Jump to content

Наскальные рисунки Уэд Джерат

Пейзаж Тассили и Аджера (Алжир)

Наскальные рисунки Уэд-Джерата , расположенные в Тассили-н'Аджере , Алжир , и датированные периодом неолита , имеют много общего с гравюрами Южного Орана (Алжир) и Феццана (Ливия). По мнению Анри Лота , им более 7000 лет. [ 1 ]

Кажется, пишет Анри Лот, что гравюры Уэда Джерата «были известны давно и были сообщены исследователю Ф. Фуро во время его экспедиции 1892–1893 годов». [ 2 ] В 1932 году лейтенант Бренанс провел обследование определенного количества из них и отправил Морису Рейгассу, тогдашнему куратору музея Бардо в Алжире. Зимой 1934 года профессора Эмиль Феликс Готье и М. Рейгасс изучили их и вскоре после этого опубликовали несколько заметок. Пораженный своими великолепными натуралистическими гравюрами, он прозвал Уэд Джерат «Везером Сахары». В ноябре того же года Анри Лот сопровождал географа Р. Перре. Зимой 1935 года М. Рейгасс вернулся в Уэд-Джерат в сопровождении художника Ригала, выполнившего несколько гравюр и картин.

Подняв в 1956–1957 годах картины Тассили, Анри Лот, поощряемый генералом де Голлем и несколькими министрами, [ 3 ] берется в 1959 году во главе группы из пяти человек, к которой добавляются несколько сотрудников-туарегов, провести инвентаризацию гравюр Уэда Джерата (которые он увидит еще раз в 1969 и 1970 годах). [ 4 ] Он не только сделал их осмотры и фотографии, но и сделал около шестидесяти слепков (жидкого латекса и сиккативных). Репертуар, который он опубликовал в 1976 году, описывает 73 станции (нумерация которых ведется по вади) и включает 2605 фигурок разных периодов. Автор, указывая на отсутствие нескольких ненумерованных панелей, оценивает, что общее количество гравюр "заведомо превышает 4000". «Эта цифра, исключительная для одной долины и на таком коротком расстоянии, показывает замечательный характер вади Джерат», - заключает он. [ 5 ]

Экспедиция Лота была исключительной по количеству информации, которую она смогла предоставить, по стойкости ее участников перед лицом тяжелых условий жизни в Тассили. Однако жестокие методы, использованные в то время командой Лота (смачивание влажной губкой, рисование углем), уничтожили в некоторых местах биологическую информацию, которая позволила бы их датировать. Сегодня некоторые картины разваливаются из-за частого намокания посетителей. [ 6 ]

Локализация

[ редактировать ]
Схематический очерк основных районов наскальных изображений Северной Африки.

Вади Джерат — это каньон, вырытый в силуро-девонских песчаниках Тассили, который проходит между очень крутыми скалами. Впадает в долину Иллизи, примерно в ста километрах от ливийской границы. Ширина вади в среднем составляет 200 метров, а высота его скал варьируется от 25 до 30 метров в устье, достигая 150 метров к пальмовой роще Нафег и уменьшаясь к истокам. В него впадает множество притоков, в том числе вади Афар и Ассахор, которые обеспечивают большой объем воды во время дождей. [ 7 ] Оба берега вади покрыты гравюрами на расстоянии, согласно картам, опубликованным Лоте в его работе, почти в двадцать километров.

Они располагаются на верхних террасах вади, на вертикальных стенках обвалившихся глыб, чаще всего на горизонтальной поверхности скал на месте. Будучи размещенными на высоте от 8 до 12 метров над нижней террасой, уровень паводка до них не доходит.

Исследования, проведенные у подножия гравюр, не дали никаких сведений о процессе полировки и используемых инструментах, которые, учитывая разнообразие ширины и глубины желобов, не должны были быть однотипными.

Классификация

[ редактировать ]

Эти гравюры относятся к нескольким периодам. Лот, опираясь на различия в патине и технике линии, возобновляет свою классификацию по четырем периодам, разработанную на основе документов, изученных в Центральной Сахаре, применительно к наскальным гравюрам Южно-Оранского региона, вводя дополнительные подэтапы, а затем распространилось на гравюры юга Марокко и Рио-де-Оро, гравюры южно-алжирцев и южно-константинуа, а также гравюры Феццана.

