Древние ближневосточные печати и методы запечатывания
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2024 г. ) |
использовались два основных типа печатей На Древнем Ближнем Востоке : штемпельная печать и цилиндрическая печать . Штамповые печати впервые появились в «административном» контексте в центральной и северной Месопотамии в седьмом тысячелетии и использовались исключительно до пятого тысячелетия. Цилиндрические печати впервые появились около 3600 г. до н.э. в южной Месопотамии и юго-западном Иране (период Среднего Урука). Постепенно они заменили гербовые печати, став инструментом растущего класса бюрократов на ранних этапах формирования государства. Несмотря на то, что штемпельные печати еще производились в третьем и втором тысячелетиях, преобладали цилиндрические печати. В первом тысячелетии штемпельные печати снова получили широкое распространение и в конечном итоге полностью заменили цилиндрические печати.
Названия мест и сайтов
[ редактировать ]- Эшнунна (Т. Асмар),
- Шадуппум (Т. Хармал),
- Мари (Телл Харири),
- Сиппар-Яхрурум (Т. Абу Хабба),
- Сиппар-Амнанум (Т. эд-Дер),
- Вавилон (около Аль-Хиллы),
- Киш (Т. Ухаймир),
- Ниппур (Т. Нуффар),
- Ларса (Т. Сенкере),
- Исин (Ишан Бахрият),
- Кисурра (Т. Абу Хатаб)
- Ур (Т. эль-Мукайяр)
- Уркеш (Скажи Мозану)
Период/Стиль | Область | Иконография | Формы и размеры | Материалы и производство | Практика герметизации/использование | Сайты |
---|---|---|---|---|---|---|
ППН Б | Сирия | Геометрические узоры | Штемпельные печати преимущественно коноидальной или пирамидальной формы, обычно перфорированные. | Обожженная глина, стеатит, жадеит | Многократно отпечатывался на гипсовых плитах; используются как амулеты | Скажи Букрасу, Рас Шамра |
Хассуна/Самарра | Сирия, Ирак, Амук | Геометрические узоры, редко человеческие фигуры. | Штамповые печати преимущественно коноидальной или пирамидальной формы, тетраэдрической формы, петлевые, с ребристой ручкой, антропоморфные, обычно перфорированные. | Обожженная глина, стеатит, жадеит | Отпечаток, неоднократно на гипсовых плитах, использовался как амулет. | Телль-эс-Савван, Телль-Хасуна, Телль-Джудейде, Яримтепе I, Рас-Шамра |
Халаф | Сирия, Ирак, Амук, Турция | Геометрические узоры, появляется Андреевский крест, редко фигурки животных. | Штамповые печати в основном коноидальной или пирамидальной формы, двойная печать топора или клеверного листа, рифленые и овальные дисковые печати, обычно перфорированные. | Обожженная глина, стеатит, жадеит, хлорит, серпентин, диорит, известняк, горный хрусталь, песчаник. | Тарные печати (глина), печати на гипсовых плитах, используемые как амулеты. | Телль-Халаф, Чагар-Базар, Телль-эль-Каум, Телль-Саби Абьяд, Арпасия, Телль-Джудейде, Тепе-Гаура |
Убайд | Сирия, Ирак | появляются первые сцены, культовые, эротические, пленники, фигуры животных и людей, геометрические узоры | штемпельные печати: таблоидные, чечевицеобразные и полусфероидные печати, печати с небольшими краевыми ручками, печати-амулеты с листом или клином, коноидной или пирамидальной формы, печати с двойным топором или клеверным листом. | Обожженная глина, стеатит, жадеит, хлорит, серпентин, диорит, известняк, горный хрусталь, песчаник. | Контейнерные и дверные уплотнители; используются как амулеты | Гора Гавра, Уэйли, Эриду, Арпасия |
Ранний Урук | Ирак, Сирия | Геометрические узоры, животные мотивы. | Круглые и прямоугольные штемпельные печати; средний диаметр c. 2,5-3,5 см, иногда до 4 см. | Предпочтительны мягкие известняки; конструкции выдолблены и иногда просверлены | Уплотнения для контейнеров (глина) | Урук, Тепе Гавра, Телль-Брак, Сузы |
Средний Урук | Ирак, Иран, Сирия | Цилиндрические печати: «мешковатый стиль», ряды животных, бой животных, сцены повседневной жизни, «обнаженный герой», осваивающий животных; штемпельные печати: животные расположены противоположным образом, геометрические узоры. | Уплотнения цилиндра: высокие, большого диаметра; штемпельные печати: круглые, прямоугольные, зооморфные, почковидные; средний диаметр c. 3-3,5 см | Цилиндровые и штемпельные печати: мягкие светлые известняки, гипс. более широкое использование сверла, глубокие вырезы сглаживаются гравером | Уплотнения для контейнеров, уплотнители для дверей, пробки для банок, запечатанные полые глиняные шарики; иногда запечатывание штемпельными печатями, иногда множественные оттиски штемпельных печатей | Урук, Телло, Ниппур, Ниниве, Йорган Тепе (Нузи), Телль Брак, Телль Крайя, Телль Хамукар, Телль Шейх Хасан, Сузы, Шарафабад, Чога Миш |
