Гленкепл Ки
Гленкепл Ки | |
---|---|
Дамфрис , Шотландия ГБ Ссылка на сетку NX994687 | |
![]() Гленкепл Ки | |
Координаты | 55 ° 00'10 "с.ш. 3 ° 34'27" з.д. / 55,002724 ° с.ш. 3,574265 ° з.д. |
Glencaple Quay (NX994687) расположен на реке Нит , он в основном обслуживает город Дамфрис и в некоторой степени район Гленкепла , а также его внутренние районы в Дамфрисе и Галлоуэе . [ 1 ] Причалы в Дамфрисе, набережная Кингхольм [ 2 ] Лагхолл , Келтон и Каслдайкс лежали выше по течению, а причалы ниже по течению были расположены в Киркконнелле и Карсетхорне. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Он расположен напротив Киркконнелла Мерса. [ 6 ]
Местоположение и цель
[ редактировать ]
Набережная расположена на восточном берегу реки Нит и представляет собой каменное, примерно прямоугольное сооружение с двумя основными причалами и свидетельствами разных этапов строительства, построенное в 1746 году и перестроенное в 1836/40 году. [ 1 ] В последнее время на пристани было два склада: один маленький, другой несколько побольше. [ 1 ]
Гленкепл был расширен в 19 веке и стал вспомогательным портом по отношению к порту Дамфриса для использования судов, которые не могли добраться до города из-за своего размера и осадки. Более крупные корабли могли разгружать здесь свои грузы, а местные перевозчики были наняты для перевозки грузов на тележках по прибрежной дороге в Дамфрис. [ 7 ] Река Нит была полностью судоходна только для судов водоизмещением от 60 до 70 тонн, однако суда водоизмещением 300 тонн могли доплыть до Гленкейла. Собственно Солуэй-Ферт начинается примерно в 1,5 милях или 2,4 километрах ниже набережной Гленкэпл, и в этом месте Нит часто меняет свой канал. [ 8 ]
Более крупные парусные суда стояли в Гленкепле в штормовые зимние месяцы. [ 9 ] Сама каменная пристань имеет наборы железных причалов, кнехты и деревянные причалы были расположены вдоль гальки и илистого берега ниже по течению, что свидетельствует о том, что лодки также могут безопасно стоять там. [ 10 ] Каменные ступени на северной стороне ведут к основанию пристани.
Неясно, в какой степени какой-либо Гленкэпл был базой для траулеров и т. д. Фотоматериалы 1970-х годов показывают, что траулеры либо стояли на стоянке, либо активно использовали причал.
Судостроение
[ редактировать ]
В Гленкепле была судостроительная верфь, где обычно каждый год спускалось на воду несколько судов. [ 8 ] Верфь принадлежала господам Томсону и была одной из крупнейших в этом районе: около пятидесяти торговцев и учеников, в том числе изготовителей веревок, изготовителей парусов, плотников, изготовителей канатов, ткачей парусной ткани, краснодеревщиков и т. д., работали здесь на строительстве шхун. а также осуществлять ремонт и техническое обслуживание судов. [ 9 ] Все корабли, построенные здесь в период с 1806 по 1858 год, перечислены на одной из дубовых скамеек возле старой верфи. [ 9 ] Эллипс находился на южной стороне пристани, а двор находился через дорогу на востоке. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Уильям Максвелл, граф Нитсдейл, в 1746 году передал землю в Гленкепле под пристань, построенную из камня из его карьеров Банкенда, городскому совету Дамфриса, в обмен на что он имел свободный проход для своих товаров и товаров через платный мост в Дамфрисе. [ 9 ] Название «Гленкапл» происходит от гэльского слова «Марес-Глен». [ 12 ] Также были построены склады, и Гленкапл превратился в процветающий порт, откуда корабли ходили в Америку и Вест-Индию. Первая пристань была построена в 1746 году, а позже гавань была перестроена в рамках реконструкции порта Дамфрис в 1800-х годах. [ 9 ]

Первым кораблем, пришвартовавшимся у набережной Гленкэпл, был «Успех» с грузом американского табака. Другими статьями импорта были древесина из Прибалтики, уголь и известь из Камберленда, бакалейные товары из Ливерпуля и ром, сухофрукты и портвейн из Испании. Кости животных, которые обрабатывались на месте, например, на набережной Кингхольм , для производства удобрений. [ 9 ] Позже между Гленкеплом и Ливерпулем регулярно курсировали пассажирские суда и пароходы. В начале 1800-х годов наблюдалась значительная эмиграция в колонии из этого региона, особенно в Канаду. Газеты того времени рекламировали корабли, регулярно отходящие из Гленкепла и Карсетхорна, которые возвращались с грузом соленой рыбы и древесины. В 1976 году на набережной все еще было движение. [ 1 ] [ 13 ]
Сельскохозяйственная продукция была основной статьей экспорта, например, картофель, при этом на некоторые импортные товары приходилось платить высокие налоги, что привело к очень активной контрабандной торговле, а поэт Роберт Бернс , живший в Дамфрисе с 1791 по 1796 год, работал акцизным инспектором. или Гогер, возможно, посетили Glencaple Quay по служебным делам. [ 14 ] Друг и врач Бернса, доктор Уильям Максвелл, вырос в Кирконнелл-Хаусе, на западном берегу Нита, с собственной частной пристанью.
