Способность к обучению
Способность к обучению относится к набору психологических черт и навыков, которые позволяют человеку эффективно решать различные задачи обучения. Эта концепция возникла в 1980-х и 90-х годах, например, в трудах ученого -когнитивиста Гая Клэкстона , как способ описания формы интеллекта, которым обладает человек, который, цитируя фразу Жана Пиаже , [1] «…знает, что делать, когда они не знают, что делать». Предполагаемые формы обучения обычно шире, чем те, которые встречаются в формальных образовательных учреждениях, например, те, которые наиболее полезны при обучении спорту или игре на музыкальных инструментах, или при освоении сложных социальных ситуаций.
Состав: Элементы обучающей способности.
[ редактировать ]Хотя способность к обучению рассматривается как форма интеллекта, она отличается от некоторых более известных представлений об интеллекте по ряду важных аспектов.
- Во-первых, оно рассматривается как в высшей степени практичное и не раскрывается, в частности, путем решения абстрактных проблем на время.
- Во-вторых, оно не является в первую очередь интеллектуальным, а включает в себя характеристики, обычно связанные с личностью, такие как эмоциональная устойчивость перед лицом трудностей или разочарований. [2]
- В-третьих, способность к обучению рассматривается как совокупность переплетенных способностей, а не как отдельная «монолитная» ментальная сущность.
- В-четвертых, элементы способности к обучению обычно описываются как склонности. [3] (Дэвид Перкинс), Привычки ума [1] (Арт Коста) или «мощности» [4] (Гай Клэкстон), а не навыки. Навыки – это способности, которые могут нуждаться в подсказках – они не обязательно приходят на ум, когда они необходимы, – тогда как способность к обучению означает постоянную ориентацию на обучение. Можно сказать, что люди с высоким уровнем способности к обучению в целом открыты для возможностей обучения и обычно находят участие в задачах, в которых они не уверены в успехе, скорее приятным, чем отталкивающим. [2]
- Наконец, все элементы способности к обучению рассматриваются как способные к развитию. В то время как традиционные меры IQ принимаются для отражения интеллектуальных способностей, которые относительно постоянны во времени и контексте, способность к обучению подчеркивает роль опыта в расширении, а иногда и сокращении предрасположенности к обучению. [5] Этот акцент отражает озабоченность тех, кто использует эту концепцию в отношении образования: в частности, в отношении образования, рассматриваемого как подготовка к обучению на протяжении всей жизни .
Разные авторы составили списки ингредиентов способности к обучению, которые несколько различаются, но во многом совпадают. Авторы из США, такие как Коста, Перкинс и Ритчхарт, как правило, больше сосредоточены на видах интеллектуального обучения, типичных для средних школ и университетов, в то время как авторы Клэкстона и его коллег в Великобритании (Рут Дикин-Крик, Билл Лукас) пытаются охватывают обучение как в неформальной, так и в формальной обстановке.
Повышение обучаемости
[ редактировать ]Например, в рамках своей концепции «Построение способности к обучению» Гай Клэкстон предлагает список из 17 способностей к обучению, сгруппированных в четыре кластера, называемых устойчивостью, находчивостью, взаимностью и рефлексией. [4]
- Устойчивость охватывает эмоциональные аспекты обучения и внимание и включает в себя настойчивость, поглощенность (или поток), концентрацию (или управление отвлечением) и восприимчивость (или внимательное замечание). [4]
- Находчивость фокусируется на когнитивных аспектах обучения, включая вопросы, установление связей (установление связей), воображение, рассуждение и капитализацию (разумное использование ресурсов). [4]
- Взаимность охватывает социальный аспект обучения и включает взаимозависимость (баланс социального и индивидуального обучения), сотрудничество, слушание и сочувствие, а также подражание (восприимчивость к сильным сторонам обучения других). [4]
- Рефлексия охватывает аспекты обучения, связанные со стратегическим управлением и самосознанием. Они включают в себя планирование, самооценку (пересмотр), поиск дальнейшего применения (очистку) и свободное владение языками обучения (метаобучение) .
Совсем недавно эта структура была разработана в сотрудничестве с Биллом Лукасом, чтобы более подробно охватить неакадемическое или «реальное» обучение. [6] Были разработаны практические инструменты для школ, направленные на повышение уверенности учащихся и их способностей как учащихся как внутри учебного заведения, так и за его пределами. Инструменты включают программу Art Costa [Habits of Mind] и ELLI Рут Дикин-Крик. [5] [7] (Effective Lifelong Learning Inventory) анкета для самоотчета для оценки развития способности к обучению, а также публикации и материалы Гая Клэкстона «Создание способности к обучению» (BLP). Некоторые из них концентрируются на практических процедурах и методах, которые могут использовать классные учителя, в то время как другие пытаются применить более широкий подход к изменению общешкольной культуры.
Критика
[ редактировать ]Большинство образовательных подходов, основанных на идее способности к обучению, все еще находятся в разработке, поэтому крупномасштабные оценки практически не проводятся, как отмечает Ричхарт в своей работе по развитию диспозиций. [8] Инструмент ELLI хорошо опробован, и было опубликовано несколько отчетов о его разработке и использовании. [5] В рамках программы Гая Клэкстона «Создание обучающей способности» было подготовлено несколько сотен практических исследовательских отчетов. [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Арт Коста и Бена Каллик, «Привычки ума», тт. I, II, III и IV, ASCD: Александрия, Вирджиния, 2000 г.
- ^ Jump up to: а б Гай Клэкстон, Wise Up: проблема непрерывного обучения, Блумсбери: Лондон и Нью-Йорк, 1999 г.
- ^ Дэвид Перкинс, Перехитрить IQ: новая наука об обучаемом интеллекте, Basic Books: Нью-Йорк, 1995.
- ^ Jump up to: а б с д и Гай Клэкстон, Повышение способности к обучению: помощь молодым людям лучше учиться, TLO: Бристоль, 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с Рут Дикин-Крик, Патриция Бродфут и Гай Клэкстон, Разработка эффективного инвентаря обучения на протяжении всей жизни: проект ELLI, Оценка в образовании, 11 (3), стр. 237–72, 2004 г.
- ^ Центр реального обучения
- ^ Эффективный инвентарь непрерывного обучения
- ^ От IQ до IC: Диспозиционный взгляд на интеллект, Рон Ричхарт. Roeper Review, 1940-865X, том 23, выпуск 3, 2001 г., страницы 143–150.
- ^ Гай Клэкстон, Учимся учиться – Четвертое поколение: осмысление персонализированного обучения, TLO Limited: Бристоль, 2006 г.