Пан-майя движение
Панмайское движение этнополитическое движение среди народов майя Гватемалы Мексики и — . Движение возникло в конце 1980-х и начале 1990-х годов в ответ на давнюю традицию политической маргинализации большого коренного населения Гватемалы, и особенно в ответ на жестокую политику борьбы с повстанцами, которая непропорционально сильно затронула коренные общины во время гражданской войны в Гватемале . Движение было организовано вокруг идеологии, стремящейся объединить носителей многих языков майя Гватемалы под единой культурной/этнической идентичностью. Это была альтернатива любой из сторон гражданской войны — коммунистам-революционерам и консервативному правительству. Лингвисты из числа коренных народов майя, прошедшие обучение у североамериканских лингвистов в рамках Лингвистического проекта Франсиско Маррокина, сыграли важную роль в организации движения. Благодаря мирным соглашениям 1996 года движение заняло значительную позицию в политике Гватемалы.
Фон
[ редактировать ]Панмайяское движение состоит из совместных действий более чем 20 различных языковых групп майя. [ 1 ] Хотя коренные жители Гватемалы составляют около половины всего населения, они не представлены и подвергаются жесткой дискриминации. [ 1 ]
Объединение было затруднено во время репрессивной гражданской войны, которая помогла сохранить раздробленность майя. [ 2 ] Организации майя обычно представляли собой местные организации, обслуживающие небольшую группу населения, в основном представителей одной языковой группы. [ 2 ] Препятствием на пути к объединению было многообразие языков, что затрудняло координацию действий коренного населения. [ 1 ] Географические барьеры включают отсутствие концентрации майя в одном регионе Гватемалы и большую часть населения, проживающего в сельской местности, что затрудняет физическую координацию. Наконец, социально-экономические барьеры включают высокий уровень бедности и меньше ресурсов, чем у других этнических групп в стране.
Мобилизация
[ редактировать ]Панмайянское движение было официально мобилизовано, когда организации начали открыто заявлять о требованиях коренных народов. [ 1 ] Эти организации сосредоточились на создании панмайя, объединяя разнообразное население майя по всей стране. [ 1 ] Организации поручились за политическую автономию, сохранение языка, доступ к земле и культурное возрождение. [ 1 ]
Движение возникло вместе с ростом других движений коренных народов по всей Латинской Америке. [ 3 ] Движение покончило с прежним активизмом коренных народов, возникшим через крестьянские организации, но не выдвигавшим этнических претензий. Раньше они вступали в крестьянские организации, потому что создание организаций с явно выраженными притязаниями коренных народов делало их легкой мишенью для дискриминации. [ 2 ] Международная поддержка прав коренных народов в то время помогла изменить ситуацию. [ 1 ]
Мирные переговоры
[ редактировать ]Панмайское движение набрало силу в конце жестокой гражданской войны, когда международное давление подтолкнуло к мирным переговорам в Гватемале. Мирные переговоры начала 1990-х годов создали возможность для расширения социальных движений майя и успеха панмайя. [ 1 ] Международные и неправительственные организации увидели необходимость в защите прав человека коренного населения Гватемалы. [ 1 ] Они помогли оказать давление на правительство Гватемалы, позволив движению участвовать в мирных переговорах, а также защитив интересы движения. [ 1 ] Движение панмайя было ограничено до мирных переговоров, поскольку это произошло во время гражданской войны в стране, которая привела к геноцидному государственному насилию, жертвами которого были в основном представители коренного населения. [ 3 ] Международные игроки помогли привлечь внимание к насилию, которому подверглось сообщество майя. [ 3 ]
К 1992 году движение было признано на национальном уровне как политическая сила. [ 3 ] Зонтичные организации, такие как Coordinadora de Organizaciones del Pueblo Maya (Координатор организаций народа майя Гватемалы, COPMAGUA), были созданы с целью объединения организаций под одной политической крышей. [ 1 ] Это помогло лучше осветить проблемы, затрагивающие коренные общины в целом.
Мирные соглашения 1996 года
[ редактировать ]В 1996 году спустя девять лет были подписаны последние 17 мирных соглашений. [ 3 ] Этот процесс считался модельным, поскольку гражданское общество играло официальную консультативную роль, чего раньше никогда не наблюдалось на мирных переговорах. [ 4 ] Проблемы и права коренных народов стали центральным вопросом мирных переговоров, а подписание мирных соглашений символизировало пик движения. [ 3 ] Международные организации, поддержавшие движение, также сыграли роль в заключении мирных соглашений и продвижении перемен в Гватемале. Мирные соглашения включали соглашение о правах коренных народов, Соглашение о самобытности и правах коренных народов, которое было подписано в 1995 году. [ 2 ] В этом соглашении Гватемала была названа многоэтнической, многокультурной и многоязычной страной и призвала к реформам, чтобы помочь коренному населению. [ 2 ] Части Соглашения о правах коренных народов требовали проведения конституционных реформ, которые позже столкнулись с сильным сопротивлением. [ 2 ]
Последствия
[ редактировать ]Этническое неравенство по-прежнему остается высоким даже спустя десятилетие после подписания мирных соглашений. [ 1 ] Детское недоедание среди коренного населения Гватемалы составляет почти 70%. [ 5 ] Бедность по-прежнему высока в сельских районах, где проживает большая часть коренного населения; Уровень бедности в сельской местности составляет около 42% по сравнению с 29% по стране.
