Памятник Ноябрьской революции
Памятник Ноябрьской революции — мемориал, установленный в 1926 году на центральном кладбище Фридрихсфельде в Берлине в память о лидерах КПГ Карле Либкнехте и Розе Люксембург , а также других боевиках, убитых в 1919 и 1920 годах во время подавления левых беспорядков военизированными формированиями. лояльные правительству войска. Здание было снесено нацистами в 1935 году до основания и не восстанавливалось после окончания Второй мировой войны.
Первая концепция
[ редактировать ]Первый конкретный проект памятника, кажется, появился во время 10-го съезда Коммунистической партии (КПГ) 12 июля 1925 года. Секретарь партии Вильгельм Пик так описал этот первый проект своим товарищам по партии: « Рисунки и скульптура Здесь представлен проект памятника павшим героям пролетарской революции. жертвы контрреволюции под руководством СДПГ Его необходимо разместить во Фридрихсфельде, где уже лежат . Среди них можно найти тех, кто был убит в результате государственной измены, таких как Либкнехт, Люксембург, Йогиш, а также тех, кто был убит во время боев в январе и марте 1919 года или во время фабричных протестов 1920 года. Благодаря усилиям нашего друга - художник - мы могли бы получить произведение искусства: оно было создано французским скульптором Роденом и называется «возмущение». Эта скульптура будет стоять перед центральным ядром. памятника: стена. Эта стена должна помнить о стене «федератов » в Париже, перед которой были похоронены жертвы буржуазных репрессий против восстания Коммуны 1871 года. Эту идею стены необходимо поставить в связь и с Кремлем. стена в Москве, где рядом с Лениным лежат герои русской революции. Таким образом, усилиями всего немецкого пролетариата в Берлине будет установлен центральный памятник, посвящённый всем павшим революционерам». [ 1 ] По неизвестным причинам этот проект так и не был реализован, а оригинальные чертежи были утеряны.
Окончательный проект
[ редактировать ]Автором окончательного фактически построенного проекта памятника стал архитектор Мис ван дер Роэ. Однажды в 1925 году советник по художественным вопросам КПГ Эдуард Фукс пригласил архитектора на обед, чтобы обсудить планы, связанные с пристройкой собственного дома. Неожиданно дискуссия перешла к проекту «Памятник». Несколько лет спустя Мис ван дер Роэ вспоминал об этом разговоре: « Фукс сказал мне, что он хотел мне кое-что показать: это была фотография модели внушительного каменного памятника с дорическими колоннами и медальонами, посвященного Люксембургу и Либкнехту. Увидев это, я рассмеялся и сказал ему, что это был бы красивый памятник банкиру. Он остался совершенно ошеломлен и сбит с толку моим предложением. На самом деле он позвонил мне на следующий день и сказал, что хочет знать, какое будет мое собственное предложение. Я сказал ему, что, поскольку большая часть этих людей была расстреляна перед стеной, моя идея заключалась в том, чтобы построить стену из кирпичей. Он был очень удивлен, но сказал мне, что был бы рад увидеть визуализацию моей концепции. Несколько дней спустя я показал ему эскиз, на котором памятник был изображен в том виде, в каком он был построен позже. Однако он по-прежнему оставался очень скептически настроенным, и ему, вероятно, было трудно убедить своих коллег. “ [ 2 ]

Судя по всему, процесс реализации проекта был довольно коротким. Фактически памятник, который финансировался в основном за счет продажи открыток, был представлен публике уже в июне 1926 года и официально открыт 11 июля того же года с инаугурационной речью секретаря партии Вильгельма Пика. Запланированная надпись «Ich war, ich bin, ich werde sein» (Я был, я есть, я буду) так и не была однозначно установлена на памятнике. Если ее и можно увидеть на некоторых фотографиях, то только за счет фотомонтажа или временного установки. [ 3 ]
Снос
[ редактировать ]В феврале 1933 года памятник был сильно поврежден членами СА, и звезду сняли, чтобы выставить ее как символ победы над большевиками. В последующие месяцы памятник использовался как ловушка для поимки боевиков-коммунистов. Наконец, в конце 1934 года нацисты решили избавиться от артефакта, который был снесен в следующем году. Также вскоре были разобраны могилы Либкнехта, Люксембург и других боевиков. [ 4 ]
Попытки реконструкции
[ редактировать ]После Второй мировой войны было несколько попыток восстановить памятник в различных местах Восточного Берлина, а также Западного Берлина, но ни одна из них так и не материализовалась. В качестве временного решения манифестаций 15 января 1946 и 1947 годов бывший узник нацистских лагерей Людвиг Шульце-Ибург установил на месте исчезнувшего памятника временные картонные реконструкции. Эти временные реконструкции представляли собой очень упрощенные версии оригинального памятника с меньшим количеством консольных элементов, и вскоре после этого их, конечно же, удалили. [ 5 ]
В 1974 году – в рамках «плана по переустройству памятников рабочего движения» – правительство ГДР решило установить памятник Эрнсту Тельману – историческому лидеру КПГ двадцатых годов, впоследствии ставшему убит нацистами в концентрационном лагере Бухенвальда. Проектировать его было поручено архитектору Гюнтеру Стану. В документе содержится призыв к реконструкции либо исчезнувшей «Бауакадемии» (строительной академии) Шинкеля, либо оригинального памятника Ноябрьской революции, интегрированного со статуей Эрнста Тельмана. Такая планировка была намеком на историческую картину, где Эрнст Тельман изображен выступающим перед толпой перед могилами Либкнехта и Люксембург с памятником позади. Этот ансамбль должен был быть объединен памятником лидерам СЕПГ Пику и Отто Гротеволям , который должен был быть установлен перед зданием ЦК партии. [ 6 ]

