Jump to content

Лейденская пороховая катастрофа

Лейденская пороховая катастрофа взорвался корабль, перевозивший сотни бочек с черным порохом — это событие, когда 12 января 1807 года в городе Лейден в Нидерландах . В результате катастрофы погиб 151 человек и было разрушено более 200 зданий в городе.

Картина последствий взрыва, сделанная Йоханнесом Елгерхейсом.

Историческая справка

[ редактировать ]

Во время наполеоновских войн голландский город Лейден был оккупирован Первой Французской империей . Город — вместе с остальной частью Нидерландов был преобразован в Королевство Голландия под властью Луи Бонапарта . Хотя новое голландское королевство казалось независимым государством, оно было тесно связано с имперской Францией и функционировало как политический сателлит . В результате французские и голландские власти опасались, что Великобритания и Четвертая коалиция (обе готовились к войне с Францией) вторгнутся в Нидерланды. [1] [2]

В конце 1806 года Голландия начала накапливать оружие и технику на случай войны. В декабре правительственный приказ предусматривал производство 250 000 фунтов черного пороха для использования в военных целях. Поскольку большинство из 12 пороховых заводов королевства располагались в Амстердаме и Зеландии, было решено, что для перевозки огромного количества взрывчатки по стране будут использоваться конвои гражданских судов; Конечным пунктом назначения пороха был арсенал голландской армии в городе Делфт . [1] [3]

В первую неделю января 1807 года правительство наняло три гражданских корабля для перевозки первой партии пороха из Амстердама в Делфт. Капитаны всех трех кораблей прошли проверку, и все трое уже имели опыт транспортировки крайне нестабильного черного пороха. Однако капитан одного из трех кораблей (« Дельфс Велваарен» , что в переводе означает «Процветание города Делфт »), [1] Адам ван Ши заболел перед отъездом в Амстердам. Таким образом, он отправил своих сыновей Саломана, Адама и слугу (Яна ван Энгелена) вместо себя капитаном своего корабля. К 6 января все три корабля конвоя прибыли в Амстердам и началась погрузка. Поскольку различные пороховые заводы в городе не были централизованы, корабли загружались индивидуально. Первым был загружен « Дельфс Велваарен» , принявший 369 стофунтовых бочек с черным порохом. Бочки были покрыты листами из конского волоса, чтобы предотвратить случайное возгорание, а трюм корабля был опечатан, чтобы предотвратить кражу. Два других корабля конвоя не были заполнены так быстро, и поэтому правительственный чиновник, управляющий конвоем, приказал, чтобы Delfs Welvaaren вышел в море раньше графика; по пересмотренному плану корабль должен был отправиться в Лейден, где он простоял несколько дней, пока остальная часть конвоя его догонит. Однако к тому времени, когда остальная часть конвоя была полностью загружена, холодная январская погода заморозила некоторые части системы каналов Амстердама, не позволив двум оставшимся кораблям встретиться с Делфт Вельваарен. [1] [3]

Delfs Welvaaren прибыл в Лейден 10 января. [1] Два ван Шиса, у которых в Лейдене жила сестра, планировали провести выходные в центре города, но Саломан повредил ногу или спину и решил остаться на корабле. Утром 12 января команда Delfs Welvaaren получила известие, что остальная часть конвоя скована льдом и поэтому не прибудет, поэтому команда переместила Delfs Welvaaren с причала в Стеншуур, канал, который пролегал через некоторые из более богатых районов города. Как только судно было пришвартовано, Адам снова навестил свою сестру, а затем вернулся на корабль во второй половине дня. Около 16:00 Саломан был замечен на палубе, разговаривающим с двумя другими, которые находились под палубой в трюме, и сразу после этого было замечено, как один из членов экипажа сбрасывал картофельные очистки за борт корабля. Другие очевидцы сообщили, что видели, как экипаж готовил еду из картофеля и жареной рыбы. [1]

Расположение

[ редактировать ]

52°09'20,9" с.ш. 4°29'23,3" в.д.

