Jump to content

Окно доброго самаритянина Шартрского собора

Название: ПАРИЗЕЙ. Здесь Христос отвечает на вопрос фарисея «А кто Мой ближний» по луканской притче о добром самаритянине. [1] [2]

Окно доброго самаритянина расположено в южном нефе собора Парижской Богоматери в Шартре , Франция.

Торговые окна

[ редактировать ]
Окно «Добрый самаритянин» расположено на южной стене нефа (пролет 44).

Торговые окна впервые появились в соборах Шартра и Буржа между 1200 и 1210 годами. 176 окон Шартра представляют 125 изображений торговцев, занимающихся двадцатью пятью различными профессиями, производящими, транспортирующими и продающими свою продукцию в сорока двух окнах. [3] Энн Харрис предполагает, что торговые витрины в Шартре — это попытка противостоять все более насущной проблеме, которую развивающаяся городская экономика представляет для образа жизни церкви и ее понимания мира. [4]

Добрые самаритянские окна

[ редактировать ]

Притча о добром самаритянине (Луки 10:30-37) [5] дополненный серией типологий Ветхого и Нового Завета, он стал популярной темой для программ остекления соборов в тринадцатом веке. [6] Три окна французского собора, изготовленные между 1200 и 1215 годами, функционируют таким образом: Санс ( ок . 1200), Шартр (1205/1215), [7] и Бурж ( ок. 1215 г.). [8] Типология доброго самаритянина из Книги Бытия также находится в окне Кентерберийского собора. [9]

Изображения окон «Добрый самаритянин» в Бурже, Шартре и Сансе предоставлены «Корпусом средневекового повествовательного искусства», архивом фотографий средневекового повествовательного искусства в высоком разрешении , в котором основное внимание уделяется французским витражам 13-го века. Авторские права на них принадлежат доктору Стюарту Уайтингу и доступны для законных академических целей. [10]

В одном из окон великого Шартрского собора история сотворения и падения человека переплетается с повествованием о Добром Самаритянине. Это любопытное сопоставление отражает проницательность проповедников и учителей ранней Церкви. Несчастный человек в притче Иисуса, идущий из Иерусалима в Иерихон, представляет род человеческий, отпавший от славы небесного города до деградации города греха. Подстерегенный грабителями и оставленный полуживым, он символизирует все человечество, лишенное достоинства и оказавшееся неспособным спастись. Мимо проходят священник и левит, но ничего не делают, чтобы помочь раненому. Это ярко демонстрирует неспособность закона и религиозных ритуалов самих по себе спасти нас от греха. Наконец ненавистный самаритянин, полукровка, останавливается и, движимый жалостью, выливает вино и масло на язвы страдальца. Он символизирует Иисуса, бога и человека, который применяет бальзам таинств — вино Евхаристии и елей крещения, конфирмации и помазания больных — к ранам греха. больная душа. Затем самаритянин приводит бедняка в гостиницу и предлагает оплатить его лечение. Слово «искупление» буквально означает «выкупить», «оплатить». Неся бремя наших грехов на кресте, Иисус заплатил наш долг и выкупил нас. Эта притча об Иисусе – нечто большее, чем просто рассказ о морали. Это автопортрет самого Искупителя. ---- Отец Роберт Бэррон.

Панель 12. В гостинице самаритянин вылечивает раненого. [11]

Окно «Добрый самаритянин» собора Парижской Богоматери в Шартре расположено в южном приделе нефа (№ 44, см. план этажа). Книга предназначена для чтения снизу вверх и представляет собой двадцать четыре отдельные, но взаимосвязанные панели. В окне представлены три группы медальонов (четырехлистники), поддерживаемые полукластерным горизонтальным основанием и перемежающиеся двумя боковыми группами полумедальонов.

  • Панели 1–3 — это «фирменные панели» с изображением сапожников.
  • На панелях 4–12 представлена ​​притча о добром самаритянине.
  • На панелях 13–23 представлен материал из книги Бытия.
  • Панель 24 представляет Христа в величии.

