Окно доброго самаритянина Шартрского собора
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2020 г. ) |
Окно доброго самаритянина расположено в южном нефе собора Парижской Богоматери в Шартре , Франция.
Торговые окна
[ редактировать ]Торговые окна впервые появились в соборах Шартра и Буржа между 1200 и 1210 годами. 176 окон Шартра представляют 125 изображений торговцев, занимающихся двадцатью пятью различными профессиями, производящими, транспортирующими и продающими свою продукцию в сорока двух окнах. [3] Энн Харрис предполагает, что торговые витрины в Шартре — это попытка противостоять все более насущной проблеме, которую развивающаяся городская экономика представляет для образа жизни церкви и ее понимания мира. [4]
Добрые самаритянские окна
[ редактировать ]Притча о добром самаритянине (Луки 10:30-37) [5] дополненный серией типологий Ветхого и Нового Завета, он стал популярной темой для программ остекления соборов в тринадцатом веке. [6] Три окна французского собора, изготовленные между 1200 и 1215 годами, функционируют таким образом: Санс ( ок . 1200), Шартр (1205/1215), [7] и Бурж ( ок. 1215 г.). [8] Типология доброго самаритянина из Книги Бытия также находится в окне Кентерберийского собора. [9]
Изображения окон «Добрый самаритянин» в Бурже, Шартре и Сансе предоставлены «Корпусом средневекового повествовательного искусства», архивом фотографий средневекового повествовательного искусства в высоком разрешении , в котором основное внимание уделяется французским витражам 13-го века. Авторские права на них принадлежат доктору Стюарту Уайтингу и доступны для законных академических целей. [10]
В одном из окон великого Шартрского собора история сотворения и падения человека переплетается с повествованием о Добром Самаритянине. Это любопытное сопоставление отражает проницательность проповедников и учителей ранней Церкви. Несчастный человек в притче Иисуса, идущий из Иерусалима в Иерихон, представляет род человеческий, отпавший от славы небесного города до деградации города греха. Подстерегенный грабителями и оставленный полуживым, он символизирует все человечество, лишенное достоинства и оказавшееся неспособным спастись. Мимо проходят священник и левит, но ничего не делают, чтобы помочь раненому. Это ярко демонстрирует неспособность закона и религиозных ритуалов самих по себе спасти нас от греха. Наконец ненавистный самаритянин, полукровка, останавливается и, движимый жалостью, выливает вино и масло на язвы страдальца. Он символизирует Иисуса, бога и человека, который применяет бальзам таинств — вино Евхаристии и елей крещения, конфирмации и помазания больных — к ранам греха. больная душа. Затем самаритянин приводит бедняка в гостиницу и предлагает оплатить его лечение. Слово «искупление» буквально означает «выкупить», «оплатить». Неся бремя наших грехов на кресте, Иисус заплатил наш долг и выкупил нас. Эта притча об Иисусе – нечто большее, чем просто рассказ о морали. Это автопортрет самого Искупителя. ---- Отец Роберт Бэррон.
Шартр
[ редактировать ]Окно «Добрый самаритянин» собора Парижской Богоматери в Шартре расположено в южном приделе нефа (№ 44, см. план этажа). Книга предназначена для чтения снизу вверх и представляет собой двадцать четыре отдельные, но взаимосвязанные панели. В окне представлены три группы медальонов (четырехлистники), поддерживаемые полукластерным горизонтальным основанием и перемежающиеся двумя боковыми группами полумедальонов.
- Панели 1–3 — это «фирменные панели» с изображением сапожников.
- На панелях 4–12 представлена притча о добром самаритянине.
- На панелях 13–23 представлен материал из книги Бытия.
- Панель 24 представляет Христа в величии.
Фирменные панели: Сапожники
[ редактировать ]Основание получетырехлистника состоит из трех фирменных панелей (Панели 1–3), на которых изображены дарители окна — сапожники. Кордоньеры . (сапожники) имели свои магазины на улице Пти-Кордоннери, в нескольких шагах от южных порталов трансепта [12] (Сапожники также подарили окно «Смерть Богородицы» ). [12] На панелях 1 и 2 они изображены за работой по резке кожи и изготовлению веревочных подошв.
На панели 3 представлена группа из семи человек, представляющих стилизованное окно; на панели написано «sutores o[btulerunt?]» («сапожники предлагают?»). Отмечается, что у сапожников был хозяин в 1210 году; возможно, ведущая фигура, одетая в зеленое и красно-коричневое платье, представляет этот мастер. [13] Некоторые фигуры смотрят на окно, другие смотрят на панель 4, где Иисус рассказывает притчу о добром самарянине двум фарисеям. В верхней правой руке на панели 3 изображена рука с указательным пальцем ( dextera domini ). [14] выступая из листвы(?), видимо, благословляя работу и окно сапожников.
