Движение Моро
Цель движения Моро Исатабу . на Соломоновых островах была описана как «Саи Лима Хорохоро Туаули» - «Собрав земли вместе, как и прежде» Движение за социально-экономические и политические улучшения с использованием кооперативных экономических предприятий в сочетании с уважением к обычавым и традициям для синтеза нового социального порядка.
Как в 1956 году был дестабилизирован Совет Марау-Хауба на Гуадалканал, в то время как движение «обратно к индивидуальному» набирало силу, центрировавшись в юго-восточных прибрежных районах и в деревнях в районе Суты-на северной стороне внутренних гор. Полем В Макаруке и Веру -Моли Пелиз Моро начал мобилизовать людей вокруг историй о оригинальном творении и возвращения к использованию имени Исатабу вместо Гвадалканала. Однако, когда движение поднялось, Совет Марау-Хауба был заменен Гуадалканальным советом.
Пелиз Моро
[ редактировать ]Родился в деревне Макарука, Исатабу ( Гуадалканал ), но большая часть его детства была проведена в деревне его матери в Суху, к востоку от Макаруки. По словам Доминика Алебуа, предки Моро приезжают из деревни Набуа, во внутренней области Ареата, в Тализе. Он является потомком женщины, доставленной в Макаруку в качестве чека (раб). После того, как брат его матери умер, Моро унаследовал их землю. Отец Мороса Таворука был «Бигманом» в Макаруке, который обладал наследственными ритуальными способностями, чтобы успокоить моря, заставлять проливные дождь и способствовать плодородию ямса и таро. Моро изучил эти навыки и унаследовал их, когда его отец умер в 1961 году. Он был крещен римско -католик о. Жан Будард, но не посещал миссионерскую школу и неграмотный. В 1962 году он женился на девушке из внутренней деревни. У них было двое детей - сын и дочь.
Видение и сила
[ редактировать ]В 1956 году Моро и некоторые мужчины из Комуваолу, Макараку, Бокасугу и Наго отправились в риф Корасагхулу, чтобы остановить людей из залива Уондерера и побережья погоды от рыбалки на раковины по трошу, поскольку моли народы претендовали на владение этим рифом. По возвращении Моро стал очень больным, когда он в Лауви -Пойнт, где он упал, преследуя чачу (орла). Моро попал в глубокую кому и даже предположил мертвым. Однако он восстановил сознание через несколько дней, хотя он не полностью восстановился в течение многих месяцев. Моро также сказал, что за это время он был несколько психически больным. Однако после того, как он выздоровел, Моро приобрел способность знать, кто украл что -то, кто совершил колдовство, а кто был виновен в том, что он обладал «веле» или «Пиро». Именно в это время также он начал рассказывать историю о происхождении Гуадалканала. Моро сказал, что во время болезни он посетил:
«Я видел птицу, но это был мужчина. Сначала это была птица, она вышла из какого -то кружащейся пыли за грузовиком на дорогах Хониары. Птица превратилась в человека, который говорил и проинструктировал. Вы должны сделать то, что я вам говорю. Все в этой земле и море принадлежит вам. Вы должны игнорировать всех тех, кто насмехается или говорит вам не делать этого. Вещи, которые вы должны начать, - это ассоциация (Kampani, Pidgin English For Company), чтобы заработать деньги все, что вам нужно, должно использоваться, [n] не разрешается стоять неиспользованными или эксплуатируемыми другими. Ваши люди владеют этим и контролируют это ».
После его выздоровления Моро начал рассказывать о его видении, и пришло большое количество чисел, чтобы услышать это. Истории и видения были записаны членами движения. Дэвид Валуса - один из главных рекордеров и переводчиков движения. Он записал истории Моро, и они хранятся в Макаруке, в штаб -квартире компании Moro Custom Company.
Самым важным документом является история создания Гвадалканала, «история о том, что наш предок в начале острова Исатабу». О том, как Айронгали создал остров Исатабу (Гуадалканал). Айронгали - это дух или Бог, который живет в воздухе. Когда дело дошло до воды, это называлось изоботуа - т.е. «сидя на воде» или «плавающая нога». Изоботуа создал остров и жизнь на нем: первые 2 Дос Лаула (М) и Лаули (F), а затем 2 человека: Капутуа и его сестра Лавгауна. Далее этот текст дает создание четырех основных групп спуска или племен Караву, Манукики, Коинахао и Ласи.
Другим документом является «Пользовательская компания Makaruka и история острова Исатабу и ее первостепенные начальники». Этот документ утверждает, что Моро является первостепенным вождем в линии Туимаури, давая ему абсолютное право на землю Гвадалканала (Исатабу), предоставленные создателем и первоначальным вождем предков Айронгали. Важность экономических сделок и границ (районные границы) имеют ценность, а документ отказывается от отходов и концепции общественной земли. Это было против правительства протектората, которое объявило землю, не занятую народом как отходы и общественные земли.
Районы
[ редактировать ]Моро в качестве первостепенного начальника несет ответственность над районными начальниками. В 1965 году Davnport Records 8 районов и их советов: Веру -Моли, Бабули из Макаруки, район Лонггу, Нгелеа из Purepure и Okimo Uma, районы Тализ, Ману из Нгалитахавераны, Колеуладиастрикт, Реве и Севе из Валечара, район Сута, Сейкула и Рупа и район Лау, Маневача из Вирунгоно. Эти районы были наземной поддержкой и площадью движения Моро.