Фирменные панели: Сапожники

[ редактировать ]

Основание получетырехлистника состоит из трех фирменных панелей (Панели 1–3), на которых изображены дарители окна — сапожники. Кордоньеры . (сапожники) имели свои магазины на улице Пти-Кордоннери, в нескольких шагах от южных порталов трансепта [12] (Сапожники также подарили окно «Смерть Богородицы» ). [12] На панелях 1 и 2 они изображены за работой по резке кожи и изготовлению веревочных подошв.

На панели 3 представлена ​​группа из семи человек, представляющих стилизованное окно; на панели написано «sutores o[btulerunt?]» («сапожники предлагают?»). Отмечается, что у сапожников был хозяин в 1210 году; возможно, ведущая фигура, одетая в зеленое и красно-коричневое платье, представляет этот мастер. [13] Некоторые фигуры смотрят на окно, другие смотрят на панель 4, где Иисус рассказывает притчу о добром самарянине двум фарисеям. В верхней правой руке на панели 3 изображена рука с указательным пальцем ( dextera domini ). [14] выступая из листвы(?), видимо, благословляя работу и окно сапожников.

«Панорама 16. Бог предостерегает Адама и Еву не есть от дерева познания» [15]

Притча о добром самаритянине (Луки 10:25-37)

[ редактировать ]

На панелях 5–12 представлена ​​притча о добром самаритянине; им предшествует Христос, рассказывающий притчу двум фарисеям, спросившим: «Кто мой ближний?» Один из фарисеев носит юденхут или пиллеус корнутус — конусообразную остроконечную шляпу, которую носили евреи в средневековой Европе и некоторых странах исламского мира. Иисус сидит, подняв правую руку, а в левой держит книгу, возможно, книгу Евангелия (панель 4). Затем следуют панели-притчи: Путешественник, описанный в окне как перегринус или паломник, покидает Иерусалим (см. красную окраску внутренней части ворот (Рисунок 5), грабители срывают с него одежду, избивают и оставляют полумертвым на дороге. Сначала Проходят священник, а затем левит, но оба избегают этого человека. Наконец, самаритянин приходит на помощь путнику и заботится о нем, пока он не вернется.

Материалы Бытия (Бытие 2-4)

[ редактировать ]

Истории из Бытия 2–4 представлены на следующих одиннадцати панелях, начиная с Рая и творений Адама и Евы, искушения и грехопадения, а также плодов грехопадения (изгнание из Эдема, каторжный труд и убийство) (Снимки 13). -23). Панель 14 (также обсуждаемая ниже) является центральной панелью всего окна: Адам, находящийся в центре Творения, помещен в центр середины второй группы медальонов. На панели 21 мы видим, как Адам копается, а Ева прядет. Было высказано предположение, что Адам как сатор (сеятель или плантатор) — это игра слов, обозначающая сапожника, sutor , и что прялка Евы перекликается с шилом сапожника. Панель 23 завершает повествование Бытия убийством Авеля его братом Каином и, возможно, является отголоском того, как добрые самаритяне-грабители избивали паломника. [16]

Христос в величии

[ редактировать ]

Венчающая панель представляет Христа в величии, восседающего на радуге, с поклоняющимися ангелами по обе стороны. Господь держит в своей руке то, что кажется либо сферой, либо буханкой хлеба - последний обычно не является частью иконографии Maiestas Domini. [17] (Панель 24). Но если этот круглый и коричневый предмет — хлеб, его использование в образе может означать, что сам Христос является «припасами для путешествия» — viaticum . Панель 14, изображающая Адама в прелапсарии, перекликается с панелью 24: Адам сидит на листе или ветке одного из двух деревьев; изгибы деревьев напоминают мандорлу, типичную для иконографии Maiestas Domini . Он протягивает правую руку в жесте власти и держит шар в левой. [18]

Тема: Паломничество

[ редактировать ]

