Эвристика моделирования
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Апрель 2010 г. ) |
Эвристика моделирования — это психологическая эвристика или упрощенная мысленная стратегия , согласно которой люди определяют вероятность события на основе того, насколько легко мысленно представить это событие. Частично из-за этого люди больше сожалеют о результатах, которые легче представить, например, о «чуть-чуть не промахнувшихся событиях». Эвристика моделирования была впервые предложена психологами Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски как специализированная адаптация эвристики доступности для объяснения контрфактического мышления и сожалений . [1] Однако это не то же самое, что эвристика доступности. В частности, эвристика моделирования определяется как «как воспринимающие склонны заменять нормальные предшествующие события исключительными, психологически «отменяя» этот конкретный результат».
Канеман и Тверски также считали, что люди используют эту эвристику, чтобы понять и предсказать поведение других в определенных обстоятельствах, а также ответить на вопросы, связанные с контрфактическими утверждениями. Люди, по их мнению, делают это, мысленно отменяя произошедшие события, а затем запуская мысленное моделирование событий с соответствующими входными значениями измененной модели. Например, было предложено исследование, в котором группе участников была представлена ситуация, описывающая двух мужчин, которые задержались на полчаса в пробке по дороге в аэропорт. Оба мужчины задержались настолько, что оба пропустили рейсы, на которые у них были забронированы билеты: один на полчаса, а второй всего на пять минут (поскольку его рейс был задержан на 25 минут). Результаты показали, что большее количество участников считали, что второй мужчина расстроится больше, чем первый.
Канеман и Тверски утверждали, что эту разницу нельзя объяснить разочарованием, поскольку оба ожидали, что пропустят свои рейсы. Вместо этого они полагали, что истинное объяснение заключалось в том, что студенты использовали эвристику моделирования, и поэтому им было легче представить незначительные изменения, которые позволили бы второму человеку прибыть вовремя для полета, чем им было придумать те же самые изменения. для первого мужчины.
История
[ редактировать ]Эту эвристику представили израильские психологи Даниэль Канеман (род. 1934) и Амос Тверски (1937–96) в лекции в 1979 году. В 1982 году она была опубликована в виде главы книги. [1]
Отличие от эвристики доступности
[ редактировать ]Субъективные суждения о вероятности события, используемые в эвристике моделирования, не соответствуют эвристике доступности, поскольку эти суждения не являются причиной появления соответствующих примеров в памяти, а вместо этого основаны на легкости, с которой ситуации, которые не происходили, могут быть смоделированы в уме. или воображаемый.
Приложение
[ редактировать ]Теория, лежащая в основе эвристики моделирования, предполагает, что суждения человека склонны к информации, которую легко представить или смоделировать мысленно. Именно из-за этого мы видим предубеждения, связанные с переоценкой того, насколько каузально правдоподобным может быть событие, или с повышенным сожалением, которое мы испытываем, когда легко мысленно отменить неудачное событие, например несчастный случай. Значительное исследование применения эвристики моделирования в контрфактических рассуждениях было проведено Дейлом Т. Миллером и Брайаном Тейлором .
Например, они обнаружили, что если аффективно-негативный опыт, такой как автомобильная авария со смертельным исходом, был вызван необычным событием, например, когда кто-то обычно едет на работу поездом, но вместо этого ехал, эвристика моделирования вызовет эмоциональную реакцию сожаления. . Эта эмоциональная реакция возникает потому, что исключительное событие легко мысленно отменить и заменить более распространенным событием, которое не привело бы к аварии.
Канеман и Тверски провели исследование, в ходе которого двум людям давали лотерейные билеты, а затем давали возможность продать те же билеты обратно либо за две недели до розыгрыша, либо за час до розыгрыша. Они предложили этот вопрос некоторым участникам, чьи ответы показали, что они верят, что человек, продавший свой билет за час до розыгрыша, испытает величайшее сожаление, когда этот билет выиграет.
Канеман и Тверски объяснили эти результаты через понимание теории нормы, заявив, что «предварительное сожаление людей, а также нежелание продавать билет должно возрастать по мере того, как им легко воображать, что они все еще владеют выигрышным билетом». [2] Поэтому человек, недавно продавший свой билет, испытает большее сожаление, поскольку « контрафактический мир», в котором он является победителем, воспринимается для него как более близкий, чем человек, продавший свой билет две недели назад. Этот пример показывает предвзятость такого типа мышления, поскольку оба мужчины имели одинаковую вероятность выигрыша, если бы они не продали свои билеты, и разница во времени, в течение которой они это сделали, не увеличит или не уменьшит эти шансы.