Притча о добром самаритянине (Луки 10:25-37)
[ редактировать ]На панелях 5–12 представлена притча о добром самаритянине; им предшествует Христос, рассказывающий притчу двум фарисеям, спросившим: «Кто мой ближний?» Один из фарисеев носит юденхут или пиллеус корнутус — конусообразную остроконечную шляпу, которую носили евреи в средневековой Европе и некоторых странах исламского мира. Иисус сидит, подняв правую руку, а в левой держит книгу, возможно, книгу Евангелия (панель 4). Затем следуют панели-притчи: Путешественник, описанный в окне как перегринус или паломник, покидает Иерусалим (см. красную окраску внутренней части ворот (Рисунок 5), грабители срывают с него одежду, избивают и оставляют полумертвым на дороге. Сначала Проходят священник, а затем левит, но оба избегают этого человека. Наконец, самаритянин приходит на помощь путнику и заботится о нем, пока он не вернется.
Материалы Бытия (Бытие 2-4)
[ редактировать ]Истории из Бытия 2–4 представлены на следующих одиннадцати панелях, начиная с Рая и творений Адама и Евы, искушения и грехопадения, а также плодов грехопадения (изгнание из Эдема, каторжный труд и убийство) (Снимки 13). -23). Панель 14 (также обсуждаемая ниже) является центральной панелью всего окна: Адам, находящийся в центре Творения, помещен в центр середины второй группы медальонов. На панели 21 мы видим, как Адам копается, а Ева прядет. Было высказано предположение, что Адам как сатор (сеятель или плантатор) — это игра слов, обозначающая сапожника, sutor , и что прялка Евы перекликается с шилом сапожника. Панель 23 завершает повествование Бытия убийством Авеля его братом Каином и, возможно, является отголоском того, как добрые самаритяне-грабители избивали паломника. [16]
Христос в величии
[ редактировать ]Венчающая панель представляет Христа в величии, восседающего на радуге, с поклоняющимися ангелами по обе стороны. Господь держит в своей руке то, что кажется либо сферой, либо буханкой хлеба - последний обычно не является частью иконографии Maiestas Domini. [17] (Панель 24). Но если этот круглый и коричневый предмет — хлеб, его использование в образе может означать, что сам Христос является «припасами для путешествия» — viaticum . Панель 14, изображающая Адама в прелапсарии, перекликается с панелью 24: Адам сидит на листе или ветке одного из двух деревьев; изгибы деревьев напоминают мандорлу, типичную для иконографии Maiestas Domini . Он протягивает правую руку в жесте власти и держит шар в левой. [18]
Тема: Паломничество
[ редактировать ]Паломничество, очевидно, является доминирующим мотивом окна «Добрый самаритянин». Хорошая обувь, например та, что предоставляют шартрские сапожники (рис. 1–3), и еда в дорогу (если действительно хлеб — это то, что показано на рис. 24) — это предметы первой необходимости для успешного завершения путешествия. Окно затем воспроизводит в наглядной форме аллегорические интерпретации притчи о добром самаритянине таких богословов, как Ириней, Климент Александрийский, Ориген, Августин, Григорий Великий, Беда и других, которые видели в объединенных повествованиях аллегорию человечества ( путник), который, поврежденный при падении и лишенный своего божественного подобия (так же, как был избит и ограблен путник), не может получить истинного спасения не от Ветхого Закона (священника и левита), а только от Христа (самарянина, кто вернется) и Церковь (гостиница, которая оказывает помощь до тех пор, пока самаритянин не вернется). Тропологическим завершением объединенных повествований является признание зрителем необходимости стремиться к восстановлению поврежденного при грехопадении подобия Божия, центральным средством которого является практика благотворительности. [19]
Человек, покидающий Иерусалим, — это Адам, и он символизирует падшее человечество, покидающее Рай (обратите внимание на общий мотив красной двери [на панелях 5 и на панелях 20]). Воры, которые раздели и избили его, представляют собой дьявола и другие враждебные силы, которые нападают на падшее человечество и оставляют его «полумертвым» из-за греха. Священник и левит символизируют старое устроение и его неспособность обеспечить спасение. Самаритянин — это Иисус, который спасает падшее человечество от греха, приводит его в «гостиницу» Церкви и обещает снова вернуться». Панель 24, как упоминалось выше, показывает нам Христа в Величестве, который вернется, чтобы судить живые и мертвые; хлеб, который Христос держит в Своих руках, может представлять собой Евхаристию, которую Христос дал нам как залог будущей славы. [19]
Окно доброго самаритянина
[ редактировать ]Панели окон Шартрского собора «Сотворение мира» и «Добрый самаритянин» содержат 24 витража. На пластинах с первой по третью изображены сапожники, создатели окна. Панели с четвертой по двенадцатую снизу вверх изображают «Историю доброго самаритянина», а остальные панели — с тринадцатой по двадцать четыре — изображают «Историю творения». Таковы темы плоскостей, изображающих историю Доброго Самаритянина:
1 - Панель для подписи (сапожник режет кожу)
2 - Табличка для подписи (сапожники, изготавливающие кордовые подошвы)
3 - Подписная панель (пожертвование окна)
4 - Христос рассказывает притчу паре фарисеев
5 - Паломник покидает Иерусалим
6 - Бандит готовится напасть на паломника
7 - Паломника избивают, грабят и раздели
8. Священник и левит видят раненого, но проходят мимо.