Поздний Урук | Ирак, Иран, Сирия, Турция | Цилиндрические печати: геометрические узоры, ряды животных, лестничные узоры, «повелитель зверей», чудовища, переплетенные змеи, фигуры с косичками, архитектура, геральдические сцены; деятельность (пленники и насилие; охота; выпас скота; процессии и культовые сцены; изображения «короля-священника»); штемпельные печати: геометрические узоры, животные | Цилиндрические уплотнения: высокие и крупные (две группы: одна высотой 4–6 см, диаметром 3–5 см, другая средней высотой и диаметром около 2 см); штемпельные печати: круглые, зооморфные, почковидные; средний диаметр 2,5 см | Мягкие, яркие известняки, гипс, стеатит, реже лазурит, ракушка и слоновая кость; конструкции вырезаны и просверлены; изображения достаточно пластичны, натуралистичны, глубоко прорезаны рисунки; иногда возникает осевая перфорация цилиндров; иногда уплотнения цилиндра снабжаются петлей, либо вырезанной за одно целое с цилиндром, либо прикрепленной к нему. | Контейнерные уплотнители, дверные уплотнители, пробки для банок; печати на табличках, полых глиняных шариках, буллах, этикетках, дисках. Штамповочные печати иногда отпечатывались несколько раз; Цилиндрическая печать сначала прокатывалась по табличкам и их краям, а затем наносилась надпись; при нанесении на полые глиняные шарики иногда вся поверхность покрывается различными уплотнениями | Урук, Ур, Джемдет Наср, Хабуба Кабира-Южный, Талль Каннас, Джебель Аруда, Талль Шейх Хасан, Талл Брак, Талль Хамукар, Хасинеби, Хасек Хёюк?, Арслантепе, Хасек Хёюк, Суса, Чога Миш, Тепе Шарафабад, Годин Тепе, Таль-и Малян |
Джемдет Наср | Ирак, Иран, Сирия | Цилиндрические печати: повседневная жизнь, производственные процессы (плетение), фигурки с косичками, схематические изображения (файлы с животными, например, пауками и скорпионами, узоры глаз, узоры рыб) | Пример | Предпочтительны цветные известняки и темные твердые камни; стеатит, серпентин, сланец; широкое использование дрели | Контейнерные пломбировки; пломбы на табличках, буллы | Джемдет Наср, Урук, Ур, |
Протоэламитский | Иран | Цилиндрические печати: «животные, действующие как люди», Выращивание животных, папки с животными, цветочные узоры, монстры. | Высокие, большие цилиндры | предпочтительны более темные камни; известняки, стеатит, хлорит, сланцы, битуминозный камень и фигуры крупных размеров, внутренние поверхности вырезаны заостренным резцом. | Уплотнители для контейнеров, пробки для банок, уплотнители для дверей; запечатывание табличек, полых глиняных шариков, булл | Сузы, Тал-и Мальян, Тепе Гиян, Тепе Сиалк, Годин Тепе, Тал-и Газир |
Ранний династический I | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
Ранний династический II | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
Ранний династический IIIa | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
Ранний династический IIIb | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
аккадский | Ирак, Сирия | Сцены состязаний, мифологические сцены (Бог Солнца и Бог Воды), сцены поклонения, сцены банкета, сцены представления, сцены шествия. | Цилиндрические уплотнения с вогнутыми сторонами (расширенными концами). Большой (3–4 см высотой) | Большинство змеевик; также диорит, зеленый камень, яшма, лазурит и горный хрусталь. | Контейнерные пломбы (новые упаковочные пломбы), дверные уплотнители, булла-этикетки | Телль-Брак, Ниппур, Телль-Асмар, Ур, Хафадже, Телло (Гирсу), Телль-Мозан |
Ур III | Ирак | Преимущественно презентационные сцены во многих вариациях; некоторые конкурсные, шествия и ритуальные сцены | Маленькие цилиндрические уплотнения редко превышают 2,8 см в высоту. | Преимущественно хлорит; также серпентин, стеатит, известняк, гематит и лазурит. | Большинство таблетированных уплотнений; уплотнения дверей и контейнеров все еще происходят | Телло (Гирсу), Ниппур, Телль Асмар (Эшнунна), Ур, Лагаш, Умма, Дрехем |
Исин-Ларса | Ирак, Сирия | Сцены соревнований, сцены шествия. Презентационные сцены; возлияния или приношения животных. Новые мотивы включают мужчину или божество, держащее булаву, божество с ятаганом и обнаженную женщину. Обычно смесь элементов из разных сцен. | Уплотнения цилиндра: прямые. Средняя высота: 2,5-3,0 см; «бургульские» печати без иконографии, используемые вместе с обычными цилиндрическими печатями в определенных местах (Эшнунна, Киш, Марад, Ниппур, Исин, Кисурра и Ур). | Предпочтительны темные твердые камни, главным образом гематит; также гетит, змеевик, яшма, агат, горный хрусталь, лазурит (часто повторно используемые печати и лом), мягкие известняки и хлорит и терракота. Реже ракушечник, гипс, «зеленокаменный камень», обсидиан, сердолик, аргиллит и базальт. Сверление и опиливание ручными инструментами. Использование наждака в качестве абразива. Следы инструмента маскируются дальнейшей гравировкой, микрочипованием и полировкой. | Уплотнители контейнеров и уплотнители дверей. Также опечатывания планшетов и конвертов (письма, юридические и административные документы), а иногда и буллы; множественные оттиски одной и той же или разных печатей | Эшнунна, Шадуппум, Сиппар-Яхрурум, Сиппар-Амнанум, Киш, Ниппур, Ларса, Исин, Кисурра и Ур, Мари (Т. Харири) |
Старый Вавилонский | Ирак | Сцены состязаний, сцены представлений, фигура с булавой, божество с ятаганом и обнаженная женщина. Меньше вступительных сцен. Обычно смесь элементов из разных сцен. Две фигуры по бокам надписи на поздне-старовавилонских печатях. | Уплотнения цилиндра: прямые, средняя высота: 2,5-3,0 см; «Бургульские» печати не засвидетельствованы после 18 века до нашей эры. | Преимущественно гематит; магнетит около 18 века; остальные материалы те же, что и у Исин-Ларса. Появление режущих дисков и сверл с луковым приводом в середине 18 века до нашей эры; теперь незамаскированные отверстия, следы от опилок и колес. | Уплотнители контейнеров и уплотнители дверей. Также запечатывание планшетов и конвертов (письма, юридические и административные документы); множественные оттиски одной и той же или разных печатей | Сиппар-Яхрурум, Сиппар-Амнанум, Вавилон, Киш, Ниппур, Ларса, Исин, Кисурра и Ур |