Таким образом, Лот выделяет четыре периода в гравюрах уэда Джерата.

Период Бубала или Бубалина

[ редактировать ]

По мнению Лота, к периоду Bubalus antiquus можно отнести 1060 гравюр, чаще всего большого размера. Их очертание обычно полированное (в форме заниженной U-образной формы), но иногда V-образное или просто заколотое, патина очень темная. Если некоторые предметы изображены ниже своего естественного размера, другие — в натуральную величину, если не выше, и редко размеры изображений составляют менее одного метра. [ 8 ] Лот приводит дюжину случаев, когда изображение было дополнено посредственной копией, казалось бы, современной ему. Стиль в целом натуралистический, но некоторые животные (жирафы) могут быть схематизированы. В шестнадцати случаях используется диокулярная формула (глаза, расположенные один над другим), как, например, в некоторых гравюрах южнооранцев: можно предположить, по мнению автора, что они отражают «то, что есть более древнего в Джерате». [ 9 ]

Разновидности стилей, которые пока трудно разместить в хронологическом порядке, «по-видимому, соответствуют очень длительному периоду бубалина, в течение которого должны были произойти изменения в образе жизни», пишет Лот. [ 9 ] По его мнению, «Быки» появились только во втором периоде, а «женщины с раздвинутыми ногами» — в заключительном периоде. Со времени работы Лота выяснилось, что представление о так называемом «периоде» Бубала, также называемом «Бубалином» и который предшествовал бы Бовидийскому, не соответствует действительности, поскольку Бубал — один из стили гравюр бовидийцев, продемонстрированные Альфредом Муццолини в начале 1980-х годов, [ 10 ] [ 11 ] в работе, которая с тех пор была полностью подтверждена. [ 12 ]

Период бовидийских скотоводов или бовидийский период

[ редактировать ]

300 гравюр, как правило, более скромных размеров и более небрежного стиля, приписываемые ему Лоте, имеют в целом больше фигур с ямками, чем с полированными контурами. Их темная патина, чаще всего сероватая, уже не достигает интенсивности блестящей черноты. На большинстве из них изображены быки с трафаретными контурами, более низкого качества, чем предыдущие работы, а также жирафы, слоны, страусы и редкие носороги. «Похоже, что бычьи граверы совершали лишь краткие вторжения в Вади-Джерат, проливной характер которого не способствовал нахождению скота», - заключает автор. [ 13 ]

Период Лошади или Кабалины

[ редактировать ]

Кабаллинское население, которое посещало этот регион гораздо чаще, чем пастухи, оставило больше следов своего перехода, по крайней мере, 420 гравюр (а также картин) небольших размеров. Их ставка тонкая и правильная, их патина блестящая. Население этого времени, прибывшее в Сахару с танком, использовало бронзу и для их реализации не обязательно исключать, по мнению Лота, использование острий из этого металла.

Этот период делится на два подпериода: один аналфавитный, характеризующийся колесницами, второй алфавитный, с появлением ливийско-берберских иероглифов.

Анри Лот выделяет четыре группы с точки зрения стиля. Первый — это «колесницы, несущиеся галопом» и «воины, несущие ливийское перо», вооруженные копьями. Зооморфный головной убор одного из них напоминает головной убор шарданов народов моря.

Второй, характерный для вади Джерат, будет состоять из стройных человеческих фигур, в основном мужских итифаллических, с европейским профилем, одетых в перья и с острой бородой. «Некоторые из них заняты половым актом», — отмечает Лоте. [ 14 ] Несколько лучников «стреляют друг в друга» или гоняются за муфлоном.

Третья группа представляет (станция I) небольшие фигурки, некоторые из которых несут копье, круглый щит и кинжал, свисающие с руки. Фауна состоит из кошачьих и, возможно, носорога.

Четвертая, более поздняя группа, по-видимому, построена в алфавитном порядке. Он представлен «крупными фигурами в прямоугольных туниках». Фауна состоит из жирафов, львов, крупного рогатого скота, муфлонов, страусов и собак.

