно помочь в изучении, преодолении, корректировке и улучшении. собственное здоровье и проблемы.
Сами AL часто неправильно понимаются или считаются имеющими ограниченную область применения, что приводит к неудовлетворенности моделью, когда не удается признать, что AL более сложны, чем можно было бы предположить из названия. [ нужна ссылка ] . По этой причине в модели не рекомендуется использовать ее в качестве контрольного списка, а скорее, как утверждает Ропер: «Как когнитивный подход к оценке и уходу за пациентом, не на бумаге в виде списка полей, а в виде подход медсестры к и организации ухода за ними» [3] и что медсестры в клинической практике углубляют свои знания и понимание модели и ее применения; важно, чтобы те, кто использует такой широко распространенный инструмент, были компетентны в его правильном применении.
AL перечислены как:
- Дыхание
- Поддержание безопасной окружающей среды
- Коммуникация
- Еда и питье
- Устранение
- Мытье и одевание
- Контроль температуры
- Мобилизация
- Работаем и играем
- Выражение сексуальности
- Спящий
- Смерть и умирание
Эти действия, описывающие как норму для пациента, так и любые изменения, которые могли возникнуть в результате текущих изменений в состоянии, оцениваются при поступлении в палату или службу и пересматриваются по мере прогресса пациента и развития плана ухода. Чтобы обеспечить эффективный уход, все потребности пациента (которые определяются путем оценки конкретных способностей и предпочтений пациента в отношении каждого вида деятельности на основе перечисленных факторов) должны быть удовлетворены как можно более практично путем оказания поддержки пациенту в удовлетворении этих потребностей самостоятельно или путем непосредственного оказания помощи, наиболее предпочтительно путем сочетания этих двух методов.
Рассматривая изменения в континууме зависимости-независимости, можно увидеть, как состояние пациента либо улучшается, либо не улучшается, предоставляя доказательства в пользу или против текущего плана лечения и давая указания относительно уровня ухода, который пациенту требуется или может потребоваться. Это значение достигается только в том случае, если оценка проводится часто по мере возникновения изменений и если она сочетается с улучшением и укреплением здоровья. Это неэффективно в патерналистской среде, где вся забота предоставляется человеку, даже если возможен уход за собой. [ нужна ссылка ] .
Факторы, влияющие на жизнедеятельность
[ редактировать ]Выделены следующие факторы, влияющие на АЛ. [4] Нэнси Ропер в интервью членам Ассоциации студентов-медсестер Королевского колледжа медсестер (RCN) на Конгрессе RCN в 2002 году в Харрогейте. [5] заявила, что самым большим разочарованием, которое она испытывала по поводу использования модели в Великобритании, было отсутствие применения пяти факторов, перечисленных ниже, отметив, что именно эти факторы делают модель целостной, и что неспособность учитывать эти факторы означает, что полученная оценка является одновременно неполной и ошибочной. Она призвала студентов поддержать использование модели, способствуя пониманию этих факторов как элемента модели.
Эти факторы не являются одинокими; они используются для определения относительной независимости индивидов (и требований к восстановлению независимости) друг друга в повседневной жизни.
- Биологический – в этом аспекте учитываются влияние общего состояния здоровья, текущего заболевания или травмы, а также масштабы анатомии и физиологии человека. Примером может служить то, как наличие сахарного диабета приводит к тому, что пищевая активность человека отличается от питания человека без диабета.
- Психологическое – воздействие не только эмоций, но и познания, духовных убеждений и способности понимать. Ропер объяснил, что речь идет о «знании, мышлении, надежде, чувстве и вере». Одним из примеров применения этого фактора может быть то, как параноидальные мысли могут повлиять на независимость в общении; Другим примером может служить то, как отсутствие грамотности может повлиять на независимость в укреплении здоровья.
- Социокультурный – воздействие общества и культуры, испытываемое личностью. Ожидания и ценности, основанные на (предполагаемом или фактическом) социальном классе или статусе или связанные с предполагаемым или фактическим здоровьем человека или его способностью выполнять повседневную деятельность. Культура в рамках этого фактора связана с убеждениями, ожиданиями и ценностями, которых придерживается человек как для себя, так и для других, в отношении его независимости и способности выполнять повседневную деятельность. Одним из примеров является уход за человеком пожилого возраста и то, как ожидания и предположения общества о немощи и снижении когнитивных функций, даже если они отсутствуют у человека, могут повлиять на оказание помощи и уровень независимости, допускаемый теми, кто обладает достаточными полномочиями, чтобы ограничить ее. .
- Окружающая среда - Ропер заявила в интервью выше, что это соображение сделало ее первую по-настоящему «зеленую» модель, поскольку она рекомендует учитывать не только влияние окружающей среды на повседневную деятельность, но и влияние AL человека на среда. Одним из примеров влияния окружающей среды на AL является рассмотрение того, присутствует ли в доме сырость, как это может повлиять на независимость дыхания (поскольку сырость может быть связана с нарушениями дыхания); Другим примером использования «зеленого» применения может быть то, как следует утилизировать повязки, загрязненные потенциально опасными жидкостями, после их снятия.
