Курт Флекенштейн
![]() |



Курт Флекенштейн (родился 5 декабря 1949 г.) - немецкий художник/скульптор, связанный с лэнд-артом, минималистским искусством и искусством инсталляции. [ 1 ] Флекенштейн родился в Хеддесхайме недалеко от Мангейма в земле Баден-Вюртемберг . Его ранняя карьера в области ландшафтной архитектуры, регионального планирования и садоводческого искусства привела к созданию нескольких архитектурных студий в Германии, Австрии и Польше. С 2003 года работает художником-фрилансером, специализируясь на пространственных объектах и инсталляциях в выставочных центрах и общественных открытых пространствах. Его провокационная форма искусства призвана очаровывать, раздражать и заставлять зрителя подвергать сомнению и сравнивать «идеализм с реализмом» по основным социальным, культурным, экономическим и экологическим проблемам. Сейчас Флекенштейн делит свою домашнюю и рабочую жизнь между Мангеймом, Германия, и Вроцлавом, Польша.
Исследования
[ редактировать ]Курт Флекенштейн первоначально получил степень магистра ландшафтной архитектуры с особым упором на историю искусств в Университете прикладных наук в Вайенштефане. Затем последовали исследования в области регионального планирования в Университете Карлсруэ по специальности «Экологическое пространство и ландшафт», а затем получение докторской степени по политологии в Университете Кайзерслаутерна, что позволило Флекенштейну профессионально связать изучаемые научные дисциплины.
Политическая деятельность
[ редактировать ]В восьмидесятые годы он был политически активен в качестве члена Ассоциации регионального планирования Нижнего Неккара, соучредителя местной партии зеленых и был местным членом совета графства округа Рейн-Неккар в Баден-Вюртемберге.
Исследования и планирование
[ редактировать ]Как лауреат научных премий [ 2 ] Федеральным правительством и Фондом Университета Карлсруэ/Спаркассе в 1980/1981 году Флекенштейн начал период интенсивной научной деятельности, кульминацией которой стало более 80 публикаций в книгах и отраслевых журналах. [ 3 ] Его основной областью исследований было влияние крупномасштабных инфраструктурных проектов на окружающую среду и ландшафтное планирование. В результате его исследований многие текущие методы планирования были приняты в области интеграции инфраструктурных маршрутов и горнодобывающих предприятий в современный ландшафт. В начале 1990-х годов, когда были открыты границы Восточной Европы, он открыл офисы в Дрездене (бывшая Восточная Германия) и Вроцлаве (Польша). Этот стратегический шаг стал отправной точкой для его будущих трансграничных планов и исследований.
Переход к изобразительному искусству
[ редактировать ]

С точки зрения стороннего наблюдателя, карьера Флекенштейнса, похоже, претерпела серьезные изменения в возрасте 50 лет. Он прекратил свою научную/проектную деятельность и передал свою проектную компанию с офисами в Германии/Польше/Австрии, посвятив всю свою энергию художественной работе. . Однако если присмотреться к его жизни, то можно понять, что новое направление в его творчестве не было «морским изменением» как таковым. Исследования ландшафтного планирования в сочетании со страстью к истории искусства и артистизма отразились в его крупномасштабных коммерческих инсталляциях той эпохи, то есть минималистский акцент - использование полистирола и новых промышленных технологий уже задали курс. Сложность ландшафтного вопроса останется в центре внимания, а последовательная борьба за «современный пейзаж» будет вдохновлена желанием спроектировать пространства и регионы в соответствии с художественными идеалами.
Лэнд-арт объекты
[ редактировать ]На фоне его квалификации в области пейзажа неудивительно, что объекты и инсталляции лэнд-арта составляют важную часть текущих работ Курта Флекенштейна. Его объекты связаны с окружающим пейзажем или городским пейзажем. Возникают сильные столкновения монументальных объектов ржавого цвета, которые контрастируют с зеленым пейзажем и соединяются с природой. В его работах особенно отчетливо выражена игра с гравитацией — когда шарики грозятся скатиться с горки или кубики готовы опрокинуться, — но не падают вниз. В своем искусстве он обращается к минималистским позициям и таким образом находит новые способы борьбы с редукцией, так что произведение искусства является вещью само по себе. «Это то, что есть, не больше и не меньше – оно ничего не символизирует, оно просто присутствует в контексте своего окружения». Примером могут служить городские ворота Вроцлава. [ 4 ] Край города определяется площадью 8 на 8 метров. Одновременно зритель устанавливает визуальный контакт с приближающимся городом. Местоположение и контекст окружения определяют качество объекта. Остальные объекты (фотомонтажи) расположены в практически нетронутых ландшафтах. В этих примерах тематизировано соотношение напряжений между геометрией и чистой природой в ее пространственном взаимодействии.