Верблюжий период

[ редактировать ]

Этих более поздних гравюр с легкой, почти белой патиной явно меньше, чем в предыдущий период. Выполненные прямой перкуссией, без применения промежуточного инструмента, их контуры очень неровные, а предметы (персонажи, верблюды, страусы, лошади, быки) мелкие. На них появляются алфавитные надписи.

Первые два периода являются доисторическими, следующие два — историческими.

По словам Лоте, «интерес к наскальным рисункам Вади Джерата особенно связан с гравюрами периода Бубала (...) как по их количеству, так и по качеству, а также по проблемам, которые они поднимают». [ 15 ]

Изображения животных и людей

[ редактировать ]

Дикая природа

[ редактировать ]

Он насчитывает около тридцати видов, которые демонстрируют наличие очень обильной растительности и довольно постоянных водоемов.

На гравюрах указаны следующие виды:

  • Древний Буйвол (12 экземпляров),
  • Слон (96 экз., в том числе один длиной 470 см на станции XXV, для бубалинового и бычьего периодов, представленных по шести различным формулам),
  • Бегемот (22 экземпляра),
  • Носорог (119 экземпляров в Уэд-Джерате, что подтверждает влажность Тассили в период Бубалина),
  • Жираф (54 экземпляра, из которых определенное количество позже времени появления хартебеста [ № 1 ] ),
  • дикий осел,
  • Лошадиная антилопа (11 экземпляров, в основном бубалинового периода),
  • антилопа Орикс (2 экземпляра бубалинового периода),
  • антилопа Аддакс (5 экземпляров), газель (малопредставленная, но обычная в то время),
  • Муфлон,
  • бородавочник (один экземпляр, единственный в Сахаре, хотя, должно быть, он там был очень широко распространен),
  • ориктеропа (неопределенный экземпляр),
  • церкопитек (один экземпляр),
  • киноцефалы (4 экз.),
  • Лев (около десяти экземпляров за бубалиновый период, несколько экземпляров за последующие периоды),
  • гепард (3 экземпляра),
  • гиена (3 экземпляра),
  • Cynhyene (несколько неопределенных экземпляров),
  • Шакал (один экземпляр),
  • Заяц (один экземпляр, но на нескольких зооморфных гравюрах изображены персонажи с длинными ушами, напоминающими заячьи),
  • страус (представленный во все времена в различных стилях),
  • Розовый фламинго (3 экземпляра), Пеликан (группа, скорее всего, представляющая аистов-китоклювов),
  • Сова (2 экземпляра, вероятно, относящиеся к довольно позднему этапу бубалинового периода),
  • Крокодил (4 неполных экземпляра),
  • Питон (один экземпляр),
  • Гадюка (3 экземпляра, относящиеся к периоду Кабаллины),
  • Змеи (2 экземпляра периода Кабаллины),
  • ламантин (неопределенный экземпляр)
  • Рыба (3 экз. на станции XVII, напоминающие мормиры Нигера и Чада).

Домашние животные

[ редактировать ]

Представлено несколько видов:

  • коза (5 экземпляров в бубалиновый период, еще несколько экземпляров в кабаловый период),
  • овцы (на 9 экземплярах, некоторые сомнительны, ни на одном из них нет солнечного диска, характерного для гравюр южного Оранаиса), [ Н 2 ]
  • собака (7 неопределенных экземпляров, трудноотличимых от шакала, и большое количество позднего периода),
  • Бык занимает особое положение из-за вопросов, возникающих по поводу его приручения. Стиль, техника выполнения и патина гравюр, изображающих быков, мало отличающихся от гравюр с изображением бульдогов, носорогов или слонов, Лоте в 1960 году пришел к выводу, что есть основания «вернуться к старой концепции, которая не допускала одомашненного быка». в группе гравюр бубалинского периода». Доказательством этого является определенное количество наложений (особенно носорогов). Один пример также представлен по диокулярной формуле «безошибочный характер архаизма». [ 16 ] Несколько категорий доказательств, включая признаки шеи (простые свисающие ошейники) или, для 15 из 238 представленных быков, [ 17 ] на голове (только два диска, но часто параллельные линии на концах рогов или диадем) и сосуществование двух видов (Bos brachyceros и Bos africanus с лировидными рогами, иногда на одних и тех же панелях) было бы, по мнению автор, "вполне убедительные доказательства эксплуатации Bovidae человеком". [ 18 ] В некоторых сценах мужчина также ассоциируется с быком, чье отношение, похоже, подразумевает не агрессию, а «эмоциональные чувства, даже обожание». [ 19 ] По мнению Лота, «теперь мы должны признать, что одомашнивание говядины должно было быть известно в бубалинский период, если не в больших масштабах, то, по крайней мере, в его начале», «вероятно, на поздней стадии этого периода». [ 19 ] Эти проблемы возникли из-за априорной конструкции бубалинского периода, предшествовавшего бовидийскому периоду. Постепенно Лот осознал, что в этот предполагаемый период был обнаружен домашний скот, что противоречило его хронологии, но он никогда не изменял ее, хотя логический вывод заключался в том, что «Бубалин» на самом деле был стилем, а не периодом. С другой стороны, он видел, что южнооранские бараны не могли произойти, вопреки мнению Стефана Гзеля и Раймона Вофри, от египетского культа Аммона, Коровы-хатора, снабженной солнечным диском, который появляется с первых египетских династий (около 3000 лет до н.э.), не может, по мнению автора, быть источником немногочисленных лобных дисков быков Уэд Джерата. «Есть основания отвергать какое-либо египетское влияние на древние гравюры Тассили и, следовательно, на гравюры Феццана», — заключает автор. [ 20 ] Впоследствии детальное изучение всех предполагаемых «египетских влияний», которые древние авторы полагали обнаружить в центральной Сахаре и в Атласе, показало, что эти связи были весьма поверхностными и основывались на весьма недостаточном знании египетских записей. [ 21 ] [ 22 ]

Странные животные

[ редактировать ]

Определенное количество изображений животных Уэд Джерата остаются неопознанными. Лот упоминает около пятнадцати случаев. Если некоторые из них выглядят незавершёнными или в своих «неудачных» уродствах, свидетельствующих о существовании малоквалифицированных граверов, то другие, истинные фигурки воображаемых зверей со сложной структурой, кажутся чистой фантазией.

Человеческие фигуры и культурные элементы

[ редактировать ]

Человеческие фигурки периода Бубалина, насчитывающие 63 человека, можно разделить на три группы: естественные профили, сложные профили с прическами и зооморфными головами.

Период бубала: схематический набросок женской фигуры, деталь сексуальной сцены станции XXXI (В: 225 см).
Период бубала: схематический рисунок мужской фигуры (В: около 100 см), станция XXVII.
Период бубала: схематический набросок женской фигуры, деталь сексуальной сцены станции XXVIII.

Естественные профили мужчин и женщин, со средними и заостренными носами, тонкими губами и слегка выступающими подбородками, у 24 из них явно европеоидные. Некоторые фигурки имеют высокую шапку в форме прямоугольника, ромба или овала. Одна женщина носит полусферический головной убор. Зооморфные профили, более или менее узнаваемые, обычно связаны с сексуальными сценами. Некоторые из них киноцефальные, другие имеют рога (станция XVII), длинные заячьи уши (станции XXV и XXVI) или напоминают кошачьих (станция XVII). У одной женщины голова лягушки, у другой в качестве головы уши, обе изображены в распростертом положении. [ 23 ]

О мужской одежде можно судить по линии на уровне пояса, треугольнику, вершина которого, расположенная на высоте пояса, предполагает небольшой тканевый или кожаный чехол (станция XXI), набедренную повязку или настоящий чехол, концы которого спускаются. между ног или на ягодицах (часто принимают за фаллос). Около пятнадцати персонажей, с (станция XXVII) или без набедренной повязки, снабжены огромными полами. Гениталии никогда не прорисовываются, более того, не встречается ни одного фаллического случая. В период Кабаллины также представлены многочисленные итифаллические фигуры (особенно на станциях IV, VI, VII, XIII, XVIII, XXXIV, XXXIX).

