Империя создала меня
«Империя создала меня: Англичанин, дрейфующий в Шанхае» — биография шанхайского полицейского Ричарда Мориса Тинклера, написанная британским историком Робертом Бикерсом в 2003 году . [ 1 ] Тинклер, британский ветеран Первой мировой войны, ставший полицейским в межвоенном Шанхае , был описан Бикерсом как чрезвычайно жесткий, способный, жестокий и расистский полицейский, работающий в одном из самых криминальных и опасных городов мира; который ненавидел китайцев как народ и обращался с ними очень жестоко. [ 1 ] Тинкер работал в муниципальной полиции Шанхая , полиции Международного поселения , района Шанхая, совместно управляемого Великобританией и Соединенными Штатами. Новозеландский писатель Джон Грант Росс написал в рецензии на книгу «Империя сделала меня »: «Некоторые книги проникают вам в душу и не дают вам спать по ночам еще долго после того, как вы их прочитали. Эта биография полицейского из международного сеттмента в Шанхае в «1920-е и 1930-е годы» — вот такая книга». [ 2 ]
Темы
[ редактировать ]Заявленная цель книги Бикерса заключалась в следующем: «Эта книга об Империи, и в частности о том, как она формировала и искажала жизнь британцев в двадцатом веке». [ 3 ] Бикерс утверждает в этой «никто-биографии», что, хотя сам Тинклер был незначительным человеком, достигшим краткого момента славы после своего убийства в июне 1939 года, когда его закололи штыками японские морские пехотинцы, его жизнь в качестве полицейского в Шанхае многое показала. о том, как Британская империя работала на практике. [ 4 ] Основной темой Empire Made Me был гендер, роли, отведенные полу обществом, которые отличаются от пола, который описывает биологические различия между мужчинами и женщинами. Бикерс утверждал, что британская имперская идеология требовала, чтобы имперские мужчины принимали мачо-позу героического белого человека, постоянно стремясь доказать свою мужественность, удерживая «туземцев», кем бы они ни были: черными, индейцами, азиатами и т. д., в соответствии с тем, что было необходимо для защитить идеализированных скромных белых женщин от угрозы, исходящей от «туземцев», которые, как считалось, стремились изнасиловать белых женщин всякий раз, когда у них была такая возможность. Таким образом, Бикерс утверждал, что существует тесная связь между расизмом Тинкера и его мужественностью. Американский историк Марсия Ристайно описала Тинклера как сверхагрессивного, бездумного полицейского-мачо, чьи отношения с женщинами были, как и ожидалось, очень непростыми, поскольку его единственные отношения, которые когда-либо длились в течение длительного периода, были с белой русской эмигранткой, живущей в Шанхае, которая должна была зависеть от его зарплаты за выживание, и даже эти отношения были чреваты напряжением. [ 5 ]
Карьера главного героя
[ редактировать ]Бикерс провел 13 лет, исследуя жизнь Тинклера, англичанина из рабочего класса, родившегося в 1898 году и поступившего на службу в британскую армию в 1915 году, солгав о своем возрасте. [ 4 ] Получив награду и рекомендованный к участию в комиссии, Тинклер оставил армию в августе 1919 года. Он сразу же присоединился к муниципальной полиции Шанхая . После повышения до звания инспектора и работы как в отделе уголовного розыска, так и в разведке, Тинклер был понижен в звании до сержанта за то, что был пьян на дежурстве. Он решил уйти в отставку в октябре 1930 года, а не восстанавливать свою изначально многообещающую карьеру. [ 6 ] Пять лет спустя он поступил на работу начальником текстильной фабрики в Шанхае и умер в июне 1939 года, будучи заколотым штыком в столкновении с японскими морскими пехотинцами. [ 6 ]
Большая часть переписки Тинклера сохранилась, что позволило Бикерсу ярко исследовать многие аспекты жизни Тинклера, такие как негодование, которое он чувствовал, будучи человеком из рабочего класса, на которого смотрели свысока социально превосходящие британские жители Шанхая, его отношения с женщинами, его сильный расизм. и ненависть к китайцам и его мужественному чувству мужественности. [ 7 ] Во многом расизм Тинклера проистекал из опыта человека, который говорил с ланкаширским акцентом рабочего класса, которого презирало его социальное начальство, что побудило Тинклера с особой силой ненавидеть китайцев в качестве компенсации. [ 4 ]