Инсталляции
[ редактировать ]В соответствии с его социально-критической жизненной философией, геометрические объекты Флекенштейна в форме рельефа дополняются тематическими инсталляциями. В этих объемных работах, которые можно ассоциировать с поп-артом или объектным искусством, актуальные медиа-проблемы рассматриваются критически и провокационно.
Например, в его инсталляции «Фитнес» штанги мутируют в движущиеся части мужского тела. В инсталляции «Шахматы – игра королей» шахматная доска в выставочном зале состоит из черных и красных квадратов, заполненных кровью и нефтью. Флекенштейн также любит использовать в своих инсталляциях промышленные продукты в отчужденном контексте, чтобы привлечь внимание зрителя. В его работе «Последний выход» 100 метров типичных придорожных барьеров были объединены в выставочном зале в криволинейную бесконечную петлю. [ 5 ] По случаю 400-летия основания Мангейма он установил инсталляцию «Полевые цветы» 2 по всему центру города. 400 (1 х 1 м) квадратов растений и цветов, казалось, вырастали из брусчатки и тротуаров города. Площади появлялись случайным образом, но были стратегически расположены среди пешеходного движения и привлекательного воздействия. Его инсталляция «Пронеслись через таможню» у Бранденбургских ворот в Берлине можно назвать перформансом. 100 подростков угрюмо сидели в обычных сумках для переноски, которыми пользовались иммигранты, со связанными руками. Таким художественным способом Феккельштейн хотел привлечь внимание к статусу просителей убежища в Германии. 2009 год характеризовался посткоммунистическими социальными изменениями в России и Украине. Эти мероприятия были тематизированы Флекенштейном выставкой «Свобода» в Музее нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге и выставкой «Посвящение Сергею Эйзенштейну» на Потомкинской лестнице в Одессе. В 2011 году состоялась большая персональная выставка в «Музее современного искусства – Вилла Кроче» в Женеве. «Затерянные в поле зрения» — так называлась выставка, на которой пространственные иллюзии заставляли посетителей не доверять своим визуальным способностям. [ 6 ]
Социально-политически мотивированные инсталляции и проекты в публичном пространстве приобретают все большее значение в его творческой практике. С инсталляциями в Украине и в Музее Kulturspeicher. [ 7 ] он выступает за борьбу за свободу украинского народа. В фильме, показанном на фасаде Центра искусств WRO во Вроцлаве в 2012 году. [ 8 ] - год чемпионата Европы по футболу - он занимался историей Германии. Темой фильма стали преступления, совершенные в «Бабьем Яру» в Киеве. Они были художественно рассмотрены в футбольном матче между обнаженными игроками и игроками в немецкой трико.
Своей инсталляцией «Я верю в Бога» перед Фрауэнкирхе (Церковью Богоматери) в Дрездене в 2015 году он привлек внимание всей страны. Там он выставил 75 молитвенных ковриков на переднем дворе церкви, чтобы противостоять Пегиде и продвигать свободу и толерантность в Германии. [ 9 ]
Идентификация с Польшей
[ редактировать ]
Несмотря на отсутствие исторических или семейных корней, Флекенштейн в начале 1990-х посвятил себя меняющейся социальной ситуации в Польше и установил трансграничные связи. Польша со временем стала его второй родиной. Выставки и объекты, особенно во Вроцлаве, свидетельствуют о его преданности городу, его культуре и польской жизни в целом. Важные социальные проблемы рассматриваются с искренним сочувствием не только благодаря расположению его польской студии, но и его готовности интегрироваться в польский язык и культуру. например, с инсталляциями «Wolnosc» (Свобода) и «Polska droga» (Польский путь). 2008 год был особенно посвящен его выставкам «Граница» и «Новый польский образ жизни» в Польше, которые проходили в Познани, Щецине. , Люблин и Гожув-Велькопольски.
Курт Флекенштейн сейчас живет и работает в Мангейме и Вроцлаве.
Публикации (отрывок)
[ редактировать ]- К. Флекенштейн, Х. П. Кольб, Х. Нойгебауэр, «Визуализация ландшафтных изменений при добыче камня и земли» в журнале Steinbruch und Sandgrube (Карьер и песчаный карьер), Verlagsgesellschaft Grütter, Ганновер, том 10 журнала, октябрь 1998 г., том 91.
- К. Флекенштейн, С. Рейсс, Б. Шверер-Бёнинг, «Методы оценки взаимодействия воздушных линий с ландшафтом» в: специальный выпуск отчетов ANL 20 (1996)), Баварской академии охраны природы и сохранение ландшафта в Лауфене
- К. Флекенштейн, Х. Хельм, Р. Крамер, «Оценка ландшафта в рамках УВП для добычи гравия» в журнале UVP Report 5/95, декабрь 1995 г.
- К. Флекенштейн, В. Рим, «Экологическое и ландшафтное планирование линий электропередач» в: Отчеты ANL, том 18 (1994), Баварской академии охраны природы и ландшафта в Лауфене.