Старый ассирийский | Ирак, Сирия, Анатолия | Сцены представления и представления, колесницы, запряженные лошадьми, быки на столах для подношений, сцены шествия и состязания, бог воды. | Уплотнения цилиндра: прямые. Средняя высота: 1,8-2,8 см. | Наиболее распространен гематит, а также магнетит, лазурит, известняк, яшма и базальт. Исполнение индивидуальное, «плоское, линейное» по стилю резьбы, похожее на глиптику Исин-Ларса из района Дияла. Фигурки с вилкообразными руками | Уплотнители контейнеров, уплотнители дверей и окон. Также запечатывания планшетов и конвертов (письма и юридические документы), буллы и треугольные бирки; множественные оттиски одной и той же или разных печатей | Ассур (Калъат Шеркат), Нинве, Нузи (Йоргантепе), Шубат-Энлиль (Т. Лейлан), Канеш (Култепе), Аджемхоюк, Алишар и Богазкой. |
Общий стиль Миттани | Ирак, Сирия, Кипр, Левант, Греция, Иран, Анатолия, Грузия, Армения, Персидский залив. | Простые ритуальные сцены, где фигуры обрамляют дерево, ряды животных и людей. | Уплотнения цилиндра: прямые; высота варьируется. | Композиционный, спеченный кварц (фритта) и фаянс. Немного кремня и гематита | Большинство печатей происходят из захоронений. | Малих, Хасанлу, Бет-Шан, Библос, Камид эль-Лоз, Мохаммед Араб, Нузи, Хацор, Мегиддо, Алалах, Телль-Казель, Телль Аль-Хамидия, Декелия, Телль-Билла, Ассур, Лчашен, Сапар-Хараба, Телль-Брак |
Утонченный стиль Миттани | Ирак, Сирия, Греция, Левант | Ритуальные сцены, сцены питья и жертвоприношения, звериные ряды. Некоторые вписанные | Уплотнения цилиндра | Гематит, халцедон, сердолик, агат, кремень, известняк; красочный. Использование сверла на твердых камнях | Отпечатки планшета и конверта | Nuzi, Alalakh, Tell Brak |
Первый касситский стиль | Ирак, Иран | Двухфигурные ритуальные сцены. Кресты с каймой, розетки, животные; газели, лягушки, птицы, собаки и рыбы. Длинные надписи. | Маленький и однородный размер | Твердые камни; халцедон, агат | Пример | Нузи, Ниппур, Нимруд |
Псевдо-касситский стиль | Ирак, Иран, Персидский залив | Более линейный, чем Первый Кассит. Надписи не длиной во всю печать и не имеют реального значения (только для галочки). Обычны двойные линии и штрихованные полосы. Монстры и птицы. | Пример | Мягкие композиционные материалы; спеченный кварц (фритта) и стекло. | Пример | Ниппур, Занбил-Хут, Сузы, Субейди, Файлака |
Второй касситский стиль | Ирак | Цикл хтонических богов, включающий природные и космические элементы. Священное дерево в окружении живых существ; человек или животное | Уплотнения цилиндра | Твердые камни (красочные); халцедон, агат, лазурит. Стекло. С золотыми шапками | Уплотнения для планшетов | Фивы, Ниппур, Ур, Субейди, Ассур, Акар Куф |
Третий касситский стиль/стиль Исина II | Ирак | Сцены с животными или монстрами, некоторые с участием людей. марру . Линейная тенденция | Уплотнения цилиндра | Мягкие камни и кварц. Золотые шапки процветают. Сверла используется меньше, чем в уплотнениях Second Kassite. | Запечатывание планшетов и конвертов | Ур, Урук, Ниппур, Абу Хатаб, Луристан |
Средний ассирийский | Ирак, Сирия | Сцены состязаний, сцены животных (появляются лошадь и крылатый бык), сцены колесниц, охоты с лучником, храмы, антитетически расположенные пары фигур, в том числе крылатый «грифон-демон», «священное дерево»; иногда имеется надпись; также схематические, линейные изображения | Прямые цилиндрические уплотнения; средний диаметр c. 1,6 см, средний рост 3,2-4,7 см. | Агат, известняк, кварц, яшма, сердолик, лазурит, тальк, фритта; либо качественная резка, либо - для огранки - поверхностная гравировка с широким использованием отрезного круга. | Запечатывание планшетов и конвертов; уплотнители контейнеров и дверей | Ассур, Телль Шейх Хамад (Дур-Катлимму), Телль Мохаммед Араб, Телль Фахария, Телль Саби Абьяд, Телль Билла, Телль ар-Рима |
неоассирийский | Ирак, Сирия | Королевское поклонение, король с луком и чашей, религиозные сцены, сцены банкета, сцены состязаний, ритуальные сцены, сцены с животными, сцены охоты. Фигуры, обрамляющие дерево. «Осада» | Цилиндрические и штемпельные печати | Изготовлено в 4 стилях; линейные (мягкие материалы; стеатит, серпентин и спеченный кварц (фритта)), моделированные (халцедон), резанные (твердые и мягкие материалы), сверленные (халцедон, агат) | Пломбирование контейнеров. Пробки для банок. Уплотнения дверей. Булла. Уплотнения для планшетов | Нимруд, Нинева, Ассур, Телль Шейх Хамад (Дур-Катлимму) |
Нововавилонский | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример | Пример |
Ссылки
[ редактировать ]Общая библиография:
- Амиет, П. 1980. Архаичная месопотамская глиптика, Париж.
