Марселино Веспейра
Марселино Маседу Веспейра (Самуко, Алкошете , 9 сентября 1925 — Лиссабон , 22 февраля 2002) — португальский живописец и график. Ведущая фигура сюрреалистического движения в Португалии , Веспейра создал долгую и разнообразную работу. Он возник в середине 1940-х годов в контексте португальского неореализма и достиг высшей точки в сюрреалистических и глубоко личных произведениях, созданных между 1948 и 1952 годами; после этого он прошел через абстракционизм, чтобы в последние десятилетия вернуться к темам и формам своего сюрреалистического периода.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Он прошел курс в Escola de Artes Decorativas Antonio Arroio в Лиссабоне и посещал 1-й курс архитектуры в Школе изящных искусств в Лиссабоне. После этого он начал работать в области графики; пригласил его художник Бернардо Маркес для сотрудничества в журнале Colóquio/Artes, графическим директором которого он стал в 1962 году. [ 1 ]
Оппозиционер крайне правого режима «Нового государства» , в ранний период своего творчества он был связан с неореализмом , создав такие произведения, как Apertado pela Fome (« Ожесточённый голодом ») (1945), с которым он участвовал в 1-м Генеральном Выставка пластических искусств СНБА, 1946 год. Хотя тема неореалистична, в подобных работах «Веспейра уже демонстрирует формальный язык, указывающий на сюрреалистическую атмосферу». [ 2 ] В следующем году он стал одним из основателей Лиссабонской группы сюрреалистов вместе с Антониу Педро , Кандидо Коста Пинто, Фернандо де Азеведо, Марио Чезарини и Хосе-Аугусто Франса и другими. Затем его работы быстро превратились в связный и личный язык. [ 3 ] В 1949 году он участвовал в первой и единственной выставке группы, где были представлены две совместные работы ( Cadavre Exquis ): в одной он работал с Фернандо де Азеведо; в другом, больших размеров, с коллегами-художниками Антониу Педро, Монишем Перейрой, Антониу Домингешем и Фернандо де Азеведо.
Картина Веспейры, отмеченная подчеркнутым эротическим характером, наделенная большой формальной и хроматической чувственностью, использует лексику контрастных, круглых, заостренных форм, которые позволяют ему пересекать метаморфозы женского тела или явные сексуальные аллюзии с отсылками к животному и растительному миру. . По словам Эмилии Феррейры: «В игре тем, вызывающих ритуальные ситуации, мы увидим появление тел женщин с большой круглой грудью, вульвами, стоячими фаллосами, птицами, цветами, рогами…», как на его знаменитых картинах. Parque dos Insultos ( Парк оскорблений ) (1949) или Simumis (1949). [ 4 ]
С середины 1950-х годов его работа снова изменилась. Веспейра стремится к абстракции, сначала в геометрическом стиле, от которого он быстро ушел, затем в лирическом варианте, ближе к жестовому неформальному. Он также начал называть таблицы простой последовательной нумерацией. [ 5 ] Часто преобладает красный цвет, его палитра сгущается; позже, в 1960-е годы, композиция стала более плавной как формально, так и хроматически. По приглашению художника Лино Антониу, своего бывшего учителя, Веспейра преподавал в школе Антониу Арройо, но был вынужден уйти из-за давления со стороны Министерства образования. В следующем десятилетии Веспейра вновь обращается к оригинальной сюрреалистической вселенной (в 1980-е годы он также использует коллаж) в работах, где он возвращается к древним темам и восстанавливает «чувственный взгляд на мир в его знакомом гибридизме», пересекая контуры пейзаж и музыка с линиями женского тела. Некоторое время он был дизайнером журнала об искусстве и литературе Colóquio , Revista de Artes e Letras , издаваемого Фондом Калуста Гюльбенкяна . [ 6 ]
Его долгая история работы в области графики и сопротивления Estado Novo продолжилась после свержения диктатуры 25 апреля 1974 года, что побудило его активно сотрудничать с Движением вооруженных сил . Веспейра был автором известного символа МИД.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Феррейра, Эмилия - «Марселино Веспейра». В: AAVV – Центр современного искусства Хосе де Азередо Пердигао: Маршрут коллекции . Лиссабон, Фонд Галуста Гюльбенкяна, 2004, с. 90 (португальский)
- ^ AAVV – 40-е годы в португальском искусстве , том 1. Лиссабон, Фонд Калуста Гюльбенкяна, 1982, с. 90 (португальский)
- ^ Франса, Хосе-Аугусто, Искусство Португалии в 20 веке . Лиссабон, Ливрария Бертран, 1991, с. 390 (португальский)
- ^ AAVV – 40-е годы в португальском искусстве , том 1. Лиссабон, Фонд Калуста Гюльбенкяна, 1982, с. 90 (португальский)
- ^ Сильва, Ракель Энрикеш да, «Марселино Веспейра». В: AAVV – 50 лет бразильского искусства. Лиссабон, Фонд Калуста Гюльбенкяна, 2007 г. (португальский)
- ^ Феррейра, Эмилия - «Марселино Веспейра». В: AAVV – Центр современного искусства Хосе де Азередо Пердигао: Маршрут коллекции . Лиссабон, Фонд Галуста Гюльбенкяна, 2004, с. 90 (Португальский)