- К. Флекенштейн "Социально-политический смысл охраны природы в планировке и ландшафтном планировании - критический комментарий к современному пониманию охраны природы в Германии" ("Социально-политический смысл охраны природы в планировке и ландшафтном планировании" - критический комментарий к нынешнему пониманию охраны природы в Германии») в: памятная публикация Ганса Кистенмахера, дидактическая область и область исследований, региональное планирование и городское и деревенское планирование, Университет Кайзерслаутерна, 1994 г.
Действия/инсталляции/объекты в общественных местах (отрывок) [ 10 ]
[ редактировать ]- (D) Я верю в Бога, акция против Пегиды во Фрауэнкирхе в Дрездене (2015)
- (D) Специальный аттракцион, акция в Художественном музее «im Kulturspeicher», Вюрцбург (2014 г.)
- (UA) Инсталляция «Посвящение Эйзенштейну», Музей современного искусства, Одесса (2009)
- (D) Акция «День благодарения» в кафедральном соборе Майнца (2008 г.)
- (D) Акция «пресечена» у Бранденбургских ворот в Берлине (2007 г.)
- (D) Инсталляция «Визе ²» по случаю 400-летия Мангейма (2007 г.)
- (D) Объект «Волна», Фонд Генриха Феттера, Ильвесхайм (2007 г.)
- (PL) Объект «Городские ворота», Вроцлав (2006 г.)
- (PL) Объект «Скошенный куб», в Музее архитектуры, Вроцлав (2005 г.)
Участие в выставках (отрывок)
[ редактировать ]- (A) Галерея Зальцбурга в Траклхаусе, «3.500.000», Зальцбург (2015)
- (D) Дом художника Дортмунд, «ВЫХОД НЕТ», Дортмунд (2015)
- (A) Художественное общество Мерц, кооперативная выставка, Линц (2015)
- (CH) Художественный музей Золотурн, «Нефтяная тропа», Золотурн (2013)
- (RUS) Международный фестиваль искусств «Уровень моря», Манеж, Санкт-Петербург (2009)
- (D) Гумбольдт Берлин (Umspannwerk), «Иконы Победы – трансФОРМ», Берлин (2009)
- (D) Боевик/Арт «На улице», Кунстферайн/Шветцинген (1-я премия 2008 г.)
- (PL) Фестиваль Performance Intermedia, Щецин (2008)
- (PL) Галерея BWA, Галерея современного искусства Люблин, Люблин (2008)
- (PL) Фестиваль «WroclawNonStop», Вроцлав, (2007)
Персональные выставки (отрывок)
[ редактировать ]
- (D) Художественное общество в музее МИК, Людвигсбург (2014)
- (D) Saarländisches Künstlerhaus, Саарбрюккен (2013)
- (UA) Национальный художественный музей Украины, Киев (2012)
- (PL) Арт-центр медиаискусства WRO, Вроцлав (2012)
- (D) Арт-холл Санкт-Аннен, Любек (2012)
- (I) Музей современного искусства - Вилла Кроче, Генуя (2011)
- (D) GB KUNST - Общество изящных искусств, Трир (2011)
- (UA) Лавра, Киевская городская галерея, Киев (2011)
- (EST) Галерея Art Hall, Таллинн (2010)
- (D) Ассоциация нового искусства Регенсбург, Регенсбург (2010)
- (РУС) Музей НОНКОНФОРМИСТСКОГО ИСКУССТВА, Санкт-Петербург (2009)
- (D) Галерея KulturForum Europa, Кельн / Vettweiß (2006)
- (PL) Галерея BWA, Galeria Awangarda, Вроцлав (2006)
- (PL) Галерея Wzgórze Zamkowe муниципалитета Любин (2006)
- (PL) Музей архитектуры, Вроцлав (каталог 2005 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] Кубик сахара и фруктовый сок - Художественная инсталляция в галерее Art Hall, Таллинн, Эстония]
- ^ [2] Премия за исследования 1980 года, Федеральная служба занятости, опубликованная IAB.
- ^ [3] Список публикаций .
- ^ [4] Фотография от въездных ворот во Вроцлаве на сайте dolny-slask (Нижняя Силезия)
- ^ [5] Веб-сайт Kunstverein Neckar Odenwald.
- ^ [6] Новости в журнале Art Act.
- ^ [7] Страница Facebook Museum Kulturspeicher в Вюрцбурге.
- ^ [8] Веб-сайт Центра искусств WRO во Вроцлаве.
- ^ [9] Веб-сайт DIE WELT онлайн, 09.02.2015.
- ^ [10] Свидетельства акций, групповых выставок и персональных выставок.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Курт Флекенштейн
- Аспекты искусства - информационный онлайн-сервис о Курте Флекенштейне
- Статья в саксонской газете (Sächsische Zeitung) об акции молитвенных ковриков.
- Видео к инсталляции «Фитнес» на YouTube
- Статья в Newsweek о запланированной акции в Риге
- Neue Zürcher Zeitung (NZZ) об акции молитвенных ковриков