Одеждой женщин, у которых грудь часто обнажена и у которых густые волосы, могут быть юбки, которые, затянутые на поясе, спускаются немного выше щиколотки. У некоторых фигур имеется только линия на поясе (ст. XXIV), тесьма (ст. XXXVII) или небольшая треугольная набедренная повязка (ст. XXXI). На станции L две диагональные полосы пересекают верхнюю часть женской фигуры наподобие подтяжек.

Несколько представлений заслуживают особого внимания. На станции VIII (скала Ахана) колоколообразную голову (высотой около 70 см) увенчивает плотный у основания пучок, из которого выходит своего рода хохолок в виде двух небольших противостоящих друг другу рожков. На станции XXVII женщина (рост 135 см) киноморфного профиля держит на руках персонажа поменьше, возможно, ребенка. На голове она носит усеченную конусообразную шляпу, полосатую с параллельными полосами, возможно, из спартанского материала. Шея словно зажата в узкой, вытянутой смирительной рубашке. Три линии на груди напоминают ожерелья. Грудь удлиненная и висячая, над длинным платьем, спускающимся явно ниже лодыжек.

На гравюрах Уэда Джерата много сексуальных сцен. Э. Ф. Готье, один из первых, кто их изучил, в 1934 году считал, что их нельзя «представлять французской публике, поскольку они будут считаться порнографическими». [ 24 ] Анри Лот выделяет шесть групп: женщины «с согнутыми и раздвинутыми ногами в позе лягушки, их пол на виду» (8 экз. [ Н 3 ] ), женщины, изображенные в одной и той же позе «с связанным фаллосом» (два примера), мужчины в аналогичной позе (три примера), «пары в совокуплении» (три сцены из периода Бубалина, большее количество из периода Кабалина), «сцены, где два пола похотливо переплетаются», как на станции VIII скалы Ахана, и «неестественные отношения» (хартебист, явно, на станции XXVII, жираф на станции XXX, носорог, антилопа на станции XLIV). [ 20 ] «Андре Мальро, увидев некоторые из этих изображений с зооморфными головами, подумал, что они являются прообразами зооморфных богов египетской религии», - сообщает Анри Лот. «Эти отношения, неестественные на наш взгляд, не могли бы они вызвать определенные мифы, почитаемые среди африканского населения, где животные играют важную роль в истории сотворения мира? самые красивые легенды, иллюстрированные сегодня использованием масок в неисламских чернокожих обществах, живущих к югу от Сахары?». [ 25 ] Если на гравюрах бовидийского периода не встречается никаких сексуальных сцен, в то время как они имеются на картинах Тассили, то весьма многочисленны те, что относятся к периоду Кабаллины, причем совокупления там остаются редкими.

На гравюрах бубалинского периода отсутствуют военные сцены, редки сцены охоты. Пять фигур показывают, вопреки тому, что думали первые авторы классификаций, что мужчины этого периода пользовались луком (станции XX, XXVII, XXXII), так же, как в Южном Оране или Феццане. Положение рук охотников показывает, что они пользовались коротким луком простого типа, держа его перед телом, не прицеливаясь глазом. Топор показан только в одном примере. Его форма аналогична тем, что встречаются в Южном Оране, которые, по мнению Х. Лота, символически являются «вотивными топорами». [ 26 ] Метательная палка, кажется, изображена, но ее идентификация остается сомнительной. Возможно, собака была помощницей охотников. Сцены охоты (на страуса, носорога, овцы или газели) показывают, что эта деятельность оставалась важной для населения Уэд-Джерата. На одной из них, на станции XLVII, изображены трое мужчин, которые, чтобы поймать бута, пытаются обездвижить его за рога при помощи связей. В трех других сценах, одна из которых неясна, люди ассоциируются со слонами. Станция LIV, кажется, показывает поимку слоненка, который наклоняется, чтобы сопротивляться погонщику, а станция LXXIV показывает человека, ведущего стадо с палкой. На исключительной гравюре изображен бык, на котором сидит персонаж (станция LXXXIV). Если жираф не появляется ни в одной сцене охоты в период Бубалина, то в период Кабалины он изображен на поводке. Ни одна гравюра не напоминает ловушку. Фигуры рыб также могут указывать на занятие рыбной ловлей. Хотя древнее неолитическое население Центральной Сахары, по всей вероятности, не знало земледелия как такового, допустимо, по мнению автора, по гравюрам, расположенным на других станциях, предположить, что сбор дикорастущих трав был одним из их занятий. деятельность.

