Бельгийский железнодорожный кризис 1869 г.
Бельгийский железнодорожный кризис — франко-бельгийский конфликт 1868–1869 годов. Французская железнодорожная компания Compagnie des chemins defer de l'Est («Компания Восточных железных дорог») хотела взять на себя управление двумя железнодорожными линиями в восточной Бельгии . Бельгийское правительство заподозрило, что французское имперское правительство хочет получить косвенное влияние в Бельгии, поэтому оно предотвратило проект.
Конфликт вызвал накал эмоций в обеих странах и мог перерасти в европейский кризис или даже хуже. Франция подозревала тайное вмешательство Северо-Германской Конфедерации , в то время как Великобритания хотела не вмешиваться в кризис, но также защитить Бельгию. Кризис был разрешен компромиссом, достигнутым во франко-бельгийском комитете в Париже. Из-за давления Великобритании французский император Наполеон III уступил и отказался от приобретения.
Планы приобретения
[ редактировать ]
В Бельгии того времени многие железнодорожные линии были построены правительством, но некоторые линии были переданы коммерческим компаниям. Особенно это имело место на востоке Бельгии. [ 1 ] Была Grande compagnie du Luxembourg с линией от Люксембурга на север и Chemin defer Liégeois-Limbourgeois с линией от Льежа до голландской границы. Обе компании испытывали финансовые трудности. Бельгийское государство не хотело их выкупать, поэтому в октябре 1868 года они обратились к французской железнодорожной компании: Chemins defer de l'Est . оно уже взяло на себя функции Société royale grand-ducale des chemins defer Guillaume-Luxembourg В начале года из Люксембурга на 45 лет. Это дало бы Востоку контроль над железнодорожной сетью от Швейцарии до границы с Нидерландами . Финансовую поддержку ему оказало французское правительство. [ 2 ]
8 декабря 1868 года Эст заключил предварительное соглашение с двумя бельгийскими. Хотя бельгийское правительство заранее знало о проекте и ничего не предприняло, бельгийская общественность была возмущена: приобретение казалось опасным экономическим проникновением в страну, поэтому теперь бельгийское правительство стремилось предотвратить это. В свою очередь, во французской прессе появились призывы аннексировать Бельгию. [ 3 ]
Бельгийское правительство тем более сопротивлялось тонам из Франции, напоминавшим времена I. Наполеона 6 февраля 1869 года правительство представило в парламент законопроект: только с одобрения государства иностранным компаниям должно быть разрешено покупать или финансировать бельгийские железные дороги. Уже 23 февраля закон может вступить в силу. [ 4 ]
Обострение
[ редактировать ]
Хотя, по словам Дэвида Ветцеля, французское правительство было заподозрено ошибочно, [ 5 ] Клаус Хильдебранд пишет о «посягательстве на независимость Бельгии». Таким образом Франция действительно хотела нанести удар по Пруссии. Со смесью страха и высокомерия Французская империя претендовала на господство в Европе. Он требовал отмены закона и подозревал Пруссию в поддержке бельгийского сопротивления. Фактически федеральный канцлер Северной Германии Отто фон Бисмарк еще не вмешался в кризис. [ 6 ]
С 1864 года британская внешняя политика вступила в период невмешательства . Отсутствие официального определения невмешательства вызвало путаницу в последующие годы и снизило престиж Великобритании на континенте. Например, летом 1866 года, во время войны между Австрией и Пруссией, Великобритания не стала посредником. Великобритания в исключительных случаях вмешалась в Люксембургский кризис 1867 года и гарантировала независимость Люксембурга. [ 7 ] Кризис на бельгийских железных дорогах был, «как и кризис вокруг Люксембурга в 1867 году, бурей в чайном столбе, вызванной желанием укрепить свои восточные границы». [ 8 ]
Министр иностранных дел Великобритании Джордж Вильерс Кларендон на самом деле хотел остаться в стороне от этого вопроса, хотя нейтралитет Бельгии был для него наивысшим приоритетом. Бисмарк, однако, пытался связать нейтралитет Бельгии и германский вопрос. Он указал Великобритании, что северная Германия может защитить Бельгию только вместе с Великобританией. В противном случае, намекнул он, он мог бы прийти к соглашению с Францией о единстве Германии, сдав Бельгию французскому императору. Однако британское правительство опасалось перспективы франко-прусской войны, которую британско-прусский союз сделал бы более вероятной. [ 9 ]
Министр иностранных дел Кларендон безуспешно пытался убедить французов, что за неудачами французов не всегда стоят пруссаки. Однако он правильно полагал, что Франция не хотела разрыва с Великобританией, хотя теперь император рассматривал железнодорожный вопрос как личное дело. Кларендон предложил бельгийскому правительству самостоятельно купить обе железнодорожные компании. Однако Бельгия не хотела создавать прецедент, поскольку другие бельгийские железнодорожные компании также испытывали финансовые проблемы. [ 10 ]
Переговоры в Париже
[ редактировать ]После того как Наполеон III потребовал 6 марта создать франко-бельгийский комитет для решения всех вопросов, Великобритания, по крайней мере, выступила за создание смешанного следственного комитета. При этом министр иностранных дел Кларендон во многом пошел навстречу французам, поскольку он хотел принять во внимание внутренние трудности Наполеона. Между тем, он предупредил британского посла в столице Бельгии Брюсселе , что британская поддержка Бельгии имеет пределы и что не следует вызывать ложных ожиданий. Целью Кларендона было заставить Бельгию пойти на компромисс. Ему также удалось заставить британскую общественность замолчать. Если бы последний осознал, в какой опасности находится Бельгия, он мог бы убедить правительство принять решительные меры. [ 11 ]
