Августин Кордецкий
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2024 г. ) |

Аббат Августин Кордецкий (урожденный Клеменс Кордецкий Слеповрон герб ; 16 ноября 1603 — 20 марта 1673) был настоятелем монастыря Ясна Гора в Польше.
Он был викарием и наместником монастыря. В 1655 году во время Потопа он возглавил оборону монастыря от шведских войск.
Жизнь
[ редактировать ]Клеменс Кордецкий происходил из Гнезненской епархии. Он родился в буржуазной многодетной семье Марцина и Дороты (у него были старшая сестра Катажина и младший брат Томаш). Его отец в 1615-1616 годах был городским головой. 16 ноября 1603 года он был крещен в приходской церкви Св. Екатерины в Ивановицах, а крестными родителями были Мацей, сын мэра, и Эльжбета Ольбинская. По адресу ул. Гарбарска 14, в Ивановицах, стоит старая деревянная хижина XVIII века, которая по традиции считается его местом рождения.
Юный Климент начал свое образование в 1615 году в местной приходской школе, которую окончил с очень хорошим результатом, поэтому родители решили дать ему дальнейшее образование. Он был учеником неполной средней школы Святой Марии Магдалины. В 1624–1628 годах он изучал философию в иезуитском колледже в Калише, а в 1628–1633 годах – богословие в иезуитском колледже в Познани.
На выбор монашеского жизненного пути могли повлиять монахи-паулины, с которыми они познакомились во время учебы. Он вступил в Орден Павлов в возрасте 30 лет и 19 марта 1633 года принял сан от настоятеля провинции отца Бартломея Болеславского, OSPPE, приняв религиозное имя Августин и пройдя послушничество под руководством отца Адама Проповедника OSPPE в Ясная Гора. Из-за эпидемии осенью 1633 года он покинул Ясную Гору и остановился на монастырской ферме в Конописке. Жертвой эпидемии тогда стал начинающий мастер, отец Адам Казновиуш ОСППП. На его место был назначен отец Томаш Беняшевич ОСППЭ. После завершения послушничества его отправили в Велюнь, где он преподавал риторику молодежи. Свою профессию он сделал 25 марта 1634 года в Ясной Гуре под руководством провинциала отца Бартломея Болеславского, OSPPE. На следующий день после исповедания он принял первый постриг и четыре малых сана, а 1 апреля 1634 года был рукоположен в иподиакона. Через две недели, в Великую Субботу, 15 апреля 1634 г., он был диаконизирован в Гнезно, а 10 июня 1634 г. рукоположен в священники предстоятелем, архиепископом. Ян Венжик. Его чтением были тогда такие произведения, как: Трактат о любви Божией к св. Франциску Сальскому или Проповеди св. Альберта Великого.
Первоначально ему была поручена просветительская работа, затем с середины декабря 1635 г. он был лектором на Ясной горе, а в 1636 г. был назначен заместителем послушника по формированию будущих паулинов-монахов. Эту функцию ему снова доверили в октябре 1642 года. 15 октября того же года он выступил на Ясной горе как (лат. lector conferentiarum ), то есть лектор морального богословия. Он снова выполнял эти обязанности в Бесшове после 2 марта 1645 года.
В июле 1638 года он появился в качестве компаньона ясногорского дискретного, то есть представителя монастыря в провинциальном капитуле, на котором он был избран настоятелем Велюни. В этом монастыре имеются следы его работы, которые указаны в книге оброков за 1638, 1639 и 1640 годы. На съезде настоятелей и дискретников, созванном 15 февраля 1640 года тогдашним генералом отцом Николаем Сташевским, ОСППЭ, на Ясную Гору, был избран представителем польской провинции в Риме для пересмотра монашеских конституций. Однако вскоре это решение было отменено.