- Коллон, Доминик 2005 г. (2-е исправленное издание). Первые впечатления: Цилиндрические печати на Древнем Ближнем Востоке. Лондон: Британский музей.
- Коллон, Доминик 2007. Вавилонские тюлени. В: Лейк, Гвендолин (редактор), Вавилонский мир: 95–123. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж.
- Гибсон, МакГи и Р.Д. Биггс (ред.) 1977. Печати и запечатывание на Древнем Ближнем Востоке. Библиотека Месопотамика 6, Малибу.
- Гибсон, МакДж. и Р.Д. Биггс (ред.) 1987. Организация власти. Аспекты бюрократии на Древнем Ближнем Востоке. Исследования древних восточных цивилизаций 46. Чикаго: Восточный институт.
- Горелик Л. и А. Дж. Гвиннетт 1990, Древняя ближневосточная цилиндрическая печать как социальная эмблема и символ статуса, Журнал ближневосточных исследований 49 (1): 45–56.
- Кил О. и Юлингер К. (ред.) 1990. Искусство миниатюры Древнего Ближнего Востока. Старейшее визуальное средство массовой коммуникации. Майнц, Габерн, стр. 27–46.
- Питтман, Х. 1994. Глиптический стиль из глазурованного стеатита. Структура и функция имиджевой системы в управлении протописьменной Месопотамией, BBVO 16, Берлин.
- Питтман, Холли 2013. Тюлени и запечатывания в шумерском мире. В: Кроуфорд, Харриет (редактор), Шумерский мир. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж.
- Порада, Э. 1947. Месопотамское искусство на цилиндрических печатях Библиотеки Пирпонта Моргана. Библиотека Пирпонта Моргана.
- Порада Э., Амиет П., Озгюч Н. и Бордман Дж. (ред.) 1980. Древнее искусство в печатях: очерки. Принстон, Нью-Джерси: Университетское издательство.
- Раднер, Карен, 2009. Сигельпраксис, А. Филологический, RIA: 466–469.
- Отто, Адельхайд, 2009. Практика печати, Б. Археология. В РИА: 469–474.
- Тейсье, Б. 1984. Древние ближневосточные цилиндрические печати из коллекции Маркополи, Беркли.
Производство и материалы
- Мури, Р. 1994. Древние месопотамские материалы и промышленность, особенно. стр. 74–77 (по материалам для пломб) и стр. 103–106 (по резке пломб).
- Коллон, Д. 2005. Первые впечатления, цилиндрические уплотнения на древнем Ближнем Востоке. (2-е исправленное издание), стр. 100–104.
- Фрам, Эллери, Агнет В. Лассен и Клаус Вагенсоннер. «Боги и демоны, Анатолия и Египет: получение обсидиана для месопотамских амулетов и цилиндрических печатей с использованием портативного рентгеновского аппарата». Журнал археологической науки: отчеты 24 (2019): 978-92.
- Горелик Л. и Гвиннетт. AJ, 1992, Минойские и месопотамские печати: сравнительные методы производства, Ирак, 54: 51–64.
- Гвиннетт, А.Дж. и Горелик, Л. 1987. Переход от каменных сверл к медным сверлам в Месопотамии. Экспедиция 29 (3): 15–24.
- Хеймпель В., Горелик Л. и Гвиннетт А.Дж., 1988, Филологические и археологические свидетельства использования наждака на Ближнем Востоке в бронзовый век, Журнал клинописных исследований 40 (2): 195–210.
- Сакс М. и Микс Н.Д., 1994. Внедрение шлифования круга как метода гравировки цилиндрических печатей: его отличие от опиловки, Ирак, 56, 153–66.
- Сакс М., Д. Коллон и М. Н. Лиз, 1993. Доступность сырья для ближневосточных цилиндрических печатей в аккадский, постаккадский периоды и периоды Ура III. Ирак 55: 77–90.