Организация
Поскольку некоторые из выдающихся лидеров движения Моро также были лидерами в Маасине Руру, и есть организационные сходства. Джозеф Корага и Людович Луи из Наго, которые имели «обязанности» в Маасине Руру, впоследствии стали «деревенскими лидерами» (Taovia ni Vera) в MM. В деревенских районах есть мужчины, обозначенные как «обязанности». Они действуют в качестве посланников, коллекционеров и общих СПИДа и контактов с Моро. Иногда их называют страстью (пиджинское слово, означающее способ ведения дел), кроме их работы, как обязанности, которые они также несут ответственность за обеспечение соблюдения правил и норм деревни. Страсть имеет под ним контингент дам под названием «Даки Ноноро», чья работа - присматривать за посетителями.
Другим сходством между двумя движениями является организация последователей или членов в крупных общинных деревнях. До того, как этот народ жил в небольших деревнях, в составлении членов семьи и близких родственников. В этих деревнях есть люма - гостевой дом, где разместятся посетителей. Существует также домик табу, отложенный для встреч и церемоний, таких как лечебные ритуалы. Самым большим домом Табу является индивидуальный дом в Макаруке, который является штаб -квартирой движения. В этом доме хранились ценные вещи, такие как корзины для оболочки, традиционные артефакты и другие значимые объекты в истории Исатабу.
Коллекция и перепись
[ редактировать ]Суммы денег были собраны у последователей по приказу Моро через «перепись». Был призван один шиллинг, чтобы помочь причине. В дополнение к вкладу переписи, была также введена «коллекция». Это один фунт от каждого взрослого мужчины и 10 шиллингов от каждой взрослой женщины. Другой вклад был в валюте раковины, которая хранится в доме древностей в Макаруке.
Финансовая стоимость движения в 1990 году была оценена от 20 до 30 тысяч долларов Si, включая стоимость денег. Никогда не было никакой попытки использовать банк этих денег, хотя. Он принадлежит Моро, который не использует его. Аллювиальное золото также предоставляется последователями Моро.
С некоторыми из собранных денег были начаты некоторые относительно масштабные коммерческие усилия, в том числе магазины в Макаруке, свинья, плантация, школа и даже такси в Хониаре. Большинство из этих предприятий рухнули.
Панорация аллювиального золота также было воодушевленной деятельностью для членов движения. Это привело их в прямой конфликт с крупными горнодобывающими компаниями. Тем не менее, большинство владельцев земель, где горнодобывающие компании работают в центральном Гуадалканале, также являются членами движения MORO, и поэтому получают выгоду от горнодобывающей промышленности.
Социальная и культурная деятельность
[ редактировать ]Сторонники движения собрались в большом количестве в Макаруке для встреч всей группы или для праздников. Во время этих праздников большинство, но не все носят традиционную платью: волокно -юбку под названием «Боса» для женщин и коры дерева или «кабилато» для мужчин.
Другие мероприятия включают в себя сбор традиционных артефактов и «священных камней», которые должны храниться в доме древностей. Традиционные артефакты включают в себя резьбу, традиционные инструменты, такие как каменные оси и оружие. Коллекция «священных камней» была очень безумной в 1970 -х годах. Камни были взяты из предложения алтарей из «peo из разных кланов движения». PEO означает право собственности на землю кланом, которому принадлежит PEO в этом районе. Они были собраны в ТСЖ. Эти действия были против римско -католической церкви в этом районе, которая заявила, что камни были связаны с духами предков и поклонялись. В то время как Сио Бубули утверждал, что камни хранились в качестве сувениров или сувениров, как и церковь, держит такие объекты, как Евхаристия. Бен Магоре, который присматривал за домом в 1980 -х годах 90 -х годов, заявил, что камни хранятся до тех пор, пока Моро не выпустит истории и истории камней. Это будущее время будет зависеть от Моро и членов движения.
Движение, как и Маасина Руру, также имела фракции поведения культовой культуры. В 1965 году Дики Валерего и Пада Валебайбай в районе Суты отправились в Колелу и сказали людям ждать груза из Америки. Сио Бубули, Моро и другие были против этой деятельности.
Последние события
[ редактировать ]После всеобщих выборов 1977 года Дэвид Валса из ММ был избран в национальный парламент. Это было большим достижением движения и большего повышения, когда Валса привела страну к независимости. 7 июля 1978 года. В Хониаре движение было приглашено устроить культурное шоу на церемониях независимости.
После обретения независимости Валуса была важной фигурой в движении, но когда Иезекииль Алебуа из Антиморо Авуаву победил на выборах 1980 года. С 1980 по 84 год Алебуа получил благосклонность в движении, помогая Моро -Деревням, например, водоснабжение Макаруке и Комуваолу, и покупку Копра в Хамарао, включая деревни Лонггу и Наго. Провинциальное рыболовство было улучшено в Марау. В 86, когда EA был избран пр.
Есть движение продажи
В сентябре 1985 года шеф Моро и его сторонники отметили 3 десятилетия движения в Тураране, взяв новое имя. На праздновании приняли участие многие гости, в том числе правительственные чиновники, Верховный комиссар Британского г -на Стэнсфилда и его жена.
Новое имя определяется по -разному разными людьми. Некоторые относятся к осьминогам с 8 руками, другие - 8 лучами солнца. Большинство людей все еще используют движение Моро.
Ссылки
[ редактировать ]- Социально-политическая группа давления: исследование движения Моро Гуадалканала, Тарсизий К. Тара
- Движение Моро Гуадалканала, Британские Соломонские острова Протекторат.; Давенпорт, Уильям и Гулбун Кокер ..