Политическое влияние этих организаций майя за последнее десятилетие ослабло. [ 1 ] Наряду с трудностью объединения региональных и языковых различий в группе, в организациях произошли внутренние расколы как по политико-идеологическому, так и по религиозному принципу. [ 1 ] Возросла секторизация организаций, когда каждая организация сосредотачивается на конкретном вопросе, что приводит к блокированию разработки общей политической повестки дня. [ 1 ] Окончание мирных переговоров положило конец общей политической программе, которая сделала движение сильным в середине 1990-х годов. Coordinadora de Organizaciones del Pueblo Maya (Координатор организаций народа майя Гватемалы, COPMAGUA) просуществовала всего шесть лет из-за внутренних разногласий. [ 1 ]
Локализм
[ редактировать ]Поражение конституционного референдума 1999 года символизировало падение политической силы движения. [ 1 ] Движение стало более фрагментированным в вопросах, что делать дальше. В 2001 году состоялась серия встреч, на которых обсуждались различные взгляды на парламентскую политику. [ 2 ] В это время возникли прежние трудности с объединением разных народов майя, и многие чувствовали, что им необходимо сосредоточиться на местных изменениях и вернуться на низовой уровень. [ 2 ] 43% майя говорят только на своем родном языке, и многие активисты считали, что было бы полезнее сохранить организации на местном уровне. [ 2 ]
Крупнейшие национальные партии после мирных соглашений не реагировали на требования движения и соглашений. [ 2 ] Число самоидентифицированных представителей коренных народов в Конгрессе по-прежнему невелико; [ 2 ] с 1980-х годов представительство коренных народов в Конгрессе выросло только с 8,0% до 13,9%. [ 6 ] Даже те самопровозглашенные представители коренных народов не продвинулись вперед в достижении целей движения. [ 2 ] Отсутствие более высокого представительства может быть связано с дискриминацией и насилием, из-за которых представители коренных народов боятся принимать участие в политике. [ 2 ]
После заключения мирных соглашений движение больше сосредоточилось на повышении осведомленности о культуре. Политические лидеры коренных народов на национальном уровне и уровне департаментов избегали решения социально-экономических проблем и борьбы с этнической дискриминацией, с которой сталкивается коренное население. [ 2 ] С другой стороны, лидеры местного уровня добились большего успеха в продвижении большего количества этнических прав, поскольку они обычно реагируют на потребности групп населения, большинство из которых являются коренными и, следовательно, готовы принять и продвигать эти права. [ 2 ] Разрывы между местным, ведомственным и национальным уровнями власти затрудняют представительство на более высоких уровнях, даже несмотря на то, что местное представительство коренного населения выросло. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Фогт, Мануэль (10 февраля 2015 г.). «Разрозненное движение: препятствия на пути мобилизации майя в постконфликтной Гватемале» (PDF) . Латиноамериканская политика и общество . 57 : 29–50. дои : 10.1111/j.1548-2456.2015.00260.x .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Паллистер, Кевин (30 августа 2013 г.). «Почему нет партии майя? Движения коренных народов и национальная политика в Гватемале». Латиноамериканская политика и общество . 55 (3): 117–138. дои : 10.1111/j.1548-2456.2013.00205.x .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бретт, Родди (20 мая 2011 г.). «Противодействие расизму внутри гватемальского государства: проблемы, с которыми сталкивается защитник прав коренных народов Управления омбудсмена по правам человека Гватемалы». Оксфордские исследования развития . 39 (2): 205–228. дои : 10.1080/13600818.2011.568612 .
- ^ Иссакс, Анита (28 мая 2010 г.). «В войне с прошлым? Политика поиска истины в Гватемале». Международный журнал правосудия переходного периода . 4 (2): 251–274. дои : 10.1093/ijtj/ijq005 .
- ↑ Тафт-Моралес, Морин (7 августа 2014 г.). «Гватемала: политические условия, безопасность и социально-экономические условия и отношения с США». Исследовательская служба Конгресса . www.crs.gov
- ^ Гарсия, Марла (2012). «Политическое представительство и социальная интеграция: пример Гватемалы». Американское общество/Совет Американского континента . Нью-Йорк, Нью-Йорк
Источники
[ редактировать ]- Уоррен, Кей Б. 2000. «Панмайанство и мирный процесс в Гватемале». Кристофер Чейз-Данн, Сюзанна Джонас и Нельсон Амаро, ред., «Глобализация на местах: послевоенная гватемальская демократия и развитие», стр. 145–166.
- Уоррен, Кей Б. 2001. «Культурный активизм майя в Гватемале». В изд. Дэвида Карраско, Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Уоррен, Кей Б. и Джин Джексон. 2005. «Движения коренных народов в Латинской Америке, 1992–2004 годы: противоречия, ирония, новые направления». Ежегодный обзор антропологии 34, (2005): 549–573.
- Уоррен, Кей Б. и Джин Джексон. 2002. Движения коренных народов, самопредставительство и государство. Совместно с Джин Джексон. Остин: Техасский университет Press, 2002.
- Уоррен, Кей Б. 1998. Движения коренных народов и их критики: панмайяский активизм в Гватемале. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1998.