Международная шкала Фудзиты
Международная шкала Фудзиты (сокращенно IF-шкала ) оценивает интенсивность торнадо и других ветровых явлений в зависимости от серьезности причиненного ими ущерба. [1] Он используется Европейской лабораторией сильных штормов (ESSL) и различными другими организациями, включая Deutscher Wetterdienst (DWD) и Государственное метеорологическое агентство (AEMET) . Шкала призвана быть аналогом шкал Fujita и Enhanced Fujita , но при этом быть более применимой на международном уровне, поскольку учитывает такие факторы, как различия в строительных нормах и правилах.
В 2018 году был опубликован первый черновой вариант шкалы IF, версия 0,10. Эта версия основана на 12-ступенчатой рейтинговой шкале. В течение следующих нескольких лет будут оцениваться десятки торнадо по этой версии шкалы . В частности, торнадо в Южной Моравии 2021 года получил рейтинг (IF4) и полное обследование ущерба по шкале IF, проведенное ESSL, Чешским гидрометеорологическим институтом и четырьмя другими организациями. [2] 6 мая 2023 года была опубликована версия 0.99.9d, в которой рейтинговая шкала была изменена на 9-ступенчатую. [3] В конце июля 2023 года была опубликована первая официальная версия шкалы IF. [4]
версия 2018 года
[ редактировать ]ЕСЛИ0- | ЕСЛИ0 | ЕСЛИ0+ | ЕСЛИ1- | ЕСЛИ1 | ЕСЛИ1+ | ЕСЛИ2- | ЕСЛИ2 | ЕСЛИ2+ | ЕСЛИ3 | ЕСЛИ4 | ЕСЛИ5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Слабый | Сильный | Жестокий | |||||||||
Значительный | |||||||||||
Интенсивный |
Параметры
[ редактировать ]12 категорий международной шкалы Fujita перечислены ниже в порядке возрастания интенсивности. Хотя обновляются примеры скорости ветра и фотографических повреждений, которые более или менее точны. Однако на практике для реальной шкалы IF для определения интенсивности торнадо преимущественно используются показатели повреждения (тип поврежденной конструкции). Шаги шкалы IF определяются центральным значением и ошибкой. По оценкам, ошибки составляют 30% от центрального значения, что приводит к перекрытию диапазонов скоростей. Расстояния между центральными значениями ступеней выбраны таким образом, чтобы верхняя граница превышала центральное значение следующего шага, обеспечивая баланс между разрешением шкалы и ожидаемыми ошибками. Поскольку ESSL требовал, чтобы шаги соответствовали исходной шкале Fujita, они ввели шаги с суффиксами – и +, обозначающими шаги на одну треть выше или ниже центрального значения исходной шкалы, например, F1- равно «F2 - 1/3F2» и F2+ равно «F2 + 1/3F2». Выше F2 такое подразделение не вводилось и используются только полные шаги.