Наконец, около двадцати гравюр, самая старая из которых относится к периоду Бубалина, показывают очертания ног, сандалий (более 900 на станции III, недавних или, возможно, периода Кабалины) и рук, но интерпретировать их значение невозможно. . Среди других культурных элементов Вади Джерат можно выделить 125 спиралей, очень неравномерно распределенных по 18 станциям (только на станции XXVIII их 50). Из различных конструкций некоторые представляют собой одинарную или двойную спираль, другие представляют собой более сложные композиции. Некоторые из них связаны с животными.

Связь с наскальными рисунками Южного Орана и Феццана.

[ редактировать ]

Для Анри Лота документы, относящиеся к бубалинскому периоду в Южном Оране, Уэд-Джерате и Феццане, являются старейшими образцами наскального искусства Северной Африки и Сахары.

Автору очевидны связи между гравюрами на бубалине Вади Джерата и Феццана. Стиль, размерный порядок предметов, патина, представленная фауна схожи, хотя в Джерате виды более многочисленны. Человеческие изображения в обоих регионах обнаруживают идентичность зооморфных голов, одинаковое наличие сексуальных сцен, аналогию в позе женщин с раздвинутыми ногами. Однако в Феццане спирали отсутствуют. «Этих немногих различий недостаточно, чтобы не признать общие черты между этими двумя центрами, которые можно объяснить их географической близостью», — замечает Лоте. [ 27 ]

Сравнивая по тем же критериям бубалиновые гравюры Уэд Джерата и южнооранских гравюр, автор приходит к тем же выводам, причем отсутствие гиппопотама и жирафа среди фигураций Сахарского Атласа можно объяснить гидрографическими и географическими факторами. причины. По его мнению, обилие баранов в бестиарии Южного Оранца следует рассматривать «в связи с той религиозной ролью», которую он по существу играл в этом регионе. Другими отличиями будет отсутствие зооморфных фигур и сцен коитуса. В декадентской фазе в Южном Оране мы встречаем скрючившиеся фигуры мужчин, в Уэд-Джерате или Феццане — женщин, а в Константинуа в этой позе представлены оба пола. [ 28 ]

Таким образом, эти три региона обнаруживают «общие отношения, которые не могут быть случайными», так что «невозможно сомневаться в определенном единстве между тремя основными центрами периода Bubalus antiquus», заключает Лоте, уточняя, что «великие натуралистические гравюры Хоггар, Кауар, Тибести, которые мы склонны относить к периоду Бубалина, возникли позже, хотя и возникли из той же художественной школы. [ 28 ]

Возраст и происхождение бубалиновых гравюр Уэд Джерата

[ редактировать ]

Анри Лот вспоминает, что в Уэд-Джерате не удалось найти очага, позволяющего провести радиометрические измерения. В Тассили очаг убежища, где сохранились остатки живописи периода «круглой головы», на которой изображена фауна, идентичная фауне периода Хартебест, включая эту, однако дал датировку 5450 г. до н.э. Месторождение каменной промышленности в Меандре, недалеко от Брезины, датируется 3900 годом до нашей эры, и его невозможно отнести к одной из категорий гравюр на стены, некоторые из которых, безусловно, более поздние, а другие могут быть старше. Таким образом, цифра в 4000 лет до нашей эры, указанная Вофри, будет недостаточной и ее следует «отложить по крайней мере на одно тысячелетие». [ 29 ]

