Матти Ияс

Матти Ияс (англ. Финское произношение: [ˈmɑtːi ˈʔijæs] ; родился 25 февраля 1950 года в Хельсинки ) [ 1 ] финский теле- и кинорежиссер и сценарист . [ 2 ] Его произведения для телевидения и кино характеризуются эксцентричными персонажами, неловкими ситуациями, теплым невозмутимым юмором и остроумными диалогами. Его повторяющиеся темы включают рождение и смерть, а также другие начала и концы. Часто пишущий, соавторский или адаптирующий свои собственные сценарии, он считается одним из немногих настоящих авторов в финском кино наряду с Аки Каурисмяки . [ 3 ] [ 2 ]
Матти Ияс вырос в Тёёлё , Хельсинки. Его мать работала архитектором, а отец был руководителем строительства в Силах обороны Финляндии. Ияс изучал журналистику в Университете Тампере, но так и не окончил его после того, как устроился на работу в Yleisradio , финскую радиовещательную компанию, где снимал детские телевизионные программы в своей региональной студии в Турку . Приняв марксистские идеи, как и многие финские художники и представители СМИ 1970-х годов, Ияс снимал детские документальные фильмы на такие темы, как чилийские беженцы в Финляндии и международное движение за мир. Его первой крупной работой стал Läskilinssi , мини-сериал 1976 года о мальчике, подвергающемся издевательствам из-за своей внешности. Многие из его короткометражных фильмов для детей были отмечены наградами на кинофестивале в Тампере . [ 4 ]
Первым опытом Ияса в создании полнометражных фильмов стало совместное написание сценария для финско- венгерского совместного производства «Брак без пошлины» 1980 ( ) режиссера Яноша Жомболиая и Микко Нисканена молодежной драмы «Беги!» ( Отъезд из Аджо , 1982 год). [ 5 ] После этого Ияс стал сценаристом и режиссером канала Yle TV1, снимая весьма индивидуальные телевизионные комедийные драмы, такие как « Последний концерт» ( Viimeinen keikka , 1984) , «Рестлер» ( Painija , 1985) и «Кацастус» (1988).
Его самые ранние фильмы, выпущенные в кинотеатрах, включают «Комик» ( Koomikko , 1983), «Долли и ее любовник» ( Räpsy ja Dolly eli Parīsi ertoto , 1990) и «Lyrics and Lace» ( Pilkkuja ja pikhuhousuja , 1992). Возвращаясь к темам взросления своих детей на телевидении, он снял фильмы «С завязанными глазами» ( Sokkotanssi , 1999) и «Синий угол» ( Haaveiden kehä , 2002).
Чередуя работу на телевидении и в кино, Ияс оставался плодовитым режиссером. Помимо детей и молодежи, в число его главных героев часто входят люди среднего и пожилого возраста, например, в телефильмах « Белый мрамор» ( Pala valkoista marmoria , 1998), «Лахья» (1997), «Забор» ( Aita , 2001) и « Тууликааппимаа » ( 2003).
В 2000 году Матти Ияс получил Государственную премию Финляндии в области кино. [ 6 ] В 2002 году он был награжден медалью «Про Финляндию» орденом Финского Льва .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кто каждый 2007 г., Отава 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Марко Густавссон. «Архив Теемана Элявя: Матти Ияс - через черный ход к мастеру-режиссеру» . ЮЛ .
- ^ Тимонен, Лаури: Фильмы Матти Ияса . Хельсинки: Типа, 2013. ISBN 978-952-01-0751-2 . Страницы 16–27.
- ^ Лауреаты Национального конкурса. Архивировано 19 мая 2014 г. на archive.today , Кинофестиваль в Тампере. Вийтату 18.5.2014.
- ^ Тимонен 2013 с. 495–496.
- ^ Государственная премия режиссеру Матти Иясу , Министерство образования и культуры Финляндии, 29 ноября 2000 г.