Затем, в июне 1641 года, он был настоятелем монастыря в Вельгомлынах, где пробыл до 27 декабря, а затем вернулся в Ясную Гуру. В октябре 1642 года он явился в качестве монаха Ясногорского женского монастыря при губернском капитуле. 11 июля 1643 года ему была поручена должность настоятеля в Велюни в результате отставки отца Томаша Беняшевича, OSPPE. В июне 1644 года на провинциальном капитуле он был избран вторым определителем провинции, а также настоятелем Ясной Горы. Через несколько месяцев, 2 марта 1645 г., он подал в отставку с этой должности и уехал в Бесшову для исполнения обязанностей наместника местного монастыря. В связи с открытием 1 октября 1646 года послушника при костеле св. Варвары близ Ясной Горы он занял вакантную должность настоятеля в Опорове, которую ему поручил отец Николай Сташевский, ОСППЭ. На провинциальном капитуле 25 августа 1647 года он был избран четвертым провинциальным определителем и настоятелем монастыря в Пиньчуве, где во время его пребывания в должности было построено новые органы в местной церкви Св. Иоанна. Также имеются сведения о его свадьбе и двух крещениях. Затем, 10 мая 1650 года, он был избран первым определителем провинции, дискретным к генеральному капитулу, а также настоятелем Ясной Горы. 26 мая 1650 г. он уехал в венгерскую провинцию. В результате последующих выборов в провинциальные капитулы в июле 1653 г. он стал третьим определителем губернии и настоятелем Ясной Горы до 18 февраля 1657 г., а с 1 мая 1660 г. - польским провинциалом. На генеральном капитуле Венгрии в Мариавелги в мае 1663 года он получил в четвертом решающем голосе половину голосов на должность генерала ордена о. Павел Иванович, ОГНПП, по старшей специальности. Отец Кордецкий был избран генеральным викарием, но не согласился с выборами. На следующих провинциальных капитулах он избирался: 4 июля 1663 г. настоятелем Ясногоры, 3 августа 1666 г. викарием губернии и настоятелем Ясногоры, 12 августа 1669 г. настоятелем Ясногоры, а 4 апреля 1669 г. 7 ноября 1671 г., провинция Польши.
Во времена Кордецкого на Ясной горе процветала музыкальная жизнь, здесь действовал вокально-инструментальный ансамбль, состоящий из монахов и мирян. 22 июня 1670 г. он от имени монастыря подписал документ, регулирующий отношения между паствой и светскими музыкантами. Со стороны музыкантов документ подписал тогдашний дирижер ансамбля (лат. Magister Capellae ) отец Владислав Лещинский, ОСППЭ.
Всего он дважды исполнял обязанности настоятеля в Велюни, а также был настоятелем в Вельгомлинах, Опорове и Пиньчуве. Он шесть раз избирался настоятелем Ясной Горы. Он трижды был провинциалом польской губернии. Кроме того, он баллотировался на должность генерала ордена. Он также был избран генеральным викарием и четыре раза определяющим провинцию.
Отец Августин Кордецкий умер, будучи провинциалом во время посещения монастыря в Верушуве, после обморока в присутствии молящихся собратьев 20 марта 1673 года около 16 часов. Похороны состоялись на следующий день. Процессию возглавили три Полины с настоятелем Верушува, а также викарием провинции отцом Константином Ярошевским, OSPPE. Тело, захороненное после перевозки в монастырь Ясная Гора 24 марта, рядом с телом отца Гжегожа Терецкого, ОСППЭ, под алтарем св. Антония Игумена в часовне св. Павла Первого Пустынника. В 1704 году его останки были перенесены в склеп под часовней Чудотворной картины и помещены в отдельную урну на самом почетном месте: под алтарем Богоматери и отмечены именем Кордецкого. В настоящее время урна с прахом находится во второй части часовни Богоматери, у боковой стены, за стеклом. Он был образцовым монахом, прилежным, умелым и предупредительным в управлении. Мужественный и смиренный, имеющий особую честь и преданность Божией Матери. Можно добавить, что чудовище, с которым он должен был возглавить процессию во время сражений со шведами, используется иногда только во время самых важных праздников.