Лондон уже опасался войны, в которой Франция победит Пруссию, а затем, возможно, даже будет доминировать на бельгийском и голландском побережьях. Они приветствовали уравновешенную манеру поведения Бисмарка, который осознавал последствия парижских переговоров. [ 12 ] Французские переговорщики вокруг посла в Брюсселе выглядели высокомерными и провокационными. Они потребовали от правительства Бельгии согласия на продажу двух железнодорожных компаний. С другой стороны, бельгийский премьер-министр хотел в лучшем случае предоставить право проезда и, кроме того, зафиксировать тарифы. Его правительство отчаянно пыталось сохранить контроль над железными дорогами на территории Бельгии. Премьер-министру удалось затянуть переговоры, выдвинув встречные предложения. 16 апреля он пригрозил обратиться к державам, гарантирующим бельгийский нейтралитет. Его французский коллега вышел из комнаты, крича, что за этим стоит Пруссия и что рано или поздно должна будет начаться война. [ 13 ]
Поэтому министр иностранных дел Кларендон дал понять французам, что унижение Бельгии нарушит отношения с Великобританией; он уже написал своему послу в Брюсселе, что союз Британии с Пруссией всегда возможен. Флот Ла-Манша был поставлен под удар. Встревоженный Наполеон сдался. Правительства Франции и Бельгии подписали соответствующий протокол 27 апреля 1869 года. Последующие коммерческие переговоры продолжались до лета. [ 14 ]
Оценка
[ редактировать ]
В исследованиях предполагалось, что Наполеон сдался, потому что союз с Австро-Венгрией не состоялся, и он опасался войны. С другой стороны, перспектива британско-прусского союза могла побудить его сделать это. Клаус Хильдебранд, с другой стороны, согласен с тем, что сопротивление Бельгии и решительное появление Британии сыграли решающую роль. У Британии было много возможностей формировать альянсы и использовать свой глобальный вес. Наполеон понимал недостатки разрыва с другой крупной западной державой. [ 15 ]
В то время как Франция считала Пруссию своим главным врагом с начала 1866/1867 годов, Великобритания только что считала, что европейский баланс восстановлен. Во время железнодорожного кризиса Великобритания осознала, что Франция ведет себя воинственно, а Пруссия - осмотрительно. Несмотря на внутреннюю политику Бисмарка, положительно отмечалось, что канцлер смирился на данный момент со статус-кво, а также не пытался разрушить Австро-Венгрию . Более того, в Пруссии и Германии в целом царило дружественное отношение к Британии, в отличие от Франции. Великобритания вышла из кризиса с осознанием того, что, несмотря на военное бессилие, она добилась политического успеха. Впоследствии оно продолжало стремиться к нейтралитету по отношению к Франции и Северо-Германской Конфедерации. [ 16 ]
Приверженность правительства принципу невмешательства, объясняет Крейг, встретила лишь несколько критиков в самой Великобритании: что Бельгия была вынуждена вести переговоры с Францией в Париже и что гарантии нейтралитета Бельгии могли быть нарушены. Он избегал ввязываться в споры на континенте и брать на себя обязательства. Что касается Бельгии, премьер-министр Гладстон считал, что «гарантия дает право на вмешательство, [но] сама по себе не представляет собой обязательство вмешиваться». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Лондонский договор (1839 г.) о нейтралитете Бельгии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гордон А. Крейг: Спор между Великобританией и бельгийскими железными дорогами 1869 года. В: The American Historical Review , июль 1945 г., том 50, № 4 (июль 1945 г.), стр. 738-761, здесь стр. 743.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, с. 313.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, стр. 313/314.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, стр. 314/315.
- ^ Дэвид Ветцель: Дуэль народов. Германия, Франция и дипломатия войны 1870-1871 гг. Издательство Университета Висконсина, Мэдисон/Лондон, 2012 г., стр. 34/35.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, стр. 310–312, с. 315.
- ^ Гордон А. Крейг: Спор между Великобританией и бельгийскими железными дорогами 1869 года. В: The American Historical Review , июль 1945 г., том 50, № 4 (июль 1945 г.), стр. 738-761, здесь стр. 738, 740/741.
- ^ Гордон А. Крейг: Спор между Великобританией и бельгийскими железными дорогами 1869 года. В: The American Historical Review , июль 1945 г., том 50, № 4 (июль 1945 г.), стр. 738-761, здесь стр. 743.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, с. 312.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, стр. 318–320.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, стр. 323/324, стр. 326/327.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997 г., стр. 323/324, с. 329, стр. 332/233.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, стр. 323/324, стр. 335/336.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997 г., стр. 323/324, с. 336, с. 338.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997, стр. 323/324, стр. 323/324, стр. 337-.
- ^ Клаус Хильдебранд: Никакого вмешательства. Pax Britannica и Пруссия 1865/66 – 1869/70 гг. Исследование английской мировой политики XIX века. Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1997 г., стр. 323/324, с. 310, стр. 315-317.
- ^ Гордон А. Крейг: Спор между Великобританией и бельгийскими железными дорогами 1869 года. В: The American Historical Review , июль 1945 г., том 50, № 4 (июль 1945 г.), стр. 738-761, здесь стр. 760/ 761, цитата через Крейга.