Британский историк Роберт Браун писал, что «...в 1920-х и 1930-х годах город [Шанхай] представлял собой шумное лоскутное одеяло порока, блеска, гедонизма и современности, процветающий транснациональный мегаполис, отмеченный пиками удачи и зияющими пропастями неравенства». [ 8 ] Браун отметил, что шангахиландерцы как белая община Шанхая были известны и ожидали, что такие люди, как Тинклер, будут бесконечно им служить, в то же время глядя на него свысока как на человека из низших слоев британского общества, что глубоко ранило его эго. [ 8 ] Браун отметил, что один из его коллег, Джозеф Тинклер, был родственником Мориса Тинклера, что побудило его написать: «Меня поразило, что два человека из одной семейной линии, Джозеф и «Морис», могут жить такими разными жизнями. гораздо более мрачная история, и меня шокировало то, что мы, такие кроткие мужчины, как Джозеф, мы, те же британцы, можем быть связаны с этими грубыми образцами мужественности и непринужденной жестокости. Травма окопов. стал завершающей школой мужественности Мориса, и Бикерс отмечает, что его одобрение насильственного решения проблем, сформированное войной, граничило с фашистским. Или это потому, что Шанхай вскружил ему голову, опьяняющее воздействие самого оживленного города мира на маленький город. городской ум, решимость выжать все возможное из современной иерархии, которая ставила его выше многих китайцев, которых он охранял. Эти два фактора смешались в пьянящую смесь долга, разврата и тупости? агрессия, похоже, он также был эффективным полицейским, по крайней мере какое-то время, используя свои военные навыки, чтобы получить звание детектива». [ 8 ] Браун отметил, что Тинкер добился известности только тогда, когда его смерть от рук японских морских пехотинцев в 1939 году ненадолго сделала его главной новостью в его родной Великобритании. [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]Один рецензент отметил, что Тинклер был чем-то вроде фашиста с точки зрения личности, если не политики, написав следующее:
«Бикерс пытался создать книгу как книгу о колониализме, но история постоянно разочаровывала все настолько простое. Во многих отношениях это история о полицейской деятельности, о современности, о том, как фашизм не воспринял британскую культуру и как она сделал, и об эмиграции, которые сохранились, показывают, что он становится все более и более злым человеком, эмигрантом, злящимся на мир. Но это не сводится к простому расизму. поскольку среди рас, которые он презирал, были шотландцы, бывшие военнослужащие Королевского флота и британская общественность (по его словам, «самые предвзятые, необразованные и невежественные люди в мире»). жаждущие войны и хвалящиеся презрением к массам, кем бы они ни были». [ 9 ]
Американский историк Кэролин Уэйкман похвалила Бикерса за его красочное и запоминающееся изображение Шанхая, каким его увидел Тинклер, преданный своему делу полицейский, который ходил в одном из самых жестоких и опасных городов мира. [ 10 ] Уэйкман отметил, что Тинкер был неприятным человеком, полицейским с ярко выраженным расизмом, склонным к гневу и склонности к насилию, и считал данью уважения работе Бикера как историка то, что он смог создать увлекательную историю из жизни Тинклера. [ 10 ] Уэйкман отметил, что неудивительно, что Тинкер жестоко и ужасно погиб в 1939 году от рук японцев. [ 10 ] Уэйкман чувствовал, что внимание Бикера к классу, расе и полу было важно, поскольку Тинклеру изначально понравился Шанхай, когда он прибыл в 1919 году, назвав город «раем авантюристов» и, что характерно, местом, где он мог быть «кем-то другим». [ 10 ] Тинклер чувствовал серьезную угрозу со стороны растущего китайского национализма, который начался с Движения четвертого мая в 1919 году, которое стремилось изгнать британцев из их концессий в Китае, особенно в Шанхае, самом современном и относительно процветающем городе Китая. [ 11 ] Уэйкман похвалил то, как Бикерс смог «ловко» воссоздать жизнь Тинкера с помощью его писем, записей PRO, газетных отчетов, путеводителей, семейных историй, местных архивов и интервью. [ 12 ] Она похвалила то, как Бикерс стремился связать Тинклера с настоящим, поскольку Бикерс написал: «Империя была и остается нормальной частью физического и психического ландшафта всех британцев». [ 12 ]
Джонатан Мирски в своей рецензии на книгу «Империя сделала меня» подумал, что название вводит в заблуждение, поскольку он чувствовал, что основное внимание в книге уделяется Международному урегулированию и муниципальной полиции Шанхая, а не Тинклеру. [ 13 ] Мирский считал, что история Тинклера никогда не станет известна, поскольку он отметил, что Тинклер несет ответственность за свой саморазрушительный курс, который привел к его убийству. [ 13 ]