Шведский потоп
[ редактировать ]
Во время шведского потопа в 1655 году его целью было защитить Ясную Гору от грабежа и опустошения шведской армией. Для этого он спрятал картину Ченстоховской Богоматери и поместил ее копию в часовне. Он отправил королю Карлу X Густаву письмо, хранящееся сейчас в архивах Стокгольма, в котором соглашался сдать крепость в обмен на гарантии целостности святилища. Не получив его, он решил защищать Ясную Гору с оружием в руках. Он командовал обороной крепости Ясная Гора на протяжении всей осады: с 18 ноября по 27 декабря 1655 года.
По мнению проф. Идзи Панич, отец Августин действовал продуманно и оказался эффективным защитником, а письмо шведскому королю имело целью задержать нападение.
Сувениры
[ редактировать ]К самым ценным памятным подаркам, оставленным отцом Августином Кордецким, относятся:
- Золотая дароносица , так называемая Кордецкая, 1672 года работы художника Вацлава Гротке, которая была его вотивным подношением Богородице за победу над шведами (коллекция Ясной Горы);
- Рукопись-дневник, написанный на латыни с 1655 г. (собрание Ясногорской библиотеки);
- Работа «Новая гигантомахия» (лат. Nova Gigantomachia ) 1658 года (собрание Ясногорской библиотеки);
- Янтарные четки с медальоном, с 14 секретами (коллекция Ясной Горы);
- Письмо генералу Бурхарду Мюллеру фон дер Люнену от 21 ноября 1655 г. (Архив Шведского королевства в Стокгольме (швед. Riksarkivet )).
В своем дневнике осады Ченстоховы — Новой Гигантомахии он, среди прочего, писал:
Нам необходимо срочно иметь в виду, что мы взялись защищать Церковь Божию и благо всей дорогой Родины. (...) Мы молчим о самом прекрасном и в то же время необходимом долге стоять рядом с Богом и добровольно отдавать за Него свою жизнь. Итак, даже если мы знаем, что враг сокрушит наши силы, пока позволяет случай и дух остается в теле, всегда будет славным и спасительным делом смело сражаться за Бога .
Память в сфере культуры и искусства
[ редактировать ]Большое внимание в литературе и искусстве было уделено отцу Августину Кордецкому. В 1855 году писатель Юзеф Игнаций Крашевский написал исторический роман «Кордецкий» . Образ героического отца показан и в трилогии Генрика Сенкевича, в одной из ее частей, озаглавленной «Потоп». Эльжбета Босняцка в 1872 году написала драму под названием «Приор Полины» . Похожая драма была написана и Марией Герсон-Домбровской под названием « Защита Ченстоховы» . Ему посвящали свои стихи многие поэты, в том числе Киприан Камил Норвид, Теофил Ленартович, Винцентий Пол, Ян Каспрович и Станислав Выспянский. В 2004 году Чеслав Рышка опубликовал книгу под названием «Приор Кордецкого» .
Людвик Кондратович в 1858 году в песне Пт. Впечатление паломника о нем такое, среди прочего он писал:
Кто пробуждает руку Кордецкого к власти,
Что двенадцать тысяч упрекали в триста?
Ты, дама из Ясной Горы! - Это твои усилия,
Что у вас есть в вашем распоряжении, (...)
Над башнями в облаках – ты видишь его? -
Встает старый священник в заснеженном облачении.
Это видно по седой бороде и высокой голове.
что душа Кордецкого охраняет Ченстохову.
Адам Мицкевич рассказал об о. Кордецкий на лекциях в Париже, в том числе:
Польша не произвела на свет активного гения такой силы, как пассивный гений этого монаха. Оно поднимается на высоту, с которой проникает в будущее (...). Кордецкий — один из тех людей, которых Провидение время от времени посылает в качестве образцов для будущих поколений. Польская идея так и не нашла в нем своего полного воплощения .
Кроме того, его персонаж изображен на многих картинах, наиболее важными из которых являются:
- Январь Суходольский: Оборона Ясной Горы (1845 г.)
- Владислав Лушкевич: Защита Ченстоховы священником Кордецким (1848 г.)
- Леон Каплинский: Оборона Ченстоховы (1855 г.)
- Лешек Пясецкий: Отцы Полины и гарнизон Ясной Горы защищают крепость Ясная Гора во время шведского потопа (1955 г.)
