Лейденская пороховая катастрофа
Лейденская пороховая катастрофа взорвался корабль, перевозивший сотни бочек с черным порохом — это событие, когда 12 января 1807 года в городе Лейден в Нидерландах . В результате катастрофы погиб 151 человек и было разрушено более 200 зданий в городе.
Историческая справка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Во время наполеоновских войн голландский город Лейден был оккупирован Первой Французской империей . Город — вместе с остальной частью Нидерландов — был преобразован в Королевство Голландия под властью Луи Бонапарта . Хотя новое голландское королевство казалось независимым государством, оно было тесно связано с имперской Францией и функционировало как политический сателлит . В результате французские и голландские власти опасались, что Великобритания и Четвертая коалиция (обе готовились к войне с Францией) вторгнутся в Нидерланды. [1] [2]
В конце 1806 года Голландия начала накапливать оружие и технику на случай войны. В декабре правительственный приказ предусматривал производство 250 000 фунтов черного пороха для использования в военных целях. Поскольку большинство из 12 пороховых заводов королевства располагались в Амстердаме и Зеландии, было решено, что для перевозки огромного количества взрывчатки по стране будут использоваться конвои гражданских судов; Конечным пунктом назначения пороха был арсенал голландской армии в городе Делфт . [1] [3]
В первую неделю января 1807 года правительство наняло три гражданских корабля для перевозки первой партии пороха из Амстердама в Делфт. Капитаны всех трех кораблей прошли проверку, и все трое уже имели опыт транспортировки крайне нестабильного черного пороха. Однако капитан одного из трех кораблей (« Дельфс Велваарен» , что в переводе означает «Процветание города Делфт »), [1] Адам ван Ши заболел перед отъездом в Амстердам. Таким образом, он отправил своих сыновей Саломана, Адама и слугу (Яна ван Энгелена) вместо себя капитаном своего корабля. К 6 января все три корабля конвоя прибыли в Амстердам и началась погрузка. Поскольку различные пороховые заводы в городе не были централизованы, корабли загружались индивидуально. Первым был загружен « Дельфс Велваарен» , принявший 369 стофунтовых бочек с черным порохом. Бочки были покрыты листами из конского волоса, чтобы предотвратить случайное возгорание, а трюм корабля был опечатан, чтобы предотвратить кражу. Два других корабля конвоя не были заполнены так быстро, и поэтому правительственный чиновник, управляющий конвоем, приказал, чтобы Delfs Welvaaren вышел в море раньше графика; по пересмотренному плану корабль должен был отправиться в Лейден, где он простоял несколько дней, пока остальная часть конвоя его догонит. Однако к тому времени, когда остальная часть конвоя была полностью загружена, холодная январская погода заморозила некоторые части системы каналов Амстердама, не позволив двум оставшимся кораблям встретиться с Делфт Вельваарен. [1] [3]
Delfs Welvaaren прибыл в Лейден 10 января. [1] Два ван Шиса, у которых в Лейдене жила сестра, планировали провести выходные в центре города, но Саломан повредил ногу или спину и решил остаться на корабле. Утром 12 января команда Delfs Welvaaren получила известие, что остальная часть конвоя скована льдом и поэтому не прибудет, поэтому команда переместила Delfs Welvaaren с причала в Стеншуур, канал, который пролегал через некоторые из более богатых районов города. Как только судно было пришвартовано, Адам снова навестил свою сестру, а затем вернулся на корабль во второй половине дня. Около 16:00 Саломан был замечен на палубе, разговаривающим с двумя другими, которые находились под палубой в трюме, и сразу после этого было замечено, как один из членов экипажа сбрасывал картофельные очистки за борт корабля. Другие очевидцы сообщили, что видели, как экипаж готовил еду из картофеля и жареной рыбы. [1]
Расположение
[ редактировать ]52°09'20,9" с.ш. 4°29'23,3" в.д.
52.155800, 4.489800
Взрыв
[ редактировать ]Около 16:15 Delfs Welvaaren взорвался . Один очевидец, земснаряд, который находился в 100 метрах от корабля, когда он взорвался, отметил, что он видел, как одиночный, меньший взрыв поднял мачту корабля и разлетел люки, а секунду спустя последовал мощный взрыв, который разрушил судно. . Сила взрыва разрушила многие постройки; более 200 были уничтожены, 151 человек погиб. Все высокие постройки в городе были повреждены, тысячи окон выбиты. Через несколько дней после катастрофы очевидцы сообщили, что улицы были заполнены битым стеклом и черепицей. [1]
Delfs Welvaaren был полностью разрушен взрывом. Части корабля были восстановлены; Якорь корабля был найден в 900 метрах от точки взрыва, а его большой свинцовый противовес - в 300 метрах. [1]
Причина
[ редактировать ]После взрыва распространились слухи о том, что стало причиной взрыва пороха. Поскольку было известно, что капитаном Delfs Welvaaren был Адам ван Ши, пожилой моряк считался мертвым и, таким образом, был привлечен к ответственности. Несколько голландских газет (в том числе газета в Делфте, родном городе ван Ши) ложно сообщили, что капитан поджег порох, пройдя под палубу с зажженной трубкой. Когда выяснилось, что ван Ши вполне жив (его видели обедающим в принадлежащей ему таверне за ратушей Делфта), эти истории были опровергнуты. [1]
Расследование катастрофы было сосредоточено на сборе информации от свидетелей и обломков корабля. В конце концов, на основании многочисленных сообщений экипажа Delfs Welvaaren, готовившего перед взрывом еду из картофеля и рыбы, был сделан вывод, что порох воспламенился от искры от кухонного костра или от металлической посуды. Однако в начале 2000-х годов голландские историки пришли к выводу, что взрыв мог быть вызван и попыткой экипажа украсть порох. В отчете отмечается, что несколько очевидцев видели, как один член экипажа на палубе разговаривал с двумя другими в трюме корабля — трюме, который был опечатан голландскими властями в Амстердаме, чтобы предотвратить кражу пороха. Было также отмечено, что трюм корабля был несколько защищен от огня, чтобы гарантировать, что случайные искры не воспламенят порох. В отчете также отмечается, что очевидцы сообщили о двух отдельных взрывах, подразумевая, что сначала взорвалась одна бочка с порохом, прежде чем воспламенился остальной груз корабля. В отчете сделан вывод, что экипаж Делфс Вельваарен намеренно попытался открыть один ствол, чтобы украсть немного пороха, но случайно вызвал воспламенение и взрыв ствола. В результате этого первоначального взрыва были выбиты люки корабля (как видел один очевидец), прежде чем воспламенился остальной груз. [1]
Последствия
[ редактировать ]Сразу после взрыва король Людовик отправился в Лейден, чтобы помочь в восстановительных работах. Была предпринята попытка восстановить разрушенную часть города, но было обнаружено, что записи Лейдена не обновлялись; последние сохранившиеся записи были датированы 1670-ми годами, и поэтому многие здания можно было восстановить только по памяти. Разрушенная часть города оставалась заброшенной до 1820-х годов, когда часть пострадавшей территории была преобразована в парк. [1] [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Рейтсма, Х.Дж. и А. Понсен. «Лейденская катастрофа 1807 года». Икона , том. 13, 2007, стр. 1–18. JSTOR , www.jstor.org/stable/23787000.
- ^ Перейти обратно: а б «Мемориал Лейденской пороховой катастрофы» . Атлас Обскура . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лейден частично разрушен взрывом пороха» . День, когда . 12 января 1807 г. Проверено 26 января 2019 г.