Раймон Вофри выдвинул в 1955 году гипотезу о том, что бубалиновые гравюры Тассили, Южного Орана и Феццана относятся к неолиту капсийской традиции, происхождение которой находится в районе Тебесса-Гафса. На основании многих аргументов Анри Лот считает, что эту гипотезу следует отвергнуть. Для Ф.Е. Рубе, [ 30 ] резюмирует Лоте, «исследование гравюр юга Оранской области и региона Тиарет подчеркивает, что центр этого искусства должен быть расположен на юге, то есть в горах Ксур и Джебель-Амур»: «оттуда, он завоевал Север, причем территории региона Тиарет являются наиболее семеричными», и «таким образом, не в Константинуа необходимо искать его происхождение». [ 29 ] В Сафиет-Бу-Ренане, в регионе Джельфа, полученные даты относятся к 5020 и 5270 годам до н. э., что соответствует индустрии, которая соответствует не неолиту капсийской традиции, а средиземноморской фации. По словам Лота, «гравюрные станции, расположенные между станциями Южного Оранаиса и Южного Константиноиса, далекие от того, чтобы обозначать вехи между центром происхождения, гипотетически в районе Тебессы», отражают «напротив, поздний и декадентский характер, подчеркнутый путем нескольких наложений, таким образом, движение миграции в противоположном направлении». [ 31 ] «Гипотеза о капсийском происхождении неолитического искусства Южного Оранаиса и Сахары не может быть обоснованно сохранена», — резюмирует он. [ 32 ]