- Сакс, МНД Микс и Д. Коллон, 2000. Раннее развитие гранильного гравировального круга в Месопотамии. Ирак 62: 157–176.
- Сакс, М., Дж. Макнабб, Н.Д. Микс 1998, Методы гравировки месопотамских цилиндрических печатей: экспериментальное подтверждение, Археометрия 40: 1-21.
Доисторические печати
- фон Викеде 1990, Доисторические печати на Ближнем Востоке. МВАС 6: с. 10-21 (форма), 21-28 (дизайн)
Практика уплотнения :
- Дуйстермаат, К. 2010. Управление в неолитических обществах? Первое использование тюленей в Сирии и некоторые соображения о владельцах тюленей, использовании тюленей и частной собственности. В Мюллере (ред.) Значение минойской и микенской глиптики: VI. Международный симпозиум по тюленям, Марбург, 9–12 октября 2008 г. (Приложение 8 к CMS) Майнц-на-Рейне: Verlag Philipp von Zabern: 167–182.
- фон Викеде 1990, Доисторические печати на Ближнем Востоке. МВАС 6
- Дуйстермаат, К. 2013.
- Ротман, Митчелл С. 1994. Запечатывания как механизм контроля в доисторические времена: Тепе Гавра XI, X и VIII. В: Гил Стейн и Митчелл С. Ротман (редакторы), Вождества и ранние государства на Ближнем Востоке: Организационная динамика сложности: 103–120. Мэдисон: Предыстория Пресс.
Урукские тюлени
- Брандес, Массачусетс, 1979 г., рулоны печати из слоев архаичных построек в Урук-Варке.
- Амье, П. 1980 П. Амье, Glyptique mesoptaminnearchaique. (Париж, 1980 г.)
- Р.М. Бемер 1999, Урук. Самая ранняя печать разворачивается. AUWE 24. (Майнц, 1999 г.)
- Б. Феллер 2013, Истоки бюрократии. Функции и использование печатей в 4 и 3 тысячелетии до нашей эры. э., в Уруке. 5000 лет мегаполису. Сопроводительный том к выставке «Урук – 5000 лет мегаполису», 159–165.
- М. Франджипане, 2007 (ред.), Арслантепе Кретула. Ранняя централизованная административная система до написания. (Рим, 2007 г.)
- Р. Дж. Мэтьюз 2002, Тайны Темного кургана. (Уорминстер, 2002 г.)
- Х. Питтман, 2001, Месопотамские внутрирегиональные отношения, отраженные через глиптические свидетельства в периоды позднего энеолита 1-5, в М. Ротмане (ред.), Урук Месопотамия и ее соседи. Межкультурные взаимодействия в эпоху становления государства, 403–443.
- MT Rigillo 1991, Системы уплотнения на дверях Урука, BaM 22 (1991), 175-222.
Ранние династические печати
Иконография :
- Питтманн, Холли 1994, Глиптический стиль из глазурованного стеатита: структура и функция системы изображений в управлении протолитерированной Месопотамией. Берлин
- Карг, Н. 1984, Исследования древней ранней династической глиптики Вавилонии. Аспекты регионального развития в первой половине III тысячелетия. БаФ 8. Майнц
- Питтман, Холли 2013. Тюлени и запечатывания в шумерском мире. В: Кроуфорд, Харриет (редактор), Шумерский мир. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж.
Практика уплотнения:
- Янс Г. и Бретшнайдер Дж. 2011 (2012), Печати и печати Телль-Бейдара/Набады (сезоны 1995–2001 гг.). Субарту XXVII, Тюрнхаут Бреполь.
- HP Martin и RJ Matthews 1993, «Печати и запечатывания», в изд. А. Грина, «Пепельный наконечник 6G и его содержимое: культовое и административное изгнание из храма?» (Лондон), стр. 23–81.
- Р. Дж. Мэтьюз 1991, «Фрагменты чиновничества из Фара», Ирак 53: 1–16.
- Чарват, Петр 1988. Археология и социальная история: печати Суз, ок. 4000–2340 гг. До н.э., Палеориент 14 (1): 57–63.
- Чарват, Петр 2005. Оборотная сторона некоторых печатей из Ниневии 5. Ирак 67: 391–397.
- Зеттлер, Р. 2007, Глиняные печати с раннединастических уровней I храма Инанны в Ниппуре: предварительный анализ, в Рот, М.В. Фарбер и М. Столпер (ред.), Исследования, представленные Р. Биггсу: 343–362.
аккадский
Глиптическое искусство :
- Ракич, Елена 2003. Сцена соревнования в аккадской глиптике: исследование ее образов и функций в Аккадской империи. Докторская диссертация, Пенсильванский университет.
- Коллон, Д. Каталог западноазиатских печатей в Британском музее: Цилиндрические печати, том 2, аккадский и Ур III.
- Бемер, Райнер Михаэль 1965. Развитие глиптики в период Аккада. (Исследования по ассириологии и ближневосточной археологии 4) Берлин: Де Грюйтер.
- Амиет, П.1980. Мифологический репертуар цилиндрических печатей периода Агаде (ок. 2335–2155 до н. э.). В Пораде (ред.), стр. 35–60.
- Баррелет, М.Т. 1970. Исследование аккадской глиптики: образное воображение и цикл Эа. Востока 39: 213–251.
