Блазиус Уне
Блазиус То Уна Туртаву (родился 2 февраля 1925 года, дата смерти неизвестна) был музыкантом из Папуа-Новой Гвинеи . Он сочинял гимны на своем языке куануа . [ 1 ] Его описывают как «вероятно, первого музыкального деятеля Папуа-Новой Гвинеи, привлекшего внимание широкой публики». [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Блазиус родился 2 февраля 1925 г. [ 2 ] в деревне Папаратава в субпровинции Кокопо на востоке Новой Британии. Через два месяца после его рождения его мать умерла, и отец, католический священник, отвез его в монастырь Вунапопе. Блазиуса воспитывали его сестры. В 1933 году его отправили в католическую миссию Милмила на островах Герцога Йоркского, где он посещал начальную школу до 1938 года. Затем он вернулся в Вунапопе и жил со своим отцом до 1941 года. Он был в Вунапопе, когда японская армия вторглась в Новую Британию. а в 1942 году японцы неохотно завербовали его в качестве переводчика. За это время ему пришлось обучать японских солдат меланезийскому пиджину и куануа (языку толай). Ближе к концу войны, подозреваемый в симпатиях к союзным американским и австралийским армиям, он был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни японцами, но в конце концов был освобожден американским пилотом. Блазиус был счастлив, когда война закончилась, и после нескольких месяцев восстановления после травмы ноги начал работать в военном госпитале Нонга, став в 1947 году водителем врача. Позже он работал в Департаменте транспорта в Рабауле.
Впервые он начал играть на гитаре в 1946 году, одолжив ее у зятя за 5 шиллингов. В то время его зарплата была очень низкой, и он не мог позволить себе купить собственный инструмент. Тем не менее, позже в том же году ему удалось купить себе гавайскую гитару и начать музыкальную карьеру. Его первое сочинение 1949 года представляло собой серию из четырех гимнов. Затем он регулярно сочинял не только гимны, но и высокие мессы, баллады на своем родном языке куануа и сатирические песни на пиджине. Блазиус То Уна был очень популярен на полуострове Газель, но приобрел известность по всей Папуа-Новой Гвинее, особенно среди носителей пиджина. Он был постоянным участником фестиваля Толаи Варвагира, ежегодно проводимого в Рабауле, и принимал участие в фестивале искусств Порт-Морсби в 1974 году. Он также выступал на многочисленных общественных мероприятиях в своей родной провинции.
Его воображение и изобретательность были признаны среди народа Толай Восточной Новой Британии, и ему часто поручали сочинять песни для определенного случая или цели. Для этой цели были заказаны две его песни: «A Umana Beo», написанная для женщин профессионального центра Кабайра, и «Iau Lus Man Takodo», написанная в июне 1977 года для лидера деревни Нодуп, где Блазиус недавно жил. Отдельные люди и общественные группы иногда заказывали у него песни для традиционных мероприятий, причем некоторые предпочитали его музыку ортодоксальной музыке Толая. В 53 года Блазиус все еще активно занимался музыкой. Он умер. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б История музыки Папуа-Новой Гвинеи. Архивировано 4 марта 2011 года в Wayback Machine.
- ^ ГИТАРЫ ПЕСНИ ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕИ: Блазиус Уне Туртаву
- ^ «Поздняя музыкальная легенда PNG». Гольдхиц. 14 февраля 2020 г.