Аналогичные результаты были получены и у выживших в авиакатастрофе. Эти люди испытывали большее предвкушение сожаления, когда в последнюю минуту совершали весьма изменчивое действие по переключению рейса. Было высказано предположение, что это произошло из-за того, что человек «предвидел контрфактические мысли о том, что было вызвано негативное событие, потому что оно имеет тенденцию делать событие более ярким и, следовательно, имеет тенденцию делать его более субъективно вероятным». [3]
Приложения
[ редактировать ]Эта эвристика оказалась характерной особенностью клинической тревоги и ее расстройств, которые характеризуются завышенными ожиданиями будущих негативных событий. Исследование, проведенное Дэвидом Рауном и Эндрю Маклеодом, попыталось связать когнитивные механизмы, лежащие в основе такого типа суждений, с эвристикой моделирования. [4]
Их результаты показали, что оценки эвристического моделирования тревожного пациента коррелировали с субъективной вероятностью. Таким образом, чем больше причин, по которым тревожные пациенты могут подумать о том, почему могут произойти негативные события, по сравнению с числом причин, по которым они не произойдут, тем выше их субъективное суждение о вероятности того, что эти события произойдут с ними. Далее было обнаружено, что у тревожных пациентов наблюдался более широкий доступ к симуляции по сравнению с пациентами из контрольной группы.
Они также нашли поддержку гипотезы о том, что чем легче тревожным пациентам сформировать визуальный образ, тем выше субъективная вероятность того, что с ними произойдет это событие. В этой работе они стремились к тому, чтобы основной клинический смысл результатов эвристического моделирования заключался в том, что для снижения повышенной субъективной вероятности клинической тревоги пациентов следует поощрять думать о большем количестве причин, по которым негативные события не произойдут, чем о том, почему они произойдут. .
Как на него влияют другие эвристики
[ редактировать ]Исследование, проведенное Филипом Бромером, было проведено с целью проверить гипотезу о том, что на субъективную легкость, с которой можно представить симптом, будет влиять влияние сообщений, оформленных по-разному, на отношение к поведению, связанному со здоровьем. [5]
Опираясь на эвристику моделирования, он утверждал, что яркость информации отражается в субъективной легкости, с которой люди могут представить себе симптомы болезни.
Его результаты показали, что влияние формулирования сообщения на отношение было смягчено легкостью воображения и ясно подтверждало гипотезу конгруэнтности для различных видов поведения в отношении здоровья. Обнаружено, что сообщения с негативным оформлением приводили к более позитивному отношению, когда получатели этих сообщений могли легко представить соответствующие симптомы. Таким образом, легкость воображения облегчает убеждение, когда сообщения подчеркивают потенциальные риски для здоровья. Однако позитивная установка приводит к более позитивному отношению, когда воображение симптомов было довольно трудным.
Таким образом, сообщение обнадеживающей темы больше соответствует душевному состоянию получателя, когда он или она не могут легко представить себе симптомы, тогда как сообщение с аверсивной темой больше соответствует душевному состоянию получателя, когда он или она могут легко представить себе, что у него есть симптомы. симптомы.
См. также
[ редактировать ]- Алгоритм
- Поведенческая экономика - область экономики, которая рассматривает эвристику при принятии решений.
- Список предвзятостей в суждениях и принятии решений
- Решение проблем
- Эвристика репрезентативности
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Канеман, Дэниел; Тверски, Амос (1998). «Эвристика моделирования». У Дэниела Канемана; Пол Слович; Амос Тверски (ред.). Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предвзятость . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521284141 .
- ^ Гилович с. 372
- ^ Гилович с. 374
- ^ Рауне, Дэвид; Маклауд, Эндрю; Холмс, Эмили А. (2005). «Эвристика моделирования и визуальные образы при пессимизме будущих негативных событий при тревоге». Клиническая психология и психотерапия . 12 (4): 313–25. дои : 10.1002/cpp.455 .
- ^ Бромер, Филип (2004). «Легкость воображения смягчает реакцию на сообщения о здоровье, сформулированные по-разному». Европейский журнал социальной психологии . 34 (2): 103–119. дои : 10.1002/ejsp.185 .
Ссылки
[ редактировать ]- Баутс, Патрик; Спирс, Рассел; Ван дер Плигт, Йоп (1992). «Контрфактическая обработка и соответствие между событиями и результатами: нормальность и ценность» (PDF) . Европейский журнал социальной психологии . 22 (4): 387–96. дои : 10.1002/ejsp.2420220407 .
- Колман, Эндрю М. (2001). Словарь психологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866211-2 .
- Фидлер, Клаус (1996). «Эвристика моделирования». Энциклопедия социальной психологии Блэквелла . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-20289-9 .
- Гилович, Томас; Гриффин, Дейл В.; Канеман, Дэниел (2002). Эвристика и предубеждения: психология интуитивного суждения . Издательство Кембриджского университета. стр. 374–75. ISBN 978-0-521-79679-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гольдман, Элвин I (2006). Моделирование разума: философия, психология и нейронаука чтения мыслей . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-513892-4 .
- Хьюстон, М; Манстед, AS R (1996). Энциклопедия социальной психологии Блэквелла . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-20289-9 .
- Санна, Лоуренс Дж. (2006). Суждения со временем: взаимодействие мыслей, чувств и поведения . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-517766-4 .