Маленькая шхуна под названием «Клис», принадлежавшая торговцу из Камберленда, потерпела крушение и затонула на южной стороне банки Блэкшоу. Его южная мачта оставалась над поверхностью песка и служила полезным навигационным ориентиром до тех пор, пока все видимые останки не были удалены приливом и волнами. [ 15 ]
Судоходная торговля в этом районе быстро сокращалась в конце 19 века, и во время Первой мировой войны порт Дамфрис практически остановился, а ко Второй мировой войне в Гленкепле стояли на стоянке только несколько старых судов. [ 9 ] Другими факторами, способствовавшими этому, были заиление реки, конкуренция со стороны железной дороги и увеличение использования более крупных судов, которые не могли плавать по реке.
Сайт сегодня
[ редактировать ]
Не указано, когда Glencaple в последний раз использовался для импорта и экспорта товаров, однако, как утверждается, некоторые перевозки по нему наблюдались только в 1976 году. [ 1 ] Два склада были снесены, и на их месте расположились большой ресторан и магазин (данные 2022 г.). из дерева и железа жаровня В конце набережной построена . На набережной прихода Керлаверок была установлена пирамида из камней тысячелетия. Парковка для автомобилей и автодомов оборудована общественными туалетами и информационными стендами.
Нитская скважина
[ редактировать ]Река Нит — одна из примерно 15 рек в Великобритании, на которых наблюдается приливная волна или эгир, более известная как приливная волна . Форма суши заставляет прилив формировать волну воды, которая движется против течения вверх по этой воронкообразной реке. Шум воды часто можно услышать еще до того, как его увидят. Мелководный Нит впадает в широкое плоское устье Солуэя, и при подходящих условиях, например, во время сильных весенних приливов и попутных ветров, образуется «Бора», рыскающая по берегам реки на своем пути вглубь страны и потенциально мешающая движению лодок по реке. и те, которые были пришвартованы в то время. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хьюм, Джон Р. (1976). Промышленная археология Шотландии. !.Низменности и границы . Б.Т.Бэтсфорд. п. 95. ИСБН 0713432349 .
- ^ Кингхольмская набережная на реке Нит
- ^ Келтон Куэй
- ^ Карсетхорн-Куэй
- ^ План или река Нит от Дамфриса до Юга. 1845.
- ^ План Нита У. Ньюолла в 1811 и 1812 годах, автор Уолтер Ньюолл
- ^ Генеалогический архив - Glencaple Quay
- ^ Jump up to: а б Места Шотландии - река Нит
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Порты и гавани Великобритании - Гленкэпл
- ^ Дамфрисшир LV.7
- ^ Шестидюймовая карта ОС 1843-82 гг.
- ^ Гленкэпл 1961
- ^ Канмор-Гленкейпл-Куэй
- ^ Маккей, Джеймс А. (1988). Бернс-Лор из Дамфриса и Галлоуэя . Издательство Аллоуэй. п. 132. ИСБН 9780907526360 .
- ^ Места Шотландии - Клайс Триг-Пойнт
- ^ Скважина на реке Нит
Источники
[ редактировать ]- Грэм, А. и Тракелл, А.Э. (1977) Старые гавани в Солуэй-Ферт , Транс-Дамфрисшир, Галлоуэй Natur Hist Antiq Soc, 3rd, vol. 52, 1976–7. Страницы: 133–4.
- Хьюм, Джон Р. (1976). Промышленная археология Шотландии. Низменности и границы. Лондон: BT Бэтсфорд. ISBN 0-7134-3234-9 .