Шкала | Скорость ветра (Оцененный) | ||
миль в час | км/ч | РС | |
ЕСЛИ0- | 45 ± 14 | 72 ± 22 | 20 ± 6 |
ЕСЛИ0 | 56 ± 17 | 90 ± 27 | 25 ± 7 |
ЕСЛИ0+ | 67 ± 20 | 108 ± 32 | 30 ± 9 |
ЕСЛИ1- | 70 ± 24 | 128 ± 38 | 36 ± 11 |
ЕСЛИ1 | 92 ± 28 | 149 ± 45 | 41 ± 12 |
ЕСЛИ1+ | 106 ± 32 | 170 ± 51 | 47 ± 14 |
ЕСЛИ2- | 120 ± 36 | 193 ± 58 | 54 ± 16 |
ЕСЛИ2 | 135 ± 40 | 217 ± 65 | 60 ± 18 |
ЕСЛИ2+ | 150 ± 45 | 241 ± 72 | 67 ± 20 |
ЕСЛИ3 | 182 ± 55 | 293 ± 88 | 81 ± 24 |
ЕСЛИ4 | 234 ± 70 | 376 ± 113 | 105 ± 31 |
ЕСЛИ5 | 290 ± 87 | 466 ± 140 | 130 ± 39 |
версия 2023 года
[ редактировать ]6 мая 2023 года была опубликована версия 0.99.9d, в которой рейтинговая шкала была изменена на 9-ступенчатую. [3] В этой версии был введен индикатор ущерба от скорости ветра, что сделало его первой шкалой интенсивности и ущерба от торнадо , в которой используются измеренные скорости ветра и скорости ветра, измеренные доплеровским метеорадиолокатором . [3] При первой официальной публикации шкалы IF сохранялась 9-ступенчатая рейтинговая шкала. Было отмечено, что скорость ветра по каждой шкале должна приниматься с погрешностью 20% в каждую сторону от центрального значения. [4] Это было сделано для того, чтобы нижняя или верхняя граница перекрывающегося рейтинга была близка к центральному значению другого рейтинга. [4]
ЕСЛИ0 | IF0.5 | ЕСЛИ1 | ЕСЛИ1.5 | ЕСЛИ2 | ЕСЛИ2.5 | ЕСЛИ3 | ЕСЛИ4 | ЕСЛИ5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Слабый | Сильный | Жестокий | ||||||
Значительный | ||||||||
Интенсивный |
Шкала | Скорость ветра (Оцененный) (Центральное значение; Полный диапазон погрешности 20 %) | ||
миль в час | км/ч | РС | |
ЕСЛИ0 | 55; 44–66 | 90; 72–108 | 25; 20–30 |
IF0.5 | 75; 60–90 | 120; 96–144 | 33; 27–40 |
ЕСЛИ1 | 90; 72–108 | 150; 130–180 | 40; 32–48 |
ЕСЛИ1.5 | 110; 88–132 | 180; 144–216 | 50; 40–60 |
ЕСЛИ2 | 135; 108–162 | 220; 176–264 | 60; 48–72 |
ЕСЛИ2.5 | 160; 128–192 | 250; 200–300 | 70; 56–84 |
ЕСЛИ3 | 180; 144–216 | 290; 232–348 | 80; 64–96 |
ЕСЛИ4 | 230; 184–276 | 380; 304–456 | 105; 84–126 |
ЕСЛИ5 | 290; 232–348 | 470; 376–564 | 130; 104–156 |
Индикаторы урона, подклассы и степени повреждения
[ редактировать ]Шкала IF в настоящее время имеет 23 показателя повреждения (DI), каждый из которых имеет различное количество подклассов и степени повреждения (DoD). [4] [3]
ДИ Сокр. | Индикатор повреждения (ДИ) | Подклассы | Степени повреждения |
---|---|---|---|
БС | Здание - структура | А, АВ, Б, В, Г, Е, Ф | 0, 1А, 1Б, 2 |
БР | Здание - крыша | А, АВ, Б, В, Г, Е, Ф | 0, 1, 2 |
БН | Здание – ненесущие элементы | SW, SS, TW, TS, HW, HS | 0, 1, 2, 3 |
БМ | Здание - анкеровка | СМ, СИ, ДБ | 1 |
ВХ | Дорожный транспорт | С, Е, Л, Т | 0, 1, 2, 3, 4 |
ТР | Деревья | БЫЛ | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ТС | Подставки для деревьев | БЫЛ | 0, 1, 2, 3, 4 |
ВТ | Ветровые турбины | КАК | 0, 1, 2, 3 |
ГХ | Теплицы | БЫЛ | 0, 1, 2, 3 |
ТК | Вагоны поезда | С, Ф | 0, 1 |
