Генри Фаркухарсон
Генри Фаркухарсон | |
---|---|
Рожденный | в. 1675 г. Уайтхаус, Абердиншир |
Умер | 19 декабря 1739 г. | ( 1739-12-19 )
Образование | Университет Абердина |
Занятие | Репетитор по математике |
Отец | Джон Фаркухарсон |
Генри Фаркухарсон ( ок. 1675 – 19 декабря 1739) был учителем, который стал пионером изучения математики в России. [ 1 ] Он был завербован Петром Великим , который стремился внедрить в Россию западные идеи и технологии. Он переехал в Москву , где основал школу , а затем основал военно-морскую академию в Санкт-Петербурге . Фаркухарсон оказал глубокое влияние на интеллектуальную жизнь России, не только внедрив математические идеи, но и помогая создать первое поколение исследователей, геодезистов, картографов и астрономов. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Генри Фаркухарсон родился около 1675 года в Милтоне, Уайтхаус в Западном Абердиншире, в семье Джона Фаркухарсона. [ 1 ] С 1691 года он учился на стипендиата Милна в Маришаль-колледже в Абердине , а к 1695 году был там учителем математики Лиддела. В апреле 1698 года он был представлен царю российскому Петру Великому , вероятно, маркизом Кармартеном . [ 1 ] В это время царь находился в турне по Европе, чтобы перенять западные идеи и технологии. В частности, его интересовало создание современного российского военно-морского флота. Петр Великий нанял Фаркухарсона в новую математическую и навигационную школу, которую он планировал основать в Москве. [ 1 ]
Москва
[ редактировать ]Фаркухарсон отплыл на Королевском транспорте вместе со Стивеном Гвином (ум. 1720) и Ричардом Грайсом (ум. 1709), и они прибыли в Архангельск к июню 1698 года. После прибытия в Москву они жили в доме английского купца Генри Креветта и обучали несколько платных студентов, пока они ждали, пока царь выполнит свои обещания о покровительстве. [ 1 ]
К январю 1701 постановлением правительства была учреждена Математически-навигационная школа . К июню школа переехала в Сухареву башню , перепрофилированные городские ворота и достопримечательность Москвы до ее сноса в 1930-х годах. В школе преподавали арифметику, тригонометрию, навигацию, астрономию и геодезию. [ 1 ] В течение нескольких лет в школе обучалось 500 учеников, а к 1715 г. считается, что школу окончило 1200 специалистов. [ 1 ] По праздникам и воскресеньям в школе также проводились музыкальные и художественные представления. Сначала Фаркухарсон читал лекции на латыни, пока не выучил русский. Он принадлежал к квазимасонскому обществу «Нептун», собиравшемуся в Сухаревой башне и возглавлявшемуся самим царем. [ 1 ] Царь был увлечен астрономией и переписывался с Фаркухарсоном по поводу затмений, а также снабжал его столько инструментов и книг, сколько он просил. [ 1 ] Помимо преподавания, Фаркухарсон выполнял и практические обязанности. Он предложил прямую дорогу из Москвы в новый город Санкт-Петербург через Новгород и сам руководил геодезическими работами. [ 1 ]
Санкт-Петербург
[ редактировать ]В 1715 году Петр I основал Петербургскую Морскую академию в Килькином доме, на месте Зимнего дворца нынешнего . Фаркухарсон был назначен старшим профессором математики, и хотя в академии были президент и директор, фактически он руководил институтом. [ 1 ] Он создал обширную учебную программу, включающую не только математику и навигацию, но и рисование, фехтование, артиллерию и фортификацию. За десять лет после основания академию окончили 215 курсантов, многие продолжили обучение на зарубежной военно-морской службе. [ 1 ]
Фаркухарсон был связан с европейской научной элитой. Он переписывался с Лейбницем и Королевским обществом о России, а также о научных темах. [ 1 ] Считается, что он перевел на русский язык около 38 научных работ, в том числе Евклида «Начала» Генри Бригга и «Логарифмическую арифметику» . [ 1 ] Фаркухарсон был также талантливым картографом, выполнив бронзовую гравюру карты Америки Меркатора и возглавив создание гидрографического атласа Каспийского моря.
К концу жизни Фаркухарсон достиг звания бригадира в русской табели о рангах , что является признаком высокого уважения, которым он пользовался. Он умер в Петербурге 19 декабря 1739 года и, вероятно, был похоронен на Сампсониевском кладбище. [ 1 ]
Цитаты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эпплби, Джон Х. (2003). «Основание Санкт-Петербурга в контексте отношений Королевского общества с Россией». Заметки и отчеты Лондонского королевского общества . 57 (3): 273–284. дои : 10.1098/rsnr.2003.0214 . JSTOR 3557718 . S2CID 72291556 .
- Эпплби, Джон Х. (2004). «Факухарсон, Генри». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/53921 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Коллис, Роберт (2011). Петровская инсаурация: религия, эзотерика и наука при дворе Петра Великого 1689-1725 гг . Брилл. ISBN 978-90-04-22439-1 .
- Гузевич Ирина; Гузевич, Дмитрий (2009). «Глава 4.3. Введение в математику, построение империи: Россия при Петре I». В Робсоне, Элеонора ; Стедалл, Жаклин (ред.). Оксфордский справочник по истории математики . Издательство Оксфордского университета.
- Ганс, Николас (июнь 1951 г.). «Московская школа математики и мореплавания (1701 г.)». Славянское и восточноевропейское обозрение . 29 (73): 532–536. JSTOR 4204254 .
- Хьюз, Линдси (2002). Петр Великий: Биография . Издательство Йельского университета.
- Окенфусс, Макс Дж. (1973). «Техническое обучение в России при Петре Великом». История образования ежеквартально . 13 (4): 325–345. дои : 10.2307/367380 . JSTOR 367380 .
- Партин, Эммет М. (1969). «Британское влияние на российское образование и культуру 1553–1762». Журнал мысли . 4 (3): 233–241. JSTOR 42588150 .