9 - Самаритянин перевязывает раны раненому.
10 - Самаритянин ведет пилигрима в гостиницу (левая панель из двух)
11 - Трактирщик приветствует самаритянина (правая часть пары)
12 - В гостинице самаритянин вылечивает раненого.
Таковы темы планов, изображающих историю Творения из Книги Бытия: Глава 2, ст. 7, 15-17, 20-22; Глава 3, ст. 1–10, 16–18, 21–24; Глава 4, стихи 1-8:
13 - Бог вдохнул жизнь в Адама
14 - Адам, обитающий в раю
15 - Бог создает Еву из ребра Адама
16 - Бог предостерегает Адама и Еву не есть от дерева познания
17 - Адам и Ева беседуют под деревом познания
18 - Искушенная змеем, Ева вкусит запретный плод
19 - Бог находит Адама и Еву, скрывающих свою наготу
20 - Ангел изгоняет Адама и Еву из рая.
21 — Труд в пустыне; Адам копает, а Ева прядет
22 - Бог наставляет Адама и Еву, как жить в пустыне
23 - Каин убивает своего брата Авеля серпом
24 - Христос в величии, восседающий на радуге
Христос в величии
[ редактировать ]Панель двадцать четвертая, образ Христа в величии , изображает Христа во славе.
См. также
[ редактировать ]- Шартрский собор
- Притча о добром самаритянине
- (на французском языке) Витражи Шартра
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Голова фигуры слева — более поздний ремонт.
- ^ «Витраж Шартрского собора - залив 44 (Добрый самаритянин), панель 04» . сайт Medievalart.org.uk . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Джейн В. (1993). Хлеб, вино и деньги . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ Энн Ф. Харрис, «Витраж как вещь: Хайдеггер, панели сапожника, коммерческая и духовная экономика Шартрского собора в тринадцатом веке», « Различные взгляды: журнал новых взглядов на средневековое искусство 1» (сентябрь 2008 г.) http:// Differentvisions.org/issue1PDFs/Harris.pdf, по состоянию на 31 декабря 2015 г. Несколько подробных изображений из раздела окна «Бытие» воспроизведены в книге Нэнси Хониккер, «Bleu de Chartres», FMR 34: (2009): 109–28.
- ↑ В притче рассказывается, как человек, направлявшийся из Иерусалима в Иерихон, подвергся нападению на дороге и был брошен умирать. Проходивший мимо священник и левит проигнорировали его, но презираемый самаритянин нашел его, перевязал раны и отвез на постоялый двор, пообещав заплатить хозяину за его пребывание.
- ^ Кристофер Г. Хьюз, «Искусство и толкование», в книге «Спутник средневекового искусства» , Конрад Рудольф, изд. (Малден, Массачусетс; Оксфорд: Блэквелл, 2006), 173–92, 185, 186.
- ^ «Шартр», Словарь средневекового искусства и архитектуры Grove , под редакцией Колума Хурихана, 5 томов. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2012) 2: 29–37 в 37 лет.
- ^ Окна из Санса и Буржа представлены в книге Хьюза «Искусство и экзегеза», 185–186, а также в книге Эмиля Маля « Религиозное искусство 13 века во Франции: исследование иконографии Средневековья и ее источников вдохновения». , 2-е изд. (Париж: Библиотека Арманд Колен, 1925), 197–99. См. также Джудит А. Кидд, «За изображением». Понимание Ветхого Завета в средневековом искусстве (Оксфорд: Питер Лэнг, 2014).
- ^ Колетт и Жан-Поль Дерембль, Vitraux de Chartres (Париж: Éditions Zodiaque, 2003), 186.
- ^ «Корпус средневекового повествовательного искусства» . сайт Medievalart.org.uk . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бытие202 NRSV — Библейские ворота» . www.biblegateway.com . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Жан Виллет, Путеводитель по витражам Шартра (Ренн: Западная Франция, 1987), 114.
- ^ Джейн Уэлч Уилсон, Хлеб, вино и деньги: Торговые окна Шартрского собора (Чикаго: University of Chicago Press, 1993), 11.
- ^ Питер и Линда Мюррей, Оксфордский справочник христианского искусства и архитектуры (Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996), sv «Dextera Domini», стр. 136.
- ^ «Витраж Шартрского собора - залив 44 (Добрый самаритянин), панель 16» . сайт Medievalart.org.uk . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Дерембл, Витраж , 189.
- ^ Мюррей, The Oxford Companion sv "Maiestas Domini", стр. 295-96.
- ^ Дерембл, Витраж , 186.
- ^ Перейти обратно: а б Конрад Рудольф, «Окно параболического дискурса и Кентерберийский поворот: социальные изменения и утверждение элитного статуса в Кентерберийском соборе», Oxford Art Journal 38 (июль 2015 г.)
- ^ «Витраж Шартрского собора - залив 44 (Добрый самаритянин), панель 24» . сайт Medievalart.org.uk . Проверено 17 декабря 2015 г.