Практика уплотнения :
- Ракич, Елена 2003. Сцена соревнования в аккадской глиптике: исследование ее образов и функций в Аккадской империи. Докторская диссертация, Пенсильванский университет. особенно Ч. 6;289-354
- Мэтьюз, Д. Ранняя глиптика Телль-Брака, 176–183.
Ур III
Глиптическое искусство :
- Коллон, Д. Каталог западноазиатских печатей в Британском музее: цилиндрические печати, том 2, аккадский и Ур III
- Зима, I. 1986 «Король и чаша: иконография сцены королевского представления на печатях Ура III», в «Insights Through Images» (под редакцией М. Келли-Буччеллати), стр. 253–268. Малибу: Публикации Ундены. Библиотека Месопотамии 21.
- Зима, I. 1991 (1977) «Легитимация власти через изображение и легенду: печати, принадлежащие должностным лицам административной бюрократии штата Ур III», в «Организации власти» (под редакцией Макгуайра Гибсона и Р. Биггса), стр. 1 – 33. Чикаго: Восточный институт. Исследования древневосточной цивилизации 46.
- Сутер 2010 (изображение короля)
- Майр, Р.Х. 2002а. Изображение обычных мужчин и женщин на печатях царства Ура III. В книге Парпола С. и Уайтинг Р.М., редакторы, «Секс и гендер на Древнем Ближнем Востоке: материалы 47-го международного ассириологического собрания», Хельсинки, 2–6 июля 2001 г., страницы 359–366. Проект неоассирийского текстового корпуса, Хельсинки.
Уплотнение Ur III :
- Зеттлер 1987 «Печати как артефакты институционального управления в древней Месопотамии», Журнал клинописных исследований 39: 197–240.
- Райхель 2001, Райхель, Клеменс 2001. Печати и печати в Телль-Асмаре – новый взгляд на Ур III во дворец Исина/Ларса. В: Уильям Холло и Ирен Дж. Винтер (ред.): 101–131.
- Буччеллати, Г. / М. Келли-Буччеллати, Королевское хранилище Уркеша: глиптические свидетельства из юго-западного крыла. АфО 42/43, 1995/96, 1–32.
Пломбирование документов :
- Хаттори, Ацуко 2001. Практика запечатывания Ура III Ниппура. В: Уильям Холло и Ирен Дж. Винтер (редакторы): 71–99.
- Хаттори, Ацуко 2002. Тексты и впечатления: целостный подход к клинописным табличкам Ура III из экспедиций Пенсильванского университета в Ниппур (Ирак). Докторская диссертация, Пенсильванский университет.
- Лаурито, Р. в Д'Агостино, Франко, Франческо Помпонио и Ромина Лаурито, 2004. (5 дней) Мессина: Di.Sc.AM
- Цупаропулу, Кристина 2015. Печати Ура III, отпечатанные на документах из Пузриш-Дагана (Дремем), HSAO 16, Гейдельберг.
- Фишер, Клаудия 1992. Свернутые тюлени в Британском музее на неошумерских глиняных табличках из провинции Лагаш - исследования сцен борьбы животных. Журнал ассириологии 82: 60–91.
- Фишер, Клаудия 1997. Свернутые печати в Британском музее на текстах периода Ур-III из провинции Лагаш: исследование сцен поклонения. Багдадские коммуникации 28: 97–183.
- Райхель, Клеменс 2003. Приложение: Практика герметизации. В: Маркус Хильгерт, Административные документы Дрема времен правления Амар-Суэны (Публикации Восточного института 121): 603–24. Чикаго: Восточный институт.
Исин-Ларса / Древневавилонский
- Блохер, Феликс 2001. Запечатывающие таблички в Вавилонии начала второго тысячелетия - богатство и значение Йельской вавилонской коллекции, в: Уильям В. Халло (Hg.), Печати и отпечатки печатей, Comptes rendus de la XLV Rencontre Assyriologique Internationale (Бостон/Нью-Йорк) Хейвен, 5–10 июля 1998 г.), Vol. 3, Нью-Хейвен/Бостон, 133–148.
- Коллон, Д. 2007. Вавилонские печати в Лейке, Г. (редактор) Вавилонский мир: 95–123 (особенно стр. 95–107).
- Годдеерис, А. 2012. Запечатывание в старовавилонском Ниппуре, в Ф.С. Ван Лерберге, стр. 215–234.
- Гайлани-Верр, Л. аль-, Хронологическая таблица отпечатков старых вавилонских печатей. Бюллетень Института археологии Лондонского университета, 17, 1980, 33–84.
- Гайлани-Верр, Л. аль-, Исследования хронологии и регионального стиля древневавилонских цилиндрических печатей. БиМес. 23, 1988 г.
- Кленгель-Брандт, Э., Свитки с печатями на древневавилонских глиняных табличках из Вавилона. АОФ 10, 1983, 65-106
- Блохер Ф., Свитки печатей на ранних вавилонских глиняных табличках в каталоге Йельской вавилонской коллекции. МВС 9. Мюнхен, 1992 г.
- Блохер Ф., Свитки печатей на ранних вавилонских глиняных табличках в Британском музее, каталог. МВС 10. Мюнхен, 1992 г.
Старый ассирийский
- Александр Р.Л. «Родная группа граверов цилиндрических печатей Карум Каниш II уровня». Беллетен 43, нет. 171-172 (1979): 573-618.