На последних страницах своего исследования Анри Лот возвращается к разделению, проведенному несколькими доисториками между гравюрами южного Оранца и гравюрами центральной Сахары и Тассили, предположительно происходящими из другого центра цивилизации, некоторые из которых относятся к неолиту Капсианской эпохи. традиция, остальные - к неолиту суданской традиции. «Если верно, что картины Тассили, Хоггара, Тибести, Эннеди имеют суть и иное происхождение, чем гравюры периода Бубалина, то ясно, что мы не видим, по какому критерию можно было бы экологически разделить эти три группы. архаичных гравюр», — пишет он. [ 33 ] Для популяций этого бубалинового периода, «без сообщений с популяциями бычьего периода, если бы не то, что они смогли увидеть приручение Быка», «невозможно отправиться искать их происхождение на Восток», большие натуралистические гравюры, изображающие крупную дикую фауну, не существующую ни в долине Нила, ни в соседних регионах ни к востоку, ни к югу от реки. Поэтому не в Египте мы должны искать истоки бубалинского искусства, а в первоначальной деятельности той же самой этнической группы, которая «заселяла в эпоху неолита Атлас до Сахары, Константинуа, Феццана и Тассили, в то время как эти регионы имели очень влажный климат, в котором без труда могла жить великая фауна, известная как эфиопская». [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Лоте сообщает не в Вади Джерате как таковом, а в чаабе Ти-н-Техед, притоке левого берега вади, в нескольких десятках метров от места слияния (станция LXXXIII), группы из двенадцати жирафов, выгравированных на плита, едва наклоненная, самая большая из которых имеет размеры почти 850 см, «вся площадь которой составляет 120 м2 (1300 кв. футов), что делает ее самое монументальное париетальное произведение всего доисторического искусства, сообщает Лот, что Андре Мальро, интересующемуся картинами Тассили и гравюрами Уэда Джерата, не казалось немыслимым, что обладание такой склонностью к рисунку «не имело бы места». произошло благодаря учению опытных мастеров, иначе как поверить, что доисторическому человеку удалось сразу превзойти жирафа высотой 8,50 м на горизонтальная плита? (см. Lhote 1976 , стр. 758, 779)
  2. ^ По оценкам Анри Лота, следует учитывать, что козы и овцы «уже содержались в неволе» и, возможно, «полностью одомашнились». (Там же, стр. 787)
  3. Некоторые из этих женщин, особенно на станции XXVIII, поднимают руки на манер орантов: «Это были какие-то весталки?» — задается вопросом автор, который приписывает эти образы периоду упадка Бубалина и намекает на возможность существования культа плодородия. (Там же, стр. 809)
  1. ^ Лоте 1976 , с. 804.
  2. ^ Лоте 1976 , с. 7.
  3. ^ Лоте 1976 , с. 8.
  4. ^ Лоте 1976 , стр. 768, 20.
  5. ^ Лоте 1976 , с. 765.
  6. ^ Жан-Доминик Лажу (2012). Стены с изображениями: наскальные рисунки Тассили-н-Аджера (на французском языке). Париж: Странствие. ISBN  978-2-87772-446-3 .
  7. ^ Лоте 1976 , с. 11.
  8. ^ Лоте 1976 , с. 769.
  9. ^ Перейти обратно: а б Лоте 1976 , с. 770.
  10. ^ Альфред Муццолини (1981). «Датировка первых домашних быков по наскальным изображениям быков в Центральной Сахаре. «Бубалинский период» ». Бюллетень Международной ассоциации изучения предыстории Египта (на французском языке). 3 :15–37.
  11. ^ Альфред Муццолини (1991). «Начало одомашнивания в Сахаре и древнейшие наскальные рисунки («школа бубалина»)». Бюллетень Общества предыстории Арьежа (на французском языке). 26 :211–233.
  12. ^ Жан-Лоик Ле Квеллек (2013). «Периодизация и хронология наскальных изображений Центральной Сахары» . Предыстория Средиземноморья (на французском языке). 4 . Проверено 1 июля 2018 г. . См. также «Льен бризэ» (PDF) . Январь 2022 года . Проверено 20 января 2022 г.
  13. ^ Лоте 1976 , с. 771.
  14. ^ Лоте 1976 , с. 772.
  15. ^ Лоте 1976 , с. 773.
  16. ^ Лоте 1976 , с. 788.
  17. ^ Лоте 1976 , с. 805.
  18. ^ Лоте 1976 , с. 789.
  19. ^ Перейти обратно: а б Лоте 1976 , с. 790.
  20. ^ Перейти обратно: а б Лоте 1976 , с. 808.
  21. ^ Жан-Лоик Ле Квеллек (2001). «Графика Сахары и Египта: что сравнивать?». В Хосе Сервелло Аутуори, М. Кампаньо и М. Диас де Серио (ред.). Древняя Африка. Древний Египет, африканская цивилизация . Класс египетских исследований. Материалы IX Недели африканских исследований Центра африканских исследований Барселоны (18-22 марта 1996 г.) [материалы 9 и Неделя африканских исследований Центра африканских исследований Барселоны, 18–22 марта 1996 г.] (на французском языке). Барселона. стр. 159–178. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  22. ^ Альфред Муццолини (2001). «Отношения между Египтом и Сахарой ​​во времена неолита». У автора Хосепа Сервелло; и др. (ред.). Древняя Африка. Древний Египет, африканская цивилизация (на французском языке). Барселона. стр. 205–218. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. ^ Лоте 1976 , с. 792.
  24. ^ Лоте 1976 , стр. 808–809.
  25. ^ Лоте 1976 , с. 811.
  26. ^ Лоте 1976 , с. 794.
  27. ^ Лоте 1976 , с. 813.
  28. ^ Перейти обратно: а б Лоте 1976 , с. 815.
  29. ^ Перейти обратно: а б Лоте 1976 , с. 818.
  30. ^ Франк-Этьен Рубе (1972). «Северное и южное продолжение территории с наскальными рисунками Южного Орана (Сахарский Атлас)». 2-й Панафриканский конгресс по предыстории, Дакар (1967) (на французском языке). Импраймериз Реюньи: 260.
  31. ^ Лоте 1976 , с. 820.
  32. ^ Лоте 1976 , стр. 822–823.
  33. ^ Лоте 1976 , с. 819.
  34. ^ Лоте 1976 , с. 822.

Библиография

[ редактировать ]
  • Раймон Вофри , Предыстория Африки, том II, К северу и востоку от великого леса , Тунис, Служба публикаций и обмена Тунисского университета, 1969 (372 стр.), стр. 153-154.
  • Лот, Анри (1976). Наскальные рисунки Уэд Джерата (Тассили-н-Аджер) . Алжир. {{cite book}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Альфред Муццолини , Наскальные изображения Сахары . Тулуза, А. Муццолини, 1995, 447 стр., 515 инжиров.
  • Жан-Лоик Ле Квеллек , Наскальное искусство и предыстория Сахары: Ливийский Мессак , Париж, Payot & Rivages, 1998, 616 стр., 16 пл.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42e9d433c0ae6b07a10362e918ec4b54__1657581120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/54/42e9d433c0ae6b07a10362e918ec4b54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rock engravings of Oued Djerat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)