Юрай Бартуш
Юрай Бартуш | |
---|---|
Рожденный | Каменин, Словацкая Республика | 23 октября 1933 г.
Национальность | Словацкий |
Известный | Скульптура , Перформанс , Художник неоавангарда |
Движение | Абстрактное искусство Бетонное искусство Компьютерное искусство |
Супруг | Мария Бартусова |
Юрай Бартуш (родился 23 октября 1933 г.) - словацкий скульптор, известный своими статуями времени-пространства и нетрадиционным подходом к статуям и объектам с середины 1960-х годов до настоящего времени. « В 1972 году он начал работать с компьютером, сотрудничая с программистом Владимиром Халтенбергером. Созданные компьютером кривые использовались в качестве шаблона для изготовления вращающихся человекоподобных скульптур ». [ 1 ] Широкий спектр творчества автора включает конструктивистскую скульптуру, акционное и концептуальное искусство, сайт-ориентированное искусство, а также инсталляцию. В восьмидесятые годы он начал работать с фактором времени и начал создавать ограниченные по времени картины и рисунки, а также моделировать свои работает путем сильных ударов, например, бросания кирпичей в застывающую штукатурку или ударов по материалу досками или резиновыми ремнями, имея в виду энергию авторского жеста ». [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]В 1960-е годы он был членом Клуба конкретистов. [ 3 ] (Клуб Конкретистов, известный как «Бетонное искусство» ), возглавляемый искусствоведом Арсеном Погрибным. Юрай Бартуш был мужем женщины-скульптора Марии Бартушовой (1961–1984). Его нынешняя жена - поэтесса Яна Боднарова. Он был профессором искусств Академии изящных искусств и дизайна в Братиславе (1990–1999); позже он основал и ведет академическую деятельность на факультете искусства и медиа Технического университета в Кошице (с 1999 года). В 1992 году был назначен профессором Академии изящных искусств Праги (Чехия). [ 4 ]
Публичные коллекции, отбор
[ редактировать ]- Словацкая национальная галерея в Братиславе, Словацкая Республика
- Восточно-словацкая галерея , Кошице, Словацкая Республика
- Альбертина , Вена , Австрия
- Музей изящных искусств (Будапешт) , Венгрия
- Дом искусств Оломоуц, Чехия
- Вилла Меркель / Галереи города Эслинген-на-Неккаре, Германия
- Галерея Нитра, Нитра, Словацкая Республика
- Музей Л. Кассака, Новые Замки, Словацкая Республика
- Художественная галерея Поважья, Жилина [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Юрай Бартуш – Моноскоп» . сайт monoscope.org . Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ «Марширующий марш!», 1993 – Первый музей интермедиа . Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Медош, Армин (2016). Новые тенденции: искусство на пороге информационной революции (1961–1978) (1-е изд.). Кембридж, Массачусетс, Лондон, Англия: MIT Press. п. 175. ИСБН 9780262034166 .
- ^ БУНГЕРОВА, Владимира, Катарина БАЙКУРОВА, ГРЕГОРОВА-СТАХОВА Люсия (редактор) (2010). Жесты, точки, секунды (1-е изд.). Братислава: Словацкая национальная галерея Братислава. стр. 94–100. ISBN 9788080591519 .
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ПОГРИБНЫ, Арсен (1997). Клуб конкретистов (1-е изд.). Прага: Кант. стр. с. 22-23.
Библиография
[ редактировать ]- БАРТОШОВА, Зузана. Юрай Бартуш. В. «Витварный живот» 30, 1985, вып. 8, с. 24-26
- ГРИБНЫЙ, Арсен. Под знаком принципов конструктивизма. Клуб конкретистов через 20 лет I. В: Витварный живот 36, 1992, вып. 2-3, с. 2-14
- Полковник 60-х годов, Словацкая национальная галерея: Братислава, 1995 г.
- БАЙКУРОВА, Катарина. Геометрические тенденции в словацкой скульптуре. В кн.: Изменение статуи 1960 – 199. Международный коллоквиум. Братислава, 1994, с. 26-33
- БУНГЕРОВА, Владимира, Катарина БАЙКУРОВА и Люсия ГРЕГОРОВА-СТАХОВА. Бартуш: Жест, Очки, Секунды. Братислава: Словацкая национальная галерея, 2010. ISBN 9788080591519 .
- РУСИНОВА, Зора. «Юрай Бартуш», в «Искусстве действия 1965–1989», изд. Зора Русинова, Братислава: Словацкая национальная галерея, 2001, стр. 131–138. ( онлайн словацкий)
- ВРБАНОВА, Алена: Словацкая альтернативная графика. Нетрадиционные, экспериментальные и авторские стороны словацкой графики второй половины ХХ века. Братислава : Галерея Романа Фечика, 2019