Паломничество, очевидно, является доминирующим мотивом окна «Добрый самаритянин». Хорошая обувь, например та, что предоставляют шартрские сапожники (рис. 1–3), и еда в дорогу (если действительно хлеб — это то, что показано на рис. 24) — это предметы первой необходимости для успешного завершения путешествия. Окно затем воспроизводит в наглядной форме аллегорические интерпретации притчи о добром самаритянине таких богословов, как Ириней, Климент Александрийский, Ориген, Августин, Григорий Великий, Беда и других, которые видели в объединенных повествованиях аллегорию человечества ( путник), который, поврежденный при падении и лишенный своего божественного подобия (так же, как был избит и ограблен путник), не может получить истинного спасения не от Ветхого Закона (священника и левита), а только от Христа (самарянина, кто вернется) и Церковь (гостиница, которая оказывает помощь до тех пор, пока самаритянин не вернется). Тропологическим завершением объединенных повествований является признание зрителем необходимости стремиться к восстановлению поврежденного при грехопадении подобия Божия, центральным средством которого является практика благотворительности. [19]

Человек, покидающий Иерусалим, — это Адам, и он символизирует падшее человечество, покидающее Рай (обратите внимание на общий мотив красной двери [на панелях 5 и на панелях 20]). Воры, которые раздели и избили его, представляют собой дьявола и другие враждебные силы, которые нападают на падшее человечество и оставляют его «полумертвым» из-за греха. Священник и левит символизируют старое устроение и его неспособность обеспечить спасение. Самаритянин — это Иисус, который спасает падшее человечество от греха, приводит его в «гостиницу» Церкви и обещает снова вернуться». Панель 24, как упоминалось выше, показывает нам Христа в Величестве, который вернется, чтобы судить живые и мертвые; хлеб, который Христос держит в Своих руках, может представлять собой Евхаристию, которую Христос дал нам как залог будущей славы. [19]

Окно доброго самаритянина

[ редактировать ]

[3]

Сопоставьте изображение окна «Добрый самаритянин» в разделе «Повествование» и ключ к разделу «Торговые панели». [1]
Полная версия «Доброго самаритянина и Окна творения», «подаренная Гильдией сапожников». [11] Три раздела состоят из рассказов о добром самаритянине из притчи Иисуса о Луке, а также о сотворении и падении библейской книги Бытия.

Панели окон Шартрского собора «Сотворение мира» и «Добрый самаритянин» содержат 24 витража. На пластинах с первой по третью изображены сапожники, создатели окна. Панели с четвертой по двенадцатую снизу вверх изображают «Историю доброго самаритянина», а остальные панели — с тринадцатой по двадцать четыре — изображают «Историю творения». Таковы темы плоскостей, изображающих историю Доброго Самаритянина:

1 - Панель для подписи (сапожник режет кожу)

2 - Табличка для подписи (сапожники, изготавливающие кордовые подошвы)

3 - Подписная панель (пожертвование окна)

4 - Христос рассказывает притчу паре фарисеев

5 - Паломник покидает Иерусалим

6 - Бандит готовится напасть на паломника

7 - Паломника избивают, грабят и раздели

8. Священник и левит видят раненого, но проходят мимо.

9 - Самаритянин перевязывает раны раненому.

10 - Самаритянин ведет пилигрима в гостиницу (левая панель из двух)

11 - Трактирщик приветствует самаритянина (правая часть пары)

12 - В гостинице самаритянин вылечивает раненого.

Таковы темы планов, изображающих историю Творения из Книги Бытия: Глава 2, ст. 7, 15-17, 20-22; Глава 3, ст. 1–10, 16–18, 21–24; Глава 4, стихи 1-8:

13 - Бог вдохнул жизнь в Адама

14 - Адам, обитающий в раю

15 - Бог создает Еву из ребра Адама

16 - Бог предостерегает Адама и Еву не есть от дерева познания

17 - Адам и Ева беседуют под деревом познания

18 - Искушенная змеем, Ева вкусит запретный плод

19 - Бог находит Адама и Еву, скрывающих свою наготу

20 - Ангел изгоняет Адама и Еву из рая.

21 — Труд в пустыне; Адам копает, а Ева прядет

22 - Бог наставляет Адама и Еву, как жить в пустыне

23 - Каин убивает своего брата Авеля серпом

24 - Христос в величии, восседающий на радуге

Христос в величии

[ редактировать ]

Панель двадцать четвертая, образ Христа в величии , изображает Христа во славе.