- Политико-экономический – это влияние правительства, политики и экономики на АЛ. В рамках этого фактора учитываются такие вопросы, как финансирование, государственная политика и программы, состояние войны или насильственного конфликта, наличие и доступ к льготам, политические реформы и цели правительства, процентные ставки и доступность финансирования (как государственного, так и частного). Одним из примеров является то, как получение права на жилищное пособие может повлиять на независимость человека, особенно если нынешнее жилье является плохим или неадекватным; Другой пример: как жизнь в месте, где насилие и конфликты являются нормой, повлияет на способность заботиться о себе.
Континуум продолжительности жизни
[ редактировать ]Модель также включает в себя континуум продолжительности жизни, где человек переходит от полной зависимости при рождении к полной независимости в среднем возрасте и возвращается к полной зависимости в старости/после смерти. Некоторые исследователи утверждают, что континуум продолжительности жизни начинается с момента зачатия, другие — что он начинается с рождения. [ нужна ссылка ] .
Модификации
[ редактировать ]В условиях краткосрочного пребывания, таких как хирургические операции, или в местах, где оценщик не уверен или не уверен в применимости определенных действий повседневной жизни (ADL), обычно для действий «сексуальность» и «смерть» (а также другие) быть проигнорированным. Эти изменения зависят от учреждения или медсестры и часто являются результатом непонимания применения модели или факторов, входящих в нее. Это прискорбно, поскольку это ограничивает применение модели и тем самым снижает ее эффективность. [ нужна ссылка ] .
Часто в клинических условиях в качестве оценочного документа используется список повседневной деятельности без какой-либо ссылки на другие элементы модели; Сама Ропер отвергла использование списка ADL в качестве «контрольного списка», поскольку она заявила, что важно не просто прочитать название ADL, но и основывать оценку на знании объема ADL, оцениваемого с использованием 5-ти ключевых критериев. факторы. [3] Ропер заявил, что если бы медсестрам самим было неудобно обсуждать определенные факторы, они могли бы предположить, что пациенты тоже будут чувствовать себя некомфортно, и тем самым приписать отсутствие оценки предпочтениям пациента, хотя на самом деле мнение пациента никогда не спрашивалось. [5]
Утверждение Ропера заставляет поверить в то, что вместо того, чтобы удалять или игнорировать действия повседневной жизни, это может принести пользу обследуемому человеку, если медсестра будет использовать модель более тщательно и полностью оценивать ADL, используя 5 факторов, независимо от области, в которой уход оказывается. Ропер заявил: «Пациент есть пациент, они не другие пациенты, потому что находятся в другой клинической области. Их потребности одни и те же - меняется то, кто будет удовлетворять эти потребности». [5] Например, «сексуальность» как повседневная деятельность относится не только к акту воспроизводства, но также к образу тела, самооценке и гендерным убеждениям, ролям, ценностям и практикам — всем вопросам, которые могут иметь высокую степень актуально для человека, которому предстоит операция. Другим примером является «смерть» ADL, которая применяется не только строго к конкретным последним моментам жизни, но и к процессам, которые, как считается, приводят к возможности смерти, таким как потеря независимости, периоды плохого здоровья, страх перед смертью. неспособность прийти в себя и страх перед неизвестным. Все это неизмеримо актуально для большинства или всех эпизодов оказания медицинской помощи.
Теория продолжает обсуждаться в опубликованных работах, например, в «Теоретических основах сестринского дела». [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тимминс, Фиона; О'Ши, Джоан (2004). «Модель сестринского дела Ропера-Логана-Тирни (1996) как инструмент профессионального развития в сфере образования». Обучение медсестер на практике . 4 : 159–167.
- ^ Ропер Н., Логан В.В. и Тирни А.Дж. (1980). Элементы сестринского дела . Черчилль Ливингстон. ISBN 0-443-01577-5 .
- ^ Jump up to: а б Сивитер, Б. (2008) Справочник студенческой медсестры: руководство по выживанию, 2-е издание, Эдинбург: Баллиер Тиндалл для Elsevier ISBN 978-0-7020-2946-2
- ^ Ропер Н., Логан В.В. и Тирни А.Дж. (2000). Модель сестринского дела Ропера-Логана-Тирни: на основе жизнедеятельности . Эдинбург: Elsevier Health Sciences. ISBN 0-443-06373-7 .
- ^ Jump up to: а б с Сивитер, Бетанн (2002) Личное интервью Нэнси Ропер на Конгрессе RCN, Ассоциации студентов-медсестер, опубликовано в осеннем выпуске 2002 года «The ANSwer» (RCN).
- ^ МакИвен, Мелани (2017). Теоретические основы сестринского дела . Эвелин М. Уиллс (Пятое изд.). [Место издания не указано]. ISBN 978-1-4963-5122-7 . OCLC 1230891290 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )