Лима тапада

Тапада лименья (означает « Лиман [фем.] покрытый ») — наименование, использовавшееся во времена вице-королевства Перу и в первые годы республики для обозначения женщин в Лиме, закрывавших головы и лица удобными шелковыми мантонами , открывая только один глаз. [ 1 ] Его использование началось в 16 веке. [ 2 ] и он распространялся вплоть до XIX века, то есть его использование продолжалось в течение трех столетий и ограничивалось не только «Городом королей », но и другими важными городами региона. В Лиме этот обычай сохранялся до самой республики, пока его не вытеснила французская мода.
Фон
[ редактировать ]В 1583 году архиепископ Лимы Торибио де Могровехо решительно отверг лимский обычай носить сая и плащ как обычную одежду, которую носят женщины в столице. Это произошло во время Третьего Лиманского собора , на котором он сам председательствовал, и это привело к цензуре, которую кортесы 1586 года подтвердили во время правления Филиппа II Испанского . Было решено, что нарушители будут оштрафованы на 3000 мараведов . Боязнь этого обычая, уже широко распространенного среди лиманских женщин и породившего столько недоразумений и путаницы, заставила власти подозревать, что имеют место первые случаи трансвестизма в наместничестве.
Источник
[ редактировать ]Использование сая и плаща, пары отличительных предметов одежды Тапада Лименья, появилось в Лиме около 1560 года. О его происхождении говорили, что он мавританский, из-за неоспоримого сходства, которое они имеют с костюмами, покрывающими тело мусульманских теория его кастильского происхождения. женщин, хотя позднее была установлена [ 3 ]
Первые официальные свидетельства, касающиеся одежды, были не очень милосердны к ее пользователям:
«Использование покрывала женщин дошло до такой крайности, что это нанесло большие оскорбления Богу и ощутимый ущерб республике, потому что эта форма не признает ни отца дочери, ни мужа жене, ни брата сестра..."
После этого акта кортесов 1586 года было вынесено множество постановлений, но ни одно не могло отговорить лиманских женщин.
Характеристики
[ редактировать ]
Характерный наряд тапады подразумевал инсинуацию, кокетство, запрет и игру-соблазнение. [ 1 ] Однако это все равно было платье: сая обрисовывала бедра, а плащ закрывал голову и лицо, за исключением, конечно, единственного глаза. Тапада была символом свободы лиманских женщин. [ 5 ] и этот символ использовался, чтобы отличиться от женщин других классов и корней (рас). [ 1 ] За плащом могла жить как беззубая бабушка, так и одноглазая женщина, ужаленная оспой. Возможностей было много, поскольку, должно быть, было много случаев, когда галантные мальчики или старики расточали комплименты своим женам, невесткам, свекровям, матерям или дочерям, которые могли скрыть свою истинную личность за своими плащами.
Сая представляла собой большую и длинную шелковую юбку синего, коричневого, зеленого или черного цвета. Для его фиксации использовался ремень, припоясывающий его на талии женщины. Нередко некоторые из менее изящных людей носили накладные бедра, которые преувеличивали их природные способности. Под этой юбкой виднелась маленькая ножка (обутая в вышитую атласную туфельку), которая также прославила колониальных женщин Лимы. Плащ также был сделан из шелка и завязывался на талии и спине, закрывая голову и лицо, открывая только один глаз и, возможно, руки. Этот плащ обычно представлял собой простую ткань, чтобы тапада не выделялись на публике и сохраняли анонимность. [ 1 ]
Политическое использование сая
[ редактировать ]
Со временем разнообразие костюмов стало идти рука об руку с политическим климатом, которым тапада воспользовались, чтобы отдать предпочтение своим каудильо . Фелипе Сантьяго Салаверри с сая салаверрина , Агустин Гамарра с сая гамаррина , Луис Хосе де Орбегосо с сая орбегосина .
Тападас-лименьас были символом древней Лимы, оригинальным явлением, которого не существовало ни в одном другом городе латиноамериканской Америки. Вкрадчивая игра, символ тайны, возможно, зарождающейся женской свободы, привлекала внимание посетителей, проходивших через столицу в течение трехсот лет, пока носили эту одежду. В 19 веке они были написаны французом Леонсе Анграндом , немцем Иоганном Морицем Ругендасом и лиманским мулатом Панчо Фьерро , а также поставлены Мануэлем Асенсио Сегурой в его сатирическом произведении Lasaya y el manto .
Со своей стороны, в «Паломничествах изгоя» (1838) Флора Тристан писала о сая:
«Оно сделано из разных тканей в зависимости от иерархии рангов и разнообразия состояний (...). Только в Лиме это можно сделать, и женщины Лимы делают вид, что нужно родиться в Лиме, чтобы иметь возможность быть рабочий в Сае».
— Флора Тристан , «Паломничество изгоя», 1838 г.
Отклонить
[ редактировать ]Вопреки мнению некоторых специалистов, Тапада Лименья не была модой, поскольку сопротивление переменам и привязанность к традициям означают стабильность, комфорт, допускающий сплетни, интриги и другие обычаи Лимы. Однако после трехсот лет существования тапада исчезла, и к 1860 году французская мода вытеснила сая и мантию. [ 7 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Тапада Лима ок. 1835 год, Якобус Белен. Британская библиотека
-
Дестапада , ок. 1835 г., автор Якобус Боелен. Британская библиотека
-
Уличная сцена Лимы , ок. 1844 г., Иоганн Мориц Ругендас.
-
Сая и плащ 1854 года , акварель Панчо Фиерро.
-
Фотография Эжена Монури (ок. 1865 г.).
-
Тападас лименьас (Лима) в 1902 году, автор Эжен Курре. [ 9 ]
-
Современные граффити в Лиме
-
«Поход в церковь» , Панчо Фиерро , ок. 1850-60 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дебора А. Пул (1988). «Одноглазый взгляд: гендер в иллюстрации Перу XIX века» . Диалектическая антропология . 13 (4): 333–364. дои : 10.1007/BF00243666 . ISSN 0304-4092 . JSTOR 29790289 . S2CID 143505965 .
- ^ Дейзи Алехандра Эскивель Ронсерос (2019). «Психологический анализ женщины в традиции «Заговор сая и манто», Рикардо Пальма» . Пальма молодости . 1 (1): 125–132. дои : 10.31381/epdlj.v1i1.4004 . S2CID 243720832 .
- ^ Хесус А. Каньяс (20 августа 2017 г.). «Загадочная утраченная традиция, ставшая эмблемой Вехера» . Страна . Мадрид.
- ^ Живописное путешествие по двум Америкам, Азии и Африке: общий итог всех путешествий и открытий... (1842) . Живописное кругосветное путешествие, в две Америки, Азию и Африку4-6. Типография и книжный магазин Хуана Оливереса. 1842 г. - через сайт Виртуальной библиотеки библиографического наследия (Испания).
- ^ Луис Мартин (1989). Дочери конкистадоров: женщины вице-королевства Перу . Издательство Южного методистского университета . ISBN 0-87074-297-3 . OCLC 877929075 .
- ^ «Дама вышла на прогулку в новой юбке под названием обрегосина» . Национальный музей изящных искусств (Буэнос-Айрес) .
- ^ Нуньо, Ада (21 февраля 2023 г.). «История лимской тапады: когда закрытие лица было синонимом свободы» . El Confidencial (на испанском языке) . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Муниципальная пинакотека Игнасио Мерино» . Google Искусство и культура .
- ^ Франсиско Мартинес Ойос (18 января 2022 г.). «Тадада» Лимы, эротическая икона, покрытая с головы до ног» . Авангард . Барселона, Испания.
Библиография
[ редактировать ]- Хорхе Басадре Громанн , «История Республики Перу», Лима, 2005 г.