Марсия Р. Ристайно в своей рецензии на книгу «Империя сделала меня» описала Тинклера как «довольно смелого молодого человека, умного и амбициозного», который после своего почетного увольнения из британской армии в 1919 году почти по прихоти решил присоединиться к муниципальной полиции Шанхая из рядовых сотрудников. ощущение приключений. [ 14 ] Ристайно чувствовал, что история, рассказанная в «Империя создала меня», была трагедией, поскольку умный человек, личность которого хорошо подходила для работы в полиции, впал в саморазрушительную спираль пьянства, разрыва отношений со всеми женщинами, которые когда-либо любили его, обиды на шанхайцев и проблемы с яростью. [ 15 ] Ристанио писал: «Этот взгляд на империю, если смотреть с нижней ступени, показывает четкое разделение между теми, кто признан пукка , пользующимися огромными привилегиями, многие из которых за счет китайцев, и теми другими белыми, которые должны бесконечно бороться против классовая дискриминация, снобизм и собственные ложные иллюзии своих соотечественников». [ 14 ] Ристанио писал, что наиболее примечательными чертами Тинклера были его «крайний расизм и склонность к насилию. Снова и снова выражаются его убеждения в расовом превосходстве над китайцами. Нетрудно предсказать, что эти личные черты, наряду с его пьянством и распутство, которое в настоящее время так легко доступно в Шанхае, в конечном итоге обернется катастрофой». [ 15 ] Ристанио пришел к выводу, что история Empire Made Me - это «... жизнь обычного британца, втянутого в дизайн и требования имперской службы, который формируется и часто искажается самой ее силой. Тинклер из-за своего собственного разочарования, насилия и расизм лишаются личных качеств и талантов, которые могли бы сослужить ему хорошую службу в жизни». [ 16 ]
Британский историк Джеймс Скунмейкер писал, что «Империя создала меня» была увлекательной книгой, которая вернула к жизни человека, о котором иначе забыли. [ 17 ] Скулмейкер похвалил Бикерса за то, что он предложил «окно в закрытый мир», что многое рассказало о Британской империи, как будто Шанхай был частью Китая, а Международное поселение — нет, и этот контраст с тем, как два мира смотрели друг на друга, показал много. [ 17 ] Скулмейкер заключил: «Помимо размышлений о «молчании», оставленном отсутствием исходных материалов, столь знакомых социальным историкам, Бикерс исследует человечность, стоящую за функционером, и таким образом идет в некотором направлении к тому, чтобы дать историческую жизнь тому, кто в противном случае оставался бы повествовательной функцией. – просто «империалист» или «полицейский». Это не значит, что Тинклер заслуживает нашего безусловного сочувствия. То, что иногда может быть душераздирающим повествованием, может также раскрыть самое уродливое из них. предрассудки и характер. Возможно, именно это делает книгу такой привлекательной и обязательной к прочтению студентам Великобритании и Империи, а также историкам общего профиля». [ 17 ]
Американский историк Карен Фанг похвалила Бикерса за его подход к гендерным вопросам, написав:
«Гендер — это повторяющийся аспект повествования Бикерса, который вдумчиво иллюстрирует, как сильная мужественность, необходимая для британской имперской идеологии, требовала постоянных действий и самообучения — показательная нестабильность в истории Тинклера, которая позволяет предположить, что империя уже распадалась… Сочувствующий но все же критический текст, Empire Made Me отказывается романтизировать ни космополитическую экзотику современного Шанхая, ни повседневное насилие колониальной полиции. Как выразился Бикерс в другом сравнении. к новаторской историографической работе, которая явно повлияла на него, Тинклер напоминает «обычных людей», которых Кристофер Браунинг описал в польских полицейских резервах во время немецкой оккупации, для которых уничтожение евреев было частью их повседневной деятельности». [Фанг имеет в виду книгу Браунинга « Обычные люди» 1992 года о 101-м батальоне немецкой резервной полиции , который расстрелял большую часть еврейского населения на юго-востоке Польши в 1942-43 годах] [ 4 ]
Напротив, Росс в обзоре 2015 года посчитал книгу несколько «политкорректной» в своей резкой оценке Британской империи, и отметил проблему исследования жизни обычного человека, написав:
«Роберт Бикерс, как и следовало ожидать от профессионального академика, не является апологетом Британской империи. Нам говорят, что британское правление в договорных портах, таких как Шанхай, было расистским и жестоким. Однако нам не дают никаких ориентиров». для сравнения: Каково было состояние китайского правопорядка за пределами иностранных поселений? Как работала полиция в Шанхае до и после периода СМП? Тогда есть неприятный факт, что подавляющее большинство населения живет в небольших количествах. Международный Поселение было китайское – и что они переехали туда по собственному желанию...