Во второй половине девятнадцатого века и в первые годы двадцатого века рисовали фигуру отца Кордецкого: Ян Матейко: отец Кордецкий на стенах Ченстоховы , Киприан Камиль Норвид: (рисунок Кордецкого на Валах Ченстохова ), и также Михал Эльвиро Андриолли, Валерий Элиас-Радзиковский, Хенрик Семирадский, Влодзимеж Тетмайер, Хенрик Родаковский, Петр Стахевич и Казимеж Альхимович.
В 1934 году и был снят фильм. Приор Кордецкого: защитник Ченстоховы , режиссер Эдвард Пухальский, в главной роли Кароль Адвентович. Ченстохова, Ясна Гура и памятник отцу Августину Кордецкому. В его честь также воздвигнуты памятники. Самая великолепная из них 1859 года находится на Ясной горе работы Генрика Штаттлера. Скульптура отца Кордецкого, Теофилы Цертовичувны, находится в Кракове на Скалке. Барельеф под названием Кордецкий принимает парламентариев Теофила Ленартовича, поэта и скульптора. Вацлав Пшибыльский, в свою очередь, выполнил барельеф под названием « Кордецкий, готовящийся к бою» .
По случаю его 300-летия в Ивановицах, в костеле, где он был крещен, была установлена памятная доска. В Щитниках, на дороге, ведущей в Калиш, был заложен каменный памятник, освященный 30 октября 1938 года кардиналом Августом Хлондом в присутствии маршала Эдварда Рыдз-Смиглы и епископа. Поле Джозефа Гаулина. Во время оккупации немцы разрушили этот каменный памятник, оставив только гранитный забор. Благодаря настоятелю Ясной Горы о. Констанцушу КунцОППЕ было построено в сотрудничестве с приходским священником Ивановиц о. Ян Калишевский - дизайн проф. Леону Маховскому - новый памятник в честь 600-летия Ясной Горы на месте прежнего. Его торжественно освятил Кард. Юзеф Глемп 19 сентября 1982 г. 6 мая 1973 г. Кард. Кароль Войтыла освятил в его честь специальную мемориальную доску в Верушуве.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- о. Кристиан Сеновский: Клеменс Августин Кордецкий (1603-1673). info.kalisz.pl. [дата обращения: 23 февраля 2018 г.].
- о. Августин Кордецкий: Дневник осады Ченстоховы в 1655 году . Эд. 5. Том. 1. Париж: Кн. Люксембургская, 1867 г.
- о. Августин Кордецкий: Дневник осады Ченстоховы в 1655 году . Эд. 5. Том. 2. Париж: Книга. Люксембургская, 1867 г.
- Владислав Анчик: о. Августин Кордецкий: настоятель отцов Павлов, защитник Ченстоховского монастыря . Чикаго: В. Дыневич, 1903.
- Михал Равич-Витановский: Бр. Августин Кордецкий: биографический и исторический очерк к 300-летию со дня рождения защитника Ясной Горы . Петркув: типография М. Добжаньского, 1904 г.
- Коллективная работа (под редакцией Янека из Белца): Исторические картины из житий святых, благословленных и заслуживших страну добродетелью, наукой, мужеством и отвагой, поляков и польских женщин . Варшава: Издано книжным магазином А. Новолецкого, 1863 г.
- о. Игнаций Клопотовский: Защитник Ясной Горы: (преподобный Августин Кордецкий) . Варшава: Гравюра «Поляка-католика», 1911 год.
- Юлиан Мёрс из Порадово: Полина Приор: историческая драма 17 века . Львов: Издательство Книжных магазинов Губриновича и Шмидта, 1906.
- Отец Августин Кордецкий - графика, рисунки в коллекции электронной библиотеки Polona. В: ПОЛОНА [онлайн]. polona.pl. [дата обращения: 23 февраля 2018 г.].

Работает
[ редактировать ]- Новая Гигантомахия... (1658)
- Дневник осады Ченстоховы 1655 г. (то же произведение на польском языке, 1858 г.)