Србуи Лисициан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Србуи Степанова Лисициан (28 июня 1893, Тифлис — 1979) — советский армяно- этнограф , известная разработкой нового математического метода описания народного танца именно с использованием кинотехники. Лисициан провела свою карьеру в Армянском институте археологии и этнологии в качестве этнолога , после того как получила степень доктора философии. в Армянском институте истории . В 1980 году Армянский институт археологии и этнологии был переименован в честь нее и ее отца, еще одного известного этнолога. [1]
Биография
[ редактировать ]Србуи Лисициан родилась в 1893 году в Тбилиси в семье Степана Лисицяна, педагога и этнографа. Ее мать, Екатерина Кристапоровна, тоже была педагогом.
Родители Србуи издавали детский журнал «Хаскер» (1905–1922), редактировали еженедельник «Тараз» (1892–1893) и сотрудничали с видными деятелями армянской культуры: Ованнесом Туманяном, Аветиком Исаакяном, Александром Ширванзаде, Казарошаяном, Ованисом, Ованисом, Л. С Георгием Башинджагяном, Паносом Терлемезяном, Егише Тадосяном и другими.
Оканчивает Гарийские женские высшие курсы в Москве по специальности «Русско-римская литература». Студия Е. Озаровской «Художественная речь», Студия танца И. Чернецкой.
Активность
[ редактировать ]Лисициан вернулась в Тбилиси в 1917 году, где проявился ее организаторский талант. В том же году она основала студию декламации, ритмики и пластики, которая в 1924 году была преобразована в Тбилисский институт ритма.
В 1930 году Лисициан поселился в Ереване. Благодаря ее усилиям в том же году в Ереване был открыт колледж «Ритм, пластика и физическая культура» (позже «Студия ритма и пластики»). Она руководила этнографическим ансамблем студентов и студией. При ее непосредственном участии в 1936 году была открыта танцевальная школа. Лисициан стал первым директором училища.
С 1930 начала ставить народные танцы и писать театральные постановки (пьесы). Записки Лисициана и теоретический анализ армянских народных танцев были не только первыми в истории армянского танца, но и имели фундаментальное значение.
Вершиной деятельности Србуи Лисицян стало создание системы регистрации движений. Она изучала существовавшие прежде системы письменности, учитывала и устраняла все их недостатки, извлекая все ценное. В 1940 году в Москве был издан труд Лисициана «Рекорд движения (кинематография)», который явился логическим продолжением созданных до этого систем.
Новый метод позволил легко анализировать движение совершенно разными способами по каждому счету прибора. Благодаря изобретению Лисицианом движения был создан орел, число танцев которого сейчас составляет более 3000. Србуи Лисицян первой в истории танца воплотила в жизнь современный принцип письма, благодаря которому выявляются тексты движения, словесные, музыкальные и образные, раскрываются лингвистический, исторический и географический пласты.
Лисициан был также основоположником спортивной гимнастики в Закавказье . В ходе научных экспедиций она регистрировала армянские народные танцы, театральные действия, собирала этнографические и фольклорные материалы. Она является автором множества статей, произведений и переводов, танцевальных постановок. Написала балет «Наринэ» (совместно с М. Бархударяном). Она также переводила с русского на армянский язык произведения армянских классиков (Л. Шанта, Ат. Зоряна, Р. Демирчяна). [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Огилви, Мэрилин Бэйли ; Харви, Джой Дороти (1 января 2000 г.). Биографический словарь женщин в науке: ЛЗ . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780415920407 .
- ^ Кто есть кто? Армяне. Биографическая энциклопедия, том первый, Ереван, 2005 .