МХ | Мобильные дома / Статические фургоны | – | 0, 1, 2, 3, 4, 5 |
ПТ | Столбы и башни | В, С, Т | 0, 1, 2 |
СП | Солнечные панели | – | 0, 1 |
ФК | Заборы | В, С | 0, 1 |
ФВ | Отдельно стоящие стены | Z, A, AB, B, C, D, E, F | 1, 2 |
СН | Вывески и рекламные щиты | Т, М | 0, 1, 2 |
ЮВ | Подключенные леса | – | 1 |
КП | Навесы / гаражи | – | 1 |
SS | Навесы для станций технического обслуживания | – | 0, 1, 2, 3 |
СК | Транспортные контейнеры | А, Б, В, Г, Е, Ф | 1, 2, 3 |
ЧР | Краны | Г, т | 1, 2 |
ИЗ | Уличная Мебель | Л, Ч | 0, 1, 2 |
ВМ | Измерение скорости ветра | См. раздел ниже. | См. раздел ниже. |
DI: Измерение скорости ветра
[ редактировать ]Уникальной особенностью международной шкалы Fujita по сравнению со шкалой Fujita или расширенной шкалой Fujita является новый индикатор ущерба, основанный на измеренной скорости ветра. По шкале IF для определения рейтинга можно использовать только скорость ветра, измеренную на высоте 10 метров (11 ярдов) или ниже. Измерения доплеровского метеорологического радиолокатора также можно использовать для определения рейтинга, если они измерены на расстоянии, вызывающем опасность. При радиолокационных измерениях для определения рейтинга можно использовать любые показания ниже 60 метров (66 ярдов). [4] [3]
Трехсекундное измерение
[ редактировать ]Для трехсекундных измерений скорости ветра предполагается, что она составляет в среднем 88,8% от трехсекундного измерения. [4] [3]
Степень повреждения (DoD) / Измеренная скорость IF# | Трехсекундное измерение | ||
миль в час | км/ч | РС | |
DoD 0 / IF0 | 42.5–56 | 69–91 | 19–25 |
DoD 0,5 / IF0,5 | 57–74.5 | 92–120 | 26–32 |
Министерство обороны 1 / IF1 | 73.9–90 | 119–146 | 33–40 |
DoD 1.5 / IF1.5 | 91–109 | 147–176 | 40–49 |
Министерство обороны 2 / IF2 | 110–129 | 177–208 | 50–57 |
МО 2.5/IF2.5 | 129–156.5 | 209–242 | 58–70 |
DoD 3 / IF3 | 151–183.9 | 243–296 | 68–82 |
Минобороны 4 / IF4 | 184–231 | 297–373 | 83–103 |
Министерство обороны 5/IF5 | ≥232 | ≥374 | ≥104 |
Двухсекундное измерение
[ редактировать ]Для двухсекундных измерений скорости ветра предполагается, что она составляет в среднем 90,9% от двухсекундного измерения. [4] [3]
Степень повреждения (DoD) / Измеренная скорость IF# | Двухсекундное измерение | ||
миль в час | км/ч | РС | |
DoD 0 / IF0 | 43.4–58 | 70–94 | 20–26 |
DoD 0,5 / IF0,5 | 59–74 | 95–120 | 27–33 |
Министерство обороны 1 / IF1 | 75–93 | 121–150 | 34–40 |
DoD 1.5 / IF1.5 | 93–111.8 | 150–180 | 42–50 |
Министерство обороны 2 / IF2 | 111.8–132 | 180–213 | 51–59 |
МО 2.5/IF2.5 | 133–154 | 214–248 | 60–68 |
DoD 3 / IF3 | 154–188 | 249–303 | 69–84 |
Минобороны 4 / IF4 | 188–237 | 304–382 | 85–106 |
Министерство обороны 5/IF5 | ≥238 | ≥383 | ≥107 |
Измерение за одну секунду
[ редактировать ]Для измерений скорости ветра за одну секунду предполагается, что она составляет в среднем 92,5% от измерения за одну секунду. [4] [3]
Степень повреждения (DoD) / Измеренная скорость IF# | Односекундное измерение | ||