В 1979 году был одобрен проект «социального центра» в берлинском районе Пренцлауэр Берг. Его пришлось возвести на месте бывшего газометра на углу Димитрофштрассе и Грайфсвальдштрассе. Его нужно было объединить с резиденцией местного столичного района и многофункциональным залом. Также в этом случае за проектирование отвечало бюро Stahn. Сам Стан предложил установить памятник посреди парка. Его нужно было разместить в центре мощеной площади. Контраст между горизонтальностью площади и памятника должен был усилить визуальное воздействие последнего, что явно напоминало Новую национальную галерею Миса в Западном Берлине. Однако политики СЕПГ решили радикально изменить задачу и вместо этого установить памятник Тельману. [ 7 ]
До сих пор существующий «памятник памятнику» представляет собой небольшой памятный артефакт, возведенный в мае 1983 года по спонтанной самофинансируемой инициативе архитектора Гюнтера Стана и скульптора Герхарда Тиме с целью обозначить точное место, где когда-то стоял памятник Миса. Первоначальная идея построить точную копию оригинального памятника фактически была отвергнута руководством кладбища из-за его чрезмерных размеров. [ 8 ]
Память о памятнике жива и в Западной Германии . По случаю 50-летия Карла Либкнехта и Розы Люксембург (15 января 1969 г.) студенты-архитекторы и молодые архитекторы группы «Актион 507 Диагностика» решили восстановить памятник в Западном Берлине в сотрудничестве с членами «Люксембург-Либкнехт». -Gesellschaft» (Люксембургское общество Либкнехта). Это произошло почти одновременно с открытием Новой национальной галереи Миса (Новой национальной галереи) также в Берлине. В ноябре 1968 года Люксембургское общество Либкнехта подал заявку на разрешение на строительство в районе Берлин-Тиргартен, но через несколько дней эта просьба была отклонена. Несмотря на это, активисты решили устроить символическую закладку фундамента, которая состоялась перед отелем «Эден» 15 января 1969 года. Через несколько дней его убрала полиция. [ 9 ]
Текущие дебаты
[ редактировать ]В 2003 году архитектор Ульрих Финдайзен из Кельна предложил восстановить памятник за счет частного финансирования. За этим предложением последовала оживленная дискуссия по этому вопросу. Это привело к публичному обсуждению, которое состоялось в следующем году в бывшем доме Лемке, доме, который был спроектирован Мисом в берлинском районе Берлин-Оберзее в 1932 году и сегодня является местом расположения культурной ассоциации под названием «Мис ван дер Роэ Хаус». Однако предложение Финдейзена встретило решительное сопротивление большинства историков и критиков. Пробелы в информации относительно формы и конструктивных особенностей первоначального памятника, сомнения в легитимности возможной реконструкции с точки зрения современных теорий сохранения наследия и деликатный вопрос о значении такого здания в наши дни были отмечены как основные критические вопросы. факторы в этом смысле. Администрация района Берлин-Лихтенберг, отвечающая за место, где когда-то стоял памятник, была настроена особенно скептически. Несмотря на общий скептицизм, многие ученые заявили, что было бы интересно создать на этом историческом месте какую-то художественную инсталляцию. [ 10 ] Однако в июне 2019 года Вита Ноак, директор Дома Миса ван дер Роэ, высказалась за реконструкцию памятника. Район Берлин-Лихтенберг не только обогатится с точки зрения туристических достопримечательностей, но и получит место, где можно будет разобраться со своей непростой историей. «Хорошим временем будет празднование 100-летия открытия памятника», — сказал он. Ноак. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Дар на памятнике Ноябрьской революции l
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоффманн, Иоахим (2001). Берлин-Фридрихсфельде. Немецкое национальное кладбище . Берлин: Новый Берлин. п. 22.
- ^ Шульце, Франц (1986). Мис ван дер Роэ. Жизнь и творчество . Эрнст и сын. п. 339.
- ^ Фурмайстер, Кристиан (2001). Бетон, клинкер, гранит: Иконография материала . Берлин: Строительство издательства. п. 140.
- ^ Фурмайстер, Кристиан (2001). Бетон, клинкер, гранит: Иконография материала . Берлин: Строительство издательства. п. 186.
- ^ «Памятник культовый». Журнал Mies House . № 1: 56.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Файст, Гиллен, Гюнтер, Экхардт (1996). Художественная документация СБЗ/ГДР 1945-1990 гг . Кёльн: Дюмон. п. 336.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Файст, Гиллен, Гюнтер, Экхардт (1996). Художественная документация СБЗ/ГДР 1945-1990 гг . Кёльн: Дюмон. п. 338.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Контурси, Андреа (2018). Мис ван дер Роэ о Ноябрьской революции в Берлине- Лихтенберге Бари: Книги Илиоса. п. 76.
- ^ «Тупая звезда». Дер Шпигель (выпуск 39/1968): 193.
- ^ «Памятник культовый». Журнал Mies House . № 1: 49.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Моргенштерн, Томас (2019). «Памятник и архитектурная икона». Новая Германия .