52.155800, 4.489800

Около 16:15 Delfs Welvaaren взорвался . Один очевидец, земснаряд, который находился в 100 метрах от корабля, когда он взорвался, отметил, что он видел, как одиночный, меньший взрыв поднял мачту корабля и разлетел люки, а секунду спустя последовал мощный взрыв, который разрушил судно. . Сила взрыва разрушила многие постройки; более 200 были уничтожены, 151 человек погиб. Все высокие постройки в городе были повреждены, тысячи окон выбиты. Через несколько дней после катастрофы очевидцы сообщили, что улицы были заполнены битым стеклом и черепицей. [1]

Delfs Welvaaren был полностью разрушен взрывом. Части корабля были восстановлены; Якорь корабля был найден в 900 метрах от точки взрыва, а его большой свинцовый противовес - в 300 метрах. [1]

После взрыва распространились слухи о том, что стало причиной взрыва пороха. Поскольку было известно, что капитаном Delfs Welvaaren был Адам ван Ши, пожилой моряк считался мертвым и, таким образом, был привлечен к ответственности. Несколько голландских газет (в том числе газета в Делфте, родном городе ван Ши) ложно сообщили, что капитан поджег порох, пройдя под палубу с зажженной трубкой. Когда выяснилось, что ван Ши вполне жив (его видели обедающим в принадлежащей ему таверне за ратушей Делфта), эти истории были опровергнуты. [1]

Расследование катастрофы было сосредоточено на сборе информации от свидетелей и обломков корабля. В конце концов, на основании многочисленных сообщений экипажа Delfs Welvaaren, готовившего перед взрывом еду из картофеля и рыбы, был сделан вывод, что порох воспламенился от искры от кухонного костра или от металлической посуды. Однако в начале 2000-х годов голландские историки пришли к выводу, что взрыв мог быть вызван и попыткой экипажа украсть порох. В отчете отмечается, что несколько очевидцев видели, как один член экипажа на палубе разговаривал с двумя другими в трюме корабля — трюме, который был опечатан голландскими властями в Амстердаме, чтобы предотвратить кражу пороха. Было также отмечено, что трюм корабля был несколько защищен от огня, чтобы гарантировать, что случайные искры не воспламенят порох. В отчете также отмечается, что очевидцы сообщили о двух отдельных взрывах, подразумевая, что сначала взорвалась одна бочка с порохом, прежде чем воспламенился остальной груз корабля. В отчете сделан вывод, что экипаж Делфс Вельваарен намеренно попытался открыть один ствол, чтобы украсть немного пороха, но случайно вызвал воспламенение и взрыв ствола. В результате этого первоначального взрыва были выбиты люки корабля (как видел один очевидец), прежде чем воспламенился остальной груз. [1]

Последствия

[ редактировать ]

Сразу после взрыва король Людовик отправился в Лейден, чтобы помочь в восстановительных работах. Была предпринята попытка восстановить разрушенную часть города, но было обнаружено, что записи Лейдена не обновлялись; последние сохранившиеся записи были датированы 1670-ми годами, и поэтому многие здания можно было восстановить только по памяти. Разрушенная часть города оставалась заброшенной до 1820-х годов, когда часть пострадавшей территории была преобразована в парк. [1] [2]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Рейтсма, Х.Дж. и А. Понсен. «Лейденская катастрофа 1807 года». Икона , том. 13, 2007, стр. 1–18. JSTOR , www.jstor.org/stable/23787000.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Мемориал Лейденской пороховой катастрофы» . Атлас Обскура . Проверено 26 января 2019 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Лейден частично разрушен взрывом пороха» . День, когда . 12 января 1807 г. Проверено 26 января 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 275358cb0ae589581226c0dbc6cb83d0__1719554460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/d0/275358cb0ae589581226c0dbc6cb83d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leiden gunpowder disaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)