миль в час | км/ч | РС | |
DoD 0 / IF0 | 44.1–58 | 71–95 | 20–26 |
DoD 0,5 / IF0,5 | 59–76 | 96–123 | 27–34 |
Министерство обороны 1 / IF1 | 77–94 | 124–152 | 35–42 |
DoD 1.5 / IF1.5 | 95–113 | 153–183 | 43–51 |
Министерство обороны 2 / IF2 | 114–134 | 184–220 | 52–60 |
МО 2.5/IF2.5 | 135–156 | 218–252 | 61–70 |
DoD 3 / IF3 | 157–191 | 253–308 | 71–85 |
Минобороны 4 / IF4 | 192–241 | 309–388 | 86–107 |
Министерство обороны 5/IF5 | ≥241.5 | ≥389 | ≥108 |
Ноль секунд измерения
[ редактировать ]Для измерений скорости ветра за нулевую секунду предполагается, что это мгновенное измерение скорости ветра. [4] [3] Это можно использовать только в том случае, если частота дискретизации составляла 10 Гц или выше. [4] [3] [6]
Степень повреждения (DoD) / Измеренная скорость IF# | Измерение с нулевой секундой | ||
миль в час | км/ч | РС | |
DoD 0 / IF0 | 47.8–64 | 77–103 | 22–28 |
DoD 0,5 / IF0,5 | 64–82 | 104–132 | 29–36 |
Министерство обороны 1 / IF1 | 82–101.9 | 133–164 | 37–45 |
DoD 1.5 / IF1.5 | 102–123 | 165–198 | 46–55 |
Министерство обороны 2 / IF2 | 124–145 | 199–234 | 56–65 |
МО 2.5/IF2.5 | 146–169 | 235–273 | 66–75 |
DoD 3 / IF3 | 170–207 | 274–333 | 76–92 |
Минобороны 4 / IF4 | 208–260 | 334–420 | 93–116 |
Министерство обороны 5/IF5 | ≥261 | ≥421 | ≥117 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Международное руководство по оценке ущерба от торнадо и ветра по шкале Fujita (IF)» (PDF) . ESSL.org . Европейская лаборатория сильных штормов . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Томас Пучик; Давид Рува; Мирослав Зингер; Милослав Станек; Питер Гронемайер (23 июня 2022 г.). «Обследование ущерба от сильного торнадо на юго-востоке Чехии 24 июня 2021 года» (PDF) . Европейская лаборатория сильных штормов. стр. 1–31 . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Международная шкала Фудзиты (IF)» (PDF) . Европейская лаборатория сильных штормов . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Питер Гронемайер (ESSL); Лотар Бок (DWD); Хуан де Диос Сориано (AEMet); Мацей Дуткевич (Быдгощский университет науки и технологий); Делия Гутьеррес-Рубио (AEMet); Алоис М. Хольцер (ESSL); Мартин Хубриг; Райнер Кальтенбергер; Тило Кюне (ESSL); Мортимер Мюллер (Университет природных ресурсов и наук о жизни); Бас ван дер Плог; Томаш Пучик (ESSL); Томас Шрайнер (ESSL); Мирослав Шингер (ШМИ); Габриэль Строммер (ESSL); Анди Хелай (Университет Генуи) (30 июля 2023 г.). «Международная шкала Фудзиты (IF)» (PDF) . Европейская лаборатория сильных штормов . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Климатология сильных гроз» . Архивировано из оригинала 4 октября 2012 г. Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ ACM Бельяарс (1 декабря 1987 г.). «Влияние выборки и фильтрации на измеренные порывы ветра» . Журнал атмосферных и океанических технологий . 4 (4): 613–626. Бибкод : 1987JAtOT...4..613B . doi : 10.1175/1520-0426(1987)004<0613:TIOSAF>2.0.CO;2 . ISSN 1520-0426 .