Кубок Карашамб
Кубок | |
---|---|
![]() | |
Материал | серебро |
Размер | 13,2 х 10,6 х 5,5 см |
Созданный | 22-21 века до н.э. |
Обнаруженный | 1987 Карашамб , Армения , Котайкская область. |
Обнаружено | Ваан Оганесян |
Текущее местоположение | Музей истории Армении |
Идентификация | 2867-1 |
Кубок — 22-21 веков до нашей эры был обнаружен в Карашамбе селе в Котайкской области Армении . Хранится в Историческом музее Армении под номером 2867-1.
Кубок был найден в 1987 году Вааном Оганесяном. [1] в селе Карашамб Котайкской области во время раскопок гробницы эпохи бронзы . [2]
Описание
[ редактировать ]Кубок имеет шесть горизонтальных инкрустированных поясов, несущих отпечатки древнего индоевропейского мифологического сюжета. Ножка кубка цилиндрическая, изготовлена из серебряно - оловянного метода. Он украшен несколькими этажами, дополненными шестью фризовыми скульптурами. [3]
Первое основное изображение фриза — изображение охоты на кабана, изображающее стрелу охотника, застрявшую ему в плече. Стоя на коленях на правой ноге, охотник держит на коленях лук, готовый выстрелить. Перед раненым кабаном стоит лев, а сзади – леопард. За ними следует прерывистая группа львов и леопардов. Позади охотника стоит собака, у которой на шее привязана веревка. [3]
На втором фризе представлены три сюжетные сцены: ритуальная церемония, вооруженный конфликт и набег разгромленного врага. Главный герой первой сцены — царь на троне (бог). Перед ним расположены алтари с ритуальными сосудами и служащими священниками. которого в качестве жертвенного символа выделено изображение полумесяца . Жрецы подносят к алтарю самца оленя, под брюхом Ритуально эту церемонию дополняют веера, поддерживаемые «Королем», которых держат два слуги и менестрель в исполнении музыкантов. Целью церемонии было заявить о победе над врагом, с которым сражались, который был представлен изображениями людей с копьями и обнаженными мечами. [3]
Третий сюжет представляет собой декорацию, содержащую триумфальное шествие копий. Во главе марша идет безоружный пленник. На третьем фризе главным героем снова является король, восседающий на троне, с мешком в руке, на голове диск, символизирующий солнце, чтобы подчеркнуть его божественное происхождение. Перед ним изображение стратега и отрубленных голов противника. Слева разоружение поверженного «короля», справа сцена настоящего нападения. Также изображены выстроенные в ряд обезглавленные враги, уходящие в загробный мир. Загробная жизнь окаймлена сказочными аллегорическими образами Анзуди. Это фантастическое существо в древней шумеро - аккадской мифологии было связано с войной и с подземным миром. Вторая аллегорическая картина представляет козу, сдающуюся льву. [3] как символ власти и победы.
На четвертом фризе изображены ряды львов и леопардов один за другим слева. [3]
Пятый фриз содержит лепестки с острыми краями, образующие розу. [3]
Ножке кубка полностью посвящен шестой фриз, где изображены только лев со сворой и леопардовые пары. [3]
Часть украшения кубка включает часто повторяющиеся изображения львов и леопардов, связанные с индоевропейской мифологией с древней символикой. Что касается льва и леопарда, то они выступали как двойные символы короля.
Чаша содержит важную информацию о периоде социальной иерархии, материальной и духовной культуры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Историческая экспозиция. Кубок Карашамб, шедевр древневосточного прикладного искусства - Хетк- Новости, статьи, расследования" (на армянском языке) . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Карашамб: уникальный в Армении памятник бронзового века, где говорят умершие» . news.am.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Взгляд из бронзового века, Альбом-каталог, Музей истории Армении, 2016, 160 страниц. Взгляд из бронзового века. Ереван, Музей истории Армении, 2016, 160 стр.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Золото в системе средневекового армянского мировосприятия (на армянском языке), Древнеармянское золото, Ереван, Наука, 2007, с. 56-59.
- «Вид из бронзового века», альбом-каталог, Музей истории Армении, 2010.