- Альп, С. Цилиндер- Und Stempelsiegel Aus Karahöyük Bei Konya. Публикации Турецкого исторического общества, Анкара, 1968.
- Эппихимер, Мелисса. «Представление Ашура: печати древних ассирийских правителей и их прототип Ура III». Журнал ближневосточных исследований 72, вып. 1 (2013): 35-49.
- Ларсен, Могенс Тролле. «Использование печатей в древнеассирийский период». В книге «Печати и запечатывания на Древнем Ближнем Востоке » под редакцией М. Гибсона и Р. Биггса. Библиотека Месопотамики, 89–105. Малибу: Публикации Удена, 1977.
- Лассен, Агнете Висти. «Старый ассирийский глиптический стиль. Исследование стиля печати, его владельцев и места изготовления». В текущих исследованиях в Кюльтепе/Канеше. Междисциплинарный и интегративный подход к торговым сетям, интернационализму и идентичности под редакцией Левента Атичи, Фикри Кулакоглу, Гойко Барьямовича и Эндрю Фэйрберна. Дополнения к журналу клинописных исследований, 107-21. Бостон, Массачусетс: Американские школы восточных исследований, 2014.
- Лассен, Агнете В. «Алтарь быка» в древнеассирийской глиптике: изображение бога Ассура?». В книге « Движение, ресурсы, взаимодействие: материалы 2-й международной встречи в Кюльтепе», Кюльтепе, 26–30 июля 2015 г.: Исследования, посвященные Клаасу Винхофу , под редакцией Фикри Кулакоглу и Гойко Барьямовича, 179–95. Тюрнхаут: Брепольс, 2017.
- Озгюч, Нимет. Анатолийская группа оттисков цилиндрических печатей из Кюльтепе. Публикации Турецкого исторического общества. Анкара: Издательство Турецкого исторического общества, 1965.
- Озгюч, Нимет. Печати и отпечатки печатей уровня Ib от Карума Каниша. Пудель Каруму Иб Солид Тюлени и Тюлени Импрессионс. Публикации Турецкого исторического общества. Анкара: Типография Турецкого исторического общества, 1968.
- Озгюч, Нимет. «Запечатайте впечатления от дворцов Ацемхёюка». В «Древнем искусстве печатей» под редакцией Эдит Порада, 61–80. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1980.
- Озгюч, Нимет. Кюльтепе-Каниш/Неша: Отпечатки печатей на глиняных конвертах из архивов родной Перувы и ассирийского торговца Усур-Ша-Иштара, сына Ашшур-Имитти. Публикации Турецкого исторического общества. Анкара: Турецкое историческое общество, 2006.
- Озгюч, Нимет. Ацемхёюк-Бурушхаддум I: Цилиндрические уплотнения и буллы с отпечатками цилиндрических уплотнений. Анкара, 2015 год.
- Озгюч, Нимет и Онхан Тунджа. Кюльтепе-Каниш. Запечатанные и исписанные глиняные буллы. Публикации Турецкого исторического общества. Анкара: Издательство Турецкого исторического общества, 2001.
- Тейсье, Беатрис. Печать и печати на текстах из Кюльтепе Карум Уровень 2. Публикации Голландского историко-археологического института Стамбула. Под редакцией М. Дж. Меллинка, Дж. Нейланда, Дж. Дж. Руденберга, Рооса де Дж. и К. Р. Винхофа. Лейден: Голландский институт Ближнего Востока, 1994.
- Тосун, М. «Стили гравюры на печатях Кюльтепе как выражение различных культурных влияний». В исследованиях в честь Бенно Ландсбергера в день его 75-летия, 21 апреля 1965 г. Ассирологические исследования, 183–88. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1965.
Митанни и Кассит
- Салье, Беате 1990. «Общий стиль» глиптики Митанни и глиптики Леванта и Кипра в эпоху поздней бронзы. Багдадские исследования, Том 11. Майнц: Заберн.
- Порада Э. «Запечатайте впечатления от Нузи». AASOR 24. Нью-Хейвен, 1947 г.
- Штейн, Д.Л., Переоценка «Письма Сауштатара» Нузи. ЗА 79, 1989, 36-60
- Штейн, Д.Л., Отпечатки печатей Аррафы и Нузи в Йельской вавилонской коллекции, в: Д.И. Оуэн - М.А. Моррисон (Hrsg.), Исследования цивилизации и культуры Нузи и хурритов, том. 2. Вайнона Лейк, 1987, 225–320.
- Штейн, Д.Л., Отпечатки печати, в: Г. Вильгельм (ред.), Архив Шилва-Тешуп, выпуски 8 и 9. Висбаден, 1993 г.
- Беран Т., Вавилонская глиптика касситского периода. АфО, 1957–58, 255–278.
- Мэтьюз, Д.М. Принципы композиции в ближневосточной глиптике конца второго тысячелетия до нашей эры (1990)
- Мэтьюз, Д.М., Касситская глиптика Ниппура. ОБО 116. Фрайбург (Швейцария) 1992 г.
- Виттман Б. Вавилонские цилиндрические печати XI-VII вв. век до н. э. Chr. BaM 23, 1992, 169 и далее (Приложение: Виттманн-фон Пилигрим, Б. в: BaM 25, 1994, 597 и далее).
