IPX/SPX
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Стек протоколов | |
Цель | И |
---|---|
Разработчик(и) | Новелл |
Введение | 1983 год |
На основе | XNS |
Уровень OSI | 3 и 4 |
Аппаратное обеспечение | Ethernet , другие |
IPX/SPX означает межсетевой обмен пакетами/последовательный обмен пакетами . IPX и SPX — это сетевые протоколы, первоначально использовавшиеся в сетях, использующих Novell NetWare операционные системы (которые были сняты с производства) . Они также стали широко использоваться в сетях, в которых развернуты локальные сети Microsoft Windows, поскольку они заменили локальные сети NetWare, но больше не используются широко. IPX/SPX также широко использовался до и до Windows XP , которая поддерживала эти протоколы, тогда как более поздние версии Windows этого не сделали. [1] и TCP/IP взял на себя роль сети.
Уровни протокола [ править ]
IPX и SPX основаны на протоколах IDP и SPP компании Xerox Network Systems соответственно. IPX — это протокол сетевого уровня (уровень 3 модели OSI ), а SPX — протокол транспортного уровня (уровень 4 модели OSI). Уровень SPX расположен поверх уровня IPX и предоставляет услуги, ориентированные на соединение, между двумя узлами в сети. SPX используется в основном клиент-серверными приложениями.
IPX и SPX предоставляют службы подключения, аналогичные TCP/IP , причем протокол IPX имеет сходство с Интернет-протоколом , а SPX имеет сходство с TCP . IPX/SPX был в первую очередь разработан для локальных сетей (LAN) и является очень эффективным протоколом для этой цели (обычно производительность SPX превышает производительность TCP в небольшой локальной сети). [ нужна ссылка ] поскольку вместо окон перегрузки и подтверждающих подтверждений SPX использует простые NAK ). Однако TCP/IP стал стандартным протоколом де-факто. Частично это связано с его превосходной производительностью в глобальных сетях и Интернете (который использует исключительно IP), а также потому, что TCP/IP является более зрелым протоколом. [ нужна ссылка ] разработан специально для этой цели.
Несмотря на связь протоколов с NetWare, они не требуются для связи NetWare (начиная с NetWare 5.x) и не используются исключительно в сетях NetWare. Для связи NetWare требуется реализация NCP , которая может использовать IPX/SPX, TCP/IP или оба в качестве транспорта.
Реализации [ править ]
Novell в значительной степени ответственна за использование IPX в качестве популярного протокола компьютерных сетей из-за их доминирования на рынке программного обеспечения сетевых операционных систем (вместе с Novell Netware) с конца 1980-х до середины 1990-х годов.
ДВА [ править ]
Оригинальный клиент Novell NetWare был написан для DOS . Первоначальные версии требовали жестко связанного стека протоколов, в котором сетевой администратор создавал отдельный исполняемый файл для каждой конфигурации сетевой карты в сети. Этот исполняемый файл будет загружаться во время загрузки и оставаться в памяти до тех пор, пока система не будет выключена. Более поздние реализации позволили динамически загружать и выгружать сетевой стек с использованием уже существовавших модулей. Это значительно упростило обслуживание клиентских рабочих станций в сети.
IPX/SPX был фактическим стандартом для многопользовательских сетевых игр эпохи DOS. Срок службы многих игр был продлен за счет программ туннелирования, таких как Kali и Kahn , которые позволяли играть в них через Интернет, а не только по локальной сети. DOSBox эмулирует IPX через UDP .
Окна [ править ]
Из-за преобладания IPX/SPX в локальных сетях в 1990-х годах Microsoft добавила поддержку этих протоколов в Windows сетевой стек , начиная с Windows для рабочих групп и Windows NT . Microsoft даже назвала свою реализацию « NWLink », подразумевая, что включение транспорта уровня 3/4 обеспечивает возможность подключения к NetWare. В действительности протоколы поддерживались как собственный транспорт для Windows SMB / NetBIOS , а возможность подключения к NetWare требовала дополнительной установки клиента NCP (Microsoft предоставила базовый клиент NetWare с Windows 95 и более поздними версиями, но он не был установлен автоматически, и изначально поддерживается только режим связывания NetWare). NWLink по-прежнему поставлялся с Windows (вплоть до Windows Server 2003 ), но он не включен и не поддерживается в Windows Vista . Его использование категорически не рекомендуется [ кем? ] поскольку его нельзя использовать в сети Windows, кроме как в качестве транспорта для NetBIOS, который устарел.
По большей части 32-битное клиентское программное обеспечение Novell для Windows отказалось от NWLink в пользу альтернативы, разработанной Novell, хотя некоторые версии допускают использование реализации Microsoft IPX/SPX (с предупреждениями о потенциальной несовместимости).
Другие [ править ]
В течение нескольких лет Novell поставляла собственный клиент NetWare для OS/2 . По структуре он был похож на клиент для DOS.
Novell также опубликовала клиент IPX для классической Mac OS под названием MacIPX. [2] Это использовалось не только клиентом Mac NetWare, но и такими играми, как Doom и Warcraft III. [3] для многопользовательской игры.