Многие книги о старом Шанхае описывают упадок и гламур, шокирующие контрасты богатства и бедности, шлюх, гангстеров и иностранных элит. В Empire Made Me много цветов фона, но основное внимание уделяется ежедневной работе шестерен империи: таким людям, как Тинклер. Однако в биографии обычного человека Бикерс сталкивается с неизбежной трудностью отсутствия доказательств. Были письма сестре Тинклера и документы из британских и китайских архивов, но не более того. В результате в истории появляются пробелы – например, несколько пропущенных лет в начале 1930-х годов; Бикерс даже включил главу под названием «Чего мы не можем знать». [ 2 ]
Росс утверждал, что книга несправедлива в том смысле, что сегодня трудно полностью понять Тинклера, учитывая, что большая часть его жизни осталась незадокументированной, например, «пропавшие годы» с 1931 по 1934 год, и что такие недостатки были данью тому, как «мыслил « Меня создала Империя » , и что менее амбициозный историк, чем Бикерс, написал бы менее интересную книгу. [ 2 ]
Статьи
[ редактировать ]- Уэйкман, Кэролайн (весна 2004 г.). «Обзор книги «Империя сделала меня: англичанин, дрейфующий в Шанхае». Китайское международное обозрение . 11 (1): 25–27.
- Ристайно, Марсия Р. (июнь 2006 г.). «Обзор книги «Империя сделала меня: англичанин, дрейфующий в Шанхае». Журнал всемирной истории . 17 (2): 240–241.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сперлинг, Джон (3 октября 2003 г.). «Вдали от дома» . Хранитель . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Росс, Джон Грант (6 июля 2015 г.). «Обзор Империя сделала меня: англичанин, плывущий по Шанхаю книги Роберта Бикерса « »» . Книжная Азия: Книжное обозрение Восточной Азии . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Сетцекорн, Эрик (март 2009 г.). «Обзор Империя сделала меня: англичанин, плывущий по Шанхаю книги Роберта Бикерса « »» . Всемирная история на связи . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фанг, Карен (весна 2005 г.). «Обзор Империя сделала меня: англичанин, плывущий по Шанхаю книги Роберта Бикерса « »» . Журнал колониализма и колониальной истории . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Ристайно 2006 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Бикерс, Роберт. Империя создала меня: англичанин, плывущий по Шанхе . стр. 198–199. ISBN 0-713-99684-6 .
- ^ «Обзор Империя сделала меня: англичанин, плывущий по Шанхаю книги Роберта Бикерса « »» . Инвестиционный офис . 23 августа 2007 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Браун, Роберт. «Потерянный англичанин: Ричард «Морис» Тинклер и «никто» Империи» . Линкдин . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Харроуэлл, Александр (27 апреля 2014 г.). «Личная история ланкаширского фашиста» . Йоркширский Рантер . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уэйкман 2004 , с. 25.
- ^ Уэйкман 2004 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Уэйкман 2004 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Мирский, Джонатан (август 2003 г.). «Шанхайская Би» . Обзор грамотности . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ристаино 2006 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б Ристаино 2006 , стр. 240–241.
- ^ Ристайно 2006 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б с Школьник, Джеймс (15 марта 2015 г.). «Обзор Empire Made Me» . Манчестерский историк . Проверено 12 февраля 2023 г.