Средний ассирийский
- Беран Т. Ассирийская глиптика XIV века. ЗА НФ 18, 1957, 141-215
- Бонац, Доминик. Мотивы среднеассирийских печатей из Телль-Фехерие, Сирия. Сообщите Фехерие отчеты о раскопках. Берлин: Де Грюйтер, 2021.
- Бретшнайдер, Иоахим и Грета Янс. «Крылатая лошадь в Телль-Твейни: исключительная среднеассирийская цилиндрическая печать». Аккадика 140 (2019): 149–60.
- Феллер, Барбара. «Изображения печати и социальный статус: печати на среднеассирийских табличках из Ашура». В ближневосточной археологии в прошлом, настоящем и будущем. Том. 1 Материалы 6-го Международного конгресса археологии Древнего Ближнего Востока: 5–10 мая 2009 г., «Sapienza», Università Di Roma , под редакцией П. Маттиа, Ф. Пиннока, Л. Нигро и Н. Маркетти, 913- 23. Висбаден: Харрассовиц, 2010.
- Кюне, Хартмут 1995. Среднеассирийский «стиль огранки», в ZA 85: 277-301.
- Кюне, Х. / В. Рёллиг, Печать ассирийского царя Салманасара I, в: Эмре, К. / М. Меллинк / Б. Хруда / Н. Озгюч (ред.), Анатолия и Древний Ближний Восток: исследования в области Честь Тахсина Озгюча. Анкара 1989, 295-299.
- Мэтьюз, Дональд М. «Среднеассирийская глиптика из Телля Биллы». Ирак 53 (1991): 17–42.
- Мэтьюз, Дональд М. «Случайный пегас: потеря смысла в среднеассирийских печатях». Кембриджский археологический журнал 2 (1992): 191–210.
- Моортгат А., Ассирийская глиптика 12. Jahrhunderts. ЗА НФ 14, 1944, 24-44
- Моортгат А., Ассирийская глиптика 13. Jahrhunderts. ЗА НФ 13, 1942, 50-88
- Паркер, Барбара. «Отпечатки среднеассирийской печати из Телль-эль-Римы». Ирак 39, 2 (1977): 257–68.
- Порада, Эдит. «Заметки о митаннийском (хурритском) и среднеассирийском глиптическом искусстве». Аккадика 13 (1979): 2–15.
Практика уплотнения :
- Рёллиг, В. 1980. Заметки о практике запечатывания в среднеассирийский период. Мир Востока 11: 111–116.
- Постгейт, Николас Дж. 1986. Среднеассирийские таблички: инструменты бюрократии. АОФ 13: 10–39.
- Постгейт, Николас Дж. 2003. Документы правительства Среднеассирийского царства. В: М. Брозиус (ред.): 124–138.
- Постгейт, Николас Дж. 2014. Бюрократия бронзового века: письменность и практика управления в Ассирии. Нью-Йорк: КУБОК.
Кассит/Средний Вавилон
- Константинопулос, Джина. «Касситовые цилиндрические печати с надписями в Метрополитен-музее». Журнал Метрополитен-музея 53 (2018): 96-113. https://doi.org/10.1086/701742. https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/701742.
- Копаниас, Констатинос. «Поздний бронзовый век вблизи восточных цилиндрических печатей из Фив (Греция) и их историческое значение». Сообщения Афинского отдела Немецкого археологического института 123 (2008): 39-96.
- Лассен, Агнете В. и Энрике Хименес. «Nbc 3171: восстановленная старая вавилонская/касситская печать». Аш-Шарк: Бюллетень Древнего Ближнего Востока 6, 1 (2022): 58-63.
- Мэтьюз, Дональд М. Принципы композиции в ближневосточной глиптике конца второго тысячелетия до нашей эры Orbis Biblicus Et Orientalis. Археологическая серия. Фрайбург: Университетское издательство Фрайбурга, 1990.
- Мэтьюз, Дональд М. Касситская глиптика Ниппура. Орбис Библикус и Ориенталис. Фрайбург: Университетское издательство, 1992.
- Порада, Эдит. «Цилиндрические печати, найденные в Фивах в Беотии». Архив востоковедения 28 (1981/1982): 1-70.
- Порада, Эдит и Доминик Коллон. Второе тысячелетие до н.э. За пределами Вавилона. Каталог западноазиатских печатей в Британском музее, Цилиндрические печати. Лондон: Британский музей, 2016.
- Зейдль, Урсула. «Вавилонское искусство касситского периода». В Кардуниасе. Вавилония под властью касситов 2 под редакцией Алексы Бартельмус и Кати Стерницке. Исследования по ассириологии и ближневосточной археологии, 313–32. Бостон/Берлин: де Грюйтер, 2017.
- Штейн, Диана. «Обыкновенный митанний и псевдокассит: вопрос качества и класса». От Кипра до Бактрии: печати древнего Ближнего Востока. Материалы международной конференции, организованной Службой культуры в Лувре 18 марта 1995 г. , под редакцией А. Кабе, 71-115. Париж: Французская документация, 1997.
- Трокей, Мадлен. «Псевдо-касситная глиптика: обычная касситная глиптика». В табличках и изображениях в странах Шумера и Аккада: смеси, предложенные месье Х. Лимету , под редакцией Онхана Тунки и Д. Дехезеля, 207–13. Льеж: Льежский университет, 1996.