Реализации были написаны для различных разновидностей Unix / Linux как Novell, так и другими поставщиками. В частности, Novell UnixWare изначально поддерживала IPX/SPX. Однако, хотя UnixWare могла выступать в качестве клиента для серверов NetWare, а приложения могли опционально поддерживать IPX/SPX в качестве транспорта, UnixWare не предоставляла возможность совместного использования файлов или принтеров в сети NetWare без дополнительного пакета программного обеспечения. Открытый корпоративный сервер — Linux не поддерживает IPX/SPX. [4] Ядро Linux раньше поддерживало IPX/SPX, но поддержка SPX была удалена в 2002 году. [5] а поддержка IPX была удалена в 2018 году. [6]
с открытым исходным кодом Операционная система FreeBSD включает стек IPX/SPX для поддержки как клиента файловой системы NetWare, nwfs, так и сервера NetWare, использующего Mars NWE. [7] [8] (предоставляющий некоторую функциональность [9] ). Поддержка OpenBSD прекращена с версии 4.2. [10] [11] и 4.1 потребовалась некоторая доработка для компиляции с IPX. [12]
Наследие [ править ]
Использование IPX в последние годы снизилось, поскольку развитие Интернета сделало TCP/IP повсеместным. Первоначальная попытка Novell поддержать TCP/IP в качестве клиентского протокола, получившая название NetWare/IP, просто «туннелировала» IPX внутри IP-пакетов, позволяя клиентам и серверам NetWare взаимодействовать через чистые сети TCP/IP. Однако из-за сложной реализации и значительной потери производительности из-за накладных расходов на туннелирование NetWare/IP в значительной степени игнорировался, за исключением механизма маршрутизации IPX через маршрутизаторы, поддерживающие только TCP/IP, и каналы глобальной сети. В NetWare 5.x появилась встроенная поддержка NCP через TCP/IP, которая теперь является предпочтительной конфигурацией. Преемник NetWare, Open Enterprise Server , представлен в двух вариантах: OES-NetWare , который обеспечивает устаревшую поддержку IPX/SPX (устаревший), и OES-Linux , который поддерживает только TCP/IP.
И Microsoft, и Novell предоставили поддержку (через Proxy Server/ISA Server и BorderManager соответственно) для IPX/SPX в качестве протокола внутренней сети для связи через брандмауэр . Это позволяет машине, использующей клиентское программное обеспечение, получать доступ к Интернету без установки TCP/IP локально; клиентское программное обеспечение эмулирует собственный стек TCP/IP и обеспечивает поддержку WinSock для локальных приложений (например, веб-браузеров), но фактически взаимодействует с межсетевым экраном через IPX/SPX. Помимо упрощения перехода на устаревшие локальные сети IPX, это обеспечивает определенную степень безопасности, поскольку использование протокола IPX во внутренней сети обеспечивает естественный барьер против злоумышленников в случае взлома межсетевого экрана.
Одна из областей, где IPX остается полезным, — это обход VPN-соединений с политиками безопасности, запрещающими связь с другими устройствами локальной сети (такими как принтеры и сетевые хранилища ) через TCP/IP. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
- Межсетевой обмен пакетами (IPX)
- Базовый протокол NetWare (NCP)
- Кадры NetBIOS (NBF)
- NetBIOS через TCP/IP (NBT)
- НВЛинк
- Протокол связи
Ссылки [ править ]
- ^ «Как играть в игры IPX/SPX по локальной сети (WinXP)» . 12 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2021 г. Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ [1] Архивировано 24 июля 2011 г. на Wayback Machine. Некоторые заметки об межсетевом взаимодействии MacIPX, ранее находилось в [2]. Архивировано 23 августа 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Служба поддержки Blizzard . Web.archive.org (20 августа 2010 г.). Проверено 27 сентября 2013 г.
- ^ http://www.oreilly.com/openbook/linag2/book/ch15.html. Архивировано 5 ноября 2022 г. на Wayback Machine (однако обратите внимание, что утверждение «Алан Кокс впервые разработал поддержку IPX для ядра Linux в 1985 году» должно быть опечатка, потому что она предшествует самому ядру)
- ^ https://lwn.net/Articles/7208/. Архивировано 3 августа 2022 г. на Wayback Machine (см.: «Удалите SPX и последние определения типов в IPX, создайте ipx_hdr»).
- ^ https://git.kernel.org/pub/scm/linux/kernel/git/torvalds/linux.git/commit/?id=7a2e838d28cff6718a0bdf66164465402f8e40ed . Архивировано 5 ноября 2022 г. на Wayback Machine («staging: ipx: delete это с дерева")
- ^ «Информация о портах FreeBSD на Mars NWE» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2022 г. Проверено 9 мая 2010 г.
- ^ «Информация Freshports о Марсе NWE» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2022 г. Проверено 9 мая 2010 г.
- ^ «Комментарии Novell о Mars NWE» . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 9 мая 2010 г.
- ^ «Изменения в OpenBSD 4.2» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 г. Проверено 9 мая 2010 г.
- ^ «Удаление IPX из OpenBSD» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2022 г. Проверено 9 мая 2010 г.
- ^ Berkeley Software Design (BSD): не удалось создать поддержку ядра с помощью ipx. Архивировано 26 июля 2011 г., на Wayback Machine.