«Христос в величии, держащий державу, восседающий на радуге, в окружении поклоняющихся ангелов» [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. Голова фигуры слева — более поздний ремонт.
  2. ^ «Витраж Шартрского собора - залив 44 (Добрый самаритянин), панель 04» . сайт Medievalart.org.uk . Проверено 4 ноября 2015 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Джейн В. (1993). Хлеб, вино и деньги . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  4. ^ Энн Ф. Харрис, «Витраж как вещь: Хайдеггер, панели сапожника, коммерческая и духовная экономика Шартрского собора в тринадцатом веке», « Различные взгляды: журнал новых взглядов на средневековое искусство 1» (сентябрь 2008 г.) http:// Differentvisions.org/issue1PDFs/Harris.pdf, по состоянию на 31 декабря 2015 г. Несколько подробных изображений из раздела окна «Бытие» воспроизведены в книге Нэнси Хониккер, «Bleu de Chartres», FMR 34: (2009): 109–28.
  5. В притче рассказывается, как человек, направлявшийся из Иерусалима в Иерихон, подвергся нападению на дороге и был брошен умирать. Проходивший мимо священник и левит проигнорировали его, но презираемый самаритянин нашел его, перевязал раны и отвез на постоялый двор, пообещав заплатить хозяину за его пребывание.
  6. ^ Кристофер Г. Хьюз, «Искусство и толкование», в книге «Спутник средневекового искусства» , Конрад Рудольф, изд. (Малден, Массачусетс; Оксфорд: Блэквелл, 2006), 173–92, 185, 186.
  7. ^ «Шартр», Словарь средневекового искусства и архитектуры Grove , под редакцией Колума Хурихана, 5 томов. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2012) 2: 29–37 в 37 лет.
  8. ^ Окна из Санса и Буржа представлены в книге Хьюза «Искусство и экзегеза», 185–186, а также в книге Эмиля Маля « Религиозное искусство 13 века во Франции: исследование иконографии Средневековья и ее источников вдохновения». , 2-е изд. (Париж: Библиотека Арманд Колен, 1925), 197–99. См. также Джудит А. Кидд, «За изображением». Понимание Ветхого Завета в средневековом искусстве (Оксфорд: Питер Лэнг, 2014).
  9. ^ Колетт и Жан-Поль Дерембль, Vitraux de Chartres (Париж: Éditions Zodiaque, 2003), 186.
  10. ^ «Корпус средневекового повествовательного искусства» . сайт Medievalart.org.uk . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 8 мая 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Бытие202 NRSV — Библейские ворота» . www.biblegateway.com . Проверено 4 ноября 2015 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Жан Виллет, Путеводитель по витражам Шартра (Ренн: Западная Франция, 1987), 114.
  13. ^ Джейн Уэлч Уилсон, Хлеб, вино и деньги: Торговые окна Шартрского собора (Чикаго: University of Chicago Press, 1993), 11.
  14. ^ Питер и Линда Мюррей, Оксфордский справочник христианского искусства и архитектуры (Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996), sv «Dextera Domini», стр. 136.
  15. ^ «Витраж Шартрского собора - залив 44 (Добрый самаритянин), панель 16» . сайт Medievalart.org.uk . Проверено 17 декабря 2015 г.
  16. ^ Дерембл, Витраж , 189.
  17. ^ Мюррей, The Oxford Companion sv "Maiestas Domini", стр. 295-96.
  18. ^ Дерембл, Витраж , 186.
  19. ^ Перейти обратно: а б Конрад Рудольф, «Окно параболического дискурса и Кентерберийский поворот: социальные изменения и утверждение элитного статуса в Кентерберийском соборе», Oxford Art Journal 38 (июль 2015 г.)
  20. ^ «Витраж Шартрского собора - залив 44 (Добрый самаритянин), панель 24» . сайт Medievalart.org.uk . Проверено 17 декабря 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5434978d482d05e75a61b820f40b7961__1708695120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/61/5434978d482d05e75a61b820f40b7961